Внимание

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

“Глаза его читали, но мысли были далеко”,- так сказал А.С. Пушкин в своем романе “ Евгений Онегин“. Действительно, мы часто замечаем за собой, что когда начинаем сосредоточенно работать ( слушать лекцию, читать трудную тему ), то, вдруг, ловим себя на том, что думаем совсем о другом. Без целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание в том числе. Повышенное внимание необходимо на всех этапах работы памяти, но в особенности на первом этапе - восприятия. Но вряд ли найдется человек, который мог бы сказать: “Я всегда в состоянии управлять своим вниманием”. “Сосредоточенность - вечная тайна всякого совершенства” (Стефан Цвейг. “Мендель - букинист”). Так что же такое внимание ?

Содержание

Введение
Понятие о внимании
Характеристика основных видов внимания
Физиологические механизмы и основные свойства внимания
Роль внимания в жизни и профессиональной деятельности

Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

Курсовая Внимание.doc

— 556.50 Кб (Скачать)

названо Уильямом  Бейтсом  “пальминг”.  Упражнение:  поставить  перед  собой

какую-нибудь из любимых вещей (лучше яркого цвета).  Затем  несколько  минут

смотреть на предмет  внимательно,  спокойно.  После  этого  следует  закрыть

глаза, попытаться вспомнить предмет в деталях  и удержать  их  в  уме.  Затем

открыть глаза, посмотреть на предмет и определить,  какие  подробности  были

забыты в умственном образе. Упражнение следует повторять  до  тех  пор,  пока

предмет не будет  точности воспроизведен в умственном образе.

      Еще одним способ тренировки  внимание может  быть  способ  “запоминания

лиц”. Для этого следует сесть, сосредоточиться и попробовать  описать  черты

лица знакомых: нос, глаза, рот, подбородок, цвет волос, общую форму  головы.

Оказывается, что  не каждый человек может в точности воспроизвести  в  памяти

лица  даже  самых   близких   людей.   Это   упражнение   хорошо   тренирует

наблюдательные  способности.

      - активизация слухового центра. Известный российский физиолог  академик

П. Анохин в своих  исследованиях установил, что в  деятельности  человеческого

мозга порой  возникают  ситуации,  когда  происходит  активизация  всех  его

структур.  В  этом  случае  они  работают  как  одно   целое   и   выполняют

поставленную  задачу  наиболее  эффективно.  Для  создания  такой   ситуации

разработан  комплекс  специальных   упражнений,   вовлекающих   в   процессы

деятельности мозга  дополнительные структуры, в частности  слуховой центр.

      1. Проходя по улице, нужно   стараться  поймать  и   удержать  в  памяти

отдельные фразы  проходящих мимо людей.

      2. Нужно  стараться  различать   голоса  часто встречающихся людей и

припоминать каждый персонифицированный  голос,  когда  вновь  услышите  его.

Таким образом, можно  составить себе зрительный образ  говорящего.

      3. Стоя так,  чтобы  не  видеть  разговаривающих  между  собой   людей,

попытаться различить их голоса и установить личность каждого из них.

      4. Можно постараться припомнить  слова,  обращенные  к  вам   в  течение

прошедшего дня. Очень немногие люди в состоянии  дословно повторить  то,  что

им было сказано  всего несколько минут назад.

      5. Присутствуя  на  лекции,  собрании,  заседании,  постараться   затем

записать  все,  что  запомнили  из  услышанного.  Мысленно  обсуждая   речь,

передайте, по возможности  дословно,  употребленные  в  ней  слова.  Это  не

только  полезно  для  развития  слухового   восприятия,   сосредоточения   и

внимания,  но  и  служит  одним  из  лучших  средств   в   совершенствовании

ораторского искусства. 

                                4. Заключение 
 

      В своем реферате я дала  понятие внимания, выделила его виды и функции,

рассмотрела способы  тренировки и развития внимания.

      Но это не предел. Изучение  психики и личности человека, познавательных

процессов  и  способов  их  тренировки  и  развития  становится  все   более

совершенным. Психологи изобретают более новые, более современные модели  для

изучения этих процессов. Человек, используя эти  модели, глубже познает  свой

внутренний мир, что позволяет открыть новые  способности человека. 
 

                     5. Список использованной литературы 
 

      1.  Андреев  О.А.,  Хромов  Л.Н.  Учись  быть  внимательным.   -   М.:

Просвещение, 1996. - 160 с.

      2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1: Пер. с франц. -  М.:

Мир, 1992. - 496 с., ил.

      3. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология  внимания.  -  М.:  Тривола,

1999. – 336 с.

      4. Кузин В.С. Психология. Учебник. - М.: АГАР, 1999. - 304 с., ил.

      5. Немов  Р.С.  Психология:  Учеб.  для  студентов  высш.  пед.  учеб.

заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. -  М.: ВЛАДОС,  1997.  -

688 с.

      6. Общая психология: Курс лекций  для  первой  ступени  педагогического

образования / Сост. Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 448 с.

      7. Психология и педагогика: Учебное  пособие / Николаенко В.М., Залесов

Г.М., Андрюшина Т.В. и др.;  Отв.  ред.  В.М.  Николаенко.  -  М.:  ИНФРА-М;

Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - 175 с. 
 

-----------------------

[1] Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. - М., 1995.

[2] Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. - М, 1995.

[3] Немов Р.С.  Психология. Учебник. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.,

1997.

[4] Там же. - С. 207.

[5] Там же. –  С. 208.

[6] Общая психология / Сост. Е.И.Рогов. - М., 1995.

[7] Там же. - С. 198.

[8] Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. - М., 1995.

[9] Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. - М., 1995.

[10] Выготский Л.С.  Развитие высших форм внимания  в детском возрасте //

Хрестоматия по вниманию. - М., 1976.

[11] Немов Р.С.  Психология. Учебник. Кн.1. Общие основы  психологии. - М.,

1997.

[12] Психология  и педагогика. Учебное пособие  // Отв. ред. В.М. Николаенко.

- М., 1999. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

Проблема внимания традиционно считается одной  из самых важных и сложных проблем  научной психологии. От ее решения  зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного. Высокую оценку внимания на уровне мировоззрения и в этическом аспекте можно найти у многих авторов.

Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в оборе содержания сознательного  опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться даже в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов. Как отмечает Ф. Уорден, с точки зрения здравого смысла можно предположить, что “явления внимания играют важную роль в науке о поведении, но, как ни странно, это не так, и в учебниках психологии внимание, как правило, занимает скромную и незаметную позицию”. Между тем, удельный вес исследований, прямо направленных на решение проблемы внимания или проводимых под рубрикой “внимание” довольно высок и продолжает стремительно увеличиваться.

В своей работе я постаралась дать наиболее полное определение термину “внимание”, определить его виды, выделить свойства и функции. Также, я постаралась  выявить наиболее важные пути развития и способы тренировки внимания.

В своем реферате я использовала работы таких авторов, как Ж. Годфруа, Р.С. Немов, В.С. Кузин и других.

2. Внимание

2.1. Общее понятие  о внимании. Определение

 

                 

 Психическая  деятельность не может протекать  целенаправленно и продуктивно,  если человек не сосредоточится на том, что он делает.  Человек, занятый какой-либо работой, может не слышать о чем говорят другие и не откликаться, если его позовут. В этом случае говорят, что он сосредоточил внимание на том, что он делает, что он обращает внимание на те или иные предметы, занимается ими, отвлекаясь от всего остального. Из этого следует, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Ярким примером воздействия особо актуальной информации является факт под названием “эффект вечеринки”, изученный в 1953 году Черри. Например, в дружеской компании сначала мы слышим только общий шум голосов разговаривающих. Однако, достаточно, чтобы кто-либо вдруг обратился к нам, чтобы мы, несмотря на продолжающийся вокруг разговор, сразу начали воспринимать то, что говорят нам. Именно высокая значимость сигнала (а не его интенсивность) определяют направление внимания человека.               

 Под направленностью  следует понимать, прежде всего,  избирательный  характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его.[1]               

 Внимание  обычно выражается в мимике, в  позе, в движениях. Внимательного  слушателя легко отличить от  невнимательного. Но иногда внимание  направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания внешнего. Все это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.                

 Внимание  можно определить как психофизиологический  процесс, состояние, характеризующее  динамические особенности познавательной  деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней деятельности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени. Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

2.2. Виды внимания

 

 

Психологи выделяют ряд видов внимания. Таковыми являются непроизвольное и произвольное внимание, природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

Непроизвольное  внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям выполняемой деятельности.[2] Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами. Эти причины условно можно разделить на три группы:

1. Характер и  качество раздражителя. Сюда надо  включить, прежде всего, его силу  или интенсивность. Важную роль  при этом играет не столько  абсолютная, сколько относительная  сила раздражителя. Особое значение имеет контраст между раздражителями. То же самое относится к длительности раздражителя, а также к пространственной величине и форме предмета.

2. Ко второй  группе причин относятся те  внешние раздражители, которые соответствуют  внутреннему состоянию человека, и, прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут по-разному реагировать на разговор о пище.

3. Третья группа  причин связана с общей направленностью  личности. Например, идя по одной  и той же улице, дворник обратит  внимание на мусор, милиционер - на неправильно припаркованную машину, архитектор - на красоту старинного здания.

В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Произвольное внимание обычно связано с борьбой мотивов и побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.[3]

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.[4]

Информация о работе Внимание