Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 07:45, дипломная работа
Формирование в семье прочных нравственно-этических связей между родителями и детьми, пути установления в ней атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг другу - всего того, что необходимо для благоприятного социального развития личности ребенка, подростка, - стало одним из магистральных направлений научно-практических поисков в современном человекознании.
Введение
Глава 1. Семья и семейном воспитании
1. Сущность содержания понятия «семья».
2. Взаимоотношения родителей и детей как оптимизация внутрисемейных отношений
3. Возникновение конфликтов
Глава 2. Коррекции внутрисемейных отношений
2.1. Пути коррекций внутрисемейных отношений.
2.2. Экспериментальное исследование внутрисемейных
отношений
Заключение
Выводы
Практические рекомендации
Литература
Ну а как же управлять неизбежным конфликтом? Во-первых, за счет четкого контроля за собственными эмоциями, которые так мешают нам порой правильно оценивать происходящее. Во-вторых, за счет анализа подлинных
причин конфликта, которые ваши оппоненты вполне могут скрывать под причинами мнимыми, от чего вам необходимо их все-таки выяснить, внимательно наблюдя за противником и тщательно обдумывая его действия и поступки в прошлом и настоящем. В третьих, с помощью локализации конфликта, ведения его четких рамок, хотя вас так и будет подмывать перейти в наступление по всему «фронту» и ничего (и никого) не пожалеть ради победы любой ценой.
В четвертых, за счет отказа от излишней концентрации на защите, поскольку увлечение собственными действиями может помешать вам увидеть изменения в обстановке и в поведении оппонента (17).
И наконец, последнее - определите, к чему именно вы стремитесь в конфликте, помня, что он может иметь четыре исхода: компромисс, полное подчинение другого, прерывание, интеграция.
Конфликты не страшны для супружества, если в них не пожирается достоинство другого; если вы способны проявить добрую волю к примирению; взглянуть на себя со стороны; вовремя остановиться; быть снисходительными, терпимыми, способными к проявлению чувства юмора (4).
В некоторых случаях конфликты могут быть даже ...полезны, если они, например, приводят к проявлению какой-то ситуации, или «освежают» супружеские чувства. Но в тоже время любой конфликт в семье - это всегда нарушение её единства, которое, в конце концов, может оказаться губительным. И потому, выяснив основные положения теории конфликтов, нам теперь просто необходимо разобраться в их причинах, сделав по ходу этого разбора необходимые пояснения рекомендательного плана.
К сожалению, сведения о наиболее расхожих причинах супружеских конфликтов характеризуется скорее пестротой, чем однозначностью, причем их часто отождествляют с причинами разрушения брака. Так, по данным одного из социологических опросов, оказалось, что мужчины, несмотря на традиционную
принадлежность к сильному полу, более всего чувствительны к материально-бытовым неудобствам и трудностям физической адаптации (7).
Наверное, вы согласитесь со мной в том, что лучший способ выйти из конфликта - это просто-напросто не доводить до него. Вовремя заметить угрозу ссоры и погасить её шуткой, новой, значимой, значимой и интересной для другого супруга информацией, резким переключением его внимания, на что - то другое (по возможности, приятное). Устранить созревающий конфликт можно сильным и в чем-то эмоциональным «поглаживанием» — одариванием знаками любви (16).
Если же поведенческий конфликт все же возник, прежде всего, постарайтесь уйти от него. Уход от конфликта наиболее показан в тех случаях, когда разногласия не имеют под собой реальной почвы, а вызваны, например, усталостью или раздражением. Такой пожар легко угаснет сам. Но уходить от конфликта необходимо мягко, терпеливо и умело. Лучше всего вначале выслушать другого, затем, не вступая в пререкания, переключить его внимание - попросить сходить к соседям или в магазин.
Конечно, в случае если супруг ваш совсем не прав, уход может быть демонстративным, но тогда это уже будет более похоже на конфронтацию (сознательное обострение конфликта с последующим открытым обменом лишений по его поводу). Использование подобного метода возможно, поскольку в случае, если вы плохо владеете принципами бесконфликтного общения, конфронтация легко может перейти в обмен мнениями по системе: «А ты такой!».
Наиболее
оптимальным в серьезных
Что
еще можно сказать о
ГЛАВА 2
КОРРЕКЦИИ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1.
Пути коррекции внутрисемейных
отношений
За страхами и переживаниями родителя, за жалобами на отсутствие контакта чаще всего кроется шпердоминантная, опекающая позиция родителя по отношению к ребёнку, стремление руководить, советовать, рекомендовать без понимания истинных потребностей ребёнка. В том случае особенности поведения ребёнка, лежащие в основе жалоб - невнимательность, резкость, скрытость, есть способы борьбы за собственную независимость, попытки избежать гипер опеки. Таким гипер опекающим родителям свойственно либо не замечать доминантности собственного поведения, либо воспринимать его как нечто нормальнее и естественное: "Я же хочу ему только добра", "Я же лучше знаю, как надо поступать в таких ситуациях". В случае работы с гипер опекающим родителем бывает особенно полезно выяснить те требования, которые он (она) они проявляет ребёнку вообще (т.е. каким он (она) хотел бы видеть своего сына (дочь), а также то, когда и как эти требования предъявляются, что к по какому поводу родитель чаще всего говорят ребёнку. Обычно в ситуации гипер опеки у родителя есть требования, которые предъявляются практически ежедневно, и именно они, как правило, лежат в основе конфликтов и ссор. Нередко во время разговора с родителями о тех требованиях, которые они предъявляют своим детям, возникает чувство недоумения: к кому же обращены, иначе говоря, сколько же лет ребёнку? Звучат они как будто разговор идет о 10-11 летнем ребёнке. Но ведь здесь речь идет о детях, чаще всего давно вышедших из того возраста. Уже это, само по себе, свидетельствует о неадекватности позиции родителей. Еще больше несоответствие реальности позиций родителей может проявиться, если опросить родителя:
"А какова цель того, что вы все время опекаете или говорите ему (ей) о том, чтобы он (она) помыла посуду за собой, о том, чтобы долго не разговаривал по
телефону, о том, чтобы приходил (ла) вовремя домой и т.д. Наиболее частый ответ в таких случаях будет таков: "Я пытаюсь научить или заставить его (её) делать то, что необходимо" иди "Я напоминаю ему, иначе он забудет это сделать". Что скрывается за такого рода ответами? Это:
а) представление
о своей роли как о роли
учителя, единственного,
знающего и понимающего, что, когда и как
надо делать, и, соответственно, не
допускающего каких-либо иных вариантов
или оценок;
б) уверенность
в необходимости и реальности достижения
стоящих задач -
воспитать, заставить, объяснить, убедить
к т.д.;
в) низкая оценка возможностей и способностей самого ребёнка, недоверие по отношению к нему, поскольку такое поведение родителя означает, что он убежден, что ребёнок сам никогда я ничего путного сделать не сможет. Надо в такой ситуации - разрушить или поставить под сомнение целесообразность гипер опекающей позиции по отношению к сыну, дочери, а так же, по возможности, заменить её иным отношением и видением происходящего. Ещё один источник информации, использование которого может в значительной мере помочь вскрытию лежащих в основе гипер опеки механизма - это анализ того, почему родитель обратился за помощью, после консультации его с психологом.
Для того чтобы что-то изменилось и проблема была решена, необходимо пересмотреть совместно с родителем, по крайней мере, три момента: его позицию по отношению к ребёнку, тактику повседневного поведения, а также его представление о собственном ребёнке, образ того, каков он (2). Прежде всего, следует доставить под сомнение правомочность и целесообразность позиции всезнающего учителя, которую занимает родитель, а также то, что, втолковывая нечто ежедневно "ребёнку" можно добиться какого-либо позитивного результата. Обсуждение тактик повседневного поведения родителя с ребёнком может дальше идти по разным направлениям. В частности целесообразно говорить о том что:
I) прямое воздействия неэффективно, особенно когда оно базируется на негативных примерах и высказываниях;
2) неведение родителей, воспринимаемое и ощущаемое как давление, чаще всего вызывает не подчинение, а сопротивление, негативизм, то есть, результат, обратный желаемому;
3) давление и контроль приводят лишь к единому - отношения о ребенком портятся, приобретают нежелательный характер. Только имея хорошие доверительные отношения с ребёнком, родитель может оказать на него хоть какое-то влияние, и, таким образом, не советом, а сопереживанием удержать от опрометчивого шага. При наличии доверительных отношений с родителями ребёнок, с одной стороны, склонен больше прислушиваться к ним, а о другой стороны срабатывает сильнейшее одерживающее средство, боязнь причинить боль любимым людям: чувствуя переживания отца / матери, труднее причинить ему ей боль, чем тогда, когда он / она выглядит холодным к осуждающим. Таким образом, ситуация доверия предоставляет больше возможностей для контроля, но не для прямого, а для косвенного (1).
В работе с семьями, где отношения супругов хронически осложнены и находятся тактически на грани распада, учитель социальный работник, практический психолог, по пути дела должны выполнять психотерапевтические функции. То есть, в беседе с родителями необходимо внимательно выслушав обе стороны, попытаться, по возможности погасить неудовольствие супругов друг другом, показать причины, приводящие к обострению отношений, консолидировать взаимоотношения супругов, прежде всего не основе интересов ребенка.
С конфликтными семьями нужна кропотливая индивидуальная работа по оздоровлению взаимоотношений супругов, требующая большого такта, мудрости, хорошего знания жизни, профессионализма (2).
2.2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ТНОШЕНИЙ.
3.1. Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга В.В. Столин)
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
СТРУКТУ
РА ОПРОСНИКА Опросник состоит из 5 шкал
1. «Принятие
отверждение» Шкала
отражает интегральное
эмоциональное отношение к ребенку.
Содержание одного полюса шкалы:
родителю нравится ребенок
таким, какой он есть.
Родитель уважает
индивидуальность ребенка, симпатизирует
ему. Родитель стремится проводить
много времени вместе с ребенком, одобряет
его интересы и планы. На другом
полюсе шкалы:
родитель воспринимает
своего ребенка
плохим,
неприспособленным, неудачливым. Ему кажется,
что ребенок не добьется
успеха в жизни из-за низких способностей,
небольшого ума, дурных наклонностей.
По большей части родитель испытывает
к ребенку злость, досаду, раздражение,
обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает
его.
2. "Кооперация"
— социально желательный образ
родительского
отношения. Содержательно
эта шкала раскрывается
так: родитель
заинтересован в делах и планах ребенка,
старается во всем помочь ребенку, сочувствует
ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные
и творческие
способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
3. "Симбиоз"
— шкала отражает межличностную дистанцию
в общении с
ребенком. При высоких баллах по этой шкале
можно считать, что родитель
стремится к симбиотическим отношениям
с ребенком. Содержательно эта
тенденция описывается так - родитель
ощущает себя с ребенком единым
целым, стремится удовлетворить все потребности
ребенка, оградить его от
трудностей и неприятностей жизни. Родитель
постоянно ощущает тревогу за
ребенка, ребенок ему кажется маленьким
и беззащитным.
Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
4. "Авторитарная
гиперсоциализация" — отражает форму
и направление
контроля за поведением ребенка.
При высоком балле по этой
шкале в
родительском отношении
данного родителя отчетливо
просматривается
авторитаризм. Родитель требует от ребенка
безоговорочного послушания и
дисциплины. Он старается навязать ребенку
во всем свою волю, не в состоянии
встать на его точку зрения. За проявление
своеволия ребенка сурово наказывают.
Родитель пристально следит за социальными
достижениями ребенка, его индивидуальными
особенностями, привычками, мыслями, чувствами,
5. "Маленький
неудачник" — отражает
особенности восприятия и
понимания ребенка родителем. При
высоких значениях по этой шкале в
родительском отношении
данного родителя
имеются стремление
инфантилизировать ребенка,
приписать ему личную
и социальную
несостоятельность. Родитель видит ребенка
младшим по сравнению с реальным
возрастом. Интересы, увлечения, мысли
и чувства ребенка кажутся родителю детскими,
несерьезными. Ребенок представляется
не приспособленным, не