Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 07:05, дипломная работа
Цель работы – оценка влияния стиля управления на социально-психологический климат в коллективе.
В работе решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие коллектива и их классификацию;
- изучить стили управления;
- рассмотреть понятие социально- психологического климата и факторы, которые его определяют;
Введение……………………………………………………….……………………6
1 Социально-психологический климат коллектива. Стиль управления и
его влияние на коллектив………………………………………………….…………….. 9
1.1 Понятие коллектива, их классификация…………………….…………....……….. 9
1.2 Стили управления в разных коллективах………………………………......…….. 15
1.3 Понятие и факторы, определяющие социально-психологический климат
трудового коллектива ……………………………………………………..........…20
2 Анализ социально-психологического климата коллектива и стиля управления на примере ОГСУСО Свердловской области «Верхнетуринский дом-интернат
для престарелых и инвалидов»………………………………………………………….25
2.1 Краткая характеристика ОГСУСО Свердловской области
«Верхнетуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов»…………...………25
2.2 Исследование существующего стиля управления и социально-психологического климата в ОГСУСО Свердловской области «Верхнетуринский дом- интернат для престарелых и инвалидов»………………………...………...........29
2.3 Рекомендаций по оптимизации влияния стиля руководства на психологический климат в коллективе.………………………………..………………………..………….41
Заключение……………………………………………………………………………….45
Глоссарий…………………………………………………………………………..…… 48
Перечень наиболее употребительных сокращений слов и величин…………..……..52
Список использованных источников……………………………………………..……54
Приложение А……………………………………………………………………..…….57
Приложение Б……………………………………………………………………..….….58
Приложение В………………………………………………………………….…..…….60
Приложение Г…………………………………………………………………..………..63
Приложение Д …………………………………………………………………....……..67
Приложение Е……………………………………………………………………………69
В данной дипломной работе проведены исследования, целью которого было изучить взаимосвязь стиля руководства и социально-психологического климата в предприятиях малого бизнеса. В соответствии с целью исследования были выполнены следующие задачи:
- рассмотреть понятие коллектива и их классификацию;
- изучить стили управления;
- рассмотреть социально - психологического климата и факторы которые его определяют;
- исследовать социально-психологический климат и стили управления в коллективе в ОГСУСО Свердловской области «Верхнетуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов»;
- определить наиболее эффективный стиль управления и его влияние на социально-психологический климат коллектива;
- разработать рекомендации по оптимизации влияния стиля руководства на психологический климат в коллективе.
В первой главе дипломной работы были рассмотрены теоретические вопросы:
- понятие коллектива, их классификация
- стили управления в разных коллективах
- понятие и факторы, определяющие социально-психологический климат
трудового коллектива.
Во второй главе были проведены при помощи метода тестирования исследовался социально-психологический климат. Тест «Стили руководства», методика определения психологического климата группы ,тест «Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой», методика определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова.
По результатам теста «Стили руководства» директор имеет демократический стиль управления.
По результатам диагностики психологического климата персонал учреждения оценивает свой климат, как высоко благоприятный. Результаты Диагностики личностной и групповой удовлетворенности работой показывают высокий уровень удовлетворенности персонала.
Гипотеза, о том, что стиль управления руководителя оказывает влияние на социально-психологический климат в коллективе, доказана.
При демократическом стиле управления наблюдается высокая степень благоприятности социально-психологического климата и удовлетворённость работой со стороны коллектива.
В соответствии с этим можно утверждать, что стиль руководства влияет на такие характеристики как удовлетворенность работой и социально- психологический климат в коллективе.
Представленная в работе информация о влиянии управленческого стиля на характер удовлетворенности трудом, психологический климат, как важнейших составляющих мотивации работников на качественное выполнение работы, будет полезна для повышения авторитета руководителя и эффективность его работы. Когда вся организация работает достаточно эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает, что помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, – в том числе и простое человеческое счастье, взаимопонимание и удовлетворенность работой.
№ п./п. |
Новое понятие |
Содержание |
1 | 2 | 3 |
1 | Авторитарный стиль управления | совокупность приемов управления, используя которые руководитель ориентируется на собственные знания, интересы, цели |
2 | Аттестация работников | проверка профессиональных знаний работника и его деловых качеств. Как правило, работодатель проводит аттестацию с целью проверки уровня квалификации работника и соответствует ли он занимаемой должности. |
3 | Доминантность | стремление и способность занимать в группе главенствующее положение и оказывать преобладающее влияние на других, диктовать другим свою волю. |
4 | Демократический стиль управления | совокупность приемов управления, основанных на сочетании принципа единоначалия с активным вовлечением в процесс принятия решений, управления, организации и контроля подчиненных |
5 | Коллектив | группа людей, связанных устойчивой, совместной и общественно полезной деятельностью, которая предполагает наличие единых целей, организации и управления. |
6 | Конфликтоустойчивость | специфическое проявление психологической устойчивости. Она рассматривается, как способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми. |
7 | Либеральный (попустительский) стиль управления | совокупность приемов управления, основанных на передаче задач подчиненным, осуществляемое без четкого разграничения полномочий и контроля над их деятельностью |
8 | Лидерство | способность формировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета. Люди, обладающие такой способностью, злоупотребляют ею во имя личных интересов. |
9 | Менеджмент | управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата. |
10 | Менеджер по персоналу | отвечает за оформление всех соответствующих документов по приему и увольнению персонала, а также за оформление отпусков работников компании. |
11 | Мотивация труда | система мер, цель которых - создать у работников стимулы к труду и побудить их работать с полной отдачей. Поведение человека определяется множеством мотивов. |
12 | Неформальный лидер | член группы, который официально не имеет руководящей должности, но из-за своих личностных качеств, жизненного опыта и поведения занял особое положение - лидерское. Существенные факторы, определяющие возможность неформального лидерства включают: возраст, должность, профессиональные знания и умения, психологию личности, личностные качества, из которых главные - компетентность и отзывчивость, признание группой. |
13 | Психологический климат | межличностные отношения, типичные для трудового или учебного коллектива, которые определяют его основное настроение. |
14 | Психологические методы управления | способы регулирования взаимоотношений между людьми с целью формирования благоприятного психологическою климата, который является одним из важнейших факторов высокоэффективной деятельности людей. |
15 | Социальные методы управления | способы воздействия на социальные интересы персонала организаций в целях активизации их деятельности, придания ей творческого и истинно заинтересованного характера. Особенностью этих методов является их общность. |
16 | Социальная диагностика | методологический инструмент, который дает управленческим органам необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Она играет важную роль в формировании и развитии технологий, как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни. |
17 | Социально-психологические методы управления | основаны на использовании в процессе управления персоналом социальных и психологических интересов как отдельных работников, так и коллектива в целом. |
18 | Социально-психологический климат | состояние групповой психики, совокупность отношение членов коллектива к условиям и характеру совместной деятельности, к коллегам по работе, к руководителю коллектива. |
19 | Стиль управления | система сложившихся и постоянно применяемых принципов, манер поведения, правил, процедур, реакций на возникающие ситуации, методов, свойственных для определенного государства, организации и личности. |
20 | Стрессоустойчивость | термин, характеризующий некоторую совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья. |
21 | Текучесть кадров | в управлении персоналом норма, показывающая, как часто работник приобретает и теряет работу. Проще говоря, она показывает, как долго работник находится на своем работе, ее еще называют «индексом крутящихся дверей». Текучесть кадров измеряется индивидуальными компаниями для целой индустрии. Если работник имеет более высокий показатель текучести по сравнению с коллегами, это означает, что работник данной компании имеет меньший средний срок пребывания в должности, чем те же работники из другой компании или его коллеги. Высокий коэффициент текучести кадров может быть вреден для деятельности компании, если высококвалифицированные р |
22 | Тренинговые программы | объединенные общим замыслом и задачей циклы тренингов, разнесенные по датам на срок от одной недели до одного месяца. Задачей здесь является выработка, углубленное развитие и закрепление навыков в какой-либо одной практической сфере - коммуникаций, управления компанией, постановке системы продажах и т.д. |
23 | Фонд заработной платы | суммарные денежные средства, которые предусмотрены штатным расписанием для выплаты работникам. |
абсолютный | абс. |
академик | акад. |
год, годы | г., гг. |
главный | гл., глав. |
другие | др. |
заместитель | зам. |
и так далее | и т.д. |
и тому подобное | и т.п. |
имени | им. |
коэффициент | коэф. |
килограмм | кг |
максимальный | макс. |
метр | м |
миллиард | млрд. |
миллион | млн. |
миллиметр | мм |
минута | мин. |
минимальный | мин. |
область | обл. |
относительный | отн. |
площадь | пл. |
примечание | прим. |
профессор | проф. |
прочие | пр. |
пункт, пункты | п., пп. |
район | р-н |
рубль, рублей | р. |
сантиметр | см |
свыше | св. |
смотри | см. |
статья | ст. |
страница | с. |
таблица | табл. |
то есть | т.е. |
тонна | т |
тысяча | тыс. |
час | ч |
человек | чел. |
член-корреспондент | чл.-корр. |
экземпляр | экз. |
Список использованных источников
1. Андреева Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. - М.: Аспект- пресс, 2008.
2. Бойко В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В.В. Бойко [и др.]. - М.: Мысль, 2009.
3. Бовыкин В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления / В.И. Бовыкин. - М.: Экономика, 2007.
4. Блейк Р., Моутон Дж. Научные методы руководства. - М., 2009.
5. Бутыркин В.С. Менеджмент организации. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
6. Валюженич Н.Е. Организационная культура и трудовая мотивация как факторы лояльного отношения персонала к организации / Н.Е. Валюженич // Управление персоналом. - 2007. - № 16.
7. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. - СПб.: Питер, 2009.
8. Ветошкина Т. Влияние корпоративной культуры на мотивацию персонала / Т. Ветошкина // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2008. - № 9. - С. 12-16.
9. Вдовенко Н.С. Аттестация и планирование карьеры / Н.С. Вдовенко // Справочник по управлению персоналом. - 2007. - № 6.
10. Галкина Т. Организационные изменения: чем может помочь организационная культура / Т. Галкина // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2009. - № 3.
11. Дворецкая Г.В., Махнарылов В.П. Социология труда. - М.: Вища шк., 2008.
12. Дубина И.Н. Направления формирования организационного климата для активизации новаторской деятельности. // Управления персоналом. - 2008. - № 24.
13. Дубина И.Н. Управление творчеством персонала в условиях инновационной экономики / И.Н. Дубина. - М: Academia, 2009.
14. Зигерт В., Ланг Н. Руководить без конфликтов. - М.: Экономика, 2009.
15. Егоршин А.П. Организация работы с персоналом / А.П. Егоршин // Управление персоналом. - 2006. - № 1.
16. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Учебное пособие / Я.Л. Коломинский. - М.: Тетра Системс, 2007.
17. Комаров С.И. Искусство совместимости стилей руководителей / С.И. Комаров // Управление персоналом. - 2006. - № 3.
18. Коновалова В. Конфликты в организации: старые и новые проблемы / В. Коновалова // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2008. - № 7.
19. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. Екатеринбург, 2008.
20. Кретов Б.И. Современные западные концепции лидерства // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 4.
21. Кретов Б.И. Типология лидерства // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 3.
22. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. - М.: Прогресс, 2008.
23. Кузьмин И. С. Психотехнологии и эффективный менеджмент. - М.: Технологическая школа бизнеса, 2004.
24. Кулиев Т.Л., Мамедов В.Б. Руководитель и коллектив: взаимодействие. - М.,: Знание, 2008.
25. Курс практической психологии / Автор - сост. Р.Р.Кашапов. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2007.
26. Лабунский Л.В. О развитии персонала / Л.В. Лабунский // Управление персоналом. - 2006. - № 7.
27. Лебединцева Е. Уровень удовлетворенности работников / Е. Лебединцева // Управление персоналом. - 2007. - № 9.
28. Ловчева М. Слишком длинный рабочий день. / М. Ловчева // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2007. - № 1.
29.Литвинов В.Н. Психологический климат и экономические показатели. Социальные проблемы труда и образования. - М.: Просвещение, 2009.
30. Макаренко А.С. Полное собрание сочинений. - М.: Дрофа, 2009.
31. Маркович Д.Ж. Общая социология: Учебник для вузов. М., 2008.
32. Нагорная М.Н. Деловые игры и эффективность управления производством. - М., 2006.
33. Платонов Ю. П. Психологические феномены поведения персонала в группах и организациях / Ю.П. Платонов. - М.: Речь, 2007.
34.Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект / Ю.П. Платонов. - М.: Мысль, 2009.
35. Руденский Е.В. Социальная психология / Е.В. Руденский. - М.: Прогресс, 2007.
36. Социальная психология. Словарь / под. ред. М.Ю. Кондратьева // под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006.
37. Семикова Н.С. Методы изучения социальной среды организации / Н.С. Семикова // Управление персоналом. - 2007. - № 6.
38. Снежко С. Неформальное отношение персонала / С. Снежко // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2008. - № 10.
39. Сивальнева Н. Корпоративная социальная политика как инструмент развития экономических процессов. // Управления персоналом. - 2008. - № 18.
40. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: учебное пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2007.
41. Томпсон Л.П., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. - М.,: ЮНИТИ, 2009.
42. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. М., 2009.
43. Чирикова А.Е. От стимулирования к мотивации. // ЭКО. - 2006. - № 9.
44. Фатеев Н.М. Психолого-педагогическая подготовка руководителей - предпосылка создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе / Н.М. Фатеев. - М.: Мысль, 2007.
45. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2009.
46. Щекин Г.В. Практическая психология менеджмента. - М., 2007.
Информация о работе Влияние стиля управления на социально - психологический климат в коллективе