Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 22:58, курсовая работа
Целью работы; анализ процесса формирования личности в студенческом коллективе высшего учебного заведения.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИУМЕ
1.1.Изучение процесса формирования личности.…….
1.2.Анализ социальных факторов развития личности……….
1.3.Выявление особенностей развития и типологии личности студента……….
Вывод по разделу 1……………………………………………………………...
РАЗДЕЛ 2. СТУДЕНЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1. Характерные черты студенческого коллектива.......
2.2. Воздействие студенческого коллектива на становление личности в юношеском возрасте …….
2.3. Программа исследования личности в студента в коллективе…………….
Вывод по разделу 2................................................................................................
ВЫВОДЫ...............................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ............................................
С
течением времени увеличивается
многообразие институтов воспитания,
в связи с усложнением
Наряду
с ростом числа государственных
воспитательных учреждений в различных
странах приобретают все
Хотя у всех этих институтов общая задача - воспитание человека, но решается она каждым из них по-разному, и роль их не только неодинакова, но и неравноценна. Школа, безусловно, является ведущей в системе воспитания, и именно на нее возложена основная ответственность за подрастающее поколение.
Обучение в высших учебных заведениях – это процесс, в ходе которого молодой человек приобретает профессионально важные знания, навыки, качества. Условием успешного формирования личности студента является его положительное отношение к учебе, установленным порядкам в вузе, научно оправданная организация его деятельности, выполнение задач, упражнений, создание обстановки для наиболее интенсивного проявления и совершенствования профессионально важных знаний, навыков, умений, психических процессов, личных качеств.
Таким
образом, через систему социальных
институтов воспитания государство и
общество, с одной стороны, стремятся обеспечить
равные возможности для воспитания всех
своих членов, а с другой стороны - для
реализации каждым своих потенциальных
возможностей и удовлетворения и развития
своих способностей, потребностей и интересов.
1.3. Выявление особенностей развития и типологии личности студента
Студенческий возраст характерен тем, что в этот период достигаются развитие интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно возникают трудности между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться «вечно», что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь.
В.Т.Лисовский отмечает, что 19-20 лет - это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений. Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «я» с реальным. Но идеальное "я" еще не выверено и может быть случайным, а реальное "я" еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности.
Юношеский возраст, по Э.Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:
1)
уход от психологической
2)
размывание чувства времени,
3)
размывание продуктивных, творческих
способностей, неумение мобилизовать
свои внутренние ресурсы и
сосредоточиться на какой-то
4)
формирование «негативной
Морис Розенберг (1965) считал, что для юношей с пониженным самоуважением типична общая неустойчивость образов «Я» и мнений о себе . Они больше других склонны «закрываться» от окружающих, представляя им какое-то «ложное лицо» - «представляемое Я». С суждениями типа: «Я часто ловлю себя на том, что разыгрываю роль, чтобы произвести на людей впечатление» и «Я склонен надевать «маску» перед людьми» - юноши с низким самоуважением соглашались в 6 раз чаще, чем обладатели высокого самоуважения.
Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на II и III курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу III курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности.
Для определения способностей, необходимых для овладения той или иной профессией, которой обучают в вузе, требуется предварительное описание профессии. В соответствии с требованиями, предъявляемыми профессиями к психике человека, выделяются три уровня: 1) абсолютно необходимые; 2) относительно необходимые; 3) желательные. Использование этих требований к профессии дает положительные результаты.
Студенческий возраст, по утверждению Б.Г.Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий, у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических операций и т.д. При некотором снижении этого уровня возможна компенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности. Но есть и предел такого снижения, при котором компенсаторные механизмы не помогают, и студент может быть отчислен.
Резкая смена многолетнего привычного рабочего стереотипа, основу которого составляет открытое И.П.Павловым психофизиологическое явление - динамический стереотип, иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. По этой причине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. У одних студентов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других - ровно. Несомненно, особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности, однако социальные факторы имеют здесь решающее значение. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.
В процессе адаптации первокурсников к вузу обычно выделяются следующие главные трудности: отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие; наконец, отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями.
Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе.
Адаптация студента к учебному заведению является предпосылкой активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Существует три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:
1)
адаптация формальная, касающаяся
познавательно-информационного
2)
общественная адаптация, т.е.
3)
дидактическая адаптация,
Приученные к ежедневной опеке и контролю в школе, некоторые первокурсники не умеют принимать элементарные решения у них недостаточно воспитаны навыки самообразования и самовоспитания.
Известно,
что методы обучения в вузе резко
отличаются от школьных, так как
в средней школе учебный
Адаптация студентов к учебному процессу (по данным изучения регуляторной функции психики) заканчивается в конце второго - начале третьего учебного семестра.
Еще в школе формируется своего рода «психология тройки», стремление «учиться не уча». Этот настрой переходит и в вузы. Уверенность в том, что учеба на «тройки» не помешает стать настоящим специалистом, растет от курса к курсу.
Во всех вузах обычно специально планируется система мероприятий, способствующая адаптации первокурсников к условиям вуза. К числу наиболее важных мероприятий относятся: работа по формированию и комплектованию академических групп; ритуал "Посвящение в студенты" и чтение курса «Введение в специальность»; выступления ведущих преподавателей в группах; знакомство с историей вуза и выпускниками, прославившими его; организация консультационных пунктов в общежитии силами преподавателей и студентов-первокурсников; введение ежемесячной аттестации, что позволяет контролировать самостоятельную работу студентов, вовремя оказывать им необходимую помощь.
Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.
Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. У первокурсников отсутствует подход к своим ролям.
Второй курс - интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.
Третий курс - начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности.
Отныне формы становления личности в вузе в основных чертах определяются фактором специализации.
Четвертый курс - первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.
Пятый курс - перспектива скорого окончания вуза - формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.п. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.
Поиски друга жизни играют на III-IV курсах большую роль, оказывая влияние и на успеваемость, и на общественную деятельность студентов. Интерес к противоположному полу занимает значительное место в мыслях и поведении студентов, но было бы ошибкой видеть в этом негативное явление. Интимные отношения нередко способствуют повышению желания лучше учиться, рабочему настроению, творческой активности. Вступление в брак большинства студентов к концу учебы не ведет к распаду студенческих коллективов, хотя число непосредственных межличностных и межгрупповых контактов среди его членов несколько уменьшается.
В целом же развитие личности студента как будущего специалиста с высшим образованием идет в ряде направлений:
Информация о работе Влияние студенческого коллектива на формирование личности