Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 15:07, курсовая работа
Цель исследования: выявить психологические особенности влияния семьи на процесс личностного формирования подростка и предложить систему мер оптимального взаимоотношения семьи и подростка.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
теоретический обзор анализа научно - методической литературы по проблеме исследования;
выявить психологические особенности влияния семьи на процесс личностного формирования подростка;
Исследовать индивидуальные особенности подростков и стили родительских отношений.
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования влияния семьи на процесс формирования личности подростка.
1.1 Возрастные и психологические особенности личности и поведения в подростковом возрасте.
1.2 Роль семьи в процессе социализации подростка.
1.3 Стили родительских отношений, как основной фактор, влияющий на формирования личности и поведения подростков.
Глава 2. Анализ результатов эмпирического исследования влияния семьи на формирование личности подростка. Ряд мер оптимального взаимоотношения семьи и подростка.
2.1 Методики тестирования влияния семьи на формирование личности подростка.
2.2 Психолого-педагогические рекомендации.
Заключение
Список литературы
Приложение
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский
государственный педагогический университет
им. Л.Н.Толстого
Кафедра
психологии образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Влияние
семьи на формирование
личности подростка
студентка факультета
иностранных языков
группы 4 аД
Минаева Мария Сергеевна
Проверил:
Ст.пр. Пронина
Н.А.
Тула - 2010
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования влияния семьи на процесс формирования личности подростка.
1.1 Возрастные и психологические особенности личности и поведения в подростковом возрасте.
1.2 Роль семьи в процессе социализации подростка.
1.3 Стили родительских отношений, как основной фактор, влияющий на формирования личности и поведения подростков.
Глава 2. Анализ результатов эмпирического исследования влияния семьи на формирование личности подростка. Ряд мер оптимального взаимоотношения семьи и подростка.
2.1 Методики тестирования влияния семьи на формирование личности подростка.
2.2 Психолого-педагогические рекомендации.
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность проблемы исследования. С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.
Именно
в семье индивид получает первый
жизненный опыт, поэтому очень
важно в какой семье
Подростковый возраст является самым сложным, появляется «чувство взрослости» – важнейшее новообразование, возникающее у подростков. Желание проявить это чувство прежде всего осуществляется в семье.
У ребенка в этом возрасте на первый план выходит коммуникативная деятельность, т. е. общение. Познавательная деятельность уходит на второй план. Естественно, всё это приводит к конфликтам в семье. Семье, в первую очередь, необходимо позволить пережить этот период безболезненно для ребенка.
В связи с вышеизложенным проблема исследования является актуальной.
Объектом исследования является процесс личностного формирования подростка.
Предмет исследования: семья, как одно из основных средств развития личности подростков.
Цель исследования: выявить психологические особенности влияния семьи на процесс личностного формирования подростка и предложить систему мер оптимального взаимоотношения семьи и подростка.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
Гипотеза исследования: процесс личностного формирования в условиях мегаполиса будет успешным, если в работе с подростками будут использованы:
Методы исследования:
Глава 1. Теоретические основы исследования влияния семьи на процесс формирования личности подростка.
Личность должна развиваться свободно, и свобода ее развития на практике означает не подвластность любой высшей силе или цели, кроме самосовершенствования личности. [9]
Подростковый
возраст - остро протекающий переход
от детства к взрослости, в котором
выпукло переплетаются
Формирование
личности - это процесс освоения
специальной сферы
Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, всё больше опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками. [18]
Главные
мотивационные линии этого
В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как с взрослым человеком. В то же время, он еще далеко не во в сем отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших детей, подросток часто некритически подражает им. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно.
Самый
легкий способ достичь цели «быть
как взрослый» состоит в
Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. [18]
Однако фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведении многих чисто детских черт, в частности недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствует быстрому изменению отношения подростка к взрослому. И, тем не менее, промедление со стороны взрослого в изменении отношения к подростку в нужном направлении почти всегда вызывает сопротивление со стороны подростка. Это сопротивление при неблагоприятных условиях может перерасти в стойкий межличностный конфликт, сохранение которого нередко приводит к задержкам в личностном развитии подростка. У него появляется апатия, отчуждение, укрепляется убеждение в том, что взрослые вообще не в состоянии его понять. В результате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток более всего нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, они утрачивают возможность оказывать на него влияние.
Старшему подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, проявляя явное стремление жить групповой жизнью. Это - характерная черта детей именно подросткового возраста, причем она проявляется у них независимо от степени развитости специальной потребности в общении - аффилиативной потребности.
Для того
чтобы завоевать друзей, привлечь
к себе внимание товарищей, подросток
старается сделать все
Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой «нормы», чтобы у него было «как у всех», «как у других». Но для этого возраста характерна как раз диспропорция, т. е. отсутствие «норм». Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание.
Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». «Подростковый комплекс» включает перепады настроения - от безудержного веселья к унынию и обратно - без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной чёрствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространёнными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование - сухим мудрствованием. [13]
В трудах психологов и педагогов мы находим описание изменений, происходящих в характере ребёнка в эти годы, нарушений психического равновесия и в первую очередь непонятных и непримиримых противоречий. Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они могут страстно любить и оборвать эти отношения так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь общества, а с другой- охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякаемым энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны. [18]
Реакция эмансипации - специфически - подростковая реакция. Она проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля. Покровительства старших - родных, учителей, вообще старшего поколения. Она может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Эта реакция у подростков возникает при чрезмерной опеке со стороны старших, при мелочном контроле, когда его лишают минимальной самостоятельности и свободы, относятся к нему как к маленькому ребёнку.
Информация о работе Влияние семьи на формирование личности подростка