Влияние СМИ на агрессивность подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Выявление зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности подростка.
Объект исследования: Объектом исследования выступает человеческая агрессия. Я хочу рассмотреть агрессию как форму социального поведения.
Предмет исследования: Средства массовой информации как источник воздействия на агрессию среди подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ изучения влияния средств массовой информации …………………………………………………………………….5
1.1. СМИ: Классификация, роль СМИ в современном обществе …………………………………………………………………………………….5
1.2. Психологические характеристики подросткового возраста. Агрессивность в подростковом возрасте………………………………………13
1.3. Влияния СМИ на личность подростка………………………………...25
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….37
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния средств массовой информации на агрессивность подростков……………………………….38
2.1. Ход выполнения……………………… ………………………………...38
2.2. Методологическая база исследования…………………………………39
2.3 Анализ результатов……………………………………………………...49
Заключение……………………………………………………………………….51
Список литературы………………………………………………………………53
Приложения……………………………………………………………………...55

Работа содержит 1 файл

ПОСЛЕДНЯЯ ВЕРСИЯ)).docx

— 134.92 Кб (Скачать)

     В развитых странах  Запада, послуживших моделью для  наших отечественных масс-медиа,  тема насилия давно вызывает  серьезное беспокойство как со стороны институтов государства, так и широкой общественности [18]. Широко известны данные о насыщенности СМИ актами агрессии, насилия, жестокости. Так, в мультипликационных фильмах, которые показывает по утрам американское телевидение, дети видят акт насилия каждые две минуты. Именно эта продукция вытеснила традиционных героев отечественных "мультиков” — Крошку Енота, Волка/Папанова, Кота Леопольда и т.д. К моменту окончания школы дети  становятся свидетелями в среднем 18 тысяч телевизионных убийств. Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике видеокультуры. Статус образовательных программ в нашей стране за последние 30 лет показывает тенденцию к снижению, предпочтения публики за эти годы менялись, переходя от образовательных передач и новостей к развлекательным, особенно тем, которые ранее были недоступны по политическим или экономическим причинам. Тенденцией в подаче материала в СМИ, в первую очередь на телевидении, является “смешение” жанров, стирание граней между реальными событиями и беллетризованными фактами. Детская аудитория с трудом может отличить реальные событии от мнимых, которые подаются в реалистической манере.

    Статистика телевизионных  программ свидетельствует: специальных  детских программ осталось около  5% общего эфирного времени, в  то время как 5 лет назад  их было 30%. Остались мультфильмы  и несколько тематических передач,  а в основном дети смотрят  те же программы, что и взрослая  аудитория.

    Влияние телевидения  на многие аспекты повседневности, в частности на формирование  эстетических вкусов и представлений,  определяется во многом тем,  что в отличие от других  видов видеокультуры оно представляет собой часть домашней обстановки; (в этом оно гораздо ближе радио, чем кино). Этот факт сам по себе весьма амбивалентен и по-разному оценивается с разных исследовательских позиций. Наиболее сильный эффект телевидения, кроме его собственно содержательной стороны, — это сам факт его существования, его всегда доступное, главенствующее ставшее привычным присутствие в каждом доме, его способность свести сотни миллионов граждан до уровня пассивных зрителей в течение большей части их жизни. Телевидение сводит до минимума личностные взаимодействия внутри семьи и сообщества [19, c. 11-12].

     Интересно отметить, что такое "всеприсутствие” телевидения в повседневности приводит к тому, что его звуковой ряд доминирует над каналами коммуникации. Интересен, в связи с этим, такой парадокс: чаще всего наше отношение с телевидением — это отношение слушателя, а не зрителя. Многие исследователи телевидения, занимающие в отношении его критическую позицию, отмечают, что само по себе оно не обладает высоким эстетическим потенциалом. Однако такое отрицание эстетического потенциала телевидения не учитывает той специфической эстетики, которая в корне отличается от традиционной и требует новых исследовательских подходов.

    Таким образом, чтобы не превратить ребёнка в придаток техники (в частности телевизионной), необходима четкая позиция со стороны государства и семьи как в отношении контроля над средствами массовой информации и коммуникации, так и в отношении оптимального использования их потенциала для воспитания полноценного поколения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Психологическая характеристика подросткового возраста. Агрессивность в подростковом возрасте.

Переходный возраст –  это время полового созревания ребенка. Обычно переходный возраст начинается в 11-13 лет, причем у девочек он наступает  обычно немного раньше, чем у мальчиков. У ребенка появляется резкая смена  настроений, раздражительность, беспокойство, упрямство, ему хочется больше времени  проводить среди сверстников, возможны трудности в учёбе, в общение  со взрослыми. Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не является исключением и подростковый возраст.

Несколько общих особенностей подросткового возраста:

  1. Стремление к самостоятельности (уже не ребенок, но пока еще и не взрослый).
  2. Поиск собственной идентичности (вопрос «кто я?» самый важный вопрос этого периода).
  3. Возрастает потребность общения со сверстниками (формируются новые ценности, которые более понятны и ближе сверстнику, чем взрослому).
  4. Настроение начинает характеризоваться повышенной изменчивостью (постоянные колебания между веселостью и унынием, чувством неудовлетворенности собой и окружающим миром), что объясняется непрерывным изменением взглядов подростка на ценности и нормы общества.
  5. Начинает проявляться повышенная чувствительность к критическим замечаниям сверстников и взрослых (не родителей), к тому, как на него смотрят и что о нем говорят (в этом возрасте резко возрастает количество негативных самооценок и поэтому возрастает потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми и, прежде, всего родителями).
  6. Наблюдается резкая смена физического самочувствия от чрезмерной активности к полной пассивности (быстрая физиологическая перестройка организма – изменения роста, веса, пропорций тела, резкое повышение гормонального фона – являются причинами быстрой утомляемости, снижения работоспособности и успеваемости).

Это далеко не все изменения, происходящие в подростковый период. Но именно они, в первую очередь и  наиболее ярко, сказываются на взаимоотношениях «родитель-ребенок».

Учитывая вышесказанное, хочу дать несколько общих рекомендаций родителям:

  1. Научитесь слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребенка, не отмахиваясь от него, проявляя терпение и такт.
  2. Приучайте себя к мысли, что ребенок взрослеет и он – такой же человек, как и Вы, следовательно разговаривать со своим ребенком нужно так, как Вам бы хотелось, чтобы говорили с Вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость и хамство.
  3. Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда Вы сами являетесь примером для положительного подражания каждый день.
  4. Только сильный человек – личность – не  боится признавать свои ошибки и, вместе с тем, уважает право другого человека на ошибку. Помните, что подросток – тоже личность, претендующая на равные отношения и права с Вами.

Ну и последнее: Как и когда ребенок становится подростком, подросток – взрослым? На этот вопрос нет конкретного ответа. Это происходит не в один день, и часто возрастные перемены незаметны для нас: еще вчера дети были маленькими, нуждались в заботе и опеке, а сегодня они заявляют о своей взрослости, требуют самостоятельности и независимости. Этот возраст называют по-разному: «трудным», «переходным»,  «кризисным».      

Различными исследователями  предложено множество определений  и классификаций агрессии, но ни одни из них не могут быть признаны исчерпывающими и общеупотребительными. Проследим наиболее характерные  тенденции в этом аспекте в  контексте основных направлений  психологии.

 Во–первых, под агрессией  некоторые исследователи понимают  сильная активность, стремление  к самоутверждению. Так, Л. Бендер [1, с.7] говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам.

    Под агрессией понимаются также акты враждебности, атаки разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу и объекту. В тоже время авторы разводят понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторую структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека.

    Давая определение  агрессии, ряд исследователей стремятся  акцент сделать на основе изучения  поддающихся объективному наблюдению  и измерению явлений, чаще актов  поведения.

     Наиболее общим  определением агрессии является  поведение, причиняющее ущерб. Причем ущерб может быть как прямым (нападение), так и косвенным (распространение порочащих слухов). В качестве синонимов к понятию агрессии используются понятия «деструктивность», «напористость», «разрушительность», «жестокость». Термин агрессивность обозначает ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению. Н.Д. Левитов [2 с.18] описал состояние агрессивности как стеническое переживание гнева с потерей самоконтроля.

   По форме агрессии  подразделяется на физическую (избиение, ранение) и вербальную (оскорбление,  отказ общаться); прямую и косвенную.

    А. Басс [1, с.8] ввел понятие враждебной и инструментальной агрессии. Враждебная агрессия мотивируется негативными эмоциями намерением причинить зло. Под инструментальной агрессией преследуются цели, не связанные с причинением вреда, т.е. агрессия становиться инструментом личного обогащения или продвижения.

     Боле логичную  картину агрессии, чем многие  другие авторы, на наш взгляд, предлагает Э. Фромм [3, с.35]. Э. Фромм разграничил злокачественную и доброкачественную агрессию. Так, доброкачественная агрессия способствует поддержанию жизни и является адаптивной. К доброкачественной агрессии относится самооборона, а также псевдоагрессия, при которой ущерб наноситься ненамеренно.

     Агрессивные  действия могут быть как произвольными, так и непреднамеренными. Неприемлемое непреднамеренное агрессивное поведение может быть как случайным, так и слабо осознаваемым. Паталогическая агрессия может быть следствием психотического состояния и требует медицинского вмешательства.

    А. Басс и А. Дарки выделяют пять видов агрессии: [1, с.10]

  1. Физическая агрессия (физические действия против кого – либо).
  2. Раздражение (вспыльчивость, грубость).
  3. Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т. д.).
  4. Косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики, топанье).
  5. Негативизм (оппозиционное поведение).

     Ю.  Б. Можгинский [4, с.24], в свою очередь, выделяет два вида патологической агрессии – психотическую и трансформированную. Психотическая агрессия, по его мнению, характеризуется нелепостью разрушительных поступков. При трансформированной агрессии  жестокое поведение в какой–то момент трансформируется в агрессивно – патологические действия с признаками немотивированного садистского насилия. Трансформированная агрессия часто является патологической компенсацией комплекса ущербности и обиды.

     В психоаналитическом  подходе агрессия рассматривается  как порождение инстинкта борьбы. Первые исследования природы   агрессии   принадлежат

З. Фрейду. Агрессивная энергия выбрасывается у индивида непрерывно и со временем ищет выход. Если с момента последнего открытого проявления агрессии прошло много времени, раздражителя вообще не требуется, взрыв агрессии происходит спонтанно [5, с.65].

     В этологическом  подходе положение о врождённой природе агрессии находит свое развитие. К. Лоренц изучил врождённые сдерживающие агрессию начала, к которым относил родство, любовь и дружеские отношения [24].

      Согласно  инстинктивным теориям, агрессия  является неотъемлемой частью  человеческой природы. Согласно  К. Лоренцу [6, с.68], агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у детей. Агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно, регулярно накапливаясь с течением времени. Чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне.

    В социобиологическом  подходе основной акцент в  изучении природы агрессии связывается  с влиянием генов, т.к. они  обеспечивают адаптивное поведение.  Гены вносят свой вклад свой   вклад в успешность репродукции  и гарантируют их сохранение  у будущих поколений. Таким  образом, индивидуумы, скорее  всего, будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены (т.е. родственники), проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается или состоит в родстве.

      К ситуативной  теории агрессии относится подход Дж. Долларда [7, с.37], который рассматривал агрессию как следствие фрустрации, аверсивной (крайне неприятной) стимуляции. Он считал, что фрустрация (помеха, раздражение) всегда приводит  к агрессии, а агрессия всегда является следствием фрустрации. У индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. Агрессивный позыв может встречать внешние препятствия или подавляться страхом наказания.

     Н.Е. Миллер [1, с.13] выдвинул систематизированную модель, в тех случаях, когда индивидуумы проявляют агрессию, выбор жертвы обусловлен тремя факторами:

  1. силой побуждения к агрессии;
  2. силой факторов, тормозящих данное поведение;
  3. стимульным сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором.    

Информация о работе Влияние СМИ на агрессивность подростков