Л. Берковец считал [8, с.37], что фрустрация
вызывает гнев, который
создаёт готовность реагировать агрессивно,
однако открытая агрессия может не проявляться.
Роль посылов к агрессии могут играть
провоцирующие реплики, страх и податливость
жертвы.
Теория социального
научения агрессии А. Бандура [9,
с.39], постулирует, что агрессивное
поведение представляет собой сложную
систему навыков, требующую длительного
и всестороннего научения. Чтобы усвоить
способы разрушительных действий, человек
должен наблюдать их социальные образцы.
Поощрение и наказание являются регулятором
агрессивного поведения, отвечают за усиление
или сдерживание деструктивных тенденций.
По формальным
характеристикам в психологии
выделяют следующие формы агрессивных
действий: [1, с.15]
- Негативные – позитивные (деструктивные – конструктивные).
- Явные и латентные (внешне наблюдаемая агрессия – скрытая агрессия).
- Вербальные – физические (словесное нападение – физическое нападение).
- Прямые – косвенные (непосредственно направленные на объект – смещенные на другие объекты).
- Враждебные – инструментальные (с целью причинения вреда, боли другому человеку – с иными целями).
- Эго – синтонные (принимаемые личностью) – эго-дистонные (чуждые для «я», осуждаемые самой личностью).
Наиболее привычными,
явными выражениями агрессивного
поведения считаются: повышение тона
и громкости голоса, аффекция (бурное проявление
негативных эмоций), принуждение, негативное
оценивание, оскорбления, угрозы, использование
физической силы (кусание, царапание, удары).
Скрытые формы агрессивного поведения
выражаются в уходе от контактов, бездействии
с целью навредить кому – то, причинении
вреда.
Агрессия может быть направлена
на: [9, с.16]
- окружающих людей вне семьи (на педагогов, сверстников)
- близких людей (без проявления агрессии вне семьи, например, на бабушку)
- животных (птиц, кошек, насекомых)
- себя (своё тело или личность, например, в форме выдергивания волос, сдирания кожи, кусания ногтей)
- внешние физические объекты (например, в форме поедания несъедобного, разрушения предметов, порчу имущества)
- символические и фантазийные объекты (в форме серийных агрессивных рисунков, увлечения компьютерными играми агрессивного содержания).
Особую опасность
для общества представляет агрессия,
направленная на других
детей. Психологической целью агрессии
может быть как собственно причинение
страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия),
так и использование агрессии как способа
достижения иной цели (манипулятивная
или инструментальная агрессия) [10].
Наиболее распространёнными
целями агрессивного поведения, не связанного
с психическими расстройствами, в переходе
от враждебности к манипулятивности могут
быть:
- причинение боли жертве, её страдания;
- месть за перенесенное страдание;
- причинение ущерба;
- доминирование, власть над другим человеком;
- получение материальных благ;
- аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта;
- самоутверждение (повышение самооценки, сохранение самоуважения);
- защита от реальной или воображаемой угрозы, от страдания;
- отстаивание автономии и свободы;
- завоевание авторитета в группе сверстников;
- удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей;
- привлечение внимания.
Однако
чаще всего агрессия вызывается
словами и поступками, т.е. имеет
социальный контекст. Чем выше уровень
фрустрации, т.е. переживания неудачи,
обиды, чем неожиданнее эта помеха, тем
сильнее агрессия пострадавшего. Под фрустрацией
понимается эмоционально тяжёлое переживание
человеком своей неудачи, сопровождающееся
чувством безысходности, крушением надежд
в достижении определённой желаемой цели[11,с.682].
Фрустрация может вызвать две взаимоисключающие
эмоции – страх или гнев и, соответственно
два вида реагирования – бегство (уклонение)
или нападение. Выбор стратегии реагирования
зависит от личностных особенностей, состояния
человека, а также от внешнего стимулирования
того или иного вида поведения. Вербальная
агрессия чаще распространена, чем физическая.
Чем более несправедливым кажется проступок
другого, тем выше вероятность агрессивной
реакции.
Навязывание
моделей агрессивного поведения
реализуется в масс-медиа и
референтными группами. Сцены насилия
в средствах массовой информации провоцируют
агрессивность зрителя, если выглядят
реальными и захватывающими, если зритель
отождествляет себя с агрессором или ассоциирует
враждебную персону с жертвой агрессии
из фильма. Особенно сильно влияние фильмов
на рост агрессивных настроений у раздражённой
личности.
В реальной
жизни бывает довольно сложно
определить, направляется ли поведение
человека его внутренней агрессивной
тенденции, или же оно зависит
от каких – либо иных факторов. Агрессивное
поведение конкретной личности может
дифференцироваться: [1, с.22]
1. По степени
личностной вовлеченности:
- ситуативные личностные
реакции (в форме краткосрочной
реакции на конкретную ситуацию).
- агрессивное состояние
(на фоне стресса, возрастного
кризиса, дезадаптации)
- устойчивое агрессивное
поведение личности.
2. По степени активности:
- пассивное агрессивное
поведение (в форме бездействия
или отказа от чего – либо)
- активное агрессивное
поведение (в форме разрушительных
или насильственных действий)
3. По эффективности:
- конструктивное агрессивное
поведение (способствующее адаптации
, успеху и совладению со стрессовыми ситуациями)
-деструктивное агрессивное
поведение (наносящее ощутимый
успех самой личности или окружающим
её людям).
4. По выраженности
психопатологической составляющей:
- нормальное агрессивное
поведение
- агрессивное поведение
в рамках поведенческих расстройств
(например, зависимое поведение)
- агрессивное поведение
в рамках личностных расстройств
- агрессивное поведение
в рамках психических заболеваний
и психопатологических расстройств.
Агрессивное
поведение в ряде случаев может
выступать как проявление работы
защитных механизмов и служить сигналом
интенсификации психологической защиты
– специализированной регулятивной системой
стабилизации личности, направленной
на устранение или сведения до минимума
чувства тревоги, связанного с осознание
конфликта. Таким образом, и само агрессивное
поведение ребёнка может быть защитным,
и механизмы психологической защиты могут
активизироваться для оправдания агрессивного
поведения. Но судить о том или ином виде
психологической защиты можно только
по косвенным проявлениям. Отражаться
на поведении может много того, что
было воспринято неосознанным образом.
[20, с.56]
Каждый возрастной
этап имеет специфическую ситуацию
развития. Адаптация к возрастным
требованиям нередко сопровождается различными
проявлениями агрессивного поведения.
Возрастные кризисы, сопровождаемые естественным
ростом агрессивности, связаны с появлением
новых потребностей, которые не удовлетворяются
существующими отношениями и умениями.
Психоаналитические исследования свидетельствуют
о частых приступах гнева младенцев, особенно
в ситуациях, когда их потребности недостаточно
учитываются. Маленькие дети, желая сохранить
материнскую любовь, склонны проявлять
жестокость по отношению к маленькому
брату или сестре. Адаптируясь к требованиям
детского сада, дети могут обзываться,
щипаться, плеваться, драться, кусаться
и даже есть несъедобное. Эти действия
они осуществляют импульсивно, неосознанно
и открыто. Пассивным проявлением агрессивности
в этом возрасте считается негативизм,
упрямство, отказы, кусание ногтей, губ.
Пик неуступчивости в дошкольном возрасте
приходится на 2 года, а пик агрессивности
на 3 года. В целом же детская агрессивность
является обратной стороной беззащитности.
Если ребёнок чувствует себя незащищённым
у него рождаются многочисленные страхи.
Стремясь справиться с со своими страхами
он прибегает к защитно – агрессивному
поведению. Другим способ преодоления
страха может стать направление агрессии
на себя. Аутоагрессия проявляется по
– разному, например, в саморазрушительных
фантазиях или идеях самонаказания [12,
с.69]. Агрессивность очень сходна с
гиперактивностью, при обоих нарушениях
проявляется неспособность реализовать
моторный покой и релаксацию. А отличается
от гиперактивного поведения прежде всего
мотивами. Агрессивные дети намеренно
причиняют вред с целью исполнения собственных
эгоистических интересов. Разрушительность
поведения сверхактивных детей обычно
ненамеренная. Однако агрессивное расстройство
поведения часто соседствует с гиперактивностью.
Согласно позиции
отечественных учёных, существует
связь между агрессивностью детей
и свойствами их нервной системы.
Вероятность агрессии повышается,
когда нервная система характеризуется
повышенной возбудимостью при
слабом действии активного торможения.
А поскольку свойства нервной
системы предаются по наследству,
у ребёнка может быть унаследовано
и нарушение баланса между
процессами возбуждения и торможения.
Вероятность агрессии достаточно
высока также в те периоды
жизни, когда происходят существенные
изменения в деятельности нервной
системы. Для маленьких детей
характерны трудности торможения,
затормозить свои действия или,
наоборот, заставить себя делать
требуемое – складывается у
детей только в младшем школьном
возрасте.
Таким образом,
можно сделать вывод о том, что агрессивное
поведение детей является неоднородным
феноменом, имеет различные формы проявления
- в зависимости от возрастных особенностей,
индивидуальных целей, а также социальных
и иных причин, обусловливающих его возникновение.
Кроме того, в науке не сложилось ещё единого
концептуального подхода в типологии
агрессивности.
1.3. Влияние средств
массовой информации на личность подростка
Вполне естественно, что социальные
аспекты, связанные с телеинформацией,
не могут не затрагивать и чисто психологических
аспектов.
Широкое распространение видео
и телепрограмм с сюжетами насилия и увлечение
ими детей вызывают острую критику педагогов
и социальных работников, которые считают,
что сцены насилия на экране и фильмы ужасов
делают ребенка более агрессивными и жестокими
[7, с.104]. До сих пор идет дискуссия о том,
оказывают ли на самом деле военные действия
и сцены насилия, мерцающие на экране,
отрицательное воздействие на детей. Так
статистика сообщает [7, с.108], что в наиболее
популярных телевизионных программах
на каждый час вещания приходится в среднем
около девяти актов физической и восьми
актов вербальной агрессии. Поэтому даже
ребенок, проводящий у телевизора, например,
всего лишь два часа, видит за день в среднем
свыше семнадцати актов агрессии. Ввиду
этого не случайно данная тема представляет
собой интерес для психологической науки
и обладает высокой социальной значимостью,
последнее время притягивает к себе все
более пристальное внимание исследователей
[7, с.117].
Одни ученые считают
[13, с.39], что в видеофильмах ребенок бессознательно
реализует определенные свои потребности,
чему во многом способствуют образы героев
фильмов. Поэтому чрезмерное увлечение
видео и телевидением возникает только
у тех детей, которые испытывают затруднения
в адаптации к действительности, и не могут
решить их в реальной жизни.
В рамках теории
социального научения [7, с.121], существуют
противоположные данные, которые свидетельствуют
о том, что переживания, вызываемые пассивным
наблюдением агрессии и насилия, происходящих
как на экране, так и в реальной жизни,
ведут не к катарсическому эффекту, как
предполагает теория влечения [7, с.123],
а, наоборот, к возбуждению агрессии. Это
мнение опирается на данные о том, что
наблюдатель (особенно если это ребенок)
проявляет тенденцию совершать те же самые
действия, как и лицо, за которым он наблюдает.
В частности указывается [7, с.127], что простое
ожидание или сам просмотр сцен насилия
по телевидению и в фильмах может увеличивать
степень агрессивности. Было, в частности,
установлено [7, с.135], что зрители с высоким
уровнем агрессивности в большей степени
интересуются видео насилием, в то время
как мало агрессивные поверхностно просматривают
такие фильмы и не концентрируются на
сценах насилия.
Кроме того, дети из
семей, использующих различные
способы социального подкрепления,
по-разному воспринимают телепередачи
агрессивного содержания. Дети, которые
в семье чаще подвергаются
наказаниям, во-первых, вообще больше
смотрят телевизионные передачи,
во-вторых, в качестве любимых
передач они отмечают большое
количество программ, в которых
присутствует насилие, а в качестве
любимых героев – телегероев,
проявляющих враждебность и агрессию
[28, с.38].
В этой области
различные психологи проводили
различные исследования [10, с.122]. Первые
исследования, посвященные влиянию
телевизионных и кинематографических
образов насилия на человеческое
поведение, были проведены А.Бандурой и его коллегами
[9, с. 41]. В этих экспериментах принимали
участие дети подросткового возраста.
Им демонстрировались короткометражные
фильмы, в которых взрослый весьма враждебным
способом обращался с большой куклой Бобо.
После просмотра сцен детям предлагалось
поиграть, кто во что хочет, в течение определенного
времени (10–20 мин.), а экспериментатор
в это время внимательно следил за детьми,
фиксируя их поведение. И оказалось, что
часть детей копировали поведение актера,
т.е. имитировали акты агрессии.
Эти эксперименты вскоре после их проведения
были подвергнуты критике со стороны ученых–социологов
и представителей телеиндустрии, подставивших
под сомнение их целесообразность и верность
интерпретации их результатов [7, с.125].
Было, во-первых, отмечено, что дети в данных
экспериментах вели себя агрессивно по
отношению к специально для этого предназначенной
надувной кукле, а не по отношению к человеческому
существу. Поэтому не совсем ясно, можно
ли продемонстрированное поведение однозначно
считать агрессией – ведь никому не было
причинено реального вреда. Во-вторых,
материал, по нескольким существенным
параметрам отличался от обычного кино
- и телепродукции. По этим причинам, утверждалось,
что результаты экспериментов, поставленных
самим А.Бандурой и аналогичных им, не
подводят прочной базы под предположение
о том, что сцены насилия, показываемые
в теле– и кинофильмах, способны приводить
к возникновению агрессивных проявлений
в межличностных отношениях [7, с.127].