Влияние семейного воспитание на агрессивное поведение детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:15, дипломная работа

Описание работы

Поведение в детстве позволяет, по мнению многих исследователей, достаточно надежно предсказывать поведение в зрелые годы. Следовательно, коррекция ранних проявлений агрессивности, научение адекватным социальным навыкам межличностного общения является одной из важнейших задач практической психологии.
Цель: Выявить особенности влияния семейных отношений на проявление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста. Объектом исследования является проявление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования влияние типа семейного воспитания на агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 2

1.Общая характеристика влияния типа семейного воспитания на агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Сущность понятия агрессивного поведения………………………….. 4
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения………………….... 11
1.3. Роль семейного воспитания в преодолении агрессивного поведения… 16
Вывод по первой главе………………………………………………………….22
Список литературы по 1 главе………………………………………………….23

Глава 2. Пути исследования агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Выявление уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………... 24
2.2. Преодоление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста…33
2.3. Выявление динамики уровня агрессивности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………. 41
Список литературы по 2 главе……….……………………………………..... 43

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 167.87 Кб (Скачать)

Центральная смысловая часть  фигуры – голова: голова повернута  вправо — устойчивая тенденция к  деятельности, действенности. Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево  — тенденция к рефлексии, к  размышлениям. Это не человек действия. Нередко боязнь перед активным действием  и нерешительность. Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего - эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза. Деталь "уши" — заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ — большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный — легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессивность, в большинстве случаев защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Глаза: это символ присущего  человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно - демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога — защита, агрессия.

Определить по сочетанию  с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная.

Перья — тенденция к  самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть  фигуры (ноги, лапы, иногда — постамент): рассматривается основательность  этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора  на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность  суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или  почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо  соединены или не соединены вовсе  — это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии). Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа — крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты: выражают отношение  к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции  — судя по тому, повернуты ли эти  хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение  к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим  мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная  окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением  вниз (недовольство собой, сомнение в  собственной правоте, сожаление  о сделанном, сказанном, раскаяние  и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры: анализируются  по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура.

Это защита от окружающих, агрессивная  — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой —  если имеет место затемнение, запачкивание контурной линии; с опасением, подозрительностью — если выставлены щиты, “заслоны”, линия удвоена.

Направленность такой  защиты — соответственно пространственному  расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих  возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих  подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы защиты, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия: оценивается  количество изображенных деталей —  только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном  несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный  контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, “возит карандашом по бумаге”, не нажимая на него). Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, “островки” из находящих  друг на друга линий, зачернение частей рисунка, “запачкивание”, отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся  на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или  птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему “Я”, представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности “очеловечивания” животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело “животного” — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование  в глаз электролампы, в тело и  конечности животного —рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности  выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к  которому лишь приделывается “готовая”  существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим —  кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смысловых  частей (летающий заяц, “бегекот”, “мухожер” и т.п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием (“ратолетиус” и т.п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления (“лялие”, “лиошана”, “гратекер” и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными. Наблюдаются иронически-юмористические названия (“риночурка”, “пузыренд” и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы (“тру-тру”, “лю-лю”, “кус-кус” и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями (“аберосинотиклирон”, “гулобарниклета-миешиния” и т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Анкета «Любите ли Вы театр?

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на ряд вопросов. Ваши ответы помогут  нам более эффективно построить  работу по ознакомлению детей и взрослых с искусством театра.

1.  Как Вы относитесь к театральному искусству?______________

2.  Как часто Вы с детьми посещаете театральные представления?__________

3.  Как Вы относитесь к созданию в нашем саду творческих мастерских «История театра», «Куклы и дети», «Фольклор и театр»?__________________________________________________________

4.  Имеется ли у Вас опыт семейных театральных постановок?_____

5.  Хотелось бы Вам участвовать в театральных постановках вместе с детьми, как в детском саду, так и дома?____________________________

6.  Какой вид театра Вам нравится больше всего:

- кукольный;

- настольный;

- театр теней;

- театр марионеток;

- опера и балет;

- музыкальный театр;

- другой.

7.  Что Вы знаете о театрах нашего города?________________

8.  Как Вы относитесь к возможности организации семейного театра?___________________________________________________________

9.  Какую посильную помощь Вы смогли бы оказать в создании и проведении театральных постановок в нашем детском саду:

- изготовление кукол;

- пошив костюмов для  театральных постановок;

- изготовление декораций;

- изготовление афиш, пригласительных  билетов и т.д.;

- личное участие в постановках.

Приложение 6

Анкета на выявление отношения  семьи к совместной культурно  досуговой деятельности

1.  Что Вы понимаете под словом «досуг»?____________________

2.  Как Вы проводите совместный семейный досуг:

- совместное слушание  радиопередач (обмен мнениями о  прослушивании радиопередачах);

- совместный просмотр  телепередач (обмен мнениями о  просмотренных телепередачах);

- семейное чтение вслух  (обмен мнениями о прочитанном);

- посещение театров, музеев (обмен мнениями о посещении);

- посещение концертов  (обмен мнениями о посещении);

- посещение художественных  выставок (обмен мнениями о посещении);

- другое.

3.  Есть ли у Вас общие семейные занятия и увлечения?______

4.  Есть ли в Вашей семье традиции?_______________________

5.  Кто является хранителем традиций в Вашей семье? Передаются ли они от поколения к поколению?________________________________

6.  В какие игры Вы любите играть с детьми?____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Влияние семейного воспитание на агрессивное поведение детей