Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 07:45, дипломная работа
Формирование в семье прочных нравственно-этических связей между родителями и детьми, пути установления в ней атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг другу - всего того, что необходимо для благоприятного социального развития личности ребенка, подростка, - стало одним из магистральных направлений научно-практических поисков в современном человекознании.
Введение
Глава 1. Семья и семейном воспитании
1. Сущность содержания понятия «семья».
2. Взаимоотношения родителей и детей как оптимизация внутрисемейных отношений
3. Возникновение конфликтов
Глава 2. Коррекции внутрисемейных отношений
2.1. Пути коррекций внутрисемейных отношений.
2.2. Экспериментальное исследование внутрисемейных
отношений
Заключение
Выводы
Практические рекомендации
Литература
Социологи
выделяют одиннадцать слагаемых
семейного счастья и
По данным психологов, для счастья семьи нужно не столь много. Направленность на другого (умение понимать его, внимательно к нему относиться» учитывать вкусы, интересы и желания). Нормальное бесконфликтное общение. Доверительность и элепатия (действительное сочувствие другому: эмоциональный отклик на его неблагополучие, побуждающий к действиям в его пользу). Понимание друг друга (это больше, чем простое взаимопонимание!). Нормальная интимная жизнь. И наличие Дома - именно с большой буквы: не жилплощади, а места, где может отдохнуть от сложностей жизни и семья в то, что сполна проявляется в семейных отношениях. Семья участвует в сохранении, накоплении и передаче новым поколениям трудовых навыков, обеспечивает преемственность духовной культуры.
Семья служит для людей первым источником социальных идеалов и образцов поведения, велико её значение в организации потребного и совместного быта людей. Наконец, от семьи зависит и воспроизводство самого населения. Вместе с тем семья - одна из высших моральных ценностей общества. (3)
Воспитание детей - самая важная область семейной жизни. Дети - это будущие отцы и матери. Они тоже будут воспитателями своих детей. Но и это не все. Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе. Это наши слезы. Это - наша вина перед другими людьми.
"Дети
- живые цветы земли" так
поэтично выразил глубокую
1.2. Взаимоотношения
родителей и детей
как оптимизация внутрисемейных
отношений
Отношения к ребёнку и взаимоотношения с ним имеют первостепенное значение, поскольку в конечном итоге чаши взаимоотношения с кем бы то ни было определяются нашим отношением к нему. Конечно же, четкое точное применение принципов и методов воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей наших детей является необходимым условием их успешного формирования.
Ребёнок - зеркало семьи: как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий - это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными (4). Существует очень важная область семейного бытия, которая, во-первых, определяет эффективность воспитания и развития ребёнка, а во-вторых, опосредует влияние на эту самую эффективность всех других компонентов семейной сферы. Эти отношения и взаимоотношения устремления родителей их воспитательным действиям: разнонаправленность требования к ребенку, односторонняя ориентация на умственное развитие в ущерб социальному, строго регламентированному воспитанию и жёсткость оценок, приводящие к излишнему передантизму, "оранжерейность" воспитания, создающая двойственность позиций ребенка дома и в детском саду: дефицит содержательного общения родителей с ребенком: недостаточность общения ребенка с взрослыми в раннем детстве - это всё является причиной не благополучия, со стороны семьи. Со стороны личности родителей негативное влияние оказывают такие их черты, как замкнутость на своей семье - отсутствие интереса к жизни других людей и общение с ними: узко избирательное отношение к людям и подчеркнуто негативные оценки людей, «не достигших успеха» в жизни: деспотизм, замаскированное любовью к ребенку: неумение присмотреться к его любимым чертам и слабостям: родительское тщеславие, заставляющее форсировать развитие детей и предъявлять к ним непомерные
требования. Как мы видим, большая часть причин дефектов развития детей основывается на взаимоотношениях и отношениях. (4).
Психологи выявили, что такие важнейшие качества личности человека, как эмоциональная отзывчивость, коммуникативный потенциал (умения и навыки общения с другими) направленность и способность к произвольной регуляции своей деятельности, а также целый ряд других, не менее важных во многом определяется стилем взаимоотношений в семье и ее отношений с окружающей действительностью. Все эти взаимоотношения в семье, их характер - позволяют точно прогнозировать будущие отношения ребенка со своими сверстниками. Многочисленные исследования доказали, что в семье существует две системы правил: мягкая - для родителей, а жёсткая- для детей, последние, особо не задумываясь усваивают именно мягкую систему. Одна из наиболее частых проблем, с которыми приходится сталкиваться - это жалобы родителей на трудности во взаимоотношениях со своими детьми.
Очень условно жалобы родителей на детей можно разделить на три группы:
Чтобы ваш ребенок нормально рос и развивался, вам еще до его рождения нужно усвоить следующее:
1. Ваш малыш не в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы ни как не вправе требовать, чтобы он разрешил вам эти проблемы.
Почему столь важны эти пять принципов отношения к ребенку? Да потому, что они четко определяют весь воспитательный климат вашей семьи и задают весь строй личности ваших детей (8).
Почаще общайтесь с вашим ребенком. Выслушивайте до конца все, что он говорит, и прислушивайтесь к его мнению. Старайтесь быть требовательным. Для чего всегда объясняйте причины ваших требований. Не отгораживайте от детей взрослую жизнь. Объясняйте им все - применительно к возрасту, но без скидок на него. Старайтесь почаще смотреть на мир глазами ребенка. Уважайте его достоинство и самостоятельность. Цените не только послушание, но и независимость. Не раздражайтесь и не ворчите. Будьте всегда добрыми и доброжелательными. Не стесняйтесь демонстрировать свою любовь, но не перегибайте палку: осознавший свою ценность ребенок может сесть вам на шею. Учитывайте желания детей, но не идите у них на поводу, неутомимо объясняя им разницу между «хочу» и «надо». Создавайте для ребенка возможности достижения все новых и новых рубежей в его развитии. И наказывайте лучше уменьшением доли поощрений, причем, перед тем как применить наказание, обязательно разберитесь в мотивах поступках, - может быть, он совершен из самых лучших побуждений.
Необходимость
тепла отношения к детям
Использование первого типа средств - внимания и поощрения - обычно приводит к формированию гармонично развитой личности, использование же второго типа - строгости и наказания - чревато формированием личности ущербной. Ибо эмоциональный тон и преобладающие средства воспитания проявляются еще и в типе семейного контроля и дисциплины, где опять таки на одном полюсе находятся ориентации родителей на активность, самостоятельность и инициативу, а на другом - зависимость, пассивность и слепое послушание, что сполна проявится в ребенке, либо по сходству, либо по контрасту (19).
В принципе, все многообразие этих стилей психологи делят на три основных - демократический, авторитарный и попустительский. При демократическом стиле общения вы общаетесь с ребенком товарищеским тоном, корректно направляете его поведение, хвалите и порицаете, даете советы и предложения, допускаете дискуссии по поводу своих распоряжений и не увлекаетесь подчеркиванием своего «руководящего» положения. При авторитарном общении с ребенком вы ограничиваетесь краткими распоряжениями ( без всяких разъяснений), ведете его четко и не приветливо и делаете запреты без снисхождения, с угрозой, не принимаете в расчет его чувства и эмоции, хвалите и ругаете «под настроение» и тратите немало сил на поддержание сил между вами и ребенком. При попустительском вы вообще не даете указаний и распоряжений. Не расходуете сил ни на поощрения, ни на наказания, заранее соглашаетесь со всеми действиями детей и домашних, и вообще придерживаетесь в семье принципа «моя хата с краю» (15).
С точки зрения влияния всех этих типов воспитания на формирование и развитие личности ребенка давно уже доказано, что наилучшим является демократический стиль воспитания, в максимальной степени способствующий формированию таких важнейших качеств гармоничной личности, как инициатива, ответственность, самостоятельность и активность.
Не надо забывать и о том, что надо вовремя и действенно поощрять все хорошие начинания вашего малыша и мягко, не перегибая палку, пресекать все то, чему не место в личности гражданина общества. Мало кто знает, что фразу о том, что всякое управление требует кнута и пряника, оставили нам в наследство древние римляне. Хотя нет, наверное, ни одного человека, который бы не знал об этих атрибутах воспитания. Однако, подарив нам этот принцип, авторитеты прошлого ничего не сообщили о пропорциях, в которых следует применить эти самые кнут и пряник. Естественно, они ведь сильно зависят от конкретной ситуации. Но иногда нынешние родители, решая для себя вопрос о соотношениях кнута и пряника в воспитании, склоняются к кнуту, переходя на педагогику запретов и наказания, а то и к «ременному» воспитанию. А причина - в неумении и нежелании поощрять, ибо делать это надо умеючи и постоянно, что, конечно же, требует куда больше внимания и сил, нежели эпизодическое, хотя и систематическое применение наказания. А ведь подобная «экономия» чувств - явная ошибка здравого смысла, предрассудок лени, ибо силы, потраченные на поощряющую педагогику в детстве, сторицей окупятся далее, причем особенно в подростковом возрасте. Выражаясь экономическим языком, самоокупаемость поощряющей педагогики куда выше, нежели педагогики наказания, а эффективность и воспитательные последствия вообще не соизмеримы, тем более, что поощрение является предтечей, условием и следствием педагогики любви, таковая, как вы, наверное, уже поняли мудрее самых мудреных педагогических изданий (8).
Однако довольно часто приходится слышать и другое, весьма рациональное объяснение увлечения педагогикой наказания. Дескать, человек (а ребенок тем более) - существо не благодарное, к хорошему привыкает быстро, отчего пряниками можно «перекормить», а вот наказанием - нет. Помилуйте, но ведь и к наказанию привыкают! Что же касается «перекорма», то неужели вы не понимаете, что уменьшение дозы поощрения для человека, который к нему привык и есть самое сильное наказание. Причем такое наказание - это чрезвычайно важно - заставляют его самого полностью самостоятельно и весьма активно искать причину уменьшения дозы и не вполне понятного выхода под градом негативных санкций. Так что, если вдуматься, альтернативы между поощрением и наказанием не существует. Тем более что некоторые читатели, наверное, продолжили мою мысль и пришли к выводу о том, что уменьшение дозы наказания - это солидное поощрение. Да и в этом вы правы, как и в том, что вообще то воспитание без наказания вещь такая же нереальная, как вечный двигатель. Но наказанием не следует увлекаться, ибо, скорее всего оно породит раба, а не человека. И наказывать детей в целях воспитания должно быть впрочем, также как и поощрять. И именно с поощрения мы и начнем.