Влияние студенческого коллектива на формирование личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы; анализ процесса формирования личности в студенческом коллективе высшего учебного заведения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИУМЕ
1.1.Изучение процесса формирования личности.…….
1.2.Анализ социальных факторов развития личности……….
1.3.Выявление особенностей развития и типологии личности студента……….
Вывод по разделу 1……………………………………………………………...
РАЗДЕЛ 2. СТУДЕНЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1. Характерные черты студенческого коллектива.......
2.2. Воздействие студенческого коллектива на становление личности в юношеском возрасте …….
2.3. Программа исследования личности в студента в коллективе…………….
Вывод по разделу 2................................................................................................
ВЫВОДЫ...............................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ............................................

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

       Мощное  социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек, особенности других референтных групп. Как известно, поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям, а так же рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных (эмоциональных и деловых) взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т.п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Преподаватель-куратор должен знать и понимать закономерности групповых процессов, оказывать благотворное воздействие на их становление.

       Такие индивидуальные особенности преподавателя, как его психосоциотип, характер, стиль руководства, может существенно влиять на характер взаимоотношений куратора со студенческой группой и на самофункционирование студенческого коллектива, способствуя или препятствуя росту его сплоченности.

       Такие особенности студенческой группы, как  однородность возрастного состава (разница в возрасте обычно не более 5 лет), обусловливает возрастное сходство интересов, целей, психологических особенностей, способствует сплочению группы. Основной вид деятельности студенческой группы - учение, а факторы учебного сплочения слабее, чем производственные, поэтому порой сплоченный коллектив не складывается: каждый сам по себе. Студенческие группы функционируют как на основе самоуправления через систему формальных и неформальных лидеров, так и подвергаются определенным управляющим воздействиям со стороны преподавателя-куратора. В студенческой группе проявляются такие социально-психологические явления, как «коллективные переживания и настроения», «коллективные мнения», явления подражания, внушаемости или конформизма, явления соревнования. Студенческая группа может развиваться от типа «ассоциации» к уровню «коллектив» либо изменяться к типу «корпорация».

       Ассоциацией называют группу, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

       Кооперацией называют группу людей отличающихся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

       А группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма, называют корпорация.

       Коллективом называется устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т.д.); во-вторых, учебный коллектив - относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям. Учебный коллектив, образно говоря, социально-психологический организм, требующий индивидуального подхода.

       Позиция педагога, куратора в студенческой группе специфична: с одной стороны, он проводит с ребятами достаточно много времени и как бы является членом их коллектива, их руководителем, но, с другой стороны, студенческая группа в значительной степени существует и развивается независимо от педагога, выдвигая своих лидеров и «заводил». Педагогу мешают стать полноправным членом студенческого коллектива разница в возрасте, различия в социальном статусе, жизненный опыт, наконец, педагог не может быть полностью равным студенту. Но, может быть, к этому и не надо стремиться, студенты чутко реагируют на фальшь заявлений о "полном равенстве". Такое положение педагога затрудняет его оценку ситуации внутри группы, поэтому куратору, нелегко быть экспертом в вопросах взаимоотношений студентов его группы.

       Вывод! 

Информация о работе Влияние студенческого коллектива на формирование личности