Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 07:05, дипломная работа
Цель работы – оценка влияния стиля управления на социально-психологический климат в коллективе.
В работе решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие коллектива и их классификацию;
- изучить стили управления;
- рассмотреть понятие социально- психологического климата и факторы, которые его определяют;
Введение……………………………………………………….……………………6
1 Социально-психологический климат коллектива. Стиль управления и
его влияние на коллектив………………………………………………….…………….. 9
1.1 Понятие коллектива, их классификация…………………….…………....……….. 9
1.2 Стили управления в разных коллективах………………………………......…….. 15
1.3 Понятие и факторы, определяющие социально-психологический климат
трудового коллектива ……………………………………………………..........…20
2 Анализ социально-психологического климата коллектива и стиля управления на примере ОГСУСО Свердловской области «Верхнетуринский дом-интернат
для престарелых и инвалидов»………………………………………………………….25
2.1 Краткая характеристика ОГСУСО Свердловской области
«Верхнетуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов»…………...………25
2.2 Исследование существующего стиля управления и социально-психологического климата в ОГСУСО Свердловской области «Верхнетуринский дом- интернат для престарелых и инвалидов»………………………...………...........29
2.3 Рекомендаций по оптимизации влияния стиля руководства на психологический климат в коллективе.………………………………..………………………..………….41
Заключение……………………………………………………………………………….45
Глоссарий…………………………………………………………………………..…… 48
Перечень наиболее употребительных сокращений слов и величин…………..……..52
Список использованных источников……………………………………………..……54
Приложение А……………………………………………………………………..…….57
Приложение Б……………………………………………………………………..….….58
Приложение В………………………………………………………………….…..…….60
Приложение Г…………………………………………………………………..………..63
Приложение Д …………………………………………………………………....……..67
Приложение Е……………………………………………………………………………69
Среди статистик, характеризующих связь между случайными величинами, наиболее важными являются: коэффициент корреляции, корреляционное отношение, показатель корреляции рангов, а также множественные и частные коэффициенты корреляции и корреляционные отношения.
В тех случаях, когда единицы изучаемой частичной совокупности могут быть в отношении некоторого признака расположены в определённом порядке по возрастающим или по убывающим номерам, или рангам в качестве статистики связи служит показатель корреляции рангов.
Для определения зависимости социально-психологического климата от стиля управления руководителя применялся расчёт коэффициента ранговой корреляции по Спирмену ().
Полученные в эксперименте первичные данные представляют собой два ряда порядковых величин для переменной Х (стиль управления) и для переменной У (социально-психологический климат в первом случае и удовлетворённость работой во втором). Для расчета величины применялась следующая формула:
Где N – число сравниваемых пар величин двух переменных;
d– квадрат разностей рангов этих величин.
Табулирование первичных результатов для расчёта коэффициента ранговой корреляции по Спирмену () представлено в таблице 8 (Х – стиль управления; У – социально-психологический климат) и в таблице 9 (Х – стиль управления; У – удовлетворённость работой) .
Таблица 8 – Табулирование первичных результатов для расчёта коэффициента ранговой корреляции по Спирмену ().
№ | Х | У | d | d2 |
1 | 10 | 38 | -10,5 | 110,25 |
2 | 10 | 31 | -5 | 25 |
3 | 12 | 40 | 2 | 4 |
4 | 14 | 37 | 28 | 784 |
5 | 14 | 34 | 44 | 1936 |
6 | 12 | 40 | -21,5 | 462,25 |
7 | 10 | 37 | -15,5 | 240,25 |
8 | 14 | 35 | -0,5 | 0,25 |
9 | 13 | 40 | 36 | 1296 |
10 | 11 | 35 | -22 | 484 |
11 | 9 | 39 | -44 | 1681 |
12 | 14 | 41 | 44 | 1936 |
13 | 10 | 18 | -39 | 1521 |
14 | 10 | 45 | -7 | 49 |
15 | 12 | 38 | -5,5 | 30,25 |
16 | 14 | 42 | -8,5 | 72,25 |
17 | 12 | 18 | 16,5 | 272,25 |
18 | 14 | 32 | 37,5 | 1406,25 |
Продолжение таблицы 8 | ||||
19 | 14 | 37 | 18,5 | 342,25 |
20 | 12 | 46 | -27 | 729 |
21 | 10 | 42 | -31,5 | 92,25 |
22 | 14 | 35 | 12 | 144 |
23 | 13 | 26 | -0,5 | 0,25 |
24 | 11 | 43 | -6 | 36 |
25 | 12 | 49 | 7 | 49 |
26 | 10 | 30 | 5,5 | 30,25 |
27 | 14 | 48 | -0,5 | 0,25 |
28 | 13 | 44 | 10,5 | 110,25 |
29 | 11 | 24 | -29,5 | 870,25 |
30 | 9 | 38 | 0,5 | 0,25 |
31 | 14 | 38 | 7 | 49 |
32 | 10 | 42 | 5,5 | 30,25 |
33 | 10 | 18 | -39 | 1521 |
34 | 12 | 32 | 10,5 | 110,25 |
35 | 14 | 37 | 15,5 | 240,25 |
36 | 14 | 46 | -8,5 | 72,25 |
37 | 12 | 42 | 16,5 | 272,25 |
38 | 10 | 35 | -1 | 1 |
39 | 14 | 26 | 18,5 | 342,25 |
40 | 13 | 43 | -13 | 169 |
41 | 11 | 49 | 2,5 | 6,25 |
42 | 9 | 30 | -32,5 | 1056,25 |
43 | 14 | 48 | -8,5 | 72,25 |
44 | 10 | 44 | -1 | 1 |
45 | 10 | 38 | -1 | 11 |
46 | 12 | 31 | -2,5 | 6,25 |
47 | 14 | 40 | -6 | 36 |
48 | 14 | 37 | 7 | 49 |
49 | 9 | 34 | -36 | 1296 |
50 | 14 | 40 | 12 | 144 |
51 | 10 | 37 | -15,5 | 240,25 |
52 | 10 | 35 | -10,5 | 110,25 |
53 | 12 | 40 | 23 | 529 |
54 | 14 | 35 | -0,5 | 0,25 |
55 | 14 | 39 | 23 | 529 |
56 | 12 | 41 | -21,5 | 462,25 |
57 | 10 | 18 | 10 | 100 |
58 | 14 | 45 | 7 | 49 |
59 | 13 | 28 | 31,5 | 992,25 |
60 | 12 | 38 | 16,5 | 272,25 |
Примечание: Х – стиль управления; У – степень благоприятности социально-психологического климата
Число пар значений n= 60
Коэффициент корреляции K= 0.26118074768953
Результат: rs = 0.323
Корреляция статистически значима по уровню 0.05.
Таблица 9 – Табулирование первичных результатов для расчёта коэффициента ранговой корреляции по Спирмену ()
№ | Х | У | d | d2 |
1 | 10 | 24 | -10,5 | 110,25 |
2 | 10 | 21 | -5 | 25 |
3 | 12 | 25 | 2 | 4 |
4 | 14 | 24 | 28 | 784 |
5 | 14 | 19 | 44 | 1936 |
6 | 12 | 30 | -21,5 | 462,25 |
7 | 10 | 25 | -15,5 | 240,25 |
8 | 14 | 30 | -0,5 | 0,25 |
9 | 13 | 14 | 36 | 1296 |
10 | 11 | 29 | -22 | 484 |
11 | 9 | 29 | -41 | 1681 |
12 | 14 | 19 | 44 | 1936 |
13 | 10 | 30 | -39 | 1521 |
14 | 10 | 23 | -7 | 49 |
15 | 12 | 27 | -5,5 | 30,25 |
16 | 14 | 34 | -8,5 | 72,25 |
17 | 12 | 20 | 16,5 | 272,25 |
18 | 14 | 20 | 37,5 | 1406,25 |
19 | 14 | 26 | 18,5 | 342,25 |
20 | 12 | 33 | -27 | 729 |
21 | 10 | 29 | -31,5 | 992,25 |
22 | 14 | 28 | 12 | 144 |
23 | 13 | 28 | -0,5 | 0,25 |
24 | 11 | 25 | -6 | 36 |
25 | 12 | 24 | 7 | 49 |
26 | 10 | 19 | 5,5 | 30,25 |
27 | 14 | 30 | -0,5 | 0,25 |
28 | 13 | 25 | 10,5 | 110,25 |
29 | 11 | 30 | -29,5 | 870,25 |
Продолжение таблицы 9 | ||||
30 | 9 | 14 | 0,5 | 0,25 |
31 | 14 | 29 | 7 | 49 |
32 | 10 | 19 | 5,5 | 30,25 |
33 | 10 | 30 | -39 | 1521 |
34 | 12 | 23 | 10,5 | 110,25 |
35 | 14 | 27 | 15,5 | 240,25 |
36 | 14 | 34 | -8,5 | 72,25 |
37 | 12 | 20 | 16,5 | 272,25 |
38 | 10 | 20 | -1 | 1 |
39 | 14 | 26 | 18,5 | 342,25 |
40 | 13 | 30 | -13 | 169 |
41 | 11 | 23 | 2,5 | 6,25 |
42 | 9 | 27 | -32,5 | 1056,25 |
43 | 14 | 34 | -8,5 | 72,25 |
44 | 10 | 20 | -1 | 1 |
45 | 10 | 20 | -1 | 1 |
46 | 12 | 26 | -2,5 | 6,25 |
47 | 14 | 33 | -6 | 36 |
48 | 14 | 29 | 7 | 49 |
49 | 9 | 28 | -36 | 1296 |
50 | 14 | 28 | 12 | 144 |
51 | 10 | 25 | -15,5 | 240,25 |
52 | 10 | 24 | -10,5 | 110,25 |
53 | 12 | 19 | 23 | 529 |
54 | 14 | 30 | -0,5 | 0,25 |
55 | 14 | 25 | 23 | 529 |
56 | 12 | 30 | -21,5 | 462,25 |
57 | 10 | 14 | 10 | 100 |
58 | 14 | 29 | 7 | 49 |
59 | 13 | 19 | 31,5 | 992,25 |
60 | 12 | 20 | 16,5 | 272,25 |
Примечание: Х – стиль управления; У – степень удовлетворённости работой
Число пар значений n= 60
Коэффициент корреляции K= 0.26118074768953
Корреляция статистически значима по уровню 0.05.
Полученные результаты достоверны на 95% и более.
Таким образом, между переменными стиль управления и степень благоприятности социально-психологического климата, а также стиль управления и степень удовлетворённости работой действительно существует статистически достоверная зависимость с вероятностью ошибки менее 5%.
Гипотеза о том, что стиль управления руководителя оказывает влияние на социально-психологический климат в коллективе, доказана.
При демократическом стиле управления наблюдается высокая степень благоприятности социально-психологического климата и удовлетворённость работой со стороны кадрового потенциала.
Руководитель в определенной мере должен быть психологом, ибо правильный стиль руководства, благоприятная обстановка на работе, культура управленческого труда способствуют повышению качества и результативности труда, оказывают решающее влияние на результаты деятельности коллектива. Поведение руководителя, его умение управлять подчиненными, здоровый психологический климат в коллективе способствуют развитию творческой инициативы работников и в итоге дают не меньший производственный эффект, чем механизация и автоматизация труда. Руководители, сумевшие добиться здоровых отношений в коллективе, наладившие прочный контакт и взаимоотношения между сотрудниками, добиваются лучших результатов в работе.
Настоящие рекомендации имеют целью обобщить основные требования, которые жизнь ежедневно предъявляет к руководителю. Несомненно, что все качества, перечисленные здесь, не могут быть сосредоточены полностью в одном человеке. В ней приведены методические подходы, которые в определенной мере помогут руководителям в их работе.
Личные качества руководителя:
1. Выдержка. Руководитель должен, прежде всего, уметь сдерживать проявления своего настроения, никогда не терять самообладания. Сильный, оптимистически настроенный человек и в окружающих вселяет спокойствие и уверенность в успехе дела, заражает энтузиазмом. Неспокойный, нервозный руководитель зря дергает и нервирует себя и подчиненных, часто портит им настроение с самого начала рабочего дня, и тем больше, чем сложнее обстановка. Невыдержанность одного лишь руководителя причиняет неприятности многим сотрудникам.
2. Вежливость. Руководитель, никогда не допускающий грубость с подчиненными, добивается в работе с ними лучших результатов. Вспыльчивостью, грубостью, криком трудно доказать свою правоту, скорее можно настроить собеседника против себя. Неизменная же вежливость положительно действует на самого нервного и раздражительного сотрудника.
3. Тактичность. Деятельность руководителя как организатора немыслима без тактичного отношения к сотрудникам. Распекая человека, нужно не унижать его, а оставлять ему веру в свои силы.
4. Самодисциплина. От организации труда самого руководителя, его личного примера зачастую зависят количество и качество работы коллектива. Хороший руководитель не только рассказывает, но и показывает (в том числе собственным примером), как надо делать.
5. Требовательность. Руководитель только в том случае сможет наладить работу сотрудников, если будет систематически требовать от них выполнения их задач. Попустительство в этом вопросе приводит к безответственности, расхлябанности, волоките, что дезорганизует всю работу коллектива.
Руководитель и взаимоотношения с коллективом:
1. Залог успешной работы коллектива, благоприятной атмосферы в нем — психологическая совместимость его членов. Отношения товарищества и взаимопомощи, сложившиеся внутри коллектива, создают условия для плодотворной деятельности, устраняют неприязнь, подозрительность, зависть, недоверие. Построить правильные, хорошие взаимоотношения в коллективе, поддерживать чувство взаимной симпатии работников друг к другу, умело руководить — это искусство.
2. Ничто так не раздражает людей, как безделье. Поэтому лучше давать задания с более сжатыми сроками, чем с растянутыми. Условия и границы, в которых должна протекать работа, должны быть строго оговорены.
3. Справедливость, прежде всего. Если вы хвалите или порицаете за дело, ваше мнение будет высоко цениться в коллективе. Помните, что ни один проступок не должен оставаться незамеченным, иначе возникают безнаказанность и безответственность. Однако мера наказания должна соответствовать степени проступка. Бойтесь излишней строгостью вызвать озлобление.
4. Только в крайнем случае разрешается применять выговор в присутствии коллег. Излишнее злоупотребление распеканиями создает в коллективе дополнительные промахи, и все это лишь приводит к потере доверия к руководителю.
Роль руководителя:
1. Немыслимо руководить современным коллективом без достаточной профессиональной квалификации, основательных технических, экономических, управленческих, педагогических знаний, понимания существа общественно-политических преобразований в стране.
2. Принцип единоначалия означает как право руководителя на принятие решений, так и его личную ответственность за их выполнение. Руководитель несет ответственность не только за свою работу, но и за работу своих подчиненных.
3. Каждый руководитель обязан работать так, чтобы стиль и методы его руководства соответствовали характеру современных взаимоотношений в обществе, выделяя главные задачи, не допуская работы по формуле «цель оправдывает средства», приводящей к перенапряжению коллектива. Задача руководителя — подобрать ровный, умеренный ритм работы аппарата управления, обеспечивающий высокую работоспособность в течение длительного времени.
4. Руководитель обязан создать в коллективе наиболее благоприятную атмосферу для свободного обмена мнениями, научиться совещаться с опытными людьми, внимательно выслушивать чужое мнение.
Стиль управления – это не личное дело руководителя в связи с тем, что он сказывается на деятельности всей системы предприятия или организации. Стиль руководителя постоянно анализируется, оценивается и воспринимается подчиненными и формирует определенную систему отношений на всех уровнях иерархии. Поэтому стиль руководства руководителя важен для развития и функционирования всей организации. Факторы формирования стиля управления – многочисленные и сложные. Их можно объединить в три группы: общие (объективные), особенные (объективно-субъективные), единичные (субъективные). Они взаимосвязаны между собой и формируют стиль управления как систему, в которой соединены индивидуальные особенности руководителя и параметры функционирования организации (территориальные, исторические, организационные).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование стиля руководства – сложный процесс, на который трудно, но возможно повлиять и изменить.
Заключение
Совершенствование стиля управления с целью влияния на социально-психологический климат коллектива - это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество оказываемых услуг. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации.
Социально-психологический климат - это психологический настрой в группе, который отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе.
Информация о работе Влияние стиля управления на социально - психологический климат в коллективе