Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 07:05, дипломная работа
Цель работы – оценка влияния стиля управления на социально-психологический климат в коллективе.
В работе решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие коллектива и их классификацию;
- изучить стили управления;
- рассмотреть понятие социально- психологического климата и факторы, которые его определяют;
Введение……………………………………………………….……………………6
1 Социально-психологический климат коллектива. Стиль управления и
его влияние на коллектив………………………………………………….…………….. 9
1.1 Понятие коллектива, их классификация…………………….…………....……….. 9
1.2 Стили управления в разных коллективах………………………………......…….. 15
1.3 Понятие и факторы, определяющие социально-психологический климат
трудового коллектива ……………………………………………………..........…20
2 Анализ социально-психологического климата коллектива и стиля управления на примере ОГСУСО Свердловской области «Верхнетуринский дом-интернат
для престарелых и инвалидов»………………………………………………………….25
2.1 Краткая характеристика ОГСУСО Свердловской области
«Верхнетуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов»…………...………25
2.2 Исследование существующего стиля управления и социально-психологического климата в ОГСУСО Свердловской области «Верхнетуринский дом- интернат для престарелых и инвалидов»………………………...………...........29
2.3 Рекомендаций по оптимизации влияния стиля руководства на психологический климат в коллективе.………………………………..………………………..………….41
Заключение……………………………………………………………………………….45
Глоссарий…………………………………………………………………………..…… 48
Перечень наиболее употребительных сокращений слов и величин…………..……..52
Список использованных источников……………………………………………..……54
Приложение А……………………………………………………………………..…….57
Приложение Б……………………………………………………………………..….….58
Приложение В………………………………………………………………….…..…….60
Приложение Г…………………………………………………………………..………..63
Приложение Д …………………………………………………………………....……..67
Приложение Е……………………………………………………………………………69
МЕТОДЫ УПРАЛВЕНИЯ ПЕРСОАНАЛОМ
Приложение Б
Таблица 1. - Стили руководства, ориентированные на уровень развития
Уровень развития
| Форма управленческого поведения
|
Низкий уровень: «Не хотят работать, не умеют работать» (низкая квалификация, недобросовестные работники)
| «Авторитарное указывание» 1) четкие указания, что и как делать, инструктаж; 2) постоянный контроль работы; 3) когда необходимо – наказывайте, отмечайте ошибки и хорошую работу, поощряйте хорошие результаты работы. |
Средний уровень: «Хотят работать, но еще не умеют работать» (недостаточно опыта, хотя обладают определенными базовыми навыками и старательны. Добросовестны) | «Популяризация» 1) указания, инструктаж в популярной форме (наставничество, совет, рекомендация, дается возможность и самостоятельность проявить; 2) регулярный контроль работы; 3) уважительное, доброжелательное отношение;
|
| 4) интенсивное общение (оцениваются индивидуальные характеры, выявляются общие интересы); 5) когда необходимо - приказывайте; 6) вознаграждайте позитивное поведение, когда необходимо - наказывайте. |
Хороший уровень: «Хотят и умеют работать» (имеют базовые навыки и квалификацию, достаточные для большинства технических аспектов работы). Дальнейшее развитие такой группы сотрудников требует, чтобы они в своей работе брали на себя больше ответственности и чтобы их моральное состояние оставалось хорошим.
| Участие в управлении 1) проводите консультации с сотрудниками по отдельным проблемам, советуйтесь с ними; 2) поощряйте инициативу подчиненных, высказывание ими своих замечаний, предложений; 3) предоставляйте больше ответственности; 4) ограничивайте прямые указания и контроль; 5) создавайте системы самоконтроля сотрудников; 6) ставьте цели, не уточняя способ их достижения; 7) широко общайтесь; 8) вознаграждайте активность, инициативу, хорошую работу. |
Высокий уровень: «Хотят и умеют работать творчески» (экстра специалисты, достигшие высокой квалификации, ответственные, инициативные работники) | «Передача полномочий» 1) ставьте проблему, поясняйте цели и достигайте согласия по отношению к ним; 2) предоставьте необходимые права, полномочия сотруднику для самостоятельного решения проблемы; 3) избегайте вмешательства в дела; 4) самоуправление и самоконтроль у сотрудников; 5) если вас просят, оказывайте поддержку; 6) серьезно реагируйте на просьбы; 7) вознаграждайте творческие решения проблем |
Тест «Стили руководства»
Инструкция:
Отвечая на вопросы, оцените в баллах степень своего согласия: 1 балл – нет, так совсем не бывает; 2 – нет, как правило, так не бывает; 3 – неопределённая оценка; 4 – да, как правило, так бывает; 5 – да, так бывает всегда.
Вопросы:
1. Я давал бы подчинённым нужные поручения даже в том случае, если есть опасность, что при их невыполнении критиковать будут меня.
2. У меня всегда много идей и планов.
3. Я прислушиваюсь к замечаниям других.
4. Мне в основном удаётся привести логически правильные аргументы при обсуждении.
5. Я настраиваю сотрудников на то, чтобы они решали свои задачи самостоятельно.
6. Если меня критикуют, то я защищаюсь, несмотря ни на что.
7. Когда другие приводят свои доводы, я всегда прислушиваюсь.
8. Для того чтобы провести какое – то мероприятие, мне приходиться строить планы заранее.
9. Свои ошибки я по большей части признаю.
10. Я предлагаю альтернативы к предложениям других.
11. Защищаю тех, у кого есть трудности.
12. Высказываю свои мысли с максимальной убедительностью.
13. Мой энтузиазм заразителен.
14. Я принимаю во внимание точку зрения других и стараюсь включить её в проект решения.
15. Обычно я настаиваю на своей точке зрения и гипотезах.
16. Я с пониманием выслушиваю и агрессивно высказываемые контраргументы.
17. Ясно выражаю свои мысли.
18. Я всегда признаюсь в том, что не всё знаю.
19. Энергично защищаю свои взгляды.
20. Я стараюсь развивать чужие мысли так, как будто бы они были моими.
21. Всегда продумываю то, что могли бы ответить другие, и ищу контраргументы.
22. Я помогаю другим советом, как организовать свой труд.
23. Увлекаясь своими проектами, я обычно не беспокоюсь о чужих работах.
24. Я прислушиваюсь и к тем, кто имеет точку зрения, отличающуюся от моей собственной.
25. Если кто – то не согласен с моим проектом, то я не сдаюсь, а ищу новые пути, как переубедить другого.
26. Использую все средства. Чтобы заставить согласиться со мной.
27. Открыто говорю о своих надеждах, опасениях и личных трудностях.
28. Я всегда нахожу, как облегчить другим поддержку моих проектов.
29. Я понимаю чувства других людей.
30. Я больше говорю о собственных мыслях, чем выслушиваю чужие.
31. Прежде чем защищаться, я всегда выслушиваю критику.
32. Излагаю свои мысли системно.
33. Я помогаю другим получить слово.
34. Внимательно слежу за противоречивыми в чужих рассуждениях.
35. Я меняю точку зрения для того, чтобы показать другим, что слежу за ходом их мыслей.
36. Как правило, я никого не перебиваю.
37. Не притворяюсь, что уверен в свой точке зрения, если это не так.
38. Я трачу много энергии на то, убедить других, как им нужно правильно поступать.
39. Выступаю эмоционально, чтобы вдохновить людей на работу.
40. Стремлюсь, чтобы при подведении итогов были активны и те, которые очень редко просят слова.
Обработка результатов:
1) сложите бальные оценки, проставленные вами в вопросах1, 3, 5, 7, 9, 11, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 27, 29, 31, 33, 35, 36, 37, 40 обозначьте сумму через А (она находится в интервале от 20 до 100).
2) сложите баллы в вопросах 2, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 38, 39 – и обозначьте сумму через В.
Если сумма А, по крайней мере, на 10 баллов превышает сумму В, то большая часть людей считает вас хорошим дипломатом, вы способны учесть мнение других, склонны к демократическому стилю управления.
Если сумма А свыше 85 – склонны к либерально – попустительскому стилю.
Если сумма В как минимум на 10 баллов больше суммы А, то вы ведёте дискуссию авторитарно, властно, бесцеремонно, агрессивно, склонны к авторитарному стилю руководства.
Если суммы А и В различаются менее чем на 10 баллов, то либо вы ещё не выбрали свой стиль управления, либо склонны к непоследовательному стилю.
Определение психологического климата группы
Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается же психологический климат за счет "психологической атмосферы – также группового эмоционального состояния, которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая в свою очередь создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива.
Для оценивания некоторых основных проявлений психологического климата коллектива можно воспользоваться картой-схемой Л.Н. Лутошкина. Здесь в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой – качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибалльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до -3).
Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем справа и после этого знаком "+" отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.
Следует иметь в виду, что оценки означают:
+3 – качество, указанное слева, проявляется в данном коллективе всегда;
+2 – качество проявляется в большинстве случаев;
+1 – качество проявляется достаточно часто;
0 – ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени;
-1 –достаточно часто проявляется противоположное качество (указанное справа);
- 2 – качество проявляется в большинстве случаев;
- 3 – качество проявляется всегда.
Положительные особенности | +3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 |
Отрицательные особенности
|
Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение |
|
|
|
|
|
|
| Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон |
Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии |
|
|
|
|
|
|
| Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии |
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание |
|
|
|
|
|
|
| Группировки конфликтуют между собой |
Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время |
|
|
|
|
|
|
| Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности |
Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива |
|
|
|
|
|
|
| Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство |
Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями |
|
|
|
|
|
|
| Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов |
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга |
|
|
|
|
|
|
| В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей |
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу "один за всех, все за одного" |
|
|
|
|
|
|
| В трудных случаях коллектив "раскисает", появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения |
Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные |
|
|
|
|
|
|
| Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей |
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться |
|
|
|
|
|
|
| Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность |
Коллектив активен, полон энергии |
|
|
|
|
|
|
| Коллектив пассивен, инертен |
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело |
|
|
|
|
|
|
| Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах |
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту |
|
|
|
|
|
|
| Коллектив подразделяется на "при-вилегированных" и "пренебрегае-мых", здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их |
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители |
|
|
|
|
|
|
| К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно |
Обработка.
1 этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала +, потом – оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.
2 этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого участника, необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с ключом методики:
22 и более – это высокая степень благоприятности социально – психологического климата.
От 8 до 22 – средняя степень благоприятности социально – психологического климата.
От 0 до 8 – низкая степень благоприятности.
От 0 до -8 – начальная неблагоприятность социально – психологического климата.
От -8 до -10 – средняя неблагоприятность.
От -10 и ниже – сильная неблагоприятность.
Приложение Д
Вашему вниманию предлагается опросник для самооценки, а также выбор некоторых эффективных методов мотивации трудовой активности. Он содержит 14 утверждений. Каждое утверждение может быть оценено от 1 до 5 баллов. Сделайте свой выбор по каждому и этих утверждений, отметив соответствующую цифру.
1 - Вполне удовлетворен
2 - Удовлетворен
3 - Не вполне удовлетворен
4 - Не удовлетворен
5 - Крайне не удовлетворен
1. Ваша удовлетворенность предприятием (организацией), где вы работаете
2. Ваша удовлетворенность физическими условиями (жара, холод, шум и т.д.)
3. Ваша удовлетворенность работой
4. Ваша удовлетворенность слаженностью
5. Ваша удовлетворенность стилем руководства вашего начальника
6. Ваша удовлетворенность профессиональной компетентностью вашего начальника
7. Ваша удовлетворенность зарплатой (с точки зрения ее соответствия вашим трудозатратам)
8. Ваша удовлетворенность зарплатой по сравнению с тем, сколько за такую же работу платят на других предприятиях
9. Ваша удовлетворенность служебным (профессиональным) продвижением
Информация о работе Влияние стиля управления на социально - психологический климат в коллективе