Влияние семейного воспитание на агрессивное поведение детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:15, дипломная работа

Описание работы

Поведение в детстве позволяет, по мнению многих исследователей, достаточно надежно предсказывать поведение в зрелые годы. Следовательно, коррекция ранних проявлений агрессивности, научение адекватным социальным навыкам межличностного общения является одной из важнейших задач практической психологии.
Цель: Выявить особенности влияния семейных отношений на проявление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста. Объектом исследования является проявление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования влияние типа семейного воспитания на агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 2

1.Общая характеристика влияния типа семейного воспитания на агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Сущность понятия агрессивного поведения………………………….. 4
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения………………….... 11
1.3. Роль семейного воспитания в преодолении агрессивного поведения… 16
Вывод по первой главе………………………………………………………….22
Список литературы по 1 главе………………………………………………….23

Глава 2. Пути исследования агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Выявление уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………... 24
2.2. Преодоление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста…33
2.3. Выявление динамики уровня агрессивности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………. 41
Список литературы по 2 главе……….……………………………………..... 43

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 167.87 Кб (Скачать)

2.  Возрождать традиции совместного проведения семейного досуга;

3.  Использовать свободное время в социально значимых целях и сохранение лучших традиций домашнего театра;

4.  Развивать воспитательный потенциал семьи;

5.  Развивать у ребенка дружеские взаимоотношения через театральную игру;

6.  Обучать адекватным способам выражения агрессивности.

Основные направления  работы:

1.  Работа с детьми;

2.  Работа с родителями;

3.  Работа с педагогами.

Программа рассчитана на два  года и состоит из трех разделов:

«Театр и куклы»

Цель: Знакомить с театральными куклами, историей их возникновения, техниками  создания театральных кукол (марионеток, кукол теневого, пальчикового театра и т.д.). формировать навыки кукловождения. Вызвать интерес к созданию декораций для театральных постановок.

«Фольклор и театр»

Цель: Знакомить с историей возникновения театра (от античности до современности), разными видами тетра, театрами разных стран, их характерными особенностями; с жизнью и профессиональными  достижениями выдающихся режиссеров современности, театральных криков, талантливых  актеров.

«История театра»

Цель: Знакомить с историей возникновения театра (от античности до современности), разными видами театра, театрами разных стран, их характерными особенностями; с жизнью и профессиональными  достижениями выдающихся режиссеров современности, театральных критиков, талантливых  актеров.

С выявленными на констатирующем этапе агрессивными детьми и их родителями была проведена работа по включению  их в театральную деятельность. В  начале самой работы родители скептически  относились к увлечениям своих детей  и самой деятельности. Посещая  представления с участием их детей, родители стали активными участниками  театрального кружка.

Семья Ани С. Стала активным участником театральной мастерской. Мама Ани помогала проводить занятия  в театральной мастерской «История театра» готовила выступления, оформляла  сцену. Папа Ани умело проводил практикумы по изготовлению кукол для театра, помогал в обустройстве сцены, изготовлении декораций для театральных постановок. Аня стала активной участницей детских  спектаклей, легко овладела приемами кукловождения (театр марионеток, куклы с живой рукой, верховые куклы). Благодаря занятиям в творческих театральных мастерских семья приобрела опыт проведения совместных литературных вечеров, поисковой деятельности, появилось общее увлечение театром. Внутрисемейные отношения стали более открытыми и доверительными.

Семья Георгия О. Увлечение  ребенка и педагогов детского сада театральным искусством родители восприняли негативно. Часто забирали ребенка с репетиций, подводили  с приготовлением сценических костюмов, безразлично относились к просьбам педагогов по организации театральных  представлений. Но однажды, откликнулись на просьбу педагога не забирать мальчика домой во время репетиции, а понаблюдать  за ним в процессе приготовления  к кукольному представлению, мама Георгия  была приятно удивлена тем, насколько  ее сын артистичен, музыкален и  раскрепощен во взаимодействии с  кукольными персонажами. Это позволило  привлечь внимание мамы к внутреннему  миру сына. Дальнейшее общение с  мамой строилось уже в атмосфере  доверия педагогам. Занятия в  театральном кружке, близкое общение  с другими родителями способствовало переосмыслению отношения к ребенку, а также пониманию смысла слов – «совместный досуг».

Семья Артема Т. Родители долгое время оказывались безразличными, не проявляли никакого интереса к  увлечениям ребенка. Артем очень  талантлив: артистичен, музыкален, и, общаясь  с мальчиком, выяснилось, что мальчик  очень привязан к бабушке и  тете. Пригласив тетю и бабушку  на одно из представлений, удалось привлечь их внимание к уникальным способностям мальчика. Бабушка и тетя после  этого стали главными помощниками  мальчика, придумывали и шили забавные костюмы, изготавливали удивительные маски, небывалых кукол. Не желая  оставаться в стороне от происходящих в жизни ребенка перемен, мама Артема, также стала проявлять  интерес к творчеству сына, его  общению со сверстниками, другими  взрослыми.

Семья Коли А. Мама способствовала приобретению театральных костюмов, театральных кукол, готовила пригласительные  билеты. Взаимоотношения в семье  перешли на более высокий уровень, появилось больше доверия друг к  другу, посещая представления с  участием ребенка, родители смогли увидеть  мир с позиции ребенка, узнать сильные и слабые стороны сына и учитывать их в воспитании.

Тематический план театрального кружка представлен в таблице 6.

 

 

  Таблица 6

Тематический план театрального кружка

Раздел

Сроки реализации

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Театр и куклы

Октябрь

Совместная с детьми художественная деятельность (рисование, аппликация) на тему театр и куклы.

Анкета для родителей  «Любите ли вы театр?».

Организация предметно-развивающей  среды. Подготовка диагностического материала. Проведение анкетирования с родителями. Знакомство детей с разнообразными театральными куклами.

 

Ноябрь

Знакомство театральными куклами, знакомство с настольным театром, пальчиковым театром, с театром  теней. Совместное посещение кукольного театра.

Изготовление декораций  для настольного театра, разыгрывание с детьми этюдов на выражение основных эмоций, вместе с родителями оборудуют  театральную комнату.

 

Фольклор и театр

Декабрь

Показ спектаклей малышам  по сказке «Кошкин дом», «Теремок». Коллективная работа по оформлению афиши  и пригласительных билетов.

Изготовление декораций  к спектаклям «Кошкин дом», «Теремок». Участие в спектаклях.

Организация экскурсий на спектакли в школе, разных театров; показа спектаклей малышам; коллективной работы с детьми по изготовлению афиши  и пригласительных билетов.

 

Январь

Семейное театральное  представление «Новогодний капустник»

Организация театрального представления.

 

«История театра»

Февраль

Беседа: «Волшебный мир театра». «История русского театра»

Информационно - исследовательская  деятельность «Откуда пришел театр» (создание буклета, театральных масок)

Изготовление лабиринта. «Откуда взялся театр». Организация  выставки «Лучшие театры мира».

 

Март

Знакомство с выдающимися  театральными деятелями.

Подборка информации о  театральных деятелях.

Создание игры «Как стать  актером театра». Организация встречи  родителей и театральных деятелей.

 

Апрель

Подготовка к спектаклю  дню театра. Экскурсии в драматический  театр, кукольный театр.

   
 

Май

Театральные игры. Игра «Я люблю  театр», «Маски», «Театральные профессии».

Проведение анкеты на выявление  отношения семьи с совместно  культурно - досуговой деятельности.

Подготовка диагностического материала, разработка театральных  игр.


 

 

Анализ проведенной в начале с родителями анкеты «Любите ли вы театр?» (Приложение 5) показал, что большинство родителей имеют представление о театре, но никогда не занимались организацией театральной деятельности. Вследствие этого появилась необходимость включить их в совместную деятельность педагогов по организации предметно-развивающей среды.

Завершающим этапом данной программы было проведение анкеты на выявление отношения семьи к  совместной культурно-досуговой деятельности (Приложение 6). Анализ анкеты показал, что организованные занятия в  кружке способствовали появлению в  семье новых увлечений, традиций, а также формам организации досуга в семье и детском саду. В  анкете преобладали ответы на вопрос, связанный с видами игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Выявление динамики уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

 

После проведения опытно-экспериментальной  работы нами было организовано контрольное  обследование, имеющее цель определить эффективность проделанной работы по разработке и реализации программы  театрального кружка, содействующего снижению агрессивности старших  дошкольников. Контрольное обследование проводилось по тем же методикам, что и до проведения занятий программы. В результате были получены следующие  данные: приведем здесь итоговый уровень  выполнения заданий по всем четырем  методикам (см. табл.7):

социальный педагог агрессивность  досуговый дошкольник

 

Таблица 7

Оценка уровня агрессивности  детей-дошкольников по всем четырём  методикам на контрольном этапе  эксперимента

 

Ф.И. ребёнка

Результаты по методикам

Выводы об уровне агрессивности

1

2

3

4

1

Ангелина А.

СЛ

СР

СЛ

СЛ

СЛ

2

Марина Б.

СЛ

СР

СР

СР

СР

3

Каролина Б.

СЛ

СР

СЛ

СЛ

СЛ

4

Саша Д.

В

СР

В

СР

СР

5

Таня Д.

СЛ

СР

СЛ

СЛ

СЛ

6

Паша К.

СР

СЛ

СР

СР

СР

7

Маша К.

СР

СЛ

СЛ

СЛ

СЛ

8

Алена К.

В

СР

СР

СР

СР

9

Вероника Н.

СР

СЛ

СЛ

СЛ

СЛ

10

Никита О.

СР

СЛ

СР

СР

СР

11

Кирилл П.

СЛ

СЛ

СЛ

СЛ

СЛ

12

Соня Р.

СР

СР

СР

СР

СР

13

Полина Ф.

СР

СР

СЛ

СЛ

СР

14

Настя Ф.

СР

СР

СР

СЛ

СР

15

Алина Т.

СР

СР

СР

СЛ

СР

16

Федя Б.

СЛ

       

 

 

 

 

По результатам четырёх  методик на контрольном этапе  эксперимента получены следующие данные:

- 6 детей имеют слабый  уровень агрессивности,

- 8 детей - средний,

- высокий и повышенный  уровень агрессивности не выявлены.

Дети, имеющие на констатирующем этапе эксперимента высокий и  повышенный уровень агрессивности (Марина Б., Паша К., Саша Д., Вероника Н., Алина Т.), на контрольном этапе показали средний уровень.

Высокий и повышенный уровни агрессивности по результатам четырёх  используемых методик на контрольном  этапе не были выявлены у детей  данной экспериментальной группы.

Можно сделать вывод о  том, что на контрольном этапе  эксперимента мы видим улучшение  результатов, что свидетельствует  о благоприятной и успешной реализации разработанной нами программы театрального кружка, содействующего снижению агрессивности  старших дошкольников.

Таким образом, наша гипотеза о том, что процесс профилактики агрессивности детей дошкольного  возраста будет более эффективным, если на основе диагностики агрессивности  детей дошкольного возраста будет  разработана и реализована программа  театрального кружка, с целью профилактики их агрессивности, была доказана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Проблема организации  досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности, рассмотренная  в данной выпускной квалификационной работе, по своей актуальности заслуживает  внимания как специалистов в области  педагогики и психологии, так и  родителей, педагогов и воспитателей дошкольных учреждений.

Агрессивность – это способ поведения человека, через которое  он выражает свое отношение к окружающим. Это может быть способ защиты или  способ отношения человека к негативным параметрам жизни, но наиболее настораживает  детская агрессивность.

Детская агрессивность есть комплексное, личностное образование. Причинами агрессивного поведения  могут быть как психологические, так и социально-психологические  факторы.

Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция  между родителями и детьми огромна, где мало интересуются развитием  детей, где не хватает тепла и  ласки, отношение к проявлению детской  агрессивности безразличное или  снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.

Отсюда, работу по профилактике агрессивного поведения у детей  дошкольного возраста следует начинать не только с самим ребенком, но и  с его родителями.

Наиболее эффективным  средством профилактики агрессивности  детей старшего дошкольного возраста выступает игровая деятельность, в точности театрализованная, специально организуемая психологом, педагогом, совместно  с воспитателем и родителями.

С целью изучения путей  профилактики агрессивности детей  старшего дошкольного возраста средствами досуговой деятельности, нами была проведена опытно-экспериментальная  работа в дошкольном образовательном  учреждении, состоящая из трех этапов: констатирующий этап - выявление уровня агрессивности старших дошкольников; организационно-практический этап - разработка и реализация программы театрального кружка, содействующего снижению агрессивности  старших дошкольников; контрольно-итоговый этап - подведение итогов и результатов  исследования.

По результатам констатирующего  этапа эксперимента, мы выявили, что  из 14 детей в особом внимании нуждаются 4 детей, у которых выявлен высокий  и повышенный уровень агрессивности.

Учитывая все вышеизложенные рекомендации, нами была разработана  примерная программа театрального кружка, предполагающая как работу по профилактике агрессивного поведения  с детьми старшего дошкольного возраста, так и работу с семьей и педагогами, а также осуществлена попытка  ее реализации. Данная программа предполагала проведение двух анкет, в начале - анкеты «Любите ли вы театр?», в конце - анкета на выявление отношения семьи к совместной культурно–досуговой деятельности. Кружковая деятельность осуществлялась по трем разделам: «Театр и куклы», «Фольклор и театр», «История театра». В начале самой работы родители скептически относились к увлечениям своих детей и самой театральной деятельности. Посещая представления с участием их детей, родители сами стали активными участниками театрального кружка.

После проведения опытно-экспериментальной  работы нами было организовано контрольное  обследование, имеющее цель определить эффективность проделанной работы по разработке и реализации программы  театрального кружка, содействующего снижению агрессивности старших  дошкольников.

Дети, имеющие на констатирующем этапе эксперимента высокий и  повышенный уровень агрессивности, на контрольном этапе показали средний  уровень. Итак, наблюдалось улучшение  результатов, что свидетельствует  о благоприятной и успешной реализации разработанной нами программы театрального кружка, содействующего снижению агрессивности  старших дошкольников.

Таким образом, наша гипотеза о том, что процесс профилактики агрессивности детей дошкольного  возраста будет более эффективным, если на основе диагностики агрессивности  детей дошкольного возраста будет  разработана и реализована программа  театрального кружка, с целью профилактики их агрессивности, была доказана.

Информация о работе Влияние семейного воспитание на агрессивное поведение детей