Влияние стиля управления на социально - психологический климат в коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 07:05, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – оценка влияния стиля управления на социально-психологический климат в коллективе.

В работе решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие коллектива и их классификацию;
- изучить стили управления;
- рассмотреть понятие социально- психологического климата и факторы, которые его определяют;

Содержание

Введение……………………………………………………….……………………6
1 Социально-психологический климат коллектива. Стиль управления и
его влияние на коллектив………………………………………………….…………….. 9
1.1 Понятие коллектива, их классификация…………………….…………....……….. 9
1.2 Стили управления в разных коллективах………………………………......…….. 15
1.3 Понятие и факторы, определяющие социально-психологический климат
трудового коллектива ……………………………………………………..........…20
2 Анализ социально-психологического климата коллектива и стиля управления на примере ОГСУСО Свердловской области «Верхнетуринский дом-интернат
для престарелых и инвалидов»………………………………………………………….25
2.1 Краткая характеристика ОГСУСО Свердловской области
«Верхнетуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов»…………...………25
2.2 Исследование существующего стиля управления и социально-психологического климата в ОГСУСО Свердловской области «Верхнетуринский дом- интернат для престарелых и инвалидов»………………………...………...........29
2.3 Рекомендаций по оптимизации влияния стиля руководства на психологический климат в коллективе.………………………………..………………………..………….41
Заключение……………………………………………………………………………….45
Глоссарий…………………………………………………………………………..…… 48
Перечень наиболее употребительных сокращений слов и величин…………..……..52
Список использованных источников……………………………………………..……54
Приложение А……………………………………………………………………..…….57
Приложение Б……………………………………………………………………..….….58
Приложение В………………………………………………………………….…..…….60
Приложение Г…………………………………………………………………..………..63
Приложение Д …………………………………………………………………....……..67
Приложение Е……………………………………………………………………………69

Работа содержит 1 файл

Влияние стиля управления на социально-психологический климат в коллективе 2011 год-2.doc

— 728.50 Кб (Скачать)

 

Среди статистик, характеризующих связь между случайными величинами, наиболее важными являются: коэффициент корреляции, корреляционное отношение, показатель корреляции рангов, а также множественные и частные коэффициенты корреляции и корреляционные отношения.

В тех случаях, когда единицы изучаемой частичной совокупности могут быть в отношении некоторого признака расположены в определённом порядке по возрастающим или по убывающим номерам, или рангам в качестве статистики связи служит показатель корреляции рангов.

Для определения зависимости социально-психологического климата от стиля управления руководителя применялся расчёт коэффициента ранговой корреляции по Спирмену ().

Полученные в эксперименте первичные данные представляют собой два ряда порядковых величин для переменной Х (стиль управления) и для переменной У (социально-психологический климат в первом случае и удовлетворённость работой во втором). Для расчета величины применялась следующая формула:

Где N – число сравниваемых пар величин двух переменных;

d– квадрат разностей рангов этих величин.

Табулирование первичных результатов для расчёта коэффициента ранговой корреляции по Спирмену () представлено в таблице 8 (Х – стиль управления; У – социально-психологический климат) и в таблице 9 (Х – стиль управления; У – удовлетворённость работой) .

Таблица 8 – Табулирование первичных результатов для расчёта коэффициента ранговой корреляции по Спирмену ().

Х

У

d

d2

1

10

38

-10,5

110,25

2

10

31

-5

25

3

12

40

2

4

4

14

37

28

784

5

14

34

44

1936

6

12

40

-21,5

462,25

7

10

37

-15,5

240,25

8

14

35

-0,5

0,25

9

13

40

36

1296

10

11

35

-22

484

11

9

39

-44

1681

12

14

41

44

1936

13

10

18

-39

1521

14

10

45

-7

49

15

12

38

-5,5

30,25

16

14

42

-8,5

72,25

17

12

18

16,5

272,25

18

14

32

37,5

1406,25

Продолжение таблицы 8

19

14

37

18,5

342,25

20

12

46

-27

729

21

10

42

-31,5

92,25

22

14

35

12

144

23

13

26

-0,5

0,25

24

11

43

-6

36

25

12

49

7

49

26

10

30

5,5

30,25

27

14

48

-0,5

0,25

28

13

44

10,5

110,25

29

11

24

-29,5

870,25

30

9

38

0,5

0,25

31

14

38

7

49

32

10

42

5,5

30,25

33

10

18

-39

1521

34

12

32

10,5

110,25

35

14

37

15,5

240,25

36

14

46

-8,5

72,25

37

12

42

16,5

272,25

38

10

35

-1

1

39

14

26

18,5

342,25

40

13

43

-13

169

41

11

49

2,5

6,25

42

9

30

-32,5

1056,25

43

14

48

-8,5

72,25

44

10

44

-1

1

45

10

38

-1

11

46

12

31

-2,5

6,25

47

14

40

-6

36

48

14

37

7

49

49

9

34

-36

1296

50

14

40

12

144

51

10

37

-15,5

240,25

52

10

35

-10,5

110,25

53

12

40

23

529

54

14

35

-0,5

0,25

55

14

39

23

529

56

12

41

-21,5

462,25

57

10

18

10

100

58

14

45

7

49

59

13

28

31,5

992,25

60

12

38

16,5

272,25

Примечание: Х – стиль управления; У – степень благоприятности социально-психологического климата

Число пар значений n= 60

Коэффициент корреляции K= 0.26118074768953

Результат: rs = 0.323

Корреляция статистически значима по уровню 0.05.

Таблица 9 – Табулирование первичных результатов для расчёта коэффициента ранговой корреляции по Спирмену ()

Х

У

d

d2

1

10

24

-10,5

110,25

2

10

21

-5

25

3

12

25

2

4

4

14

24

28

784

5

14

19

44

1936

6

12

30

-21,5

462,25

7

10

25

-15,5

240,25

8

14

30

-0,5

0,25

9

13

14

36

1296

10

11

29

-22

484

11

9

29

-41

1681

12

14

19

44

1936

13

10

30

-39

1521

14

10

23

-7

49

15

12

27

-5,5

30,25

16

14

34

-8,5

72,25

17

12

20

16,5

272,25

18

14

20

37,5

1406,25

19

14

26

18,5

342,25

20

12

33

-27

729

21

10

29

-31,5

992,25

22

14

28

12

144

23

13

28

-0,5

0,25

24

11

25

-6

36

25

12

24

7

49

26

10

19

5,5

30,25

27

14

30

-0,5

0,25

28

13

25

10,5

110,25

29

11

30

-29,5

870,25

Продолжение таблицы 9

30

9

14

0,5

0,25

31

14

29

7

49

32

10

19

5,5

30,25

33

10

30

-39

1521

34

12

23

10,5

110,25

35

14

27

15,5

240,25

36

14

34

-8,5

72,25

37

12

20

16,5

272,25

38

10

20

-1

1

39

14

26

18,5

342,25

40

13

30

-13

169

41

11

23

2,5

6,25

42

9

27

-32,5

1056,25

43

14

34

-8,5

72,25

44

10

20

-1

1

45

10

20

-1

1

46

12

26

-2,5

6,25

47

14

33

-6

36

48

14

29

7

49

49

9

28

-36

1296

50

14

28

12

144

51

10

25

-15,5

240,25

52

10

24

-10,5

110,25

53

12

19

23

529

54

14

30

-0,5

0,25

55

14

25

23

529

56

12

30

-21,5

462,25

57

10

14

10

100

58

14

29

7

49

59

13

19

31,5

992,25

60

12

20

16,5

272,25

Примечание: Х – стиль управления; У – степень удовлетворённости работой

Число пар значений n= 60

Коэффициент корреляции  K= 0.26118074768953

Корреляция статистически значима по уровню 0.05.

Полученные результаты достоверны на 95% и более.

Таким образом, между переменными стиль управления и степень благоприятности социально-психологического климата, а также стиль управления и степень удовлетворённости работой действительно существует статистически достоверная зависимость с вероятностью ошибки менее 5%.

Гипотеза о том, что стиль управления руководителя оказывает влияние на социально-психологический климат в коллективе, доказана.

При демократическом стиле управления наблюдается высокая степень благоприятности социально-психологического климата и удовлетворённость работой со стороны кадрового потенциала.

 

2.3 Рекомендации по оптимизации влияния стиля руководства на психологический климат в коллективе.

 

Руководитель  в определенной мере должен быть психологом, ибо правильный стиль руководства, благоприятная обстановка на работе, культура управленческого труда способствуют повышению качества и результативности труда, оказывают решающее влияние на результаты деятельности коллектива. Поведение руководителя, его умение управлять подчиненными, здоровый психологический климат в коллективе способствуют развитию творческой инициативы работников и в итоге дают не меньший производственный эффект, чем механизация и автоматизация труда. Руководители, сумевшие добиться здоровых отношений в коллективе, наладившие прочный контакт и взаимоотношения между сотрудниками, добиваются лучших результатов в работе.

Настоящие рекомендации имеют целью обобщить основные требования, которые жизнь ежедневно предъявляет к руководителю. Несомненно, что все качества, перечисленные здесь, не могут быть сосредоточены полностью в одном человеке. В ней приведены методические подходы, которые в определенной мере помогут руководителям в их работе.

Личные качества руководителя:

1. Выдержка. Руководитель должен, прежде всего, уметь сдерживать проявления своего настроения, никогда не терять самообладания. Сильный, оптимистически настроенный человек и в окружающих вселяет спокойствие и уверенность в успехе дела, заражает энтузиазмом. Неспокойный, нервозный руководитель зря дергает и нервирует себя и подчиненных, часто портит им настроение с самого начала рабочего дня, и тем больше, чем сложнее обстановка. Невыдержанность одного лишь руководителя причиняет неприятности многим сотрудникам.

2. Вежливость. Руководитель, никогда не допускающий грубость с подчиненными, добивается в работе с ними лучших результатов. Вспыльчивостью, грубостью, криком трудно доказать свою правоту, скорее можно настроить собеседника против себя. Неизменная же вежливость положительно действует на самого нервного и раздражительного сотрудника.

3. Тактичность. Деятельность руководителя как организатора немыслима без тактичного отношения к сотрудникам. Распекая человека, нужно не унижать его, а оставлять ему веру в свои силы.

4. Самодисциплина. От организации труда самого руководителя, его личного примера зачастую зависят количество и качество работы коллектива. Хороший руководитель не только рассказывает, но и показывает (в том числе собственным примером), как надо делать.

5. Требовательность. Руководитель только в том случае сможет наладить работу сотрудников, если будет систематически требовать от них выполнения их задач. Попустительство в этом вопросе приводит к безответственности, расхлябанности, волоките, что дезорганизует всю работу коллектива.

Руководитель и взаимоотношения с коллективом:

1. Залог успешной работы коллектива, благоприятной атмосферы в нем — психологическая совместимость его членов. Отношения товарищества и взаимопомощи, сложившиеся внутри коллектива, создают условия для плодотворной деятельности, устраняют неприязнь, подозрительность, зависть, недоверие. Построить правильные, хорошие взаимоотношения в коллективе, поддерживать чувство взаимной симпатии работников друг к другу, умело руководить — это искусство.

2. Ничто так не раздражает людей, как безделье. Поэтому лучше давать задания с более сжатыми сроками, чем с растянутыми. Условия и границы, в которых должна протекать работа, должны быть строго оговорены.

3. Справедливость, прежде всего. Если вы хвалите или порицаете за дело, ваше мнение будет высоко цениться в коллективе. Помните, что ни один проступок не должен оставаться незамеченным, иначе возникают безнаказанность и безответственность. Однако мера наказания должна соответствовать степени проступка. Бойтесь излишней строгостью вызвать озлобление.

4. Только в крайнем случае разрешается применять выговор в присутствии коллег. Излишнее злоупотребление распеканиями создает в коллективе дополнительные промахи, и все это лишь приводит к потере доверия к руководителю.

Роль руководителя:

1. Немыслимо руководить современным коллективом без достаточной профессиональной квалификации, основательных технических, экономических, управленческих, педагогических знаний, понимания существа общественно-политических преобразований в стране.

2. Принцип единоначалия означает как право руководителя на принятие решений, так и его личную ответственность за их выполнение. Руководитель несет ответственность не только за свою работу, но и за работу своих подчиненных.

3. Каждый руководитель обязан работать так, чтобы стиль и методы его руководства соответствовали характеру современных взаимоотношений в обществе, выделяя главные задачи, не допуская работы по формуле «цель оправдывает средства», приводящей к перенапряжению коллектива. Задача руководителя — подобрать ровный, умеренный ритм работы аппарата управления, обеспечивающий высокую работоспособность в течение длительного времени.

4. Руководитель обязан создать в коллективе наиболее благоприятную атмосферу для свободного обмена мнениями, научиться совещаться с опытными людьми, внимательно выслушивать чужое мнение.

Стиль управления – это не личное дело руководителя в связи с тем, что он сказывается на деятельности всей системы предприятия или организации. Стиль руководителя постоянно анализируется, оценивается и воспринимается подчиненными и формирует определенную систему отношений на всех уровнях иерархии. Поэтому стиль руководства руководителя важен для развития и функционирования всей организации. Факторы формирования стиля управления – многочисленные и сложные. Их можно объединить в три группы: общие (объективные), особенные (объективно-субъективные), единичные (субъективные). Они взаимосвязаны между собой и формируют стиль управления как систему, в которой соединены индивидуальные особенности руководителя и параметры функционирования организации (территориальные, исторические, организационные).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование стиля руководства – сложный процесс, на который трудно, но возможно повлиять и изменить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Совершенствование стиля управления с целью влияния на социально-психологический климат коллектива - это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество оказываемых услуг. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации.

Социально-психологический климат - это психологический настрой в группе, который отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе.

Информация о работе Влияние стиля управления на социально - психологический климат в коллективе