Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:44, курсовая работа
Цель исследования: Выявление зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности подростка.
Объект исследования: Объектом исследования выступает человеческая агрессия. Я хочу рассмотреть агрессию как форму социального поведения.
Предмет исследования: Средства массовой информации как источник воздействия на агрессию среди подростков.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ изучения влияния средств массовой информации …………………………………………………………………….5
1.1. СМИ: Классификация, роль СМИ в современном обществе …………………………………………………………………………………….5
1.2. Психологические характеристики подросткового возраста. Агрессивность в подростковом возрасте………………………………………13
1.3. Влияния СМИ на личность подростка………………………………...25
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….37
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния средств массовой информации на агрессивность подростков……………………………….38
2.1. Ход выполнения……………………… ………………………………...38
2.2. Методологическая база исследования…………………………………39
2.3 Анализ результатов……………………………………………………...49
Заключение……………………………………………………………………….51
Список литературы………………………………………………………………53
Приложения……………………………………………………………………...55
Столкнувшись с подобной
критикой, несколько исследователей
незамедлительно начали
Несмотря на то, что
эксперименты «второго
1) испытуемый может счесть, что
экспериментатор одобряет
2) из программ зачастую были
вырезаны эпизоды, в них
3) просмотр отдельно взятой
С учетом этих критических замечаний был проведен ряд экспериментов, которые можно было бы назвать третьим поколением экспериментов, исследующих влияние наблюдения за сценами насилия на развитие агрессивного поведения [22, с.140]. В этих исследованиях изучалось, насколько дети подвержены влиянию реалистического изображения насилия по телевидению за сравнительно долгий период – от нескольких дней до нескольких десятилетий. Фиксировалось также фактически агрессивное поведение в естественных условиях и в столь же широких временных рамках. Исследования показали, что зависимость между наблюдением насилия и агрессивностью нельзя рассматривать однозначно [22, с.143]. Не верно, что, посмотрев свою любимую остросюжетную программу, где герои иногда совершают агрессивные поступки, дети готовы сорваться и накинутся на любого, кого угораздило встретиться у них на пути. Судя по проценту положительных результатов в большинстве исследований, вероятность более яркого проявления агрессивных наклонностей после просмотра подобных материалов, скорее, всего, невелика. Более того, существует огромное количество факторов, влияющих на количество осуществленных агрессивных действий, так что воздействие любого из них по отдельности очень мола [22, с.146].
«Мне кажется, - писал К.Бюттер, - совсем непонятной вера многих представителей профессиональных кругов в то, что влияние военных игрушек, видеоигр и телевидения вообще можно считать единственной причиной агрессивного и насильственного поведения. Ведь перед лицом обострения жизненных проблем (безработица, нет социальной поддержки, одиночество) более убедительным мне кажется прямо противоположный вывод, что внутренняя агрессивность является следствием возрастающей агрессивности внешних, реальных отношений здесь и теперь. Кроме того, многие просто игнорируют индивидуальную историю жизни ребенка, играющего в военные игры, смотрящего телевизор: как будто до этого он никогда не сталкивался с реальным насилием, как будто он такой податливый человек, что достаточно лишь раз подвергнуть его соответствующим раздражителям с экрана, чтобы превратить в чудовище!» [26, с.56].
Что же касается проведения лонгитюдных исследований, необходимых для строгого доказательства наличия и отсутствия влияния телевидения, К.Бюттер придерживается мнения, что никогда даже самый детальный анализ биографии не сможет полностью раскрыть взаимосвязь между индивидуальной судьбой и насилием в обществе [26, с. 63]. Во всяком случае, Улла Джонсон-Смарагди эмпирически подтвердила прописную истину [23, с.48], что родители все еще представляют собой основную модель для поведения детей, то есть в плане потребления (в данном случае – выбор телепрограмм) поведение детей зависит от соответствующего поведения родителей (выбора ими телепрограмм).
Р. В. Овчарова выделяет, в свою очередь, четыре круга проблем, порождаемых показом агрессивных действий на кино- и телеэкране.
1) Эффект научения: проявляется ли эффект обучения новым формам агрессивного поведения при наблюдении детьми сцен насилия с помощью средств массовой информации (кино, телевидение, видео)? Какие условия, если они есть, поощряют реальное проявление агрессивных актов, которым они обучены посредством СМИ?
2) Эмоциональное следствие: ведёт ли повторение сцен насилия средствами массовой информации к снижению эмоциональной чувствительности к насилию? Имеет ли снижение эмоциональной чувствительности отношение к вероятности актуального агрессивного поведения в реальной жизненной ситуации?
3) Проблема катарсиса: ведёт ли наблюдение за агрессией к агрессивному катарсису – истощению агрессивной энергии? Ведёт ли к катарсису наблюдение боли, ужаса, страданий?
4) Проблема условий: имеются ли какие – либо условия при наблюдении сцен насилия, которые могут служить как подавлению (торможению), так и усилению агрессии?
Среди большинства
исследователей агрессивного
Первую модель можно условно назвать «способствующей». Среди исследователей данной модели существуют разногласия по вопросу о том, какие психологические механизмы и процессы способствуют тому, что просмотр сцен насилия облегчает (повышает вероятность) реальное агрессивное поведение. Одни авторы акцентируют роль обучающе-моделирующих процессов, другие – «ключевого» процесса, когда реальное агрессивное поведение вызывается «ключевыми» стимулами, совпадающими с виденными ранее в кино и по телевидению; третьи подчёркивают то, что наблюдаемая в фильмах агрессия становиться узаконенной.
Вторую модель активно разрабатывают С. Фешбах и Д. Сингер. Её можно назвать «моделью катарсиса». Центральным постулатом данного исследования является наличие у каждого индивида врождённого агрессивного влечения, которое варьирует лишь по степени интенсивности и уменьшается при участии в актах насилия. Фешбах утверждает, что «врожденная агрессивная фантазия служит способом контроля над открытым выражением агрессии, и те, кто испытывает недостаток во внутренних ресурсах фантазии, могут использовать внешнюю фантазию агрессивного телевидения для этой цели».
Третья модель – «возбуждающая» (С. Шехтер). Согласно ей, если некоторой возбуждающей процедурой вызывается усиление какого – либо влечения, то индивид объясняет это возбуждение определёнными социальными и личностными причинами, т.е. опирается на взаимодействие между физиологическим состоянием и когнитивными процессами. В данной модели существуют два механизма связи наблюдаемого с агрессией:
а) эмоциональное возбуждение, которое зависит от контекста наблюдаемой программ;
б) возбуждение, связанное с неопределённостью стимулов.
Отметим следующее. «Модель катарсиса» часто используется защитниками показа сцен насилия. Однако большинство исследователей получают результаты, опровергающие концепцию катарсического действия просмотра сцен насилия. В настоящее время нет доказательств того, что наблюдения насилия, боли, ужаса и страданий приводят наблюдателя к катарсису. «Способствующая» же модель продвинула вперёд знание о том, при каких условиях возникают или не возникают агрессивные последствия. Так, в рамках этой модели показано, что СМИ помогают детям определить своё отношение к другим людям, способствуют образованию у них представлений о вероятном поведении других людей. В результате просмотра кинофильмов и передач у детей формируются представления относительно того, каким способом лучше всего решать проблемы, возникающие между людьми.
Известна также модель Хьюстона, описывающая воздействие телепередач на становление агрессивного поведения. Чрезмерное увлечение детьми телепередачами с показом насилия и жестокости развивает у них агрессивные фантазии, способствует копированию агрессивных реакций в их собственном поведении. С другой стороны, отождествляя себя с героями агрессивных телепередач, усиливают варианты решения проблем с помощью агрессии и переносят их в межличностные отношения. Подкрепление агрессивных действий формирует агрессивные привычки и тормозит развитие социальных умений [24, с.268-270].
Ребёнок, смотрящий
телевизор, глубже
Школьник, сидящий перед телеэкраном постоянно слышит разговор, но овладение речью происходит только в живом, непосредственном общении с другими людьми. Ребёнку мало только слушать, ему необходимо участвовать в диалоге. Слова, не обращенные к нему лично и не предполагающие его ответа, не затрагивают волю ребёнка и не способствуют развитию его речевых навыков. Помимо этого телевизор как таковой предполагает бесконечный калейдоскоп картинок, сопровождаемых музыкой и отрывочными фразами. Осмысливать увиденное не нужно да и времени нет за одним кадром следует другой, они и «ведут» ребёнка, не оставляя ему возможности осознать увиденное. Ребёнок привыкает лишь пассивно воспринимать информацию. Он и в жизни как бы оказывается по ту сторону экрана и ждёт, когда кто- то «сделает» ему весело и интересно. Общение со сверстниками становиться формальным, школьнику не о чем разговаривать, обсуждать, гораздо проще нажать кнопку и ждать новых развлечений. И одно из самых негативных влияний на дошкольника, ребёнок становиться агрессивным. Дети не готовы адекватно воспринимать информацию с экрана, учёные выяснили, что только 50% родителей пытаются объяснить насильственные стороны, демонстрируемых телевидением, а 40% не придают никакого значения содержанию программ, которые смотрят их дети. Довольно часто на школьной площадке учебного учреждения можно видеть такую картину: победитель с удовольствием бьёт побежденного, в то время как раньше, чтобы почувствовать себя победителем, достаточно было просто поймать противника. [27 с.27-28]
Однако бессмысленно
исключать телевидение из
Вот некоторые специальные приёмы, часто используемые в зарубежных мультфильмах (в особенности японского и американского производства) способные ввести зрителя в состояние гипноза:
а) создание яркого
видеоряда с целью образования
определенного светового
б) такое же замечание следуете отнести и к звуковым эффектам;
в) новизна и
необычность также привлекает
к экрану ребёнка, потому что
по закону движения и
г) показ крупным планом лица мультгероя является особо действенным фактором гипнотизации, потому что, смотря на человеческое лицо, телезритель сразу проникается к нему симпатией или отвращением , и, следовательно, глядя на симпатичное, располагающее лицо, он невольно остановит свое внимание на телеэкране.
д) эффекты быстрой
вспышки, громкого звука,
е) Прерывание мультфильмов
на самом трагическом месте
побуждает ребёнка с
ж) Видео - компьютерные
спецэффекты мгновенно
з) Еще в начале XX века ученый В. М. Бехтерев открыл определенный набор сигналов и мелодий, которые открывают вход в подсознание человека. Следует сообщение, которое независимо от человека хорошо откладывается в его памяти. А после - снова мелодия, которая уже закрывает вход в подсознание нежелательной внешней информации
и) Телевизионная
съемка и последующий монтаж
могут создать идеальное