Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 22:58, курсовая работа
Целью работы; анализ процесса формирования личности в студенческом коллективе высшего учебного заведения.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИУМЕ
1.1.Изучение процесса формирования личности.…….
1.2.Анализ социальных факторов развития личности……….
1.3.Выявление особенностей развития и типологии личности студента……….
Вывод по разделу 1……………………………………………………………...
РАЗДЕЛ 2. СТУДЕНЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1. Характерные черты студенческого коллектива.......
2.2. Воздействие студенческого коллектива на становление личности в юношеском возрасте …….
2.3. Программа исследования личности в студента в коллективе…………….
Вывод по разделу 2................................................................................................
ВЫВОДЫ...............................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ............................................
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
ВЛИЯНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО
КОЛЛЕКТИВА НА
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Содержание
ВВЕДЕНИЕ......................
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИУМЕ
1.1.Изучение процесса формирования личности.…….
1.2.Анализ социальных факторов развития личности……….
1.3.Выявление особенностей развития и типологии личности студента……….
Вывод по разделу 1……………………………………………………………...
РАЗДЕЛ 2. СТУДЕНЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1. Характерные черты студенческого коллектива.......
2.2. Воздействие студенческого коллектива на становление личности в юношеском возрасте …….
2.3. Программа исследования личности в студента в коллективе…………….
Вывод
по разделу 2.............................
ВЫВОДЫ........................
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ..............................
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования в современной психолого-педагогической
практике показывает, что время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).
Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. Коллективные отношения выражены ярче, если члены коллектива более активны, полнее используют свои индивидуальные возможности в общественной жизни.
Развитие личности и коллектива - взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.
Изучаемую проблему рассматривали Б. Г. Анальев, А. В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, З. Ф. Кесарева, Э. Эриксон, Н. Костомаров, М. Розенберг, М. Кули, Дж. Мид, А. Халер, А.А. Леонтьев.
Целью работы; анализ процесса формирования личности в студенческом коллективе высшего учебного заведения.
Объектом исследования является, особенности развития и формирования личности в юношеском возрасте.
Предметом являются студенческий коллектив как фактор развития личности.
Исходя из этого, выдвигаются следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятия «студенческий коллектив» и «формирование личности».
2. Выявить особенности влияния студенческого коллектива на формирование личности.
3. Разработать программу исследования по изучению влияния студенческого коллектива на личность.
Методами данного исследования является изучение литературных источников, анализ и обобщение периодической литературы.
Гипотезой данной работы является предположение, о том, что – благоприятный психологический климат и доброжелательные отношения в студенческом коллективе способствуют всестороннему развитию и формированию личности.
Данная
курсовая работа состоит из введения,
двух разделов, выводов и списка
литературы. Курсовая работа размещена
на 45 страницах.
РАЗДЕЛ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
В СОЦИУМЕ
1.1.Изучение процесса формирования личности
Человек как биологическое существо конкретизируется в реальных индивидах. Понятие индивида указывает, во-первых, на отдельную особь как представителя высшего биологического вида «homo sapiens» и, во-вторых, на единичный, отдельный «атом» социальной общности. Это понятие описывает человека в аспекте его отдельности и обособленности. Индивид в качестве особой единичной цельности характеризуется рядом свойств: целостностью морфологической и психофизиологической организации, устойчивостью во взаимодействии со средой, активностью. Понятие индивида есть лишь первое условие обозначения предметной области исследования человека, содержащее возможности дальнейшей конкретизации с указанием его качественной специфики в понятиях личности и индивидуальности.
В настоящее время существуют две основные концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика.
Личностью является индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм.
Основные факторы, оказывающие влияние на формирование личности, делятся на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальной опыт.
На формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.
Процесс социализации личности, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального - довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по именам. Постепенно его сознание движется от имен, которые характеризуют статусы (например, статус мужчины), к специфическим именам, обозначающим отдельных индивидов, включая его самого. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного «Я». Все дальнейшее формирование человека как личности - это построение собственного «Я» на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом, осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт.
То,
что личность развивается не просто
путем автоматического
Биологическая наследственность каждого человека представляет собой материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.
В отличие от многих видов животных человеческое существо проявляет сексуальность во все времена года, что в большей или меньшей степени сказывается на деторождении. Ребенок рождается совершенно беспомощным и остается таким первые годы своей жизни. Подобные биологические факты закладывают основу социальной жизни людей. Кроме того, человек не имеет инстинкта моногамной сексуальной жизни, и в каждом обществе эта особенность проявляется поразному, сказываясь на формировании института семьи и на воспитании детей. Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.
Следовательно, на формирование личности влияют генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.
Вторым фактором, оказывающим влияние на формирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через изменение своей личностной структуры.
Прежде всего следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества.
Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.
Информация о работе Влияние студенческого коллектива на формирование личности