Влияние семейного воспитание на агрессивное поведение детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:15, дипломная работа

Описание работы

Поведение в детстве позволяет, по мнению многих исследователей, достаточно надежно предсказывать поведение в зрелые годы. Следовательно, коррекция ранних проявлений агрессивности, научение адекватным социальным навыкам межличностного общения является одной из важнейших задач практической психологии.
Цель: Выявить особенности влияния семейных отношений на проявление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста. Объектом исследования является проявление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования влияние типа семейного воспитания на агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 2

1.Общая характеристика влияния типа семейного воспитания на агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Сущность понятия агрессивного поведения………………………….. 4
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения………………….... 11
1.3. Роль семейного воспитания в преодолении агрессивного поведения… 16
Вывод по первой главе………………………………………………………….22
Список литературы по 1 главе………………………………………………….23

Глава 2. Пути исследования агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Выявление уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………... 24
2.2. Преодоление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста…33
2.3. Выявление динамики уровня агрессивности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………. 41
Список литературы по 2 главе……….……………………………………..... 43

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 167.87 Кб (Скачать)

В третью группу входят дети, для которых желание нанести  вред другому - самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели - ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети третьей группы используют в основном прямую агрессию, причем более половины всех актов составляет прямая физическая агрессия - действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием.

В характеристиках выделенных групп, существуют различия как по форме - проявления агрессивности, по мотивации  поведения, так и по нарастанию мотивации (как и частоты прямой физической агрессии) - от первой группы к третьей. Так, в первой группе агрессия носит  мимолетный, импульсивный характер, не отличается особой жестокостью и  наиболее часто используется для  привлечения внимания сверстников. Во второй агрессивные действия более  жесткие и устойчивые по форме. В  третьей группе преобладает мотивация  «бескорыстного» причинения вреда  сверстникам (агрессия как самоцель). Проявляется она в наиболее жестоких формах насилия.

Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и  жестоком мире, как защитить себя. Агрессивные  дети очень часто подозрительны  и насторожены, любят перекладывать  вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут  сами оценить свою агрессивность. Они  не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть  именно их. Получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят  окружающих, а те, в свою очередь  боятся их.

Таким образом, детская агрессивность  есть комплексное, личностное образование, а причинами агрессивного поведения  могут быть как психологические (нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), так и социально-психологические  факторы (дезинтеграция семьи, нарушение  эмоциональных связей в системе  детско-родительских отношений, особенности  стиля воспитания).

Агрессивность ребёнка достаточно неоднородна. С одной стороны, она  может служить способами самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессия играет важную роль в способности адаптироваться к обстановке, познавать что-то новое, добиваться успеха.

С другой стороны, агрессивность  в форме враждебности и ненависти  способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера - либо задиры, хулигана, либо труса, боящегося  постоять за себя. И то и другое негативно  сказывается на наших чувствах, а  в крайних случаях может привести к деструкции, разрушению непосредственного  окружения, включая людей, которых  мы любим, нанести непоправимое зло  нам самим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Роль семейного  воспитания в преодолении агрессивного  поведения.

 

Одной из главных функций  семьи является воспитание детей. Семья создает личность или разрушает её, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье индивида. Процессы семейного взаимодействия избирательно контролируют проявление эмоций, поддерживая одни каналы разрядки эмоций и подавляя другие. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствует другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности (Н. Аккерман).

«Проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, так же как  дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» - всегда результат деструктивных  стилей семейного воспитания. В последние десятилетия психология сделала ряд открытий. По мнению Л.Б.Шнейдер, одно из них - о значении стиля общения взрослого с ребенком. Как показывает мировая практика психологической помощи детям и их родителям, даже очень трудные проблемы с детьми вполне разрешимы, если удается создать благоприятный климат общения в семье.

Российские психологи  Л.С.Выготский; С.Л.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, Л.И.Божович, В.С.Мухина и другие в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми определенных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. Именно с близкими взрослыми ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, а в дальнейшем постигает сложную систему человеческих взаимоотношений (Дубровина И.В.). Поэтому факторы семейного воспитания в настоящее время выделяются в качестве центральной базовой причины тревожности едва ли не всеми исследователями данной проблемы. Стиль семейного воспитания играет существенную роль в формировании личности ребенка.

Под стилем семейного воспитания подразумеваются отношения родителей  к ребенку, характер контроля над  его действиями, способ предъявления требований, формы поощрения и  наказания. Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных  и субъективных факторов и генетических особенностей ребенка. На выбор родителями стиля семейного воспитания оказывают  влияние в первую очередь тип  темперамента, традиции, в которых  воспитывались сами родители, научно-педагогическая литература. Стиль семейного воспитания включает контроль, опеку, эмоциональное  принятие, способы наказания и  поощрения. Родители пользуются множеством приемов воспитания, в зависимости  от ситуации, от самого ребенка, от его  поведения в данный момент. Оптимально, если родители ограничивают автономию  ребенка и постепенно, но упорно внушают ему определенные ценности и вырабатывают «внутренние тормоза», стремясь при этом не подорвать детское  любопытство, родители должны сбалансировать степень контроля и душевной теплоты. В отечественной литературе достаточно широко представлены работы, описывающие стили взаимоотношений.

А.В. Петровский выделяет диктат, опеку, невмешательство, паритет и  сотрудничество:

· Диктат - систематическое  подавление инициативы другого.

· Опека - отношения, при которых  родители обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка.

· Сотрудничество - предполагает опосредованность межличностных отношений  общим целям и задачам совместной деятельности.

· Невмешательство - обособленное существование миров детей и  взрослых.

· Паритет - ровные «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде всех членов союза.

В своих исследованиях  А.Я. Варга и В.В. Столин выделили следующие критерии родительских отношений:

1. «Принятие - отвержение».  Принятие: родителю ребёнок нравится  таким, какой он есть. Он уважает  индивидуальность ребёнка, симпатизирует  ему. Отвержение: родитель воспринимает  своего ребёнка плохим, неприспособленным,  неудачливым, по большей части  испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он  не доверяет ребенку, не уважает  его.

2. «Кооперация» - родитель  заинтересован в делах и планах  ребёнка, старается во всем  помочь ему. Высоко оценивает  его интеллектуальные и творческие  способности, испытывает чувство  гордости за него.

3. «Симбиоз» - родитель  постоянно ощущает тревогу за  ребенка, он кажется ему маленьким  и беззащитным. Родитель не  предоставляет ребенку самостоятельности.

4. «Авторитарная гиперсоциализация» - родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха.

5. «Маленький неудачник» - в родительском отношении имеется  стремление инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

В. М. Минияров рассматривает следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий и гармоничный.

В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев представили подход к стилям семейных взаимоотношений, основанный на темпераменте и роли воспитания в образовании приневрологических радикалов. Условно ими выделяют три основных типа воспитания, которые мы и рассмотрим далее: «отвергающее» воспитание (или неприятие), гиперсоциализирующее и эгоцентрическое.

Эмоциональное отвержение характерно тем, что родители ребенком тяготятся, его потребности игнорируются, иногда с ним жестоко обращаются. Родители считают ребенка обузой и проявляют  общее недовольство им. Часто встречается  скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать  реальное отношение к ребенку  повышенной заботой и вниманием  к нему.

Гиперсоциализирующее воспитание выражается в тревожно-мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей и, особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности. Для таких родителей, прежде всего, важно то, каких результатов добивается ребенок, можно ли рассказать о них другим. Повышенные требования родителей часто приводят к тому, что собственные достижения начинают оцениваться ребенком по взрослым меркам и не удовлетворяют его, причиняя ненужную боль и переживания, снижая его самооценку и веру в собственные силы, способствуя тем самым развитию тревожности. Если ожидания взрослых слишком велики, а ребенку трудно все время соответствовать им, он будет воспринимать себя неудачником в глазах родителей и, соответственно, в своих собственных глазах.

Эгоцентрическое воспитание - культивирование внимания всех членов семьи на ребенке (кумир семьи), иногда в ущерб другим детям или членам семьи. Семья существует только для  ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от ребенка  к родителям). Существует «симбиоз»  ребенка и взрослого. В результате у ребенка формируется высокая  самооценка собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта  с социальным окружением за пределами  семьи. Поэтому ребенок может  оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации, и в частности учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу.

Эти же стили семейного  воспитания А.С. Спиваковская описывает через типы неблагополучных семей, в которых дает подробный анализ необдуманного воспитательного воздействия взрослых на детей.

«Семья-санаторий». Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате: чрезмерные перегрузки нервной системы  ребенка, при которых возникают  нервные срывы, формируются эмоциональные  особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности.

«Семья - крепость». Родители стараются поступить подчеркнуто  правильно, излишне принципиально. Это ведёт к повышенной неуверенности  ребенка в себе, безынициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на собственных  внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. «Семья - крепость» обычно приводит ребенка к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы, возникновению тревожности, повышенному риску невротических заболеваний.

«Семья - «третий лишний». В такой семье эмоционально преувеличено значимыми являются супружеские  отношения, а ребенку родители склонны  внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках, несовершенствах, что опять же порождает у ребенка  чувства неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания  собственной неполноценности при  усиленной зависимости, подчиненности  родителям. У таких детей часто  возникает тревога за жизнь и  здоровье родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и  с трудом находят контакт окружающими. Этот отвергающий стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное  воздействие на развитие ребенка.

Д.Боумрид в своих исследованиях выделила совокупность детских черт, связанных с факторами родительского контроля и эмоционального принятия. На основе своих наблюдений Д.Боумрид выделяет три типа детей, характер которых соответствует определенным стилям воспитательной деятельности их родителей.

Авторитетный. Родители любят  и понимают детей, предпочитая не показывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и  стараются помочь им чутко, относясь к их запросам. Вместе с тем такие  родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными  вспышками гнева.

Дети таких родителей  обычно инициативны, общительны. Им легче  дается усвоение социально приемлемых и поощряемых форм поведения. Они  более уверены в себе, у них  лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче  удается наладить хорошие отношения  со сверстниками.

Авторитарный. Родители считают, что ребенку не следует предоставлять  слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться  их воле, авторитету. Жесткий контроль над поведением ребенка - основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и  нередко физических наказаний. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинированного  воздействия - запугивания, угрозы. Такие  родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко  возникают чувство привязанности.

У детей при таком воспитании развивается чувство вины и страха перед наказанием. Они с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности, и даже враждебности к окружающим. Дети подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого несчастны. Авторитарные родители создают у детей повышено тревожное отношение к отметкам, к похвале или порицанию учителя.

Родители, готовые прийти на помощь, терпеливые и снисходительные  к ошибкам, быстрее добиваются самостоятельности  младшего школьника в приготовлении  уроков. Ребенку этого возраста нужна  поддержка старших и вера в  то, что если он сегодня чего-то не умеет, то у него это обязательно  получится завтра.

Там, где царят традиции авторитарного воспитания, распространено убеждение, что, родители имеют «право на ребенка» - наказывать его по-своему усмотрению, ограничивать его свободу, предписывать ему свои вкусы, контролировать его дружеские привязанности: «Это мой ребенок, я его воспитываю, я за него отвечаю. Он должен стать  таким, каким я хочу».

Вряд ли кому-нибудь удалось  когда-либо переубедить авторитарного  родителя, но тем, кто открыт новому опыту, можно напомнить «Великую хартию» Януша Корчака о правах ребенка: ребенок имеет «право на сегодняшний день», «право быть тем, кто он есть» и даже «право на смерть»..

Информация о работе Влияние семейного воспитание на агрессивное поведение детей