Влияние СМИ на агрессивность подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Выявление зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности подростка.
Объект исследования: Объектом исследования выступает человеческая агрессия. Я хочу рассмотреть агрессию как форму социального поведения.
Предмет исследования: Средства массовой информации как источник воздействия на агрессию среди подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ изучения влияния средств массовой информации …………………………………………………………………….5
1.1. СМИ: Классификация, роль СМИ в современном обществе …………………………………………………………………………………….5
1.2. Психологические характеристики подросткового возраста. Агрессивность в подростковом возрасте………………………………………13
1.3. Влияния СМИ на личность подростка………………………………...25
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….37
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния средств массовой информации на агрессивность подростков……………………………….38
2.1. Ход выполнения……………………… ………………………………...38
2.2. Методологическая база исследования…………………………………39
2.3 Анализ результатов……………………………………………………...49
Заключение……………………………………………………………………….51
Список литературы………………………………………………………………53
Приложения……………………………………………………………………...55

Работа содержит 1 файл

ПОСЛЕДНЯЯ ВЕРСИЯ)).docx

— 134.92 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

Текст опросника Басса-Дарки:

 

1. Временами я не могу  справиться с желанием причинить  вред другим

2. Иногда я сплетничаю  о людях, которых не люблю    

3. Я легко раздражаюсь,  но быстро успокаиваюсь    

4. Если меня не попросят  по-хорошему, я не выполню просьбы  

5. Я не всегда получаю  то, что мне положено     

6. Я знаю, что люди говорят  обо мне за моей спиной    

7. Если я не одобряю  поведение друзей, я даю им  это почувствовать 

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь испытывал мучительные угрызения совести

9. Мне кажется, что я  не способен ударить человека    

10. Я никогда не раздражаюсь  настолько, чтобы кидаться предметами

11. Я всегда снисходителен  к чужим недостаткам    

12. Если мне не нравится  установленное правило, мне хочется  нарушить его 

13. Другие умеют почти  всегда пользоваться благоприятными  обстоятельствами 

14. Я держусь настороженно  с людьми, которые относятся ко  мне несколько более дружественно, чем я ожидал       

15. Я часто бываю не согласен с людьми      

16. Иногда мне на ум  приходят мысли, которых я стыжусь   

17. Если кто-нибудь первым  ударит меня, я не отвечу ему   

18. Когда я раздражаюсь,  я хлопаю дверьми     

19. Я гораздо более раздражителен,  чем кажется    

20. Если кто-нибудь корчит  из себя начальника, я всегда  поступаю ему наперекор 

21. Меня немного огорчает  моя судьба      

22. Я думаю, что многие  люди не любят меня     

23. Я не могу удержаться  от спора, если люди не согласны  со мной 

24. Люди, увиливающие от  работы, должны испытывать чувство  вины 

25.Тот, кто оскорбляет  меня и мою семью, напрашивается  на драку 

26.Я не способен на  грубые шутки               

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются     

28. Когда люди строят  из себя начальников, я делаю  все, чтобы они не зазнавались 

29. Почти каждую неделю  я вижу кого-нибудь, кто мне  не нравится  

30. Довольно многие люди  завидуют мне      

31. Я требую, чтобы люди  уважали меня            

32. Меня угнетает то, что  я мало делаю для своих родителей   

33. Люди, которые постоянно  изводят Вас, стоят того, чтобы  их I щелкнули по носу  

34. Я никогда не бываю мрачен от злости      

35. Если ко мне относятся  хуже, чем я того заслуживаю, я  не расстраиваюсь 

36. Если кто-то выводит  меня из себя, я не обращаю  внимания   

37. Хотя я и не показываю  этого, меня иногда гложет зависть  

38. Иногда мне кажется,  что надо мной смеются     

39. Даже если я злюсь,  я не прибегаю к сильным  выражениям   

40. Мне хочется, чтобы  мои грехи были прощены     

41. Я редко даю сдачи,  даже если кто-нибудь ударит  меня    

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь    

43. Иногда люди раздражают  меня одним своим присутствием  

44. Нет людей, которых  я бы по-настоящему ненавидел     

45. Мой принцип: «Никогда  не доверять чужакам»     

46. Если кто-нибудь раздражает  меня, то я готов сказать все,  что я о нем думаю 

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею     

48. Если я разозлюсь,  я могу ударить кого-нибудь      

49. С детства я никогда  не проявлял вспышек гнева      

50. Я часто чувствую  себя как пороховая бочка, готовая взорваться    

51. Если бы все знали,  что я чувствую, меня бы считали  человеком, с которым нелегко  ладить         

52. Я всегда думаю о  том, какие тайные причины заставляют  людей делать что-нибудь приятное для меня        

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ    

54. Неудачи огорчают меня         

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие        

56. Я могу вспомнить  случаи, когда я был настолько  зол, что хватал попавшуюся  мне под руку вещь и ломал  ее       

57. Иногда я чувствую, что  готов первым начать драку     

58. Иногда я чувствую, что  жизнь поступает со мной несправедливо    

59. Раньше я думал, что  большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю             

60. Я ругаюсь только  со злости                    

61. Когда я поступаю  неправильно, меня мучает совесть     

62. Если для защиты своих  прав мне нужно применить физическую  силу, я применяю ее             

63. Иногда я выражаю  свой гнев тем, что стучу  кулаком по столу  

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить     

66. Я не умею поставить  человека на место, даже если  он того заслуживает 

67. Я часто думаю, что  жил неправильно           

68. Я знаю людей, которые  способны довести меня до драки   

69. Я не огорчаюсь из-за  мелочей                   

70. Мне редко приходит  в голову, что люди пытаются  разозлить или оскорбить меня             

71. Я часто только угрожаю  людям, хотя и не собираюсь  приводить угрозы в исполнение            

72. В последнее время  я стал занудой               

73. В споре я часто  повышаю голос                

74. Я стараюсь обычно  скрывать свое плохое отношение  к людям   

75. Я лучше соглашусь  с чем-либо, чем стану спорить                

 

Приложение 2

Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»

УТВЕРЖДЕНИЯ:

1) Тебе предложили на выбор посмотреть по телевизору:

а) Мультфильм «Вини Пух  в гостях у кролика»;

б) Мультфильм «Человек –  Паук»;

в) Мультфильм «Дикая семейка  Торнберри»;

г) свой вариант.

2) Какую взрослую передачу по телевизору ты смотришь с большим удовольствием:

а) «В мире животных»;

б) «Пусть говорят»;

в) «Криминальная хроника»;

г) свой вариант.

3) В каком телевизионном фильме ты хотел бы сняться:

а) «Приключения Электроника»;

б) «Менты»;

в) «Мортал Комбат смертельная битва»;

г) свой вариант.

4) Если бы ты был главным режиссёром про что бы ты придумал детскую передачу:

а) про дружбу между людьми;

б) про драки между людьми;

в) детский боевик;

г) свой вариант

 

Приложение 2

Оценка уровня агрессивности  детей по методике  «Беседа с  детьми на тему: «Я и телевизор»

Ф.И. ребёнка

Кол-во баллов

Уровень агрессивности

Слабый

Средний

Высокий

Повышенный

1.

Иван К.

4 б.

       

2.

Анна С.

4 б.

       

3.

Святослав К.

3 б.

       

4.

Дмитрий Ш.

6 б.

       

5.

Артём К.

3 б.

       

6.

Екатерина У.

2 б.

       

7.

Игорь Д.

2 б.

       

8.

Антон Г.

8 б.

       

9.

Никита А.

4 б.

       

10.

Павел С.

3 б.

       

11.

Кирилл Ч.

2 б.

       

12.

Валерия К.

4 б.

       

13.

Регина Я.

5 б.

       

14.

Илья П.

6 б.

       

ИТОГО:

3 ребёнка

20%

7 детей

50%

3 ребёнка 

20%

1 ребёнок

10%




 

 

 

 

Оценка уровня агрессивности  детей по методике

«Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»

Рисунок П.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Структурализированное наблюдение. (методика диагностики агрессивного поведения детей, разработанная Лаврентьевой Г.П.)

 

Фрагменты:

1. Рассерженный «впадает в бешенство».

2. Держится в дали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем то подозревается.

3. Ведет себя подобно «настороженному животному».

4. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны педагога.

5. Рассказывает фантастические, вымышленные истории с элементами насилия.

6. В ответ на приветствие выражает злость или подозрительность.

7. Портит общественную и личную собственность.

8. Негативно относится к замечаниям.

9. Раз или два был замечен в воровстве сладостей, ценных предметов.

10. «Дикий взгляд». Смотрит исподлобья.

11. Очень непослушен, не соблюдает дисциплины.

12. Кричит, угрожает, оскорбляет.

13. Ведет себя непристойно.

14. «Играет героя», особенно когда ему делают замечание.

15. Подражает хулиганским проделкам других.

16. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.

17. Пристает к более слабым.

18. Дерется не соответствующим образом

 

 

 

Приложение 3

Оценка уровня агрессивности  детей по методике Лаврентьевой Г.П.

Таблица П.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Методика “Рисунок несуществующего  животного”

Интерпретация методики

     Положение  рисунка на листе: норма — рисунок расположен по центру листа. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа — высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме, недостаточное признание со стороны окружающих, претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, отсутствие тенденции к самоутверждению.

     Центральная  смысловая часть фигуры – голова: голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности. Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия. Нередко боязнь перед активным действием и нерешительность. Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего - эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза. Деталь "уши" — заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ — большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный — легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессивность, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

     Глаза: это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно - демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

     Несущая,  опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда — постамент): рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора  на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность  суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или  почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии). Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа — крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Информация о работе Влияние СМИ на агрессивность подростков