Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:15, дипломная работа
Поведение в детстве позволяет, по мнению многих исследователей, достаточно надежно предсказывать поведение в зрелые годы. Следовательно, коррекция ранних проявлений агрессивности, научение адекватным социальным навыкам межличностного общения является одной из важнейших задач практической психологии.
Цель: Выявить особенности влияния семейных отношений на проявление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста. Объектом исследования является проявление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования влияние типа семейного воспитания на агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………….. 2
1.Общая характеристика влияния типа семейного воспитания на агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Сущность понятия агрессивного поведения………………………….. 4
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения………………….... 11
1.3. Роль семейного воспитания в преодолении агрессивного поведения… 16
Вывод по первой главе………………………………………………………….22
Список литературы по 1 главе………………………………………………….23
Глава 2. Пути исследования агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Выявление уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………... 24
2.2. Преодоление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста…33
2.3. Выявление динамики уровня агрессивности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………. 41
Список литературы по 2 главе……….……………………………………..... 43
Центральная смысловая часть фигуры – голова: голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности. Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия. Нередко боязнь перед активным действием и нерешительность. Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего - эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза. Деталь "уши" — заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ — большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный — легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессивность, в большинстве случаев защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Глаза: это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно - демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога — защита, агрессия.
Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная.
Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.
Несущая, опорная часть
фигуры (ноги, лапы, иногда — постамент):
рассматривается
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений,
легкомыслие в выводах и
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии). Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа — крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
Хвосты: выражают отношение
к собственным действиям, решениям,
выводам, к своей вербальной продукции
— судя по тому, повернуты ли эти
хвосты вправо (на листе) или влево.
Хвосты повернуты вправо — отношение
к своим действиям и поведению.
Влево — отношение к своим
мыслям, решениям; к упущенным возможностям,
к собственной нерешительности.
Положительная или
Контуры фигуры: анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура.
Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, запачкивание контурной линии; с опасением, подозрительностью — если выставлены щиты, “заслоны”, линия удвоена.
Направленность такой
защиты — соответственно пространственному
расположению: верхний контур фигуры
— против вышестоящих, против лиц, имеющих
возможность наложить запрет, ограничение,
осуществить принуждение, т.е. против
старших по возрасту, родителей, учителей,
начальников, руководителей; нижний контур
— защита против насмешек, непризнания,
отсутствия авторитета у нижестоящих
подчиненных, младших, боязнь осуждения;
боковые контуры —
Общая энергия: оценивается
количество изображенных деталей —
только ли необходимое количество,
чтобы дать представление о придуманном
несуществующем животном (тело, голова,
конечности или тело, хвост, крылья
и т.п.): с заполненным контуром,
без штриховки и дополнительных
линий и частей, просто примитивный
контур, — или имеет место щедрое
изображение не только необходимых,
но усложняющих конструкцию
Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, “островки” из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, “запачкивание”, отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему “Я”, представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности “очеловечивания” животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело “животного” — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного —рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается “готовая” существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, “бегекот”, “мухожер” и т.п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием (“ратолетиус” и т.п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления (“лялие”, “лиошана”, “гратекер” и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными. Наблюдаются иронически-юмористические названия (“риночурка”, “пузыренд” и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы (“тру-тру”, “лю-лю”, “кус-кус” и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями (“аберосинотиклирон”, “гулобарниклета-миешиния” и т.п.).
Приложение 5
Анкета «Любите ли Вы театр?
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на ряд вопросов. Ваши ответы помогут нам более эффективно построить работу по ознакомлению детей и взрослых с искусством театра.
1. Как Вы относитесь к театральному искусству?______________
2. Как часто Вы с детьми посещаете театральные представления?__________
3. Как Вы относитесь к созданию
в нашем саду творческих мастерских «История
театра», «Куклы и дети», «Фольклор и театр»?_______________________
4. Имеется ли у Вас опыт семейных театральных постановок?_____
5. Хотелось бы Вам участвовать
в театральных постановках вместе с детьми,
как в детском саду, так и дома?_________________________
6. Какой вид театра Вам нравится больше всего:
- кукольный;
- настольный;
- театр теней;
- театр марионеток;
- опера и балет;
- музыкальный театр;
- другой.
7. Что Вы знаете о театрах нашего города?________________
8. Как Вы относитесь к возможности
организации семейного театра?_______________________
9. Какую посильную помощь Вы смогли бы оказать в создании и проведении театральных постановок в нашем детском саду:
- изготовление кукол;
- пошив костюмов для театральных постановок;
- изготовление декораций;
- изготовление афиш, пригласительных билетов и т.д.;
- личное участие в постановках.
Приложение 6
Анкета на выявление отношения семьи к совместной культурно досуговой деятельности
1. Что Вы понимаете под словом «досуг»?____________________
2. Как Вы проводите совместный семейный досуг:
- совместное слушание радиопередач (обмен мнениями о прослушивании радиопередачах);
- совместный просмотр телепередач (обмен мнениями о просмотренных телепередачах);
- семейное чтение вслух
(обмен мнениями о прочитанном)
- посещение театров, музеев (обмен мнениями о посещении);
- посещение концертов (обмен мнениями о посещении);
- посещение художественных выставок (обмен мнениями о посещении);
- другое.
3. Есть ли у Вас общие семейные занятия и увлечения?______
4. Есть ли в Вашей семье традиции?_____________________
5. Кто является хранителем традиций
в Вашей семье? Передаются ли они от поколения
к поколению?____________________
6. В какие игры Вы любите играть с детьми?____________________
Информация о работе Влияние семейного воспитание на агрессивное поведение детей