Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 14:47, курсовая работа
В современном обществе формируется потребность в новом типе личности, качествами которой являются практичность, инициативность, способность ориентироваться в рыночных условиях, динамичность, постоянное стремление к развитию, интеллектуальная развитость. Студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического, духовного и экономического преобразования российского общества.
Введение…………………………………………………………………………..….3
Глава I. Коллектив как объект психолого-педагогического исследования……...8
1.1. Теории и подходы к разработке проблемы формирования коллектива….
1.2. Понятие коллектива, структура коллектива……………………………......
Глава II. Формирование студенческого коллектива……………………………….
2.1 Особенности развития личности студента ………………………………..
2.2. Особенности формирования студенческого коллектива………………….
Заключение……………………………………………………………………………
Литература…………………
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Коллектив как объект психолого-педагогического исследования……...8
1.1. Теории и подходы к разработке проблемы формирования коллектива….
1.2. Понятие коллектива,
структура коллектива…………………………
Глава II. Формирование
студенческого коллектива………………
2.1 Особенности развития личности студента ………………………………..
2.2. Особенности формирования студенческого коллектива………………….
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
В современном
обществе формируется
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» функция воспитания такова: «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Федеральная программа развития образования возвращает проблему воспитания в круг государственных приоритетов как актуальную задачу.
В апреле
2001 года в рамках I Всероссийского
студенческого форума был
Самым первым и одним из важных шагов в воспитании студенчества является формирование коллектива с выработанными общественно значимыми целями, органами самоуправления. Именно сформированный студенческий коллектив имеет силу и может стать источником преобразований современной действительности.
Для раскрытия
этой темы необходимо
Общая педагогика
поможет выделить основные
Для раскрытия
этой темы данные психологии
не менее важны. Социальная
психология изучает факты,
Наконец данные социологии способствуют более глубокому осмыслению проблемы социализации личности, результаты социологических исследований помогут решить проблемы, связанные с организацией студенческого досуга, что, несомненно, является одним из факторов сплоченности группы.
В современной педагогической науке коллектив определяют как устойчивую во времени организационную группу взаимодействующих людей, со специфическими органами управления. Эта группа объединена целями совместной, общественно полезной деятельности, и имеет сложную динамику формальных и неформальных взаимоотношений между членами этой группы.
Учебный коллектив
имеет двойственную структуру:
во-первых, он является объектом
и результатом сознательных и
целенаправленных воздействий
Глава 1. Коллектив как объект психолого-педагогического исследования
1.1. Теории и подходы к разработке проблемы формирования коллектива
Педагогическая теория формирования коллектива создавалась усилиями многих отечественных педагогов и психологов. Наибольший вклад в разработку проблемы коллектива внес выдающийся отечественный педагог А. С. Макаренко. Он творчески переосмыслил классическое образование, принял активное участие в поиске новых решений, определив и разработав ряд новых проблем воспитания. А. С. Макаренко занимался вопросами методологии, теории и организации воспитания. Личность является субъектом воспитательного воздействия при условии, если она выражает интерес коллектива.
Учение Макаренко
содержит технологию
Помимо принципов
развития коллектива, А.С.Макаренко
сформулировал принципы
единство цели и труда коллектива предполагает объединение людей внутри группы не только в общей цели и в общем труде, но и в общей организации труда;
большая «связанность»
коллектива предполагает
«мажор» (активность) в коллективе, по мнению А.С.Макаренко,- это прежде всего проявление внутреннего, уверенного спокойствия, уверенности в своих силах, в силах своего коллектива и своем будущем. Этот крепкий мажор должен иметь вид постоянной бодрости, готовности к действию;
защита проявляется
в том, что каждый из членов
коллектива должен и обязан
отстаивать «своих» перед
торможение-это
регулирование отношений
Также А.С.Макаренко
выделил этапы становления
Становление коллектива (первоначальное сплочение). Цель данного этапа - превратить организованно оформленную группу в коллектив, где отношения участников определяются содержанием деятельности.
Усиление влияния актива. Среди членов группы произвольно выделяются наиболее инициативные люди, необходимо организовать направление данной активности – создать актив группы. Затем происходит постепенное усиление влияния актива.
Расцвет коллектива: характерен более высокий уровень требований к себе, к своим товарищам.
Процесс движения: через коллективный опыт человек предъявляет требования к себе, выполнение нравственных норм переходит в ранг потребности.
Настоящий
коллектив должен иметь общую
цель, заниматься разносторонней
деятельностью, в нем должны
быть органы направляющие его
жизнь и работу. Важна перспектива
движения вперед. Управление коллективом
- это увлечь определенной целью,
Известный
отечественный психолог А.В.
.Адаптация личности
в коллективе. Предполагает активное
усвоение личностью
Индивидуализация.
Порождается противоречием
Интеграция личности в коллективе. Коллектив принимает личность, оценивает ее индивидуальные особенности, а личность, в свою очередь, устанавливает отношения сотрудничества с членами коллектива. В этот период личность имеет возможность наиболее полно проявить свою индивидуальность и творческий вклад в коллектив.
Таким образом,
на современном этапе при
2.2. Понятие коллектива, структура коллектива
Коллектив
— социальная общность людей,
объединенных на основе
Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа
Среди естественных
малых групп наиболее важным представляется
выделение групп формальных и
неформальных. Формальные группы —
группы, членство и взаимоотношения
в которых, носят преимущественно
формальный характер, то есть определяются
формальными предписаниями и
договоренностями. Формальными малыми
группами являются, прежде всего, первичные
коллективы подразделений социальных
организаций и институтов. Организационные
и малые институциональные
Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами малых неформальных групп являются дружеские и приятельские компании, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.
Формальные и неформальные группы различаются, прежде всего, по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп.
По времени
существования выделяются группы временные,
в рамках которых объединение
индивидов ограничено во времени (например,
участники групповой дискуссии
или соседи по купе в поезде), и
стабильные, относительное постоянство
существования которых
Под структурой
коллектива мы понимаем