Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 22:58, курсовая работа
Целью работы; анализ процесса формирования личности в студенческом коллективе высшего учебного заведения.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИУМЕ
1.1.Изучение процесса формирования личности.…….
1.2.Анализ социальных факторов развития личности……….
1.3.Выявление особенностей развития и типологии личности студента……….
Вывод по разделу 1……………………………………………………………...
РАЗДЕЛ 2. СТУДЕНЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1. Характерные черты студенческого коллектива.......
2.2. Воздействие студенческого коллектива на становление личности в юношеском возрасте …….
2.3. Программа исследования личности в студента в коллективе…………….
Вывод по разделу 2................................................................................................
ВЫВОДЫ...............................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ............................................
Каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Такие личностные образцы усваиваются, как правило, с детства.
Социально одобряемый тип личности для нашего общества можно считать личность социабельная, т.е. легко идущая на социальные контакты, готовая к сотрудничеству и обладающая при этом некоторыми агрессивными чертами (т.е. способная за себя постоять) и практической сметкой. Многие эти черты развиваются скрытно, внутри нас, и мы испытываем неудобство, если эти черты отсутствуют. Поэтому мы обучаем своих детей говорить «спасибо» и «пожалуйста» старшим, учим их не стесняться взрослого окружения, уметь постоять за себя.
Однако в сложных обществах очень трудно найти общепринятый тип личности из-за наличия в них большого числа субкультур. Наше общество имеет много структурных подразделений: регионы, национальности, род занятий, возрастные категории и др. Каждое из этих подразделений имеет тенденцию к созданию собственной субкультуры с определенными личностными образцами. Эти образцы смешиваются с личностными образцами, присущими отдельным индивидам, и создаются смешанные личностные типы.
Следует признать, что социальное окружение можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.
В современном обществе, следует считать индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый че ловек попадает в разные ситуации, в ходе которы он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и ой ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций.
На
формирование личности определенное влияние
оказывают биологические факторы, а также
факторы физического окружения и общие
культурные образцы поведения в отдельной
социальной группе. Однако следует помнить,
что главными факторами, определяющими
процесс формирования личности, безусловно
являются групповой опыт и субъективный,
уникальный личностный опыт. Эти факторы
в полной мере проявляются в процессе
социализации личности.
1.2. Анализ социальных факторов развития личности
Все факторы социализации условно можно объединить в две группы. Первая - макрофакторы, которые являются условиями социализации всех или очень многих людей. Это космос, планета, мир в целом, страна, общество, государство. Вторая - мезофакторы, является условием социализации людей живущих на одной не большой территории (город, район, область). Третий - микрофакторы, которых происходит социализация больших или меньших групп людей, выделяемых по различным признакам (семья, школа, общество сверстников).
Так как наибольшее влияние и значение на развитие личности оказывают микрофакторы, рассмотрим их подробнее.
Нынешняя семья переживает период серьезных изменений. В своем большинстве семьи состоят теперь из двух поколений - родителей и детей; бабушки и дедушки, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична.
Эмоциональная привязанность родителей и детей друг к другу - сравнительно недавнее приобретение человечества.
Отношения
детей и родителей в течение
последних десятилетий
В семье происходит болезненная ломка привычных позиций. Отец, как правило, перестал быть ее экономическим главой, современный быт лишил его большинства мужских домашних обязанностей и выдвинул на передний план мать. Кроме того, авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает - на смену ему приходит авторитет личности родителей. Но процесс этот трудный, в первую очередь для родителей. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями.
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический параметр определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический - зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; наконец, демографический - определяется структурой семьи.
Всеобъемлющее влияние семьи на ее младших членов, его содержание и характер связаны с рядом психологических механизмов социализации ребенка в семье. Первый - подкрепление: поощряя определенное поведение ребенка, наказывая его за нарушение тех или иных правил, родители вкладывают в его сознание систему норм, знание о том, какие из них одобряются, а какие - нет. Другим механизмом является идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется (сознательно и неосознанно) на их пример. И наконец, зная внутренний мир ребенка, откликаясь на его проблемы или, наоборот, игнорируя то и другое, родители тем самым формируют его самосознание и личность в целом.
Есть семьи, в которых старшие стремятся не столько «формировать» личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимания, сочувствия. У других родителей целью является подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умениям. В ряде семей это дополняется навязчивым стремлением полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может вести к острым конфликтам. Немало отцов и матерей, которые фактически рассматривают своих детей как воск или глину, из которых они стремятся лепить личность (иногда это делается целенаправленно, в большинстве случаев - стихийно). Если же ребенок сопротивляется, его наказывают, даже беспощадно бьют, выколачивая своеволие.
Также существует много других семей, в которых дети не только безнадзорны, но и оказываются в антисоциальной, криминогенной среде, которая и определяет их развитие. Урбанизация ведет к тому, что все большее число детей, подростков, юношей живет в городах, где имеет возможность общаться с большим числом сверстников, это общение, как правило, не контролируется взрослыми. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для детей искать общение вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов с родителями. На консолидацию подростков и юношей в общество сверстников существенно влияет мода, которая задает эталоны не только одежды и причесок, но и всего стиля жизни.
В результате возросла автономия детей от родителей, а подрастающих поколений в целом - от взрослых вообще. Сегодня это делает еще более значимым ситуацию перемен, в которой увеличиваются различия между взрослыми и юными в мировосприятии, в стиле жизни, в восприятии себя и в самореализации.
Общество сверстников - во многом модель взрослого общества - отражает его основные, особенно негативные, тенденции. Здесь дети, подростки, юноши учатся тому поведению, которое на самом деле принято в обществе взрослых; усваивают нормы морали - единой или двойной, а то и тройной - которые преобладают в мире взрослых; учатся выполнять роли юноши и девушки, мужчины и женщины.
Как уже упоминалось, подрастающие поколения на много быстрее и легче, чем старшие, осваиваются в меняющихся социальных реалиях. И поэтому естественно то, что ряд норм, еще далеко не общепринятых во взрослом обществе, уже усвоены в подростково-юношеской среде.
Сегодня подростки и юноши значительно автономнее взрослых. А достичь автономии и утвердить себя как личность - важнейшие задачи в этих возрастные этапы.
Их
важнейшим элементом можно
Одним из элементов молодежной субкультуры является следование моде в одежде, прическе, стремление с ее помощью ощутить свое единство со сверстниками и выделиться по отношению к взрослым.
Рассмотрим понятие субкультуры - это и определенный стиль поведения и пристрастия в музыке и танцах, в тех или иных занятиях в свободное время.
Основа общества сверстников - неформальные приятельские и дружеские группы, куда входят практически все дети, подростки и юноши. В этих группах не требуется соблюдать правила поведения, необходимые в отношениях с взрослыми, в них можно быть самим собой. На самом деле это не совсем так, а нередко и совсем не так: в этих группах тоже надо придерживаться определенных норм, нередко еще более жестких, чем в среде взрослых.
И все-таки чем старше становится человек, тем настоятельнее у него потребность в группах, где он получает действительную или иллюзорную возможность реализовать себя и внешне, и существенно. Существенно потому что в компании сверстников он ощущает себя равным, принятым, стало быть, ценным. Это крайне важное ощущение, без которого трудно расставаться с детством, рвать эмоциональную пуповину, связывающую с родителями. Это ощущение, позволяет считать себя на каждом возрастном этапе «уже выросшим».
В то же время в обществе сверстников идет и внешняя реализация себя: быть таким, как все, соответствовать стандартам моды, поведения. Наличие компании помогает убедиться в том, что с этим все в порядке. В более старшем возрасте параллельно возникает беспокойство о том, что я такой, как все.
Общество сверстников - это не только неформальные группы. Это и различные коллективы в учебно-воспитательных учреждениях, а также детские и юношеские организации.
Имеющие антисоциальную направленность неформальные группы создают для своих членов лишь иллюзию добровольности и свободы. На самом деле ими обычно руководят лидеры ярко выраженного авторитарного склада, стремящиеся подавить всех остальных членов. Компания или организация своими нормами, содержанием деятельности и стилем взаимоотношений превращают своих в членов марионеток, лишая их права на выбор, на «инакомыслие», а нередко и права выхода из группы.
В результате происходит деформация личности, определяющая весь ее дальнейший жизненный путь. Конечно, у некоторых подростков и юношей может и не происходить глубинных искажений. У них лишь развивается умение приспосабливаться к неблагоприятным обстоятельствам. У кого-то эти обстоятельства рано или поздно вызовут протест, бунт, в результате чего будут сломаны сложившиеся стереотипы отношений.
Государство и общество создают систему воспитания подрастающих поколений. В нее входят государственные институты: профессиональные учебные заведения (ПТУ, техникумы, вузы, учебно-производственные комбинаты), внешкольные учреждения, летние объединения детей, подростков и юношей (от лагеря до студенческих строительных отрядов), детские дома, школы-интернаты, специальные учебные заведения для одаренных детей и детей с различными физическими и социальными дефектами и отклонениями.
Информация о работе Влияние студенческого коллектива на формирование личности