Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:15, дипломная работа
Поведение в детстве позволяет, по мнению многих исследователей, достаточно надежно предсказывать поведение в зрелые годы. Следовательно, коррекция ранних проявлений агрессивности, научение адекватным социальным навыкам межличностного общения является одной из важнейших задач практической психологии.
Цель: Выявить особенности влияния семейных отношений на проявление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста. Объектом исследования является проявление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования влияние типа семейного воспитания на агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………….. 2
1.Общая характеристика влияния типа семейного воспитания на агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Сущность понятия агрессивного поведения………………………….. 4
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения………………….... 11
1.3. Роль семейного воспитания в преодолении агрессивного поведения… 16
Вывод по первой главе………………………………………………………….22
Список литературы по 1 главе………………………………………………….23
Глава 2. Пути исследования агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Выявление уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………... 24
2.2. Преодоление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста…33
2.3. Выявление динамики уровня агрессивности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………. 41
Список литературы по 2 главе……….……………………………………..... 43
2. Возрождать традиции совместного проведения семейного досуга;
3. Использовать свободное время в социально значимых целях и сохранение лучших традиций домашнего театра;
4. Развивать воспитательный потенциал семьи;
5. Развивать у ребенка дружеские взаимоотношения через театральную игру;
6. Обучать адекватным способам выражения агрессивности.
Основные направления работы:
1. Работа с детьми;
2. Работа с родителями;
3. Работа с педагогами.
Программа рассчитана на два года и состоит из трех разделов:
«Театр и куклы»
Цель: Знакомить с театральными куклами, историей их возникновения, техниками создания театральных кукол (марионеток, кукол теневого, пальчикового театра и т.д.). формировать навыки кукловождения. Вызвать интерес к созданию декораций для театральных постановок.
«Фольклор и театр»
Цель: Знакомить с историей возникновения театра (от античности до современности), разными видами тетра, театрами разных стран, их характерными особенностями; с жизнью и профессиональными достижениями выдающихся режиссеров современности, театральных криков, талантливых актеров.
«История театра»
Цель: Знакомить с историей возникновения театра (от античности до современности), разными видами театра, театрами разных стран, их характерными особенностями; с жизнью и профессиональными достижениями выдающихся режиссеров современности, театральных критиков, талантливых актеров.
С выявленными на констатирующем этапе агрессивными детьми и их родителями была проведена работа по включению их в театральную деятельность. В начале самой работы родители скептически относились к увлечениям своих детей и самой деятельности. Посещая представления с участием их детей, родители стали активными участниками театрального кружка.
Семья Ани С. Стала активным
участником театральной мастерской.
Мама Ани помогала проводить занятия
в театральной мастерской «История
театра» готовила выступления, оформляла
сцену. Папа Ани умело проводил практикумы
по изготовлению кукол для театра,
помогал в обустройстве сцены, изготовлении
декораций для театральных
Семья Георгия О. Увлечение
ребенка и педагогов детского
сада театральным искусством родители
восприняли негативно. Часто забирали
ребенка с репетиций, подводили
с приготовлением сценических костюмов,
безразлично относились к просьбам
педагогов по организации театральных
представлений. Но однажды, откликнулись
на просьбу педагога не забирать мальчика
домой во время репетиции, а понаблюдать
за ним в процессе приготовления
к кукольному представлению, мама Георгия
была приятно удивлена тем, насколько
ее сын артистичен, музыкален и
раскрепощен во взаимодействии с
кукольными персонажами. Это позволило
привлечь внимание мамы к внутреннему
миру сына. Дальнейшее общение с
мамой строилось уже в
Семья Артема Т. Родители долгое
время оказывались
Семья Коли А. Мама способствовала приобретению театральных костюмов, театральных кукол, готовила пригласительные билеты. Взаимоотношения в семье перешли на более высокий уровень, появилось больше доверия друг к другу, посещая представления с участием ребенка, родители смогли увидеть мир с позиции ребенка, узнать сильные и слабые стороны сына и учитывать их в воспитании.
Тематический план театрального кружка представлен в таблице 6.
Таблица 6
Тематический план театрального кружка
Раздел |
Сроки реализации |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Работа с педагогами |
Театр и куклы |
Октябрь |
Совместная с детьми художественная деятельность (рисование, аппликация) на тему театр и куклы. |
Анкета для родителей «Любите ли вы театр?». |
Организация предметно-развивающей среды. Подготовка диагностического материала. Проведение анкетирования с родителями. Знакомство детей с разнообразными театральными куклами. |
Ноябрь |
Знакомство театральными куклами, знакомство с настольным театром, пальчиковым театром, с театром теней. Совместное посещение кукольного театра. |
Изготовление декораций для настольного театра, разыгрывание с детьми этюдов на выражение основных эмоций, вместе с родителями оборудуют театральную комнату. |
||
Фольклор и театр |
Декабрь |
Показ спектаклей малышам по сказке «Кошкин дом», «Теремок». Коллективная работа по оформлению афиши и пригласительных билетов. |
Изготовление декораций к спектаклям «Кошкин дом», «Теремок». Участие в спектаклях. |
Организация экскурсий на спектакли в школе, разных театров; показа спектаклей малышам; коллективной работы с детьми по изготовлению афиши и пригласительных билетов. |
Январь |
Семейное театральное
представление «Новогодний |
Организация театрального представления. |
||
«История театра» |
Февраль |
Беседа: «Волшебный мир театра». «История русского театра» |
Информационно - исследовательская деятельность «Откуда пришел театр» (создание буклета, театральных масок) |
Изготовление лабиринта. «Откуда взялся театр». Организация выставки «Лучшие театры мира». |
Март |
Знакомство с выдающимися театральными деятелями. |
Подборка информации о театральных деятелях. |
Создание игры «Как стать
актером театра». Организация встречи
родителей и театральных | |
Апрель |
Подготовка к спектаклю дню театра. Экскурсии в драматический театр, кукольный театр. |
|||
Май |
Театральные игры. Игра «Я люблю театр», «Маски», «Театральные профессии». |
Проведение анкеты на выявление отношения семьи с совместно культурно - досуговой деятельности. |
Подготовка диагностического материала, разработка театральных игр. |
Анализ проведенной в начале с родителями анкеты «Любите ли вы театр?» (Приложение 5) показал, что большинство родителей имеют представление о театре, но никогда не занимались организацией театральной деятельности. Вследствие этого появилась необходимость включить их в совместную деятельность педагогов по организации предметно-развивающей среды.
Завершающим этапом данной
программы было проведение анкеты на
выявление отношения семьи к
совместной культурно-досуговой
2.3. Выявление динамики уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
После проведения опытно-экспериментальной
работы нами было организовано контрольное
обследование, имеющее цель определить
эффективность проделанной
социальный педагог
Таблица 7
Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по всем четырём методикам на контрольном этапе эксперимента
№ |
Ф.И. ребёнка |
Результаты по методикам |
Выводы об уровне агрессивности | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 | ||||||
1 |
Ангелина А. |
СЛ |
СР |
СЛ |
СЛ |
СЛ | |||
2 |
Марина Б. |
СЛ |
СР |
СР |
СР |
СР | |||
3 |
Каролина Б. |
СЛ |
СР |
СЛ |
СЛ |
СЛ | |||
4 |
Саша Д. |
В |
СР |
В |
СР |
СР | |||
5 |
Таня Д. |
СЛ |
СР |
СЛ |
СЛ |
СЛ | |||
6 |
Паша К. |
СР |
СЛ |
СР |
СР |
СР | |||
7 |
Маша К. |
СР |
СЛ |
СЛ |
СЛ |
СЛ | |||
8 |
Алена К. |
В |
СР |
СР |
СР |
СР | |||
9 |
Вероника Н. |
СР |
СЛ |
СЛ |
СЛ |
СЛ | |||
10 |
Никита О. |
СР |
СЛ |
СР |
СР |
СР | |||
11 |
Кирилл П. |
СЛ |
СЛ |
СЛ |
СЛ |
СЛ | |||
12 |
Соня Р. |
СР |
СР |
СР |
СР |
СР | |||
13 |
Полина Ф. |
СР |
СР |
СЛ |
СЛ |
СР | |||
14 |
Настя Ф. |
СР |
СР |
СР |
СЛ |
СР | |||
15 |
Алина Т. |
СР |
СР |
СР |
СЛ |
СР | |||
16 |
Федя Б. |
СЛ |
По результатам четырёх методик на контрольном этапе эксперимента получены следующие данные:
- 6 детей имеют слабый уровень агрессивности,
- 8 детей - средний,
- высокий и повышенный
уровень агрессивности не
Дети, имеющие на констатирующем этапе эксперимента высокий и повышенный уровень агрессивности (Марина Б., Паша К., Саша Д., Вероника Н., Алина Т.), на контрольном этапе показали средний уровень.
Высокий и повышенный уровни агрессивности по результатам четырёх используемых методик на контрольном этапе не были выявлены у детей данной экспериментальной группы.
Можно сделать вывод о том, что на контрольном этапе эксперимента мы видим улучшение результатов, что свидетельствует о благоприятной и успешной реализации разработанной нами программы театрального кружка, содействующего снижению агрессивности старших дошкольников.
Таким образом, наша гипотеза
о том, что процесс профилактики
агрессивности детей
Заключение
Проблема организации досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности, рассмотренная в данной выпускной квалификационной работе, по своей актуальности заслуживает внимания как специалистов в области педагогики и психологии, так и родителей, педагогов и воспитателей дошкольных учреждений.
Агрессивность – это способ поведения человека, через которое он выражает свое отношение к окружающим. Это может быть способ защиты или способ отношения человека к негативным параметрам жизни, но наиболее настораживает детская агрессивность.
Детская агрессивность есть
комплексное, личностное образование.
Причинами агрессивного поведения
могут быть как психологические,
так и социально-
Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между родителями и детьми огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.
Отсюда, работу по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста следует начинать не только с самим ребенком, но и с его родителями.
Наиболее эффективным
средством профилактики агрессивности
детей старшего дошкольного возраста
выступает игровая
С целью изучения путей
профилактики агрессивности детей
старшего дошкольного возраста средствами
досуговой деятельности, нами была
проведена опытно-
По результатам
Учитывая все вышеизложенные
рекомендации, нами была разработана
примерная программа
После проведения опытно-экспериментальной
работы нами было организовано контрольное
обследование, имеющее цель определить
эффективность проделанной
Дети, имеющие на констатирующем этапе эксперимента высокий и повышенный уровень агрессивности, на контрольном этапе показали средний уровень. Итак, наблюдалось улучшение результатов, что свидетельствует о благоприятной и успешной реализации разработанной нами программы театрального кружка, содействующего снижению агрессивности старших дошкольников.
Таким образом, наша гипотеза
о том, что процесс профилактики
агрессивности детей
Информация о работе Влияние семейного воспитание на агрессивное поведение детей