Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:44, курсовая работа
Цель исследования: Выявление зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности подростка.
Объект исследования: Объектом исследования выступает человеческая агрессия. Я хочу рассмотреть агрессию как форму социального поведения.
Предмет исследования: Средства массовой информации как источник воздействия на агрессию среди подростков.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ изучения влияния средств массовой информации …………………………………………………………………….5
1.1. СМИ: Классификация, роль СМИ в современном обществе …………………………………………………………………………………….5
1.2. Психологические характеристики подросткового возраста. Агрессивность в подростковом возрасте………………………………………13
1.3. Влияния СМИ на личность подростка………………………………...25
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….37
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния средств массовой информации на агрессивность подростков……………………………….38
2.1. Ход выполнения……………………… ………………………………...38
2.2. Методологическая база исследования…………………………………39
2.3 Анализ результатов……………………………………………………...49
Заключение……………………………………………………………………….51
Список литературы………………………………………………………………53
Приложения……………………………………………………………………...55
Таблица 1
2. Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»
В форме беседы проводиться в индивидуальном режиме с каждым ребёнком четыре тестовых испытания на предмет его отношения к вопросам, связанным с проявлением агрессивности на телеэкране, что говорит и об его личной агрессивности (или предрасположенности к ней). Причём, подросток должен сам выбрать один из трёх готовых ответов какой-то один, либо придумать свой вариант ответа. За ответ на каждый вопрос испытуемый получает от 0 до 2 баллов – в зависимости от степени «приближения» ответа к высшему проявлению агрессивности. Балл 0 ставится при выборе ответов с литерой «а» (отсутствие агрессивности), 1 балл – в этом случае подростком выбирается ответ с литерой «б», соответствующий присутствию некоторой доля агрессивности (но весьма невысокой); 2 балла – в случае выбора ребёнком ответа с литерой «в» (соответствующего высокому уровню агрессивности). В случае, если подросток придумывает собственные варианты ответов, выставление за них баллы производится по той же стратегии, что и при выборе «готовых» ответов. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).
Шкала оценки результатов:
• Повышенный уровень агрессивности - 7-8 баллов.
• Высокий уровень агрессивности - 5-6 баллов.
• Средний уровень агрессивности - 3-4 баллов.
• Слабый уровень агрессивности - 0-2 баллов.
3. Структурализированное наблюдение (методика диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П.)
Цель: выявить склонность
к агрессивному поведению у
подростков. Оборудование: карта наблюдений,
включающая 18 фрагментов - фиксированных
форм поведения, в данном
Инструкция. В ответах следует лишь проставить «+» (что означает ДА, присутствуют); или «-» (что означает НЕТ, отсутствуют).
Каждый «+» соответствует 1 баллу (ответ «-» соответствует 0 баллов). Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).
Шкала оценок результатов:
• Повышенный уровень агрессивности - 15 - 18 баллов
• Высокий уровень агрессивности - 10 – 14 баллов.
• Средний уровень агрессивности - 6 -9 баллов.
• Слабый уровень агрессивности - 0-5 баллов.
4. Методика “Рисунок несуществующего животного”
Цель: оценить уровень агрессивного поведения подростка.
Инструкция: “Необходимо придумать и нарисовать животное, которого в природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Назвать несуществующим именем!”
Оборудование: простой карандаш; стандартный белый лист бумаги. Ручки и фломастеры использовать нельзя.
№ |
Симптом |
Балл |
1 |
Сильная, уверенная линия рисунка |
0,1 |
2 |
Неаккуратность рисунка |
0,1 |
3 |
Большое количество острых углов |
0,1 |
4 |
Верхнее размещение углов |
0,1 |
5 |
Крупное изображение |
0,1 |
6 |
Голова обращена вправо или анфас |
0,1 |
7 |
Хвост поднят вверх, пышный |
0,1 |
8 |
Угрожающее выражение |
0,1 |
9 |
Угрожающая поза |
0,1 |
10 |
Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти) |
0,1 |
11 |
Хищник |
0,1 |
12 |
Вожак или одинокий |
0,1 |
13 |
При нападении дерется традиционным способом |
0,1 |
14 |
Ночное животное |
0,1 |
15 |
Другие признаки |
0,1 |
На основании анализа
каждого рисунка подсчитывается
итоговая сумма балов и делается
вывод об уровне агрессивности ребёнка
(чем больше итоговая сумма, тем выше
уровень агрессивности ребёнка)
Шкала оценок результатов:
• Повышенный уровень агрессивности – 11-15 баллов
• Высокий уровень агрессивности — 7-10 баллов.
• Средний уровень агрессивности —4-6 баллов.
• Слабый уровень агрессивности —0-3 баллов.
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Нормой агрессивности
является величина ее индекса,
равная 21+4, а враждебности 6, 5-7+3. При
этом обращается внимание на
возможность достижения
У респондентов, состоящей из 15 человек (8 девочек и 7 мальчиков) оказались следующие результаты:
Полученные данные позволяют нам отметить более высокий уровень агрессивности у мальчиков, чем у девочек по таким показателям как: физическая агрессия (4 респондента, что составляет 57%), раздражение (4 мальчика или 57%), негативизм (5 человек, что соответствует 72%).
В группе девочек высокий показатель косвенной агрессии (4 девочки и соответственно 50%), вербальной агрессии (5 респондентов, что составляет 62,5%) и угрызений совести (5 девочек или 62,5%).
Исследование подтвердило гипотезу о том, что на протяжении старшего подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование. У всех испытуемых мальчиков примерно половина выборки имеет выраженность агрессивности как личностного образования.
По результатам исследований можно сделать вывод, что из общего количества детей, в особом внимании нуждаются 5 детей, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности. Этим детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй, с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся. Таким образом, результаты исследования позволяют констатировать, что нравственные качества являются точными характеристиками нравственного поведения личности. Так, например, чуткий, отзывчивый человек, скорее будет проявлять аутоагрессию, анализировать свои поступки, обвинять в чем-то себя, чем демонстрировать агрессию в отношении окружающих. Чем самокритичнее личность, тем лучше она понимает социальные нормы и контролирует свое поведение. Справедливость понимается как равенство и беспристрастность; ее наличие или отсутствие особенно чувствительно в любой системе отношений. Представление о справедливости в значительной мере определяет наше социальное поведение. Нами выявлено, что высокий уровень справедливости снижает физическую, вербальную и косвенную агрессию. Реакция на несправедливое отношение к другому человеку или к себе будет взвешенной, терпимой и благоразумной. Когда подросток справедлив и искренен, ведет себя естественно в отношениях с взрослыми и сверстниками, то он не испытывает угрызений совести и негативизма, его ценят и уважают сверстники.
Проблема агрессивности подростков становится все более обсуждаемой и актуальной в современном мире. Помимо семейных и патологических причин агрессии выявлена еще одна не менее важная - средства массовой информации. В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления, хамство). Суть «подростковой агрессии» составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям - поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды и социума. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами.
Важность подросткового возраста определяется тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности. Большинство детей в считанные секунды могут скопировать любимого киногероя или ведущего какой-нибудь популярной телепередачи, пропеть рекламную рифмовку или рассказать, что именно они узнали из средств массовой информации.
Средства массовой информации
являются неотъемлемой частью нашей
жизни. Поэтому, необходимо строго подходить
к выбору просматриваемых передач
и фильмов. Взрослый, обладая жизненным
опытом и критичностью к действиям
киногероев, могут более реально
и адекватно воспринимать предлагаемый
материал для просмотра. А подросток,
из-за своей неопытности и
Мое исследование было посвящено
изучению агрессии и агрессивности
в подростковом возрасте. А также
влиянию средств массовой информации
на агрессивность подростка. Обзор
литературы в теоретической части
работы показал, что единой точки
зрения на источник агрессии нет, что
значительно усложняет
Эмпирическое исследование подтвердило первую гипотезу о том, что в подростковом возрасте агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование и мальчики отличаются большей агрессивностью, чем девочки.
Эмпирическое исследование подтвердило и вторую гипотезу о том, что средства массовой информации оказывают негативное влияние на агрессивность подростка. Таким образом, средства массовой информации, являясь наиболее доступным и широко используемым средством получения информации имеют отрицательную ориентацию. Современный подросток проводит достаточное количество времени перед экраном телевизора, следовательно он может невольно стать «заложником» СМИ. В подростковом возрасте для него становиться нормой, наблюдать за сценами насилия и жестокого убийства на экране. Все это может привести к тому, что каждое дальнейшее поколение будет все чаще проявлять агрессию по отношению к окружающим, порог критичности к своим действиям будет снижаться, что приведет к увеличению числа правонарушений среди подростков.
Список использованной литературы