Влияния темперамента на невербальную коммуникацию

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей теоретико-аналитической работы явилось исследование взаимоотношений между типами темперамента человека и отдельными характеристиками невербальных средств общения.
Задачи работы:
1. Рассмотрение и комплексная характеристика средств невербаной коммуникации;
2. Теоретический анализ типов темперамента человека;
3. Оценка проявлений типов темперамента в средствах невербальной коммуникации.

Содержание

Введение 3
Список сокращений 4
1. Невербальная коммуникация 5
1.1. Кинесика 7
1.1.1. Жесты в визуальной экспрессии и импрессии человека
1.1.2. Такесика
1.1.3. Мимика-лицевая експрессия
1.1.4. Визуальный контакт
1.2. Проксемика
1.3. Акустические средства передачи информации
2. Основные теории темперамента
2.1. Гуморальная теория
2.2. Телесные проявления темперамента
2.3. Новый этап изучении темперамента
3. Проявление темперамента в невербальной коммуникации
3.1. Холерический темперамент
3.2. Флегматический темперамент
3.3. Сангвинический темперамент
3.4. Меланческий темперамент
Выводы
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 481.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характерные жесты невербального общения

 

 

 

 

Жесты уверенности

гордая прямая поза

 

“купол”- Пальцы соединяются наподобие купола, при этом руки обычно быва-ют соедены теснее, чем купол.

Этот жест означает доверительность отношений, но выра-жает и некооторое самодовольство, уверенность в своей непогрешимости, эгоистичность или гордость.

руки соединены за спиной, подбородок понят вверх

поза абсолютного превосходства.

руки лежат на кафедре, трибуны или стола

жест выражающий территориальные права.

разговаривая с кем-то, человек машинально дотрагивается до своей собственности (автомобиль и т.п.)

доминирование, превосходство.

Жесты нервозности

частое покашливание, прочищение горла, легкое дрожание пальцев рук, вытирание пота со лба

неконтролируемые жесты рук (ладони беруться в замок, “ломают пальцы”.

руки прикрывают рот (жест придает эмоции от сомнения в себе до явной  лжы).

локти ставятся на стол, образуя пирамиду (кисти рук расположены прямо перед ртом).

Жесты готовности к действию

руки на бедрах или сидя

 

человек сидит на краю стула или кресла

( так обычно сидят перед заключением контракта или перед тем, как встать и уйти).

опора на стол широко расставленными руками

призыв слушать, так как у оратора есть что сказать.

Жесты неуверенности

переплетенные пальцы рук, при этом большие пальцы нервно двигаются

человек крутит в руках авторучку или карандаш

пощипывание ладони.

Признаки     лидерства

положение в группе: “вне и над” , oсобенно при публичном выступлении, “вне и впереди” в шествиях

 

центральное положение среди людей, лицом ко всем

(для контроля над ситуацией и участниками)

доминирование в комуникации, отличия в одежде, знаки.

 

Жесты напреженности

короткое дыхание, крепко сцепленные руки

(жест означает также подозрение и недоверие)

плотно сжатые руки

(чтобы снять наприжение, необходимо склониться к че-ловеку, сесть с ним рядом, прикоснуться к его руке и т.п.)

“указующий перст” (движение указательным пальцем)

 

защитное поглаживание шеи ладонью

(означают также недовольство или отрицание)

Жесты самоконтроля

руки заведены за спину, и там одна сильно сжимает другую

скрещенные лодыжки и руки, вцепившиеся в подлокотники

Жесты  открытости

развернутые навстречу руки, часто сопровождаются поднятием плеч

расстегнутый пиджак (куртка)

Жесты  закрытости

скрещенные на груди руки, закрытость усиливается, если пальцы сжаты в кулаки

(эти позиции свидетельствуют также, что собеседник демонстрирует превосходство и даже агресию)

посадка на стул “верхом”, когда спинка служит как бы щитом

 

скрещенные ноги, пальцы рук обхватывают колено.

 

Оценочные жесты

жест “рука у щеки”

Означает, что человек над чем-то задумался, о чем-то размышляет

подбородок опирается о ладонь, указательный палецвытянут вдоль щеки, остальные сведены вместе и распологаются под подбородком.

Жест свидетельствует о критической оценке.

Если это сопровождается наклоном корпуса в сторону от собеседника, то оценка его слов, вскорее всего, негативная

Наклон головы набок

заинтересованность

Почесывание подбородка

Жест размышления и оценки- идет процесс принятия решения

Человек начинает прохаживаться

«Не мешайте думать!»

захватывание носа в щепоть при одновремен-но закрытых глазах

Жест большой сосредоточенности перед приятием решения

Жесты с очками

взгляд поверх очков, опущенных на кончик носа

Негативное отношение

медленное снимание очков, тщательное про-тирание стекол, покусывание дужки очков

Средство выиграть время.

Жесты подозри-

тельности и скрытности

сложенные руки, отклоненный назад корпус, скрещенные ноги, голова наклонена вперед, взгляд из под лобья

Типичная поза и жест отрицания

прикосновение к мочке уха или почесывание глаз.

 

ступни и корпус повернуты по направлению к выходу. Касания носа или легкое его протирание обычно указательным пальцем.

Ясный знак того, что человек хочет закончить разговор и уйти.

Жесты скуки

постукивание по столу ногой, пощелкивание колпачком ручки

голова лежит в ладони, глаза полуприкрыты

машинальное рисование на бумаге

пустой взгляд или отсутствие какого-либо движения глаз

Жесты расположения

уки, прикладываемые к груди

Приближение к другому человеку, прикосновение к его руке (если собеседник не против и не начинает отодвигаться).

Рукопожатие

рука подается твердо и в то же время ласково-галантно, мы чувствуем, что она очень под-ходит к нашей.

Это уверенный в себя человек, знает, что хочет, но может и приспосабливаться к другому человеку.

Если руку подают твердо, но в рукопожатии есть что-то застывшее и нам приходится при-спосабливать свою руку. Чтобы не чувствовать в пальцах кусок дерева

С нами здоровается жесткий человек, знающий, чего он хочет, в критических ситуациях требующий приспособления лиш от других.

Когда партнер подает руку твердо, но в том. Как он берет и держит нашу, есть что-то соб-ственническое и нам приходится слегка дер-нуть свою руку, чтобы освободиться от захвата

Можно предположить, что этот человек всегда хочет многого и то, что “попало ему в руки”, не выпустит.

“Рукопожатие политика”-взять руку собеседника правой и накрыть ее сверху левой.

Другая форма:пожимая руку партнера правой, похлопывать еще и левой

Такие рукопожатие еще более или менее приемлемо между близкими друзьями, большинство же остальных людей чувствует себя при этом крайне неудобно.

Если партнер протягивает нам руку и при этом его корпус подается вперед

Это свидетельствует о заинтересованности в общении, о расположенности к нам.

Если же при поданной руке корпус остается прямым и даже несколько отклоняется назад, а голова слегка приподнята (“задран вверх подбородок”)

То можно предположить высокомерное отношение собеседника к нам.

Рука подается сбоку широким жестом:

-если это характерно для данного человека

-если этот жест в целом не типичен для данного человека

 

-Стримление к навязыванию себя, простоватость характера

-Это показатель определенной близости отношений, подчеркиваемой неформальности общения.

Рука подается вперед прямо, кисть служит продолженем линии всей руки

Отношение к нам как равному.

Кисть отклоняется вниз от линии прямой руки

Отношение к нам свысока..

Кисть отклоняется вверх от линии прямой руки, как бы подается снизу (нередко при согнутой спине)

Выражение рпинадлежности, подчиненности, подобострастности.

Рука подается твердо, уверенно, с ладонью, приоткрытой вверх

Предложение опоры, уверенность в своих силах, готовность помочь.

Рука тоже подается ладонью вверх, но робко, как бы просяще

Желание принять положение подчиненного.

Рука подается ладонью вниз (характерно для некоторых женщин)

Ожидание опоры, возможно, с провоцырующим намеком на поцелуй руки, кокетство.

Для рукопожатия предлогается только сомкнутые пальцы, без обхвата нашей ладони

Пренебрежение, презрение.

Также предлагаются для рукопожатия только пальцы, но при этом рука не премая, а слегка согнута в локте и опущена вниз

Вялость, безволие характера, сильная усталостью

Быстрый встречный взаимный хлопок по кончикам пальцев

Ознаменование успешного результата тесного сотрудничества в обоюдоважном деле (как правило, носит характер игры или установившейся традиции).

Мимические проявления эмоциональных реакций человека

Улыбка

Лоб обычно спокоен, четкие морщины у глаз, губы часто прижаты к зубам. Рот может быть закрыт или приоткрыт, иногда на щеках образуются ямочки.

Радость (счастье)

Легкие морщины у глаз, глаза спокойные, слегка сощурены, ноздри расширены, верхняя губа чуть рпиподнята, уголки губ приподняты и обычно отведены назад, нижняя челюсть расслабленна, рот может быть приоткрыт.

Удивление

Побнятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот.

Ирония

Спокойный лоб, прищурен один глаз, нижняя губа прижата к верхней, вертикальные складки на переноснице, прищуренные глаза, уголки рта слегка опущены.

Внимание

Горизонтальные складки на лбу, брови сведены, вертикальные складки на переноснице, прищуренные глаза, уголки рта слегка опущены.

Замкнутость

Спокойный лоб, “занавешенные глаза”, между бровями вертикальная складка кожи, губы сжаты.

Сосредоточенность

Горизонтальные складки на лбу, брови слегка нахмурены, глаза чуть-чуть прищурены, мыщцы носа напряжены, рот плотно сжат, уголки губ опущены.

Печаль

Брови сведены, глаза потухшие, часто уголки губ слегка опущены, расслабленно свисают.

Досада(разочерование)

Спокойный лоб, сомкнутые или надутые губы, уголки опущены.

Презрение

Чуть прикрытые глаза, нос слегка сморщен, уголки рта резко опущены, горизонтальная складка под нижней губой

Отвращение

Лоб сморщен, брови опущены, нос сморщен, ноздри расширены, верхняя губа чуть поднята, нижняя-выпячена или приподнята и сомкнута с верхней, уголки рта опущены.

Ярость

Тесно сжатые брови, горизонтальные складки на переноснице, нос раздут, зубы стиснуты. Рот оскален, уголки губ резко и напреженно оттянуты вниз, шея судорожно стянута.

Страх

Приподнятые и сведенные над переносницей брови, широко открытые, как бы “вылупленные” глаза, губы растянуты в стороны. Уголки рта опущены и несколько отведены назад, пот может быть открыт, шея стянута

Рот и губы  Осторожно!!! Особенности освещения легко могут ввести в заблуждение поспешного на выводы наблюдателя(1-3)

1.Прикусывание губ или языка

Стремление избежать каких-либо поспешных проявлений своих чувств Характерно в ситуациях, когда человек от какой-то неожиданности на мгновение становится беспомощным и не хочет остоваться в этом состоянии, - ищущиее ожидание при владении собой.

2.Облизывание губ

Как последнее наслаждение, смакование, когда самого источника вкуса уже нет.

Часто- как предвкушение приятного, вызываемого лишь представлением, фантазированием.

3.Язык проводится вдоль края губ

Почти играючи, но при этом задумчивый взгляд. Если рот при этом остается закрытым. То язык проводится вдоль зубов, что можно видеть по щекам

Желание что-то ясно представить в осознанной форме.

Оттянутые назад и приподнятые уголки рта-

В целом, положительное отношение к жизни, обычно связанное с оживлением и веселостью.

Опущенные или оттянутые вниз уголки рта

В целом отрицательное восприятие жизни.

Если рот расслаблен (“вытянутое лицо”)

Общая невеселость как оснавное настроение. В том числе и без особых на то причин. Склонность к быстрому разочерованию, грусти.

При напряжении рта- (замкнута щель между губами, губы остаются узкими)

Активное неприятие чего-либо, злость, пренебрежение. Досада, насмешка, издевка.

Открытый рот

(нижняя челюсть свисает вниз)

Недостаток воли, общая пассивность.

Подчеркнуто закрытый рот-(напряжение в губах, чувству-ется, что рот закрыт надолго)

Решительность, твердость, никакой склонности к обсужде-нию или переговорам.

Сжатый рот

(напрежение, губы втянуты вовнутрь, полоска рта узкая, бледная, холодная)

Настойчивой отказ (как от приятного, так и от неприят-ного).

Типы улыбок

Смех на “Э” (хе-хе-хе)

Не слишком симпатичный, слегка блеющий

Часто встречается у закоринелых льстецов в ответ на смех шефа- или показывающее нечто вызывающее, дерзкое, завистливое.  Чем больше слышится гластная “э” , тем больше злорадства, хамства, презрения. Люди, которые так смеются, склонны остоваться на известной дистанции по отношению к собеседнику.

Смех на “И” (хи-хи-хи)

хихиканье

Смесь иронии и злорадства. Это скрытый, хитрый смех. Здесь, пожалуй, нет выхода чувств на ружу, а есть внутренний подтекст, какой-то собственный умысел. Подобный смех можно часто наблюдать у молодых девушек.

Смех на “О” (хо-хо-хо)

Издевательский или протестующий. Звучит хвастливо-угрожающе, с некоторым сомнением, критическим удивлением, протестом.

Смех на “У” (ху-ху-ху)

Собственно говоря, это уже не настоящий смех, а попытка скрыть страх, боязливость, например у людей с предрассудками, боящихся привиденй.

Расслабленная улыбка

Чем меньше напряжения, чем расслабленнее, тем привлекательнее.

Такая улыбка свидетельствует об пережитой радости, о получении для себя из внешнего мира чего-то приятного.

Усмешка

Закрытые и несколько напреженные губы

Свидетельствует о сдержанности, волевом усилии. При этом, повышенное  внимание, собственное мнение, тюею нет полной отдачи внешним впечатлениям. Часто усмешка говорит о радости от скрытого наблюдения за другими.

Смущенная, изви-няющаяся улыбка

Обычно внезапно появляется и исчезает.

Такая улыбка- скорее показатель исполнения долга, чем искреннего выражения чувств. Говорит о робости, затруд-нительности положения. Хорошо видна у многих людей при выражении соболезнований.

Отрицательная улыбка

Проявляется в опущенных уголках рта.

При соответствующем общем характере мимики и слов такая улыбка отражает иронию, злорадство, надутость. Она как бы говорит: “ну я-то лучше знаю,” – и этим обесценивает положотельное значение других проявлений тела, демонстрирующие хорошее отношение к собеседникам, ситуации.

Сладкая улыбка

Как при реакции на сладкую пищу, но губы слегка раздуты

Типична для сентиментальных людей. А также для льстецов, которые такой улыбкой отвечают тем, кому льстят.

 

 



Информация о работе Влияния темперамента на невербальную коммуникацию