Влияние семейного воспитание на агрессивное поведение детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:15, дипломная работа

Описание работы

Поведение в детстве позволяет, по мнению многих исследователей, достаточно надежно предсказывать поведение в зрелые годы. Следовательно, коррекция ранних проявлений агрессивности, научение адекватным социальным навыкам межличностного общения является одной из важнейших задач практической психологии.
Цель: Выявить особенности влияния семейных отношений на проявление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста. Объектом исследования является проявление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования влияние типа семейного воспитания на агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 2

1.Общая характеристика влияния типа семейного воспитания на агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Сущность понятия агрессивного поведения………………………….. 4
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения………………….... 11
1.3. Роль семейного воспитания в преодолении агрессивного поведения… 16
Вывод по первой главе………………………………………………………….22
Список литературы по 1 главе………………………………………………….23

Глава 2. Пути исследования агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Выявление уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………... 24
2.2. Преодоление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста…33
2.3. Выявление динамики уровня агрессивности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………. 41
Список литературы по 2 главе……….……………………………………..... 43

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 167.87 Кб (Скачать)

В заключении можно отметить, что социальный педагог при организации  досуговой деятельности детей формирует  общую культуру ребенка, развивает  его задатки и способности, что  оказывает большое влияние на его социализацию. Организуя досуг  ребенка, также социальный педагог  влияет на его поведение через  его интересы, увлеченность, творчество, которые становятся своеобразным средством  социального воспитания. Социальный педагог как важная кадровая единица  дошкольного образовательного учреждения может выполнять работу, направленную на профилактику и решения трудных  жизненных ситуаций детей и их семей, является координатором в  осуществлении социально-педагогического  партнерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы по 2 главе:

 

1.         Аллан Д. Ландшафт детской души. М., 1997

2.         Альманах психологических тестов. М., 1997

3.         Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1997

4.         Бэрон Р., Ричардсон Д., Агрессия. С-П., 1998

5.         Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений . – М.,1999.

6.         Дубенко Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте. Вопросы психологии. № 1 1998

7.         Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Личностное развитие дошкольника на этапе кризиса 7 лет. Вопр псих. № 1 1999

8.         Еникополов С.Н. Дети и психология агрессии. \ Школа здоровья. 1995

9.         Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском возрасте \Вопр.псих., 1993

10.       Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М.. 1986

11.       Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении детей.

12.       Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. М., 2000

13.       Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольников. Иркутск, 1992

14.       Лубовский Д.В. О применении теста фрустрации Розенцвейга в школьной диагностике. Вопр. псих. № 3 1990

15.       Материалы Всероссийской научно-практической конфефренции. Насилие и дети. М., 1994

16.       Набор методик для психологического исследования. Канск, 1992

17.       Немов Р.С. Психология. СМ., 1994

18.       Обухов Я.Л. Детская агрессивность и проблема анального характера в концепции А. Фрейд. Российский психоаналитический вестник, 1993-94 № 3-4

19.       Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений уч-ся. Вопр. псих., 1994

20.       Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 1997

21.       Психология. Словарь. Под редак. Петровского, М., 1990

22.       Психосинтез и др. интегративные техники психотерапии. М., 1997

23.       Раттер М. Помощь трудным детям. М..1999

24.       Реан А.А. Агрессия личности. Псих. ж-л 1996

25.       Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 1996

26.       Роджерс К. Взгляд на психотерапию. М., 1994

27.       Роджерс К Консультирование и психотерапия. М., 2000

28.       Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии. Вопр. псих., № 1 1991

29.       Семенюк Л.М. Психологические особенности поведения подростков и условия их коррекции. Вопр. псих., 1996

30.   http://mon.gov.ru // Сайт Министерства образования и науки РФ.

Приложение 1

Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и  Титаренко Т.М.

ИНСТРУКЦИЯ: «Уважаемые родители, пожалуйста, ответьте на несколько  вопросов, касающихся поведения Вашего ребенка!»

1.  Временами кажется, что в него вселился злой дух.

Да__________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

2.  Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

3. Когда кто-то причиняет  ему зло, он обязательно старается  отплатить тем же.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

4. Иногда ему без всякой  причины хочется выругаться.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

5. Бывает, что он с удовольствием  ломает игрушки, что-то разбивает,  потрошит.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

6.Иногда он так настаивает  на чем-то, что окружающие теряют  терпение.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

7. Он не прочь подразнить  животных.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

8. Переспорить его трудно.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

9. Очень сердится, когда  ему кажется, что кто-то над  ним подшучивает.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

10. Иногда у него вспыхивает  желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

11. В ответ на обычные  распоряжения стремится сделать  все наоборот.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

12. Часто не по возрасту  ворчлив ребенок.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

13. Воспринимает себя как  самостоятельного и решительного.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

14. Любит быть первым, командовать,  подчинять себе других.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

15. Неудачи вызывают у  него сильное раздражение, желание  найти виноватых.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

16. Легко ссорится, вступает  в драку.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

17. Старается общаться  с младшими и физически более  слабыми.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

18. У него нередки приступы  мрачной раздражительности.

Да_________________________________________________________

Нет________________________________________________________

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________

Шкала оценок результатов:

· Повышенный уровень агрессивности (16-20) баллов

· Высокий уровень агрессивности 11-15 баллов.

· Средний уровень агрессивности 6-10 баллов.

· Слабый уровень агрессивности 1-5 баллов.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается  в 1 балл.

Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

ГРАФИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «КАКТУС» (автор - Панфилова М.А.)

Графические методики применяются  в комплексе с классическими  тестами и основными методами психологии (наблюдение, эксперимент  и др.). Комплексное применение позволяет  заинтересовать испытуемого и настроить  его на совместную работу (мотивационная  помощь), получить более общую характеристику личности и отметить возможные проблемы (ориентированная помощь).

При интерпретации рисунков обязательно учитывается изобразительный  опыт "художника". Наличие или  отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности - все это  существенно влияет на диагностический  портрет личности.

Графическая методика "Кактус" предназначена для работы с детьми старше трех лет. Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной  сферы малыша (и взрослого), отметить наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и т.п.

При проведении диагностики  испытуемому выдаются лист белой  бумаги стандартного размера А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей восьми "люшеровских" цветов, в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция. "На листе  белой бумаги нарисуй кактус - такой, какой ты себе представляешь".

Вопросы, дополнительные объяснения не допускаются.

При обработке результатов  принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам:

- пространственное расположение  и размер рисунка,

- характеристики линий,  нажим карандаша.

Кроме того, учитываются  показатели, специфические именно для  данной методики:

- характеристика образа "кактуса" (дикий, домашний, примитивный,  детально прорисованный и пр.),

- характеристика иголок (размер, расположение, количество).

В рисунке могут проявляться  следующие качества испытуемых:

Агрессия - наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные  друг от друга иголки показывают высокую  степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистость линий, сильный нажим. Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный  рисунок, центр листа. Неуверенность  в себе, зависимость - маленький рисунок, расположение в низу листа.

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытость, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм - использование  ярких цветов, "радостные" кактусы.

Тревога - использование  темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.

Женственность - наличие  украшений, цветов, мягких линий и  форм.

Экстравертированность - на рисунке изображен один кактус.

Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.

Отсутствие стремления к  домашней защите, наличие чувства  одиночества - дикорастущие, "пустынные" кактусы.

После завершения рисунка  ребенку в качестве дополнения можно  задать вопросы, ответы которые помогут  уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний  или дикий?

2. Этот кактус сильно  колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравиться, когда  за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один  или с каким-то растением по  соседству? Если растет с соседом,  то, какое это растение?

5. Когда кактус подрастет,  то, как он изменится (иголки, объем,  отростки)?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»(авторская разработка В.Д. Пурина)

Возраст испытуемых: 6-7 лет.

Испытатель (психолог или  воспитатель) в форме беседы проводит в индивидуальном режиме с каждым ребёнком четыре тестовых испытания  на предмет его отношения к  вопросам, связанным с проявлением  агрессивности на телеэкране, что  говорит и об его личной агрессивности (или предрасположенности к ней). Если вопрос или ответ не понятен  ребёнку, испытатель повторяет их. Причём, ребёнок должен сам выбрать один из трёх готовых ответов какой-то один, либо придумать свой вариант  ответа. За ответ на каждый вопрос испытуемый получает от 0 до 2 баллов - в зависимости  от степени «приближения» ответа к высшему проявлению агрессивности.

УТВЕРЖДЕНИЯ

1)  Тебе предложили на выбор посмотреть по телевизору:

а) Мультфильм «Вини Пух  в гостях у кролика»;

б) Мультфильм «Человек –  Паук»;

в) Мультфильм «Дикая семейка  Торнберри»;

г) свой вариант.

2) Какую взрослую передачу  по телевизору ты смотришь  с большим удовольствием:

а) «В мире животных»;

б) «Пусть говорят»;

в) «Криминальная хроника»;

г) свой вариант.

3) В каком телевизионном  фильме ты хотел бы сняться:

а) «Приключения Электроника»;

б) «Менты»;

в) «Мортал Комбат смертельная битва»;

г) свой вариант.

4) Если бы ты был  главным режиссёром про, что  бы ты придумал детскую передачу:

а) про дружбу между людьми;

б) про драки между людьми;

в) детский боевик;

г) свой вариант.

Шкала оценки результатов:

· Повышенный уровень агрессивности - 7-8 баллов.

· Высокий уровень агрессивности - 5-6 баллов.

· Средний уровень агрессивности - 3-4 баллов.

· Слабый уровень агрессивности - 0-2 баллов.

Балл 0 ставится при выборе ответов с литерой «а» (отсутствие агрессивности);

1 балл - том случае ребёнком  выбирается ответ с литерой  «б», соответствующий присутствию  некоторой доля агрессивности  (но весьма невысокой);

2 балла - в случае выбора  ребёнком ответа с литерой  «в» (соответствующего высокому  уровню агрессивности).

В случае если ребёнок придумывает  собственные варианты ответов, выставление  за них баллы производится по той  же стратегии, что и при выборе «готовых» ответов.

Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Методика “Несуществующее  животное” (автор Колосова С.Л.)

Инструкция: “Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в  природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Вы его нарисуйте и назовите несуществующим именем!”

Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный  белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки и фломастеры использовать нельзя.

Интерпретация методики:

Положение рисунка на листе: норма — рисунок расположен по центру листа. Положение рисунка  ближе к верхнему краю листа —  высокая самооценка, недовольство своим  положением в социуме, недостаточное  признание со стороны окружающих, претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Положение  рисунка в нижней части — неуверенность  в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Информация о работе Влияние семейного воспитание на агрессивное поведение детей