Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:15, дипломная работа
Поведение в детстве позволяет, по мнению многих исследователей, достаточно надежно предсказывать поведение в зрелые годы. Следовательно, коррекция ранних проявлений агрессивности, научение адекватным социальным навыкам межличностного общения является одной из важнейших задач практической психологии.
Цель: Выявить особенности влияния семейных отношений на проявление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста. Объектом исследования является проявление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования влияние типа семейного воспитания на агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………….. 2
1.Общая характеристика влияния типа семейного воспитания на агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Сущность понятия агрессивного поведения………………………….. 4
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения………………….... 11
1.3. Роль семейного воспитания в преодолении агрессивного поведения… 16
Вывод по первой главе………………………………………………………….22
Список литературы по 1 главе………………………………………………….23
Глава 2. Пути исследования агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Выявление уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………... 24
2.2. Преодоление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста…33
2.3. Выявление динамики уровня агрессивности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………. 41
Список литературы по 2 главе……….……………………………………..... 43
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.Общая характеристика
влияния типа семейного
1.1. Сущность понятия агрессивного поведения………………………….. 4
1.2. Особенности проявления
агрессивного поведения………………….
1.3. Роль семейного воспитания
в преодолении агрессивного
Вывод по первой главе………………………………………………………….22
Список литературы по 1 главе………………………………………………….23
Глава 2. Пути
исследования агрессивности у
детей старшего дошкольного
2.1. Выявление уровня
2.2. Преодоление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста…33
2.3. Выявление динамики
уровня агрессивности у детей
дошкольного возраста…………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы по 2 главе……….……………………………………..... 43
Приложение……………………………………………………
Введение
Проблема агрессивного поведения ребенка актуальна в наши дни и особенно важна для тех родителей, чьи дети склонны к подобным проявлениям, хотя родителям не всегда легко признать, что именно их ребенок агрессивен, является источником неприятностей и даже зла для окружающих.
Особое внимание родителей
и воспитателей, специалистов должно
привлечь агрессивное
Необходимо понимать,
что ребенок проявляет
Подход к анализу агрессии
и агрессивности содержится в
работах Н.Д. Левитова, который указывал
на необходимость исследования мотивационного
компонента; значение социальной действительности,
с одной стороны, и влияние некоторых врожденных
факторов с другой, на происхождение и
формирование агрессивности.
Очевидно, что изучение проблемы агрессии
в современном обществе, ее причин и особенностей
в детском возрасте, весьма актуально.
Научные труды Бэрона Р. и Ричардсона Д.,
глубоко освещающие проблему агрессивности
в современном обществе, Семенюк Л.М..,
посвященные изучению психологических
особенностей агрессивного поведения
в детском возрасте и некоторые другие,
послужили основой для данной дипломной
работы.
Актуальность
выбранной темы дипломной работы определяется
тем, что в настоящее время существует
большое количество различных теорий
агрессивного поведения, ни одно из основных
направлений в психологии не обошло вниманием
эту проблему. Значительно меньше исследований
по коррекции агрессивного поведения.
Чаще исследуются проблемы в подростковой
агрессивности, и меньшее внимание уделяется
детям дошкольного возраста. Поэтому остро
встает вопрос о возможности психопрофилактики
и коррекции агрессивности на тех стадиях
развития личности, когда она еще не стала
серьезной проблемой, то есть в дошкольном
возрасте.
Поведение в детстве позволяет, по мнению
многих исследователей, достаточно надежно
предсказывать поведение в зрелые годы.
Следовательно, коррекция ранних проявлений
агрессивности, научение адекватным социальным
навыкам межличностного общения является
одной из важнейших задач практической
психологии.
Цель: Выявить
особенности влияния семейных отношений
на проявление агрессивности у детей старшего
дошкольного возраста
Объектом исследования является проявление
агрессивности у детей старшего дошкольного
возраста
Предмет исследования
влияние типа семейного воспитания на
агрессивное поведение детей старшего
дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему агрессивного
поведения в психолого-педагогических
исследованиях и особенности влияния
семейных отношений на проявление агрессивности
2. Выбрать методы и методики адекватные
целям исследования и выявить особенности
агрессивности детей с разным типом семейных
отношений
3. Подготовить и апробировать программу
по коррекции семейных отношений и агрессивного
поведения детей.
4. Исследовать эффективность предложенной
программы.
Гипотезы исследования:
1. Мы предполагаем, что негативные отношения
в семье отрицательно влияют на уровень
развития агрессивности старших дошкольников
2. Коррекция агрессивного поведения детей
старшего дошкольного возраста будет
успешной при условии использования в
коррекционной работе 3 направлений:
а) работа с родителями по коррекции стиля семейного воспитания и как результат снижения агрессивности ребенка;
б) коррекционная работа с детьми;
в) совместная работа с родителями
и детьми.
Методы исследование: анализ литературы,
анкетирование, беседа, наблюдение, математическая
обработка данных.
Методики исследования:
1)Анкета для родителей, разработанная
Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.
2) Графическая методика «Кактус».
3) Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина).
4) Проективная методика «Несуществующее животное».
База исследования: МБДОУ № 45 « Добрая фея». Исследование
проводилось среди 20 дошкольников, посещающих
старшие группы и 20 родителей.
Структура работы. Дипломная работа состоит
и введения, 2 глав, заключения, списка
использованной литературы и приложений.
Глава 1. Общая характеристика влияние типа семейного воспитания на агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста в психологии.
1.1Сущность
понятия, агрессивное
До сих пор нет четкого
определения понятия «агрессия»
Согласно взглядам крупнейшего
современного этолога и философа
Конрада Лоренца (1903-1989), агрессия представляет
собой системное свойство, возникшее
и сформировавшееся в процессе эволюции
видов под селекционным давлением
факторов естественного отбора и
служащее целям выживания и сохранения
того или иного вида. Такая форма
инстинктивного поведения, проявляющаяся
как внутривидовое (т.е. направленное
против собратьев по виду) соперничество
у животных и человека, часто носит
ритуальные формы демонстративного
нападения и преследования
Агрессивное поведение присуще всем людям и является необходимым условием жизнедеятельности. Поэтому в некоторые возрастные периоды - в раннем и подростковом возрасте агрессивные действия считаются не только нормальными, но и в определенной степени необходимыми для становления самостоятельности, автономности. Полное отсутствие агрессивности в эти периоды может быть следствием тех или иных нарушений развития, например, вытеснение агрессивности или формирование реактивных образований.
Агрессия (лат. aggressio - нападение) - это любые намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда. Отличия в определении агрессии обычно связаны с другими, но также очень важными критериями.
Анализ литературы по данной теме показывает, что в различных определениях агрессии обязательно присутствует компонент активности в поведении, которое другим расценивается как причиняющее вред. Агрессия - причинение ущерба не только человеку или животному, но и вообще всякому неживому объекту [19, 11].
Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению [12, 7].
Х. Дельгадо под агрессией понимал акты враждебности, атаки, разрушения, то есть, действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу [22, 17].
Агрессия - реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы [2, 60-67].
Агрессия - физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи.
Агрессия - чувство враждебности или злобность, мысли или действия по отношению к какому-либо объекту или человеку [7, 34].
Агрессия - причинение вреда любому неживому объекту, от состояния которого зависит физическое или психологическое благополучие человека.
Агрессивность - склонность к причинению другим морального или физического ущерба. В той или иной мере встречается почти у всех детей младшего возраста вследствие недостаточной произвольности поведения и несформированности моральных норм. В условиях неправильного воспитания эта особенность может закрепиться и, в последствии, перерасти в устойчивую черту поведения. Причины, по которым люди совершают агрессивные поступки, остаются до сих пор, полностью не выяснены. На сегодняшний день в науке определены категории, которые обуславливают агрессивное поведение:
1. врожденные побуждения или задатки,
2. потребности,
3. актуальные социальные
условия в сочетании с
4. познавательные и
Важно различать два вида агрессии:
- генетически заложенная оборонительная, «конструктивная»
- присущая только человеку - «деструктивная».
Конструктивная агрессия. В целом виды конструктивной агрессии можно разбить на две группы: псевдо агрессия, т.е. действия, в результате которых может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения, и оборонительная агрессия, направленная на сохранение вида и рода, и оборонительная агрессия, служащая естественным потребностям индивида.
Деструктивная агрессия возникает как возможная реакция на результат взаимодействия различных социальных условий и экзистенциальных потребностей человека.
Агрессивность - устойчивая
характеристика субъекта, отражающая
его предрасположенность к
Первый шаг, который необходимо сделать, чтобы понять сущность агрессии, заключается в том, чтобы ясно и точно сформулировать сам термин. Многие авторы сходятся в определении агрессии как любой формы поведения, которая направлена на то, чтобы причинить другому физический или психологический ущерб. Данное определение достаточно общее, и его принимает сегодня все большее число исследователей. Однако на сегодняшний момент оно не является общепринятым и термин «агрессия» имеет множество определений и пониманий как в научных трудах, так и в обыденной речи.
Далее под термином «агрессия» понимается обозначать некий вид поведения, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому. Это слово будет использоваться лишь для обозначения крайних форм агрессии - намеренного стремления причинить серьезный физический ущерб другому человеку. Ввиду целей, преследуемых в данной работе, под «агрессией» мы не будем понимать несправедливость, обиду, дурное обращение и тому подобное, если только перечисленные формы поведения не были вызваны намеренным стремлением причинить ущерб другому человеку.
«Враждебность» - это еще
один термин, который связывают с
понятием «агрессии» и который также
не имеет четкого значения в повседневной
речи. В мировой литературе этот
термин пока не получил фиксированного
определения и до настоящего времени
различными авторами определяется по-разному.
В работах, посвященных обсуждаемой
тематике, его, как правило, употребляют
наряду с двумя другими терминами,
по значению тесно связанными с ним:
агрессия и гнев. Некоторые авторы
даже ставят эти понятия в соответствия
с тремя аспектами психических
явлений: когнитивным, эмоциональным
и поведенческим
В психологии, психиатрии и
социологии принято связывать проявление
агрессии с повелением, направленным
на самоутверждение и
Человеку, которому свойственна агрессивность, которому часто видятся угрозы и вызовы со стороны окружающих и для которого характерна готовность атаковать тех, кто ему не нравится или кажется подозрительным, присуща враждебная установка к другим людям. Однако не все люди, враждебно предрасположенные к окружающим, обязательно агрессивны. Поэтому некоторые авторы видят целесообразность в том, чтобы рассматривать агрессивность как некую предрасположенность к агрессивному поведению.
Таким образом, из вышеизложенного становится ясно, что обсуждаемые понятия, хотя и являются взаимосвязанными феноменами, однако рассматриваются нами как отдельные и различные по значению.
Вопрос о том, когда и почему возникает значимая связь между тем или иным из этих феноменов с любым другим или почему их взаимосвязь оказывается слабо выраженной, еще подлежит исследованию. Однако представляется ошибочным полагать, что эти феномены суть одно и то же или даже, что между ними всегда имеется достоверная связь.
В быту термин «агрессия» имеет широкое применение для обозначения насильственных или захватческих действий. В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии:
агрессия - реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы [А. Басс]
агрессия - физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи
агрессия - злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.
агрессия - вид поведения, физического либо символического, которое мотивированно намерением причинить вред кому-то другому.
Э. Фромм, отмечал: "Механизм оборонительной агрессии "вмонтирован" в мозг человека и животного и призван сохранять их жизненно важные интересы от угроз…Необходимо строго различать агрессию биологическую, адаптивную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, от злокачественной агрессии, не связанной с сохранением жизни" [20, 162-163].
Итак, следует принять, что агрессия в человеке заложена биологически. Это механизм, позволивший homo sapiens в очень давние времена выжить среди более приспособленных и сильных животных.
Информация о работе Влияние семейного воспитание на агрессивное поведение детей