Влияние СМИ на агрессивность подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Выявление зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности подростка.
Объект исследования: Объектом исследования выступает человеческая агрессия. Я хочу рассмотреть агрессию как форму социального поведения.
Предмет исследования: Средства массовой информации как источник воздействия на агрессию среди подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ изучения влияния средств массовой информации …………………………………………………………………….5
1.1. СМИ: Классификация, роль СМИ в современном обществе …………………………………………………………………………………….5
1.2. Психологические характеристики подросткового возраста. Агрессивность в подростковом возрасте………………………………………13
1.3. Влияния СМИ на личность подростка………………………………...25
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….37
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния средств массовой информации на агрессивность подростков……………………………….38
2.1. Ход выполнения……………………… ………………………………...38
2.2. Методологическая база исследования…………………………………39
2.3 Анализ результатов……………………………………………………...49
Заключение……………………………………………………………………….51
Список литературы………………………………………………………………53
Приложения……………………………………………………………………...55

Работа содержит 1 файл

ПОСЛЕДНЯЯ ВЕРСИЯ)).docx

— 134.92 Кб (Скачать)




Таблица 1

 

 

2. Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»

  

 В форме беседы проводиться в индивидуальном режиме с каждым ребёнком четыре тестовых испытания на предмет его отношения к вопросам, связанным с проявлением агрессивности на телеэкране, что говорит и об его личной агрессивности (или предрасположенности к ней). Причём, подросток должен сам выбрать один из трёх готовых ответов какой-то один, либо придумать свой вариант ответа. За ответ на каждый вопрос испытуемый получает от 0 до 2 баллов – в зависимости от степени «приближения» ответа к высшему проявлению агрессивности. Балл 0 ставится при выборе ответов с литерой «а» (отсутствие агрессивности), 1 балл – в этом случае подростком выбирается ответ с литерой «б», соответствующий присутствию некоторой доля агрессивности (но весьма невысокой);  2 балла – в случае выбора ребёнком ответа с литерой «в» (соответствующего высокому уровню агрессивности). В случае, если подросток придумывает собственные варианты ответов, выставление за них баллы производится по той же стратегии, что и при выборе «готовых» ответов. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Шкала оценки результатов:

• Повышенный уровень агрессивности - 7-8 баллов.

• Высокий уровень агрессивности - 5-6 баллов.

• Средний уровень агрессивности - 3-4 баллов.

• Слабый уровень агрессивности - 0-2 баллов.

 

 

 

 

 

 

3. Структурализированное наблюдение (методика диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П.)

 

 Цель: выявить склонность  к агрессивному поведению у  подростков. Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов - фиксированных  форм поведения, в данном случае  агрессивного.

Инструкция. В ответах  следует лишь проставить «+» (что  означает ДА, присутствуют); или «-» (что означает НЕТ, отсутствуют).

Каждый «+» соответствует 1 баллу (ответ «-» соответствует 0 баллов). Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

                                

 Шкала оценок результатов:

• Повышенный уровень агрессивности - 15 - 18 баллов

• Высокий уровень агрессивности - 10 – 14 баллов.

• Средний уровень агрессивности - 6 -9 баллов.

• Слабый уровень агрессивности - 0-5 баллов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Методика “Рисунок несуществующего животного”

 

Цель: оценить уровень  агрессивного поведения подростка.

Инструкция:  “Необходимо придумать и нарисовать животное, которого в природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Назвать несуществующим именем!”

Оборудование: простой карандаш; стандартный белый лист бумаги. Ручки  и фломастеры использовать нельзя.

 

 

Симптом

Балл

1

Сильная, уверенная линия рисунка

0,1

2

Неаккуратность рисунка

0,1

3

Большое количество острых углов

0,1

4

Верхнее размещение углов

0,1

5

 Крупное изображение

0,1

6

Голова обращена вправо или анфас

0,1

7

Хвост поднят вверх, пышный

0,1

8

Угрожающее выражение

0,1

9

Угрожающая поза

0,1

10

Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти)

0,1

11

Хищник

0,1

12

Вожак или одинокий

0,1

13

При нападении дерется традиционным способом

0,1

14

Ночное животное

0,1

15

Другие признаки

0,1


 

 

На основании анализа  каждого рисунка подсчитывается итоговая сумма балов и делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Шкала оценок результатов:

• Повышенный уровень агрессивности – 11-15 баллов

• Высокий уровень агрессивности — 7-10 баллов.

• Средний уровень агрессивности —4-6 баллов.

• Слабый уровень агрессивности —0-3 баллов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ результатов

 

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

 Нормой агрессивности  является величина ее индекса,  равная 21+4, а враждебности 6, 5-7+3. При  этом обращается внимание на  возможность достижения определенной  величины, показывающей степень  проявления агрессивности.

У респондентов, состоящей  из 15 человек (8 девочек и 7 мальчиков) оказались следующие результаты: 

Полученные данные позволяют нам отметить более высокий уровень агрессивности у мальчиков, чем у девочек по таким показателям как: физическая агрессия (4 респондента, что составляет 57%),  раздражение (4 мальчика или 57%), негативизм (5 человек, что соответствует 72%).

В группе девочек высокий  показатель косвенной агрессии (4 девочки  и соответственно 50%), вербальной агрессии (5 респондентов, что составляет 62,5%) и угрызений совести (5 девочек  или 62,5%).

Исследование  подтвердило гипотезу  о том,  что на  протяжении  старшего  подросткового возраста  агрессивность выступает как относительно  устойчивое  личностное  образование. У всех испытуемых мальчиков примерно половина выборки имеет выраженность агрессивности как личностного образования.

По результатам исследований  можно сделать вывод, что из общего количества детей, в особом внимании  нуждаются 5 детей, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности. Этим детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй, с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся. Таким образом, результаты исследования позволяют констатировать, что нравственные качества являются точными характеристиками нравственного поведения личности. Так, например, чуткий, отзывчивый человек, скорее будет проявлять аутоагрессию, анализировать свои поступки, обвинять в чем-то себя, чем демонстрировать агрессию в отношении окружающих. Чем самокритичнее личность, тем лучше она понимает социальные нормы и контролирует свое поведение. Справедливость понимается как равенство и беспристрастность; ее наличие или отсутствие особенно чувствительно в любой системе отношений. Представление о справедливости в значительной мере определяет наше социальное поведение. Нами выявлено, что высокий уровень справедливости снижает физическую, вербальную и косвенную агрессию. Реакция на несправедливое отношение к другому человеку или к себе будет взвешенной, терпимой и благоразумной. Когда подросток справедлив и искренен, ведет себя естественно в отношениях с взрослыми и сверстниками, то он не испытывает угрызений совести и негативизма, его ценят и уважают сверстники.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема агрессивности  подростков становится все более  обсуждаемой и актуальной в современном  мире. Помимо семейных и патологических причин агрессии выявлена еще одна не менее важная - средства массовой информации. В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления, хамство). Суть «подростковой агрессии» составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям - поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды и социума. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами.

Важность подросткового  возраста определяется тем, что в  нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок  личности. Большинство детей в считанные секунды могут скопировать любимого киногероя или ведущего какой-нибудь популярной телепередачи, пропеть рекламную рифмовку или рассказать, что именно они узнали из средств массовой информации.

Средства массовой информации являются неотъемлемой частью нашей  жизни. Поэтому, необходимо строго подходить  к выбору просматриваемых передач  и фильмов. Взрослый, обладая жизненным  опытом и критичностью к действиям  киногероев, могут более реально  и адекватно воспринимать предлагаемый материал для просмотра. А подросток, из-за своей неопытности и эмоциональной  нестабильности, характерной для  данного возрастного периода, не всегда правильно и внимательно  относится к своему выбору, сопротивляется родителям, пытаясь утвердить свое «Я», копирует модели поведения, представленные в СМИ.

Мое исследование было посвящено  изучению агрессии и агрессивности  в подростковом возрасте. А также  влиянию средств массовой информации на агрессивность подростка. Обзор  литературы в теоретической части  работы показал, что единой точки  зрения на источник агрессии нет, что  значительно усложняет понимание  данной проблемы. Кроме того, мало изучен такой аспект агрессии, как её устойчивость. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки. В подростковом возрасте, в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.

Эмпирическое исследование подтвердило первую гипотезу о том, что в подростковом возрасте агрессивность  выступает как относительно устойчивое личностное образование и мальчики отличаются большей агрессивностью, чем девочки.

Эмпирическое исследование подтвердило и вторую гипотезу о  том, что средства массовой информации оказывают негативное влияние на агрессивность подростка. Таким  образом, средства массовой информации, являясь наиболее доступным и  широко используемым средством получения информации имеют отрицательную ориентацию. Современный подросток проводит достаточное количество времени перед экраном телевизора, следовательно он может невольно стать «заложником» СМИ. В подростковом возрасте для него становиться нормой, наблюдать за сценами насилия и жестокого убийства на экране. Все это может привести к тому, что каждое дальнейшее поколение будет все чаще проявлять агрессию по отношению к окружающим, порог критичности к своим действиям будет снижаться, что приведет к увеличению числа правонарушений среди подростков.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2004 – 336 с.
  2. Левитов Н.Д. Психические состояния агрессии // Вопросы психологии - №6/1967. – с.18-21
  3. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1990. – 446 с.
  4. Можгинский Ю.Б. Агрессия: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб.: Питер, 1999. – 204 с.
  5. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1991. – 455 с.
  6. Лоренц К. Агрессия (так называемое “зло”). — М.: Арко, 1994. —269 с.
  7. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 1997. — 336 с.
  8. Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. - М.:  SVR-Аргус, 1994. - 96 с.
  9. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений. – М.: Просвещение, 1999.- 202 с.
  10. Айхорн А. Трудный подросток. -  М.: Академия, 2001. — 336 с.
  11. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2004. — 687 с
  12. Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2004, - 224 с.
  13. Медиаобразование/Под ред. Л.С. Зазнобиной.- М.: МИПКРО, 1996.- 80 с
  14. Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми. – М.:Педагогика., 1991. – С. 25-37.
  15. Музрукова Т.Г., Нечаева И.В. Краткий словарь иностранных слов.-М.: Рус.яз., 1995.395с.
  16. Сила телевидения. Обзор семинара // ПОЛИС.-  № 6/1994  - с. 20-26
  17. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. – М.: Аванти плюс, 2004. – 428 с.
  18. Киященко Н.И. Современные концепции эстетического воспитания. – М.: ИФРАН, 1998, - 204 с.
  19. Паренти М.  Media. – М.:Юнити, 1992.- 120 с.
  20. Бюттер К. Жить с агрессивными детьми. — М.: Просвещение, 1997. — 122 с.
  21. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск.:Литера., 1996. – 296 с.
  22. Паренс Г. Агрессия наших детей. — М.: Юнити, 1997. — 125 с.
  23. Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми. – М.:Педагогика., 1991. – С. 25-37.
  24. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога. Учебное пособие для студентов Вузов и практических работников. – М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001. – 448 с.
  25. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. - СПб, 1996. – 196 с.
  26. Бюттер К. Жить с агрессивными детьми. — М.: Просвещение, 1997. — 122 с.
  27. Цехместренко Т. А. У теленяньки дитя без друга // Психология. №2/2006. – с.27-28
  28. Лалаянц И. Энергия агрессивности.// Семья и школа. — №6/1995. — С.20-.

Информация о работе Влияние СМИ на агрессивность подростков