Влияние студенческого коллектива на формирование личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы; анализ процесса формирования личности в студенческом коллективе высшего учебного заведения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИУМЕ
1.1.Изучение процесса формирования личности.…….
1.2.Анализ социальных факторов развития личности……….
1.3.Выявление особенностей развития и типологии личности студента……….
Вывод по разделу 1……………………………………………………………...
РАЗДЕЛ 2. СТУДЕНЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1. Характерные черты студенческого коллектива.......
2.2. Воздействие студенческого коллектива на становление личности в юношеском возрасте …….
2.3. Программа исследования личности в студента в коллективе…………….
Вывод по разделу 2................................................................................................
ВЫВОДЫ...............................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ............................................

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

     Психологическое развитие личности студента - диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой.

     Б.Г.Ананьев  представлял развитие личности как  возрастающую по масштабам и уровню интеграцию - образование подструктур  и их усложняющийся синтез. С другой стороны, происходит параллельный процесс возрастающей дифференциации психических функций (развитие, усложнение, «разветвление» психических процессов, состояний, свойств).

       Высшее  образование влияет на психику человека, на формирование его личности. В этом отношении очень интересен анализ студенческой молодежи в связи с избранной ими профессией. Вся совокупность современных студентов довольно явно разделяется на три группы:

  • В первой группе наибольшее число студентов, для которых интерес к будущей работе, желание реализовать себя в ней - самое главное. В этой группе около трети студентов.
  • Вторую группу составляют студенты, ориентированные на бизнес. Для них образование выступает в качестве возможной стартовой ступени для того, чтобы в дальнейшем попытаться достичь своих целей. К своей профессии они относятся менее заинтересованно, чем первая группа.
  • Третью группу составляют студенты, которых, с одной стороны, можно назвать «неопределившимися», с другой - задавленными разными проблемами личного плана. На первый план у них выходят личные, проблемы. Можно было бы сказать, что это группа тех, кто «плывет по течению».

       Контингент  «коммерческих» студентов в большинстве своем представлен выпускниками средних школ, хотя среди них несколько больше лиц, имеющих опыт трудовой (производственной) деятельности в отраслях народного хозяйства, чем среди «бюджетников». Достаток в этих семьях значительно выше.

       Можно выделить три основных типа деятельности и поведения студентов в сфере  обучения и познания:

  • Первый тип интересов студента сосредоточиваются на области знаний более широкой, чем предусмотрено программой, социальная активность студентов проявляется во всем многообразии форм жизни вуза.
  • Второй тип поведения также как и первый, присущ преодоление рамок программы, так сказать, вширь, но в данном случае этот выход осуществляется вглубь. Система духовных запросов студентов сужена рамками «околопрофессиональных интересов».
  • Третий тип познавательной деятельности студентов предполагает усвоение знаний и приобретение навыков лишь в границах учебной программы.

       Разработанная В.Т.Лисовским типология студентов выглядит следующим образом:

       1. «Гармоничный» студент выбрал свою специальность осознанно. Учится очень хорошо, активно участвует в научной и общественной работе. Развит, культурен, общителен, глубоко и серьезно интересуется литературой и искусством, событиями общественной жизни, занимается спортом. Пользуется авторитетом в коллективе как хороший и надежный товарищ.

       2. «Профессионал» выбрал свою специальность осознанно. Учится, как правило, хорошо. В научно-исследовательской работе участвует редко, так как ориентирован на послевузовскую практическую деятельность. Принимает участие в общественной работе, добросовестно выполняя поручения. По мере возможности занимается спортом, интересуется литературой и искусством, главное для него - хорошая учеба. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользуется уважением в коллективе.

       3. «Академик» выбрал свою специальность осознанно. Учится только на «отлично». Ориентирован на учебу в аспирантуре. Поэтому много времени отдает научно-исследовательской работе, порой в ущерб другим занятиям.

       4. «Общественник» ему свойственна ярко выраженная склонность к общественной деятельности, которая зачастую преобладает над другими интересами и порой отрицательно сказывается на учебной и научной активности. Однако уверен, что профессию выбрал верно. Интересуется литературой и искусством, заводила в сфере досуга.

       5. «Любитель искусств» учится, как правило, хорошо, однако в научной работе участвует редко, так как его интересы направлены в основном в сферу литературы и искусства. Ему свойственны развитый эстетический вкус, широкий кругозор, глубоко художественная эрудиция.

       6. «Старательный» выбрал специальность не совсем осознанно, но учится добросовестно, прилагая максимум усилий. И хотя не обладает развитыми способностями, но задолженностей, как правило, не имеет. Малообщителен в коллективе. Литературой и искусством интересуется слабо, так как много времени занимает учеба, но любит бывать в кино, на эстрадных концертах и дискотеках. Физкультурой занимается в рамках вузовской программы.

       7. «Середняк» учится «как получится», не прилагая особых усилий. И даже гордится этим. Его принцип: «Получу диплом и буду работать не хуже других». Выбирая профессию, особенно не задумывался. Однако убежден, что раз поступил, то вуз нужно закончить. Старается учиться хорошо, хотя от учебы не испытывает удовлетворения.

       8. «Разочарованный» человек, как правило, способный, но избранная специальность оказалась для него малопривлекательной. Однако убежден, что раз поступил, то вуз нужно закончить. Старается учиться хорошо, хотя от учебы не испытывает удовлетворения. Стремится утвердить себя в различного рода хобби, искусстве, спорте.

       9. «Лентяй» учится, как правило, слабо, по принципу «наименьшей затраты сил». Но вполне доволен собой. О своем профессиональном признании не задумывается всерьез. В научно-исследовательской и общественной работе участия не принимает. В коллективе студенческой группы к нему относятся как к «балласту». Иногда норовит словчить, воспользоваться шпаргалкой, приспособиться. Круг интересов в основном в сфере досуга.

       10. «Творческому» студенту свойствен творческий подход к любому делу - будь то учеба или общественная работа, или сфера досуга. Зато те занятия, где необходимы усидчивость, аккуратность, исполнительская дисциплина, его не увлекают. Поэтому, как правило, учится неровно, по принципу «мне это интересно» или «мне это не интересно». Занимаясь научно-исследовательской работой, ищет оригинальное самостоятельное решение проблем, не считаясь с мнением признанных авторитетов.

       11. «Богемный» как правило, успешно учится на так называемых престижных факультетах, свысока относится к студентам, обучающимся массовым профессиям. Стремится к лидерству в компании себе подобных, к остальным же студентам относится пренебрежительно. «Обо всем» наслышан, хотя знания его избирательны. В сфере искусства интересуется главным образом «модными» течениями. Всегда имеет «свое мнение», отличное от мнения «массы». Завсегдатай кафе, модных дискоклубов.

       Преобразование  мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.  
 

       Вывод по 1 разделу

       В результате анализа литературы было выявлено, что на формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Следовательно, факторы формирования личности, это те институты, с которыми человек непосредственно взаимодействует и в которых происходит социализация личности (семья, школа, общество сверстников). Наибольшее влияние и значение на развитие личности оказывают общество сверстников. В старшем юношеском возрасте таким обществом является студенческий коллектив.

       Условием  успешного формирования личности студента является его положительное отношение  к учебе, установленным порядкам в вузе, научно оправданная организация  его деятельности, выполнение задач, упражнений, создание обстановки для наиболее интенсивного проявления и совершенствования профессионально важных знаний, навыков, умений, психических процессов, личных качеств. Студента как личность формирует вся сумма влияний, которым он подвергается: организация учебы, занятия по различным предметам, личный пример преподавателя, руководителя, отношение товарищей. Будучи взаимно связанными, все качества формируются в органическом единстве.

       Таким образом, высшее образование влияет на психику человека, на развитие его личности. Чертой нравственного развития в вузе является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ 2.СТУДЕНЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ  КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 

       2.1.Характерные черты студенческого коллектива

       Возникновение коллектива является результатом организационно-управленческой, воспитательной работы. Это не просто хорошо организованная для совместной деятельности группа, а группа, объединяющая, сближающая людей на основе выполнения полезно- значимой работы. Студенческие группы нередко не становятся настоящими коллективами, потому что преподаватели больше ориентируют студентов на хорошее усвоение знаний, навыков и умений в области будущей профессии, а не на прочную совместную деятельность.

       Основным  источником и условием образования коллектива является социально обусловленная совместная предметная деятельность людей; в условиях вуза - это совместная учебная, познавательная деятельность и подготовка к будущей профессиональной деятельности. Поэтому основным путем формирования студенческих групп как коллективов является воздействие на них, прежде всего через организацию совместной учебно-познавательной деятельности членов группы при этом осуществлять субъект-субъектные взаимоотношения.

       Одним из важнейших факторов формирования личности специалиста через коллективную деятельность являются личность педагога вуза и характер педагогического общения. Педагогическое общение является одним из видов профессионального общения, осуществляющего определенные функции: регуляции отношений между педагогом и учащимися, оптимизации учебной деятельности, создания благоприятного психологического климата в коллективе и др. А.А.Леонтьев проанализировал этот вид общения и выделил его три основных вида:

  • социально-ориентированное общение, в котором непосредственно реализуются общественные отношения, педагог побуждает студентов к активности, формирующей их ценностные ориентации и интересы, убеждения и установки;
  • групповое предметно-ориентированное общение, направленное на организацию коллективного взаимодействия, включенное в совместную деятельность и помогающее коллективу решать стоящие перед ним задачи;
  • личностно-ориентированное как деловое, официальное, так и не деловое, неформальное, направленное на развитие психологических взаимоотношений в системе «педагог-студент»;

       Одним из путей воздействия на студенческую группу является путь равного развития трех видов педагогического общения. При этом изучение индивидуальных особенностей и возможностей каждого члена  группы, учет их в организации учебной работы, может являться мощным фактором преобразования студенческой группы в коллектив.

       А.С.Макаренко считал, что одним из путей развития групповой жизни молодежи является поддержание в ней жизнерадостного доминирующего тона настроения. Поддержание этого тона, прежде всего, связано с характером внутригрупповых отношений и положением каждого члена группы в системе этих отношений. Управление взаимоотношениями требует преодоления личных антипатий, вражды между членами группы.

       Советский психолог А. В. Петровский выделяет три основных психологических уровня группового развития:

  • низший, на котором легкость или затрудненность межличностных контактов, совместимость или несовместимость в совместной деятельности между отдельными членами групп, слаженность или разобщенность их действий обусловлены непосредственными симпатиями или антипатиями членов группы, степенью их эмоциональной привлекательности или непривлекательности друг для друга. Если отношения в группе останутся на данном уровне, то они будут сводится к образованию микрогруппировок по симпатиям и ни о каком развитии коллектива не может идти и речи;
  • средний уровень развития характеризуется системой межличностных и личных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и основными групповыми ценностями. Эти ценности у членов группы сходны, поэтому личные симпатии и антипатии отходят на второй план;
  • высший уровень группового развития характеризуется тем, что ядро межличностных и личных отношений опосредованно связями и отношениями к предмету коллективной деятельности, ее смыслу. На этом уровне сплоченность группы оказывается наиболее высокоразвитой и устойчивой. Для этого уровня характерна общность единств жизненных целей и жизненных планов членов группы, взаимопонимание и взаимоподдержка.

Информация о работе Влияние студенческого коллектива на формирование личности