Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:15, дипломная работа
Поведение в детстве позволяет, по мнению многих исследователей, достаточно надежно предсказывать поведение в зрелые годы. Следовательно, коррекция ранних проявлений агрессивности, научение адекватным социальным навыкам межличностного общения является одной из важнейших задач практической психологии.
Цель: Выявить особенности влияния семейных отношений на проявление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста. Объектом исследования является проявление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования влияние типа семейного воспитания на агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………….. 2
1.Общая характеристика влияния типа семейного воспитания на агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Сущность понятия агрессивного поведения………………………….. 4
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения………………….... 11
1.3. Роль семейного воспитания в преодолении агрессивного поведения… 16
Вывод по первой главе………………………………………………………….22
Список литературы по 1 главе………………………………………………….23
Глава 2. Пути исследования агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Выявление уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………... 24
2.2. Преодоление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста…33
2.3. Выявление динамики уровня агрессивности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………. 41
Список литературы по 2 главе……….……………………………………..... 43
Свобода для Корчака - это
право владеть собой, располагать
собой, Пошаговый контроль родителей
за действиями ребенка, за его симпатиями
и даже мыслями не только исключает
возможность свободы для
Снисходительный. Как правило,
родители не склонны контролировать
своих детей, позволяя им поступать,
как заблагорассудится, не требуя от
них ответственности и
Каждый ребенок с самого
раннего возраста нуждается в
эмоциональном участии
Равнодушие к ребенку, неприятие его нередко связаны с особенностями личности отца или матери, с их отношением к самим себе, с их собственными проблемами. Для равнодушного или отрицательного отношения матери или отца к ребенку есть несколько причин: дети напоминают им либо самих себя (если родители себя не принимают), либо разведенного супруга, причинившего боль. Может быть, они требуют от ребенка высоких достижений и не удовлетворены его успехами. Бывает, что пол ребенка не соответствовал их ожиданиям.
Тревожные и самоуверенные родители способны отрицать в ребенке значимость его личности: одни из-за своей тревожности («ни ты, ни я ничего хорошего не заслуживаем и ничего у нас с тобой хорошего быть не может»), а другие - из-за своей самоуверенности («чтобы сравниться со мной, тебе многое надо совершить, а ещё неизвестно, получится ли из тебя что-нибудь»).
Данные свидетельствуют о том, что родители тревожных детей младшего школьного возраста (2-3 -и классы) испытывают страхи и опасения чаще и переживают их более интенсивно, чем родители эмоционально благополучных. Кроме того, родители тревожных детей гораздо чаще, чем родители эмоционально благополучных, характеризуют свое состояние как раздраженное. Последнее, как представляется, очень важно: при общении с раздраженным взрослым ребенок испытывает острый дискомфорт, в основе которого - чувство вины. Причину этой вины ребенок чаще всего понять не может. Подобное переживание ведет, к глубинной, «безобъектной» тревожности (Прихожан Н.).
Тревожные дети растут в семьях, в которых, по крайней мере, один из взрослых испытывает эмоциональное неблагополучие. Для семей с тревожными детьми характерны непредсказуемость поведения родителей, создающая ощущение нестабильности - с одной стороны; и их авторитарная, доминантная позиция - с другой стороны.
Обобщая вышесказанное, можно
сделать следующий вывод. Тревожность,
имея физиологическую основу, складывается
в результате действия социальных и
личностных факторов. В дошкольном
и младшем школьном возрасте одной
из причин является нарушение детско-родительских
отношений, так как именно в этом
возрасте закладываются базовые
подструктуры личности и установки,
которые слабо поддаются
Гиперсоциализирующий, отвергающий стили воспитания приводят к формированию тревожного типа личности.
Гиперсоциализирующий стиль воспитания характеризуется повышенной принципиальностью в отношении с детьми, когда принцип подменяет чувство. Родители чрезмерно требовательны, нетерпимы к слабостям и недостаткам ребенка, не прощают оплошностей, выдвигают непомерно большое количество замечаний и порицаний.
Отвержение, неприятие родителей
означает несвоевременный или
Гиперсоциализация и отвержение приводят к формированию тревожного типа личности. Дети этого типа насторожены, нерешительны, неуверенны в себе, часто замкнуты, редко открыто проявляют свои эмоции.
Стиль родительского воспитания зависит от особенностей личности родителей, эмоционального принятия или отвержения ребенка, степени контроля и выраженности стремления к социальной желательности.
Вывод по первой главе:
По моему мнению, важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. В целом же агрессивные проявления или же построенное ожидание подобного от окружающих ограничивает активность ребенка, усиливает его тревожность, формирует заниженную или компенсированную самооценку. Агрессивных детей, равно как и детей, опасающихся агрессии, относят к группе риска. Поведение в детстве позволяет, по мнению многих исследователей, достаточно надежно предсказывать поведение в зрелые годы. Следовательно, коррекция ранних проявлений агрессивности, на учение адекватным социальным навыкам межличностного общения является одной из важнейших задач практической психологии. Все это определило выбор темы дипломного исследования.
Список литературы по 1 главе:
1. Агрессия у детей
и подростков: Учебное пособие / Под
ред. Н.М. Платоновой. Спб., 2004.
2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие
игры для детей младшего дошкольного возраста.
- М.: Просвещение, 2001.
3. Большая Советская Энциклопедия. Под
ред. Прохорова А.М. – М., Советская Энциклопедия
– 2002 т.10 с. 31-32
4. Большой психологический словарь / Сост.
и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.,
2004.
5. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание
детей в игре. - М.: Просвещение, 2003.
6. Былеева Л.В. Русские народные игры: ч.
II – M., Сов, Россия – 2003.
7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Спб.,
2000 (Серия «Мастера психологии»).
8. Венгер А.Л. Психологические рисуночные
тесты: Иллюстрированное руководство.
М., 2003.
9. Венгер Л. А. Воспитание и обучение детей
шестого года жизни. - М.: 1987.
10. Возрастная и педагогическая психология.
Под ред. Петровского А.В. – М., Просвещение
– 2003.
11. Волкова Н. П. Педагогика. - Киев, издат.
центр Академия 2001.
12. Выготский Л. С. Воображение и творчество
в детском возрасте. - С-Пб., 2004.
13. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом
развитии ребенка// Вопросы психологии.
- М., 1966.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений. -
М., 1984. - Т.4 - 6.
15. Газман О.С. Теория игры. – М., Педагогика
–2003.
16. Гаспарова Е. М. Дошкольное воспитание.
- М., 2004
Глава 2. Пути исследования агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Выявление уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
С целью изучения путей профилактики агрессивности детей старшего дошкольного возраста средствами досуговой деятельности, нами была проведена опытно-экспериментальная работа в дошкольном образовательном учреждении, состоящая из трех этапов:
1) констатирующий этап - выявление уровня агрессивности старших дошкольников;
2) организационно-практический
этап - разработка и реализация
программы театрального кружка,
содействующего снижению
3) контрольно-итоговый этап
- подведение итогов и
Целью констатирующего этапа
опытно-экспериментальной
Эмпирическая база исследования: старшая группа МБДОУ «Детский сад №45 «добрая фея».
Эксперимент проводился в период с 01.12.2012г. по 30.03.2013 г. В эксперименте участвовало 16 детей (5мальчиков и 11 девочек) в возрасте 5-6 лет.
Для диагностики уровня агрессивности дошкольников нами были использованы следующие четыре методики:
1)Анкета для родителей,
разработанная Лаврентьевой Г.
Цель анкеты - на основании
ответов родителей выявить
2) Графическая методика «Кактус».
Цель методики - определить
уровни агрессивности и
( Приложение 2).
3) Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина).
Цель беседы – выявить
отношение ребенка к вопросам,
связанным с проявлением
4) Проективная методика «Несуществующее животное».
Цель - оценить уровень агрессивного поведения ребенка старшего дошкольного возраста и подтвердить результаты, полученные из предыдущих методик (Приложение 4).
Каждая из обозначенных выше методик имеет шкалу уровня агрессивности. Критериальный уровень агрессивности детей представлен в таблице 1.
Таблица 1
Критериальный уровень агрессивности старших дошкольников
Критерии |
Показатели |
Уровни агрессивности |
Поступки ребенка |
Ломает игрушки, рвет книги, толкает сверстников, дерется, кусается, плюется |
Повышенный уровень |
Щиплет других детей, говорит обидные слова тогда, когда не слышит взрослый |
Высокий уровень | |
Говорит обидные слова, замахивается, но не ударяет, пугает других |
Средний уровень | |
Осознанные, наблюдается помощь младшим детям |
Слабый уровень | |
Поведение ребенка |
Неуравновешенное, отклоняющее от нормы, гнев, рассказывание историй с элементами насилия |
Повышенный уровень |
Неуравновешенное, враждебное,
на приветствие отвечают злостью; портят
общественную и личную собственность;
негативно относятся к |
Высокий уровень | |
Стремится обратить внимание на себя, то есть проявление эгоизма, демонстративный |
Средний уровень | |
Поведение ребенка в привычной ситуации вариативное, уравновешенное |
Слабый уровень |
По полученным данным мы провели количественный и качественный анализ.
Нами были получены следующие результаты:
1. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. показала следующие результаты: двое детей имеют слабый уровень агрессивности, пять детей- средний, семь детей – высокий; два ребенка - повышенный уровень агрессивности (см. табл.2).
Таблица 2
Оценка уровня агрессивности
№ |
Ф.И. ребёнка |
Кол-во баллов |
Уровень агрессивности | |||
Слабый |
Средний |
Высокий |
Повышенный | |||
1. |
Ангелина А. |
13 |
+ |
+ |
___ |
+ |
2. |
Марина Б. |
16 |
+ |
+ |
+ |
___ |
3. |
Каролина Б. |
11 |
+ |
+ |
___ |
+ |
4. |
Саша Д. |
13 |
+ |
+ |
____ |
+ |
5. |
Таня Д. |
5 |
____ |
+ |
+ |
+ |
6. |
Паша К. |
17 |
+ |
+ |
+ |
___ |
7. |
Маша К. |
10 |
+ |
___ |
+ |
+ |
8. |
Алена К. |
7 |
+ |
___ |
+ |
+ |
9. |
Вероника Н. |
13 |
+ |
+ |
___ |
+ |
10. |
Никита О. |
11 |
+ |
+ |
___ |
+ |
11. |
Кирилл П. |
5 |
___ |
+ |
+ |
+ |
12. |
Соня Р. |
11 |
+ |
+ |
___ |
+ |
13. |
Полина Ф. |
10 |
+ |
___ |
+ |
+ |
14. |
Настя Ф. |
7 |
+ |
+ |
___ |
+ |
15. |
Алина Т. |
13 |
+ |
___ |
+ |
+ |
16. |
Федя Б. |
8 |
+ |
___ |
+ |
+ |
ИТОГО |
2 ребенка 14% |
5ребёнка 30% |
7 детей 42% |
2 ребёнка 14% |
Информация о работе Влияние семейного воспитание на агрессивное поведение детей