Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 07:05, дипломная работа
Цель работы – оценка влияния стиля управления на социально-психологический климат в коллективе.
В работе решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие коллектива и их классификацию;
- изучить стили управления;
- рассмотреть понятие социально- психологического климата и факторы, которые его определяют;
Введение……………………………………………………….……………………6
1 Социально-психологический климат коллектива. Стиль управления и
его влияние на коллектив………………………………………………….…………….. 9
1.1 Понятие коллектива, их классификация…………………….…………....……….. 9
1.2 Стили управления в разных коллективах………………………………......…….. 15
1.3 Понятие и факторы, определяющие социально-психологический климат
трудового коллектива ……………………………………………………..........…20
2 Анализ социально-психологического климата коллектива и стиля управления на примере ОГСУСО Свердловской области «Верхнетуринский дом-интернат
для престарелых и инвалидов»………………………………………………………….25
2.1 Краткая характеристика ОГСУСО Свердловской области
«Верхнетуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов»…………...………25
2.2 Исследование существующего стиля управления и социально-психологического климата в ОГСУСО Свердловской области «Верхнетуринский дом- интернат для престарелых и инвалидов»………………………...………...........29
2.3 Рекомендаций по оптимизации влияния стиля руководства на психологический климат в коллективе.………………………………..………………………..………….41
Заключение……………………………………………………………………………….45
Глоссарий…………………………………………………………………………..…… 48
Перечень наиболее употребительных сокращений слов и величин…………..……..52
Список использованных источников……………………………………………..……54
Приложение А……………………………………………………………………..…….57
Приложение Б……………………………………………………………………..….….58
Приложение В………………………………………………………………….…..…….60
Приложение Г…………………………………………………………………..………..63
Приложение Д …………………………………………………………………....……..67
Приложение Е……………………………………………………………………………69
Средне профессиональное образование у работников ОГСУСО Свердловской области «Верхнетуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов» получило 37%, а именно 22 человека имеет средне профессиональное образование. Среднее образование имеет 10 человек (17%), а именно техперсонал.
Таблица 3
Характеристика стажа персонала
Стаж работы | Численность чел. |
1-5 лет | 14 |
6-10 лет | 34 |
11-15 лет | 8 |
Более 15 лет | 4 |
Из таблицы 3 видно, что 57% всего персонала учреждения имеют стаж работы от 6 до 10 лет (34 человека). 23% персонала - 1-5 лет, это 14 человек. Работники со стажем 11-15 лет являются ценными сотрудниками учреждения, таких здесь 8 человек. Четыре работника учреждения имеет стаж более 15 лет, они занимают 7% всего персонала. Представленный отчет свидетельствует о том, что в ОГСУСО Свердловской области «Верхнетуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов» работают сотрудники с различным стажем работы.
2.2 Исследование существующего стиля управления и социально-психологического климата в ОГСУСО Свердловской области «Верхнетуринский дом- интернат для престарелых и инвалидов»
Для подтверждения гипотезы о том, что стиль управления руководителя оказывает влияние на социально-психологический климат в коллективе, было проведено экспериментальное исследование.
База исследования: ОГСУСО «Верхнетуринский дом- интернат для престарелых и инвалидов».
Экспериментальное исследование включало следующие этапы:
1. Диагностика стиля управления руководителя и социально-психологического климата в коллективе.
В экспериментальном исследовании использовались следующие методики:
1. Тест «Стили руководства» (Приложение В);
2. Методика определения психологического климата группы (приложение Г);
3. Тест «Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой».
( приложение Д)
4. Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова (приложение Е)
Результаты применения теста «Стили руководства» представлены в таблице 4.
Данный опросник заполнял директор ОГСУСО «Верхнетуринский дом- интернат для престарелых и инвалидов».
Таблица 4 – Результаты теста «Стили руководства»
№ вопроса | Директор, баллы | № вопроса | Директор, баллы |
1 | 5 | 21 | 5 |
2 | 5 | 22 | 5 |
3 | 5 | 23 | 5 |
4 | 5 | 24 | 5 |
5 | 5 | 25 | 5 |
Продолжение таблицы 4 | |||
6 | 5 | 26 | 5 |
7 | 5 | 27 | 5 |
8 | 5 | 28 | 5 |
9 | 5 | 29 | 5 |
10 | 5 | 30 | 5 |
11 | 5 | 31 | 5 |
12 | 5 | 32 | 2 |
13 | 5 | 33 | 5 |
14 | 5 | 34 | 2 |
15 | 5 | 35 | 5 |
16 | 5 | 36 | 5 |
17 | 4 | 37 | 5 |
18 | 5 | 38 | 4 |
19 | 4 | 39 | 4 |
20 | 5 | 40 | 5 |
Согласно результатам теста, стиль управления можно охарактеризовать как демократический.
Состав трудового коллектива разнообразен, это видно по возрастному статусному признаку, а также каждый человек представляет собой очень сложную личность, со своими психологическими особенностями. Отдельный работник имеет свой темперамент, определенные черты характеры, присущие только ему, и с которыми всем остальным необходимо считаться.
В любом коллективе могут возникнуть как симпатия, так и антипатия каждого работника друг к другу, различные конфликты и столкновения интересов, этот процесс неизбежен. Но умение работников и руководителя правильно это решать, сглаживать углы, формирует благоприятный социально-психологический климат
Для дальнейшего исследования, можно выделить основные четыре составляющие социально-психологического климата, на которые необходимо ориентироваться.
Результаты применения теста «Методика определения социально-психологического климата» представлены в таблице 5.
Таблица 5. Результаты применения методики определения социально-психологического климата группы
№ испытуемого | Баллы |
1 | 24 |
2 | 21 |
3 | 25 |
4 | 24 |
5 | 19 |
6 | 30 |
7 | 25 |
8 | 30 |
9 | 14 |
10 | 29 |
11 | 29 |
12 | 19 |
13 | 30 |
14 | 23 |
15 | 27 |
16 | 34 |
17 | 20 |
18 | 20 |
19 | 26 |
20 | 33 |
21 | 29 |
22 | 28 |
23 | 28 |
24 | 25 |
25 | 24 |
Продолжение таблицы 5 | |
26 | 19 |
27 | 30 |
28 | 25 |
29 | 30 |
30 | 14 |
31 | 29 |
32 | 19 |
33 | 30 |
34 | 23 |
35 | 27 |
36 | 34 |
37 | 20 |
38 | 20 |
39 | 26 |
40 | 30 |
41 | 23 |
42 | 27 |
43 | 34 |
44 | 20 |
45 | 20 |
46 | 26 |
47 | 33 |
48 | 29 |
49 | 28 |
50 | 28 |
51 | 25 |
52 | 24 |
53 | 19 |
54 | 30 |
55 | 25 |
56 | 30 |
57 | 14 |
58 | 29 |
59 | 19 |
60 | 20 |
Сумма | 1515 |
Средн.балл | 25,25 |
При проведении исследования социально- психологического климата коллектива было установлено, что социально- психологический климат в коллективе оценивается как высоко благоприятный.
Можно сказать, что в данной организации присутствует доверие, доброжелательная и деловая критика, свободное выражение собственного мнения, удовлетворенность в работе, высокая степень взаимопомощи. В организации нет неформальных групп, стиль руководства коллектив устраивает, санитарно- гигиенические условия труда коллектив устраивает. Длительный стаж совместной работы, не приводит к конфликтным ситуациям, так как коллектив уже сработался. Высокая степень включенности в совместной деятельности группы, идентификация с ее целями и нормами, удовлетворенность принадлежностью к коллективу. В отсутствие руководителя коллектив не снижает своей продуктивности.
Каждый работник работает, занимает одну должность нет совмещения, должностные обязанности соответствуют штатному расписанию, следовательно, нет конфликтов, по этому поводу. Работник самостоятелен в пределах своих функций и квалификации, следовательно, у работника есть свобода деятельности. Подчиненные принимают активное участие в подготовке решений, пользуются свободой в выполнении заданий.
Директор постоянно и обстоятельно информирует подчиненных о состоянии дел и перспективах развития коллектива, хорошо разбирается в достоинствах и недостатках подчиненных. Директор занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя подчиненным решать все остальное. Он не подвержен стереотипам и варьирует свое поведение сообразно изменениям ситуации, структуры коллектива.
Возрастные факторы в организации показывают, что в коллективе работаю преимущественно люди от 35 лет и выше, молодых сотрудников всего 8 человек гендерные различия тоже не сильно влияют на атмосферу в коллективе, так как в коллективе всего 11 мужчин остальная численность это женщины. Коллектив образован 22 человека имеют высшее образование 28 средне -специальное.
Результаты применения теста «Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой» представлены в таблице 6.
Таблица 6 – Результаты теста «Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой»
№ респондента | баллы |
1 | 22 |
2 | 21 |
3 | 20 |
4 | 25 |
5 | 29 |
6 | 33 |
7 | 26 |
8 | 28 |
9 | 25 |
10 | 23 |
11 | 26 |
12 | 25 |
13 | 19 |
14 | 21 |
15 | 22 |
16 | 24 |
17 | 28 |
18 | 25 |
19 | 27 |
20 | 20 |
21 | 30 |
22 | 24 |
23 | 25 |
24 | 21 |
25 | 22 |
26 | 24 |
27 | 33 |
28 | 26 |
29 | 28 |
30 | 21 |
31 | 20 |
Продолжение таблицы 6 | |
32 | 31 |
34 | 26 |
35 | 27 |
36 | 22 |
38 | 21 |
39 | 25 |
40 | 30 |
41 | 24 |
42 | 21 |
43 | 29 |
44 | 34 |
45 | 20 |
46 | 27 |
47 | 23 |
48 | 20 |
49 | 23 |
50 | 31 |
51 | 24 |
52 | 22 |
53 | 19 |
54 | 24 |
55 | 28 |
56 | 22 |
57 | 20 |
58 | 34 |
59 | 30 |
60 | 18 |
Сумма | 1438 |
Ср. балл | 23,96 |
Из таблицы 6 видно, что коллектив организации в целом удовлетворен своей трудовой деятельностью.
Для того чтобы проследить влияние стиля управления руководителя на социально-психологический климат коллектива следует провести сравнительный анализ полученных данных.
Результаты применения методики определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова представлены в таблице 7.
Таблица 7 – Результаты применения методики определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова
№ испытуемого | Д баллы | К баллы | П баллы |
1 | 2 | 10 | 4 |
2 | 1 | 10 | 5 |
3 | 2 | 12 | 2 |
4 | 0 | 14 | 2 |
5 | 1 | 14 | 1 |
6 | 2 | 12 | 2 |
7 | 3 | 10 | 3 |
8 | 0 | 14 | 2 |
9 | 0 | 13 | 3 |
10 | 2 | 11 | 3 |
11 | 3 | 9 | 4 |
12 | 0 | 14 | 2 |
13 | 2 | 10 | 4 |
14 | 3 | 10 | 3 |
15 | 2 | 12 | 2 |
16 | 1 | 14 | 1 |
17 | 2 | 12 | 2 |
18 | 0 | 14 | 2 |
19 | 1 | 14 | 1 |
20 | 1 | 12 | 3 |
21 | 2 | 10 | 4 |
22 | 2 | 14 | 0 |
23 | 1 | 13 | 2 |
24 | 4 | 11 | 1 |
25 | 3 | 12 | 1 |
26 | 3 | 10 | 3 |
27 | 2 | 14 | 0 |
28 | 3 | 13 | 0 |
29 | 3 | 11 | 2 |
30 | 6 | 9 | 1 |
31 | 1 | 14 | 1 |
32 | 3 | 10 | 3 |
33 | 2 | 10 | 4 |
34 | 2 | 12 | 2 |
35 | 0 | 14 | 2 |
36 | 1 | 14 | 1 |
37 | 2 | 12 | 2 |
38 | 3 | 10 | 3 |
Продолжение таблицы 7 | |||
39 | 0 | 14 | 2 |
40 | 2 | 13 | 1 |
41 | 3 | 11 | 2 |
42 | 4 | 9 | 3 |
43 | 1 | 14 | 1 |
44 | 2 | 10 | 4 |
45 | 3 | 10 | 3 |
46 | 1 | 12 | 3 |
47 | 0 | 14 | 2 |
48 | 1 | 14 | 1 |
49 | 4 | 9 | 3 |
50 | 1 | 14 | 1 |
51 | 3 | 10 | 3 |
52 | 2 | 10 | 4 |
53 | 2 | 12 | 2 |
54 | 1 | 14 | 1 |
55 | 2 | 14 | 0 |
56 | 1 | 12 | 3 |
57 | 4 | 10 | 2 |
58 | 2 | 14 | 0 |
59 | 2 | 13 | 1 |
60 | 3 | 12 | 1 |
Сумма | 115 | 719 | 126 |
Ср. балл | 1,9 | 11,9 | 2,1 |
Информация о работе Влияние стиля управления на социально - психологический климат в коллективе