Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 22:07, курсовая работа
“Глаза его читали, но мысли были далеко”,- так сказал А.С. Пушкин в своем романе “ Евгений Онегин“. Действительно, мы часто замечаем за собой, что когда начинаем сосредоточенно работать ( слушать лекцию, читать трудную тему ), то, вдруг, ловим себя на том, что думаем совсем о другом. Без целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание в том числе. Повышенное внимание необходимо на всех этапах работы памяти, но в особенности на первом этапе - восприятия. Но вряд ли найдется человек, который мог бы сказать: “Я всегда в состоянии управлять своим вниманием”. “Сосредоточенность - вечная тайна всякого совершенства” (Стефан Цвейг. “Мендель - букинист”). Так что же такое внимание ?
Введение
Понятие о внимании
Характеристика основных видов внимания
Физиологические механизмы и основные свойства внимания
Роль внимания в жизни и профессиональной деятельности
Заключение
Литература
информации является
факт под названием “эффект
году Черри. Например, в дружеской компании сначала мы слышим только общий
шум голосов разговаривающих. Однако, достаточно, чтобы кто-либо вдруг
обратился к нам, чтобы мы, несмотря на продолжающийся вокруг разговор,
сразу начали воспринимать то, что говорят нам. Именно высокая значимость
сигнала (а не его интенсивность) определяют направление внимания человека.
Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный
характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный
выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение
деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать
ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот
выбор, сохранить его.[1]
Внимание обычно выражается в мимике, в позе, в движениях.
Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда
внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы,
находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об
интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания
внешнего. Все это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего
собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность
других познавательных процессов.
Внимание можно определить как психофизиологический процесс,
состояние, характеризующее динамические особенности познавательной
деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком
участке внешней или внутренней деятельности, которые на данный момент
времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и
физические силы человека в течение определенного периода времени. Внимание
– это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора
одной информации,
поступающей через органы чувств,
и игнорирования другой.
2.2. Виды внимания
Психологи выделяют ряд видов внимания. Таковыми являются
непроизвольное и произвольное внимание, природное и социально обусловленное
внимание, непосредственное и опосредствованное внимание, чувственное и
интеллектуальное внимание.
Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное,
называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и
поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность
захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности,
занимательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим
на него предметам, явлениям выполняемой деятельности.[2] Возникновение
непроизвольного внимания связано с различными физическими,
психофизиологическими и психическими причинами. Эти причины условно можно
разделить на три группы:
1. Характер и качество
его силу или интенсивность. Важную роль при этом играет не столько
абсолютная, сколько относительная сила раздражителя. Особое значение имеет
контраст между раздражителями. То же самое относится к длительности
раздражителя, а также к пространственной величине и форме предмета.
2. Ко второй группе причин
соответствуют внутреннему состоянию человека, и, прежде всего имеющимся у
него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут по-разному
реагировать на разговор о пище.
3. Третья группа причин связана с общей направленностью личности.
Например, идя по одной и той же улице, дворник обратит внимание на мусор,
милиционер - на неправильно припаркованную машину, архитектор - на красоту
старинного здания.
В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется
сознательной целью. Произвольное внимание обычно связано с борьбой мотивов
и побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих
друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и
удерживать внимание. Человек в этом случае осуществляет сознательный выбор
цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое
внимание на удовлетворение другого.[3]
Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде
врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или
внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.
Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется
ориентировочным рефлексом.[4]
Социально обусловленное
обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с
сознательным избирательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на
который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и
потребностям человека.
Опосредствованное внимание
например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Чувственное и
связано с эмоциями
и избирательной работой
сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в
центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в
интеллектуальном
внимании объектом интереса является
мысль.[5]
2.3. Свойства и функции внимания
Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его
сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют
основные свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация,
распределение, переключение и объем внимания. Устойчивость - это временная
характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому
же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными
факторами. Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено
непроизвольным периодическим колебаниям. Периоды таких колебаний, в
частности по Н. Ланге, равны обычно 2-3 с, доходя максимум до 12 с. Если
прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то
человек будет то слышать, то не слышать их.[6]
Большой интерес представляют методы изучения устойчивости внимания.
Исследование преследует .ель установить, насколько прочно и устойчиво оно
сохраняется в течение длительного времени, отмечаются ли при этом колебания
его устойчивости и когда возникают явления утомления, при которых внимание
субъекта начинает
отвлекаться побочными
Для измерения устойчивости внимания обычно используются таблицы
Бурдона, состоящие из беспорядочного чередования отдельных букв, причем
каждая буква повторяется в каждой строке одно и то же число раз.
Испытуемому предлагается в течение длительного времени (3-5-10 мин)
вычеркивать заданные буквы. Экспериментатор отмечает число букв,
вычеркнутых в течение каждой минуты и число обнаруженных пропусков.
Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем
колебаний внимания.
Концентрация внимания - это степень или интенсивность
сосредоточенности, т.е. основной показатель его выраженности, другими
словами - тот фокус, в котором собрана психическая или сознательная
деятельность. Концентрация является следствием возбуждения в доминантном
очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.
Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую
способность человека удерживать в центре внимания определенное число
разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет
совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Иногда
человек действительно способен выполнять одновременно два вида
деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой
деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания.
Если же это условие не выполняется, совмещение деятельности невозможно.
Для исследования
На этих таблицах изображены два рядя беспорядочно разбросанных цифр,
красных и черных. Испытуемый должен в определенной последовательности
называть серию цифр, чередуя каждый раз красную и черную цифру. Иногда
эксперимент усложняют - на красную цифру надо показывать в прямом порядке,
а на черную - в обратном. Как показали исследования, у отдельных испытуемых
здесь отчетливо выступают значительные индивидуальные различия.
Исследователи считают, что эти различия могут надежно отражать некоторые
вариации силы
и подвижности нервных
диагностических целях.[8]
Многие психологи считают, что
распределение внимания
стороной его переключаемости. Переключаемость или переключение внимание
определяется скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому. В
целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться
в изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей
различна и принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.
Следующее свойство внимания - это его объем. Известно, что человек не