Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 07:05, дипломная работа
Цель работы – оценка влияния стиля управления на социально-психологический климат в коллективе.
В работе решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие коллектива и их классификацию;
- изучить стили управления;
- рассмотреть понятие социально- психологического климата и факторы, которые его определяют;
Введение……………………………………………………….……………………6
1 Социально-психологический климат коллектива. Стиль управления и
его влияние на коллектив………………………………………………….…………….. 9
1.1 Понятие коллектива, их классификация…………………….…………....……….. 9
1.2 Стили управления в разных коллективах………………………………......…….. 15
1.3 Понятие и факторы, определяющие социально-психологический климат
трудового коллектива ……………………………………………………..........…20
2 Анализ социально-психологического климата коллектива и стиля управления на примере ОГСУСО Свердловской области «Верхнетуринский дом-интернат
для престарелых и инвалидов»………………………………………………………….25
2.1 Краткая характеристика ОГСУСО Свердловской области
«Верхнетуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов»…………...………25
2.2 Исследование существующего стиля управления и социально-психологического климата в ОГСУСО Свердловской области «Верхнетуринский дом- интернат для престарелых и инвалидов»………………………...………...........29
2.3 Рекомендаций по оптимизации влияния стиля руководства на психологический климат в коллективе.………………………………..………………………..………….41
Заключение……………………………………………………………………………….45
Глоссарий…………………………………………………………………………..…… 48
Перечень наиболее употребительных сокращений слов и величин…………..……..52
Список использованных источников……………………………………………..……54
Приложение А……………………………………………………………………..…….57
Приложение Б……………………………………………………………………..….….58
Приложение В………………………………………………………………….…..…….60
Приложение Г…………………………………………………………………..………..63
Приложение Д …………………………………………………………………....……..67
Приложение Е……………………………………………………………………………69
- в хороших условиях труда и достойном материальном вознаграждении;
- в общении и дружеских межличностных отношениях;
- успехе, достижениях, признании и личном авторитете, обладании властью и возможностью влиять на поведение других;
- творческой и интересной работе, возможности профессионального и личностного развития, реализации своего потенциала.
Характер выполняемой деятельности. Монотонность деятельности, ее высокая ответственность, наличие риска для здоровья и жизни сотрудника, стрессогенный характер, эмоциональная насыщенность и т.д. — все это факторы, которые косвенно могут негативно сказаться на СПК в рабочем коллективе.
Организация совместной деятельности. Формальная структура группы, способ распределения полномочий, наличие единой цели влияет на СПК. Взаимозависимость задач, нечеткое распределение функциональных обязанностей, несоответствие сотрудника его профессиональной роли, психологическая несовместимость участников совместной деятельности повышают напряженность отношений в группе и могут стать источником конфликтов.
Психологическая совместимость является важным фактором, влияющим на СПК. Под психологической совместимостью понимают способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников. Психологическая совместимость может быть обусловлена сходством характеристик участников совместной деятельности. Людям, похожим друг на друга легче наладить взаимодействие. Сходство способствует появлению чувства безопасности и уверенности в себе, повышает самооценку. В основе психологической совместимости может лежать и различие характеристик по принципу взаимодополняемости. В таком случае говорят, что люди подходят друг другу «как ключ к замку». Условием и результатом совместимости является межличностная симпатия, привязанность участников взаимодействия друг к другу. Вынужденное общение с неприятным субъектом может стать источником отрицательных эмоций.
На степень психологической совместимости сотрудников влияет то, насколько однородным является состав рабочей группы по различным социальным и психологическим параметрам:
Выделяют три уровня совместимости: психофизиологический, психологический и социально-психологический:
Психофизиологический уровень совместимости имеет в своей основе оптимальное сочетание особенностей системы органов чувств (зрение, слух, осязание и т.д.) и свойств темперамента. Этот уровень совместимости приобретает особое значение при организации совместной деятельности. Холерик и флегматик будут выполнять задание в разном темпе, что может повлечь за собой сбои в работе и напряженность в отношениях между рабочими.
Психологический уровень предполагает совместимость характеров, мотивов, типов поведения. Социально-психологический уровень совместимости основан на согласованности социальных ролей, социальных установок, ценностных ориентации, интересов. Двум субъектам, стремящимся к доминированию, будет сложно организовать совместную деятельность. Совместимости будет способствовать ориентация одного из них на подчинение. Вспыльчивому и импульсивному человеку больше подойдет в качестве напарника спокойный и уравновешенный сотрудник. Психологической совместимости способствуют критичность к себе, терпимость и доверие по отношению к партнеру по взаимодействию.
Сработанность — это результат совместимости сотрудников. Она обеспечивает максимально возможную успешность совместной деятельности при минимальных затратах.
Характер коммуникаций в организации выступает в качестве фактора СПК. Отсутствие полной и точной информации по важному для сотрудников вопросу создает благодатную почву для возникновения и распространения слухов и сплетен, плетения интриг и закулисных игр. Руководителю стоит внимательно следить за удовлетворительным информационным обеспечением деятельности организации. Низкая коммуникативная компетентность сотрудников также ведет к коммуникативным барьерам, росту напряженности в межличностных отношениях, непониманию, недоверию, конфликтам. Умение ясно и точно излагать свою точку зрения, владение приемами конструктивной критики, навыками активного слушания и т.д. создают условия для удовлетворительной коммуникации в организации.
Влияние эмоциональной атмосферы коллектива на личность может быть двоякое: стимулирующее или тормозящее, то есть подавляющее творческую инициативу, активность и энергию человека.
Вывод по главе: руководитель может существенно повлиять на характер межличностных отношений в рабочем коллективе, на отношение к совместной деятельности, удовлетворенность условиями и результатами работы, т.е. социально-психологический климат, от которого во многом зависит эффективность деятельности организации в целом.
2 Анализ социально-психологического климата коллектива
на примере областное государственное стационарное учреждение социального обслуживания Свердловской области
«Верхнетуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов»
2.1 Краткая характеристика ОГСУСО Свердловской области
«Верхнетуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов»
Полное наименование учреждения - областное государственное стационарное учреждение социального обслуживания Свердловской области «Верхнетуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов». Вышестоящая организация - министерство социальной защиты населения Свердловской области.
В соответствии с уставом организации основными видами оказываемых услуг ОГСУСО Свердловской области «Верхнетуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов» являются социальные, медицинские и бытовые услуги за престарелыми и инвалидами. Персонал ОГСУСО Свердловской области «Верхнетуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов», при желании клиента, оказывает и консультационные услуги по всем интересующим вопросам, находящиеся в их компетенции.
ОГСУСО Свердловской области «Верхнетуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов» имеет линейно-функциональную организационную структуру управления, она как раз характерна для подобных учреждений. В данной структуре общий руководитель и руководители подразделений (технического, экономического и др.) разделяют свое воздействие на исполнителей по функциям. Общий руководитель осуществляет линейное воздействие на всех участников структуры, а функциональные руководители оказывают технологическое содействие исполнителям выполняемых работ. Направление деятельности директора ОГСУСО Свердловской области «Верхнетуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов»: обеспечение учреждения продуктами питания и медикаментами, получение скидок, работа с поставщиками продуктов питания и медикаментов, работа с государственными структурами, хозяйственная часть деятельности, контроль за качеством обслуживания пациентов. В соответствии с должностной инструкцией директора ОГСУСО Свердловской области «Верхнетуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов» основными его задачами являются осуществление руководства и координации деятельности учреждения, связанные с обслуживанием пациентов, ведением медицинских процедур. Осуществляет контроль над эффективным использованием материальных, технических и трудовых ресурсов в процессе деятельности учреждения, сокращение издержек. Несет личную материальную ответственность за сохранение медицинского оборудования и препаратов. Ведет учет, составляет отчетность по расходу медикаментов в процессе деятельности учреждения.
Общая численность работников ОГСУСО Свердловской области «Верхнетуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов» - 60 человек, которыми руководит директор ОГСУСО Свердловской области «Верхнетуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (Барбин А.Т.) .
Численность административно-
Анализ структуры персонала ОГСУСО Свердловской области «Верхнетуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов» по половозрастному признаку.
Таблица 1
Характеристика основного персонала по возрасту
Возраст | Численность рабочих | В т.ч. мужчины | В т.ч. женщины |
18-25 лет | 8 | - | 8 |
26-35 лет | 14 | - | 9 |
36-45 лет | 22 | 7 | 11 |
45-55 лет | 16 | 4 | 21 |
Из таблицы 1 видно, что все они находятся в трудоспособном возрасте. Большая часть работников - находятся в двух возрастных группах: 26-35 лет и 36-45 лет. Преобладающей возрастной категорией в ОГСУСО Свердловской области «Верхнетуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов» является диапазон 35 - 45 лет, он составляет 37 % от всего персонала, а именно 22 человека. Возрастная категория 45 - 55 лет стоит на втором месте, а именно 16 человек (27%). 23% персонала составляет категория - 25 - 35 лет, а именно 14 человек. Возрастная категория 18 - 25 лет имеет наименьший процент (13%), в него входят восемь человек.
Мужской пол в учреждении представлен одним мужчиной - директором и 10 мужчинами - врачами. Все остальные 49 работников учреждения - женщины.
Из таблицы 2 видно, что львиную долю численности работников по образованию занимает высшее образование - 46%, а именно 28 человек из 60 опрошенных.
Таблица 2
Характеристика персонала по образованию
Образование | Численность, чел. |
Высшее образование | 28 |
Среднеспециальное образование | 22 |
Среднее полное образование | 10 |
Информация о работе Влияние стиля управления на социально - психологический климат в коллективе