Влияние семьи на формирование личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить психологические особенности влияния семьи на процесс личностного формирования подростка и предложить систему мер оптимального взаимоотношения семьи и подростка.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:

теоретический обзор анализа научно - методической литературы по проблеме исследования;
выявить психологические особенности влияния семьи на процесс личностного формирования подростка;
Исследовать индивидуальные особенности подростков и стили родительских отношений.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования влияния семьи на процесс формирования личности подростка.

1.1 Возрастные и психологические особенности личности и поведения в подростковом возрасте.

1.2 Роль семьи в процессе социализации подростка.

1.3 Стили родительских отношений, как основной фактор, влияющий на формирования личности и поведения подростков.

Глава 2. Анализ результатов эмпирического исследования влияния семьи на формирование личности подростка. Ряд мер оптимального взаимоотношения семьи и подростка.

2.1 Методики тестирования влияния семьи на формирование личности подростка.

2.2 Психолого-педагогические рекомендации.

Заключение

Список литературы

Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая по психологии 4аД.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тульский  государственный педагогический университет  им. Л.Н.Толстого 

Кафедра психологии образования 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему:

Влияние семьи на формирование личности подростка 

                                                                                            Выполнила:

  студентка  факультета

иностранных языков

группы 4 аД

Минаева Мария Сергеевна

Проверил:

Ст.пр. Пронина  Н.А. 
 

Тула  - 2010

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования влияния семьи на процесс формирования личности подростка.

1.1 Возрастные и психологические особенности личности и поведения в подростковом возрасте.

1.2 Роль семьи в процессе социализации подростка.

1.3 Стили родительских отношений, как основной фактор, влияющий на формирования личности и поведения подростков.

Глава 2. Анализ результатов эмпирического  исследования влияния семьи на формирование личности подростка. Ряд мер оптимального взаимоотношения семьи и подростка.

2.1 Методики тестирования влияния семьи на формирование личности подростка.

2.2 Психолого-педагогические рекомендации.

Заключение

Список литературы

Приложение 
 
 
 
 
 

Введение

Актуальность  проблемы исследования. С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

Именно  в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень  важно в какой семье воспитывается  ребенок: в благополучной или  неблагополучной.

Подростковый  возраст является самым сложным, появляется «чувство взрослости» – важнейшее новообразование, возникающее у подростков. Желание проявить это чувство прежде всего осуществляется в семье.

У ребенка  в этом возрасте на первый план выходит  коммуникативная деятельность, т. е. общение. Познавательная деятельность уходит на второй план. Естественно, всё это приводит к конфликтам в семье. Семье, в первую очередь, необходимо позволить пережить этот период безболезненно для ребенка.

В связи  с вышеизложенным проблема исследования является актуальной.

Объектом исследования является процесс личностного формирования подростка.

Предмет исследования: семья, как одно из основных средств развития личности подростков.

Цель  исследования: выявить психологические особенности влияния семьи на процесс личностного формирования подростка и предложить систему мер оптимального взаимоотношения семьи и подростка.

В  соответствии с целью, объектом и предметом  исследования были сформулированы следующие  задачи:

  1. теоретический обзор анализа научно - методической литературы по проблеме исследования;
  2. выявить психологические особенности влияния семьи на процесс личностного формирования подростка;
  3. Исследовать индивидуальные особенности подростков и стили родительских отношений.

Гипотеза  исследования: процесс личностного формирования в условиях мегаполиса будет успешным, если в работе с подростками будут использованы:

  1. социально - психологические тренинги, направленные на развитие самопознания и личностный рост;
  2. арттерапевтические техники, способствующие самовыражению подростков и снижению эмоциональной напряженности;
  3. если работа будет проводиться системно, комплексно;
  4. если будут учтены индивидуально-психологические особенности подростков.

Методы  исследования:

  • изучение и анализ теоретической и экспериментальной литературы по психологии и педагогике;
  • эмпирические методы
  • анализ изученного и собранного в результате проведенного опроса материала.

Глава 1. Теоретические основы исследования влияния семьи на процесс формирования личности подростка.

    1. Возрастные и психологические особенности личности и поведения в подростковом возрасте.

Личность  должна развиваться свободно, и свобода  ее развития на практике означает не подвластность любой высшей силе или цели, кроме самосовершенствования личности. [9]

Подростковый  возраст - остро протекающий переход  от детства к взрослости, в котором  выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для  этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свёртывание прежде установившейся системы интересов ребёнка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым, с другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребёнка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное данный период отличается выходом ребёнка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение, к себе как члену общества. [18]

Формирование  личности - это процесс освоения специальной сферы общественного  опыта. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов  и потребностей, их преобразование и соподчинение. Второе «рождение» личности (по А.Н. Леонтьеву) приходиться, как раз на подростковый период и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. [17]

Важнейшей особенностью подростков является постепенный  отход от прямого копирования  оценок взрослых к самооценке, всё  больше опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых  у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками. [18]

Главные мотивационные линии этого возрастного  периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

В начале подросткового возраста у ребенка  появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, детей и  взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как с взрослым человеком. В то же время, он еще далеко не во в сем отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших детей, подросток часто некритически подражает им. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно.

Самый легкий способ достичь цели «быть  как взрослый» состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Подростки, начиная с 12-13 лет (девочки  несколько раньше), копируют поведения взрослых, которые пользуются авторитетом в их среде; сюда входят мода, одежда, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т.п. Помимо взрослых, образцами для подражания со стороны подростков могут стать и их старшие сверстники. Тенденции походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается. [10]

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. [18]

Однако  фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведении многих чисто детских черт, в частности недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствует быстрому изменению отношения подростка к взрослому. И, тем не менее, промедление со стороны взрослого в изменении отношения к подростку в нужном направлении почти всегда вызывает сопротивление со стороны подростка. Это сопротивление при неблагоприятных условиях может перерасти в стойкий межличностный конфликт, сохранение которого нередко приводит к задержкам в личностном развитии подростка. У него появляется апатия, отчуждение, укрепляется убеждение в том, что взрослые вообще не в состоянии его понять. В результате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток более всего нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, они утрачивают возможность оказывать на него влияние.

Старшему  подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, проявляя явное стремление жить групповой жизнью. Это - характерная  черта детей именно подросткового  возраста, причем она проявляется у них независимо от степени развитости специальной потребности в общении - аффилиативной потребности.

Для того чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток  старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми. [10]

Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой «нормы», чтобы у него было «как у  всех», «как у других». Но для этого  возраста характерна как раз диспропорция, т. е. отсутствие «норм». Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание.

Резко выраженные психологические особенности  подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». «Подростковый  комплекс» включает перепады настроения - от безудержного веселья к унынию и обратно - без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной чёрствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространёнными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование - сухим мудрствованием. [13]

В трудах психологов и педагогов мы находим  описание изменений, происходящих в  характере ребёнка в эти годы, нарушений психического равновесия и в первую очередь непонятных и непримиримых противоречий. Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они могут страстно любить и оборвать эти отношения так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь общества, а с другой- охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякаемым энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны. [18]

Реакция эмансипации - специфически - подростковая реакция. Она проявляется стремлением  высвободиться из-под опеки, контроля. Покровительства старших - родных, учителей, вообще старшего поколения. Она может  распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Эта реакция у подростков возникает при чрезмерной опеке со стороны старших, при мелочном контроле, когда его лишают минимальной самостоятельности и свободы, относятся к нему как к маленькому ребёнку.

Информация о работе Влияние семьи на формирование личности подростка