Влияние семейного воспитание на агрессивное поведение детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:15, дипломная работа

Описание работы

Поведение в детстве позволяет, по мнению многих исследователей, достаточно надежно предсказывать поведение в зрелые годы. Следовательно, коррекция ранних проявлений агрессивности, научение адекватным социальным навыкам межличностного общения является одной из важнейших задач практической психологии.
Цель: Выявить особенности влияния семейных отношений на проявление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста. Объектом исследования является проявление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования влияние типа семейного воспитания на агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 2

1.Общая характеристика влияния типа семейного воспитания на агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Сущность понятия агрессивного поведения………………………….. 4
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения………………….... 11
1.3. Роль семейного воспитания в преодолении агрессивного поведения… 16
Вывод по первой главе………………………………………………………….22
Список литературы по 1 главе………………………………………………….23

Глава 2. Пути исследования агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Выявление уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………... 24
2.2. Преодоление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста…33
2.3. Выявление динамики уровня агрессивности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………. 41
Список литературы по 2 главе……….……………………………………..... 43

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 167.87 Кб (Скачать)

  

Результаты исследования отражены в диаграмме.

 

            Диаграмма по выявлению уровня агрессии у детей детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. иТитаренко Т.М.

 

 

2. При обработке результатов  графической методики «Кактус». М.А.Панфилова, учитывались следующие показатели:

- характеристика образа  «кактуса» (дикий, домашний, примитивный,  детально прорисованный)

- характеристика «иголок» (размер, расположение, количество)

- ответы детей на дополнительные  вопросы и их дополнение.

Анализ результатов методики показал, что у двоих детей  преобладает повышенный уровень  агрессивности, у троих - высокий, в  рисунках которых преобладали иголки, символизирующие степень агрессивности. Кроме того, наблюдалось проявление эгоцентризма, демонстративности, тревоги. У остальных эмоциональное состояние было среднее.

 

3. Оценка уровня агрессивности  детей-дошкольников по методике  «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» показала следующие результаты: трое  детей имеют слабый уровень агрессивности, восемь детей - средний, четверо детей – высокий, один ребенок - повышенный уровень агрессивности (см. табл.3).

 

Таблица 3

Оценка уровня агрессивности  детей-дошкольников по методике «Беседа  с детьми на тему: «Я и телевизор»

 

Ф.И. ребёнка

Кол-во баллов

Уровень агрессивности

Слабый

Средний

Высокий

Повышенный

1.

Ангелина А.

4 б.

      +

     ___

      +

        +

2.

Марина Б.

4 б.

      +

     ___

      +

       +

3.

Каролина Б.

3 б.

      +

     ___

      +

       +

4.

Саша Д.

6 б.

      +

       +

     ___

       +

5.

Таня Д.

3 б.

      +

    ____

       +

       +

6.

Паша К.

2 б.

    ____

       +

       +

       +

7.

Маша К.

2 б.

    ____

       +

       +

       +

8.

Алена К.

8 б.

      +

       +

       +

     ____

9.

Вероника Н.

4 б.

      +

     ____

       +

        +

10.

Никита О.

3 б.

      +

    ____

       +

        +

11.

Кирилл П.

2 б.

    ____

       +

        +

        +

12.

Соня Р.

4 б.

      +

    ____

        +

        +

13.

Полина Ф.

5 б.

      +

       +

     ____

        +

14.

Настя Ф.

6 б.

      +

     +

     ____

       +

15.

Алина Т.

 

      +

     +

     ____

       +

16.

Федя Б.

 

      +

    ____

       +

       +

ИТОГО:

3ребёнка

   20%

8 детей

     50%

4 ребёнка

    22%

1 ребенок

    8%





Результаты исследования отражены в диаграмме.

 

Диаграмма оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»

 

 

 

4. Проективная методика  «Несуществующее животное»:

Цель: оценить уровень  агрессивного поведения ребенка  старшего дошкольного возраста и  подтвердить результаты, полученные из предыдущих методик.

Инструкция: придумай и нарисуй  несуществующее животное и назови его  несуществующим именем.

Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный  белый лист бумаги, но не глянцевой.

Интерпретация: для оценки агрессивности детей использовалась следующая таблица (см. табл. 4):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

Симптом комплексы теста  для оценки агрессивности детей  по методике «Несуществующее животное»

 

Симптомо-комплекс

Симптом

Балл

1

Сильная, уверенная линия  рисунка

0,1

2

Неаккуратность рисунка

0,1

3

Большое количество острых углов

0,1

4

Верхнее размещение углов

0,1

5

Крупное изображение

0,1

6

Голова обращена вправо или  анфас

0,1

7

Хвост поднят вверх, пышный

0,1

8

Угрожающее выражение

0,1

9

Угрожающая поза

0,1

10

Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти)

0,1

11

Хищник

0,1

12

Вожак или одинокий

0,1

13

При нападении дерется  традиционным способом

0,1

14

Ночное животное

0,1

15

Другие признаки

0,1





Результаты оценивания детских рисунков по методике «Несуществующее  животное» показали, что:

- повышенный уровень - 2 детей (0,8 балла)-14%;

- высокий уровень - 4 детей  (0,6 балла)-22%;

- средний уровень - 6 детей  (0,2 - 0,5 балла)-42%;

- слабый уровень - 4 детей  (0 - 0,2)-22%.

Рисункам детей с повышенным и высоким уровнем агрессивности  присуще: крупное изображение, сильное, уверенная линия рисунка, наличие  орудий нападения (зубы, когти, рога и  т.д.), изображение двоих животных - один нападает, другой убегает. Все эти элементы являются признаками враждебности, повышенной тревожности, спонтанному возникновению агрессии, эмоционально неустойчивому состоянию детей.

На рисунках детей со средним  и слабым уровнем агрессивности  нет животных с угрожающим выражением лица, хищников или нападающих животных, отсутствуют символы прямой агрессии такие, как зубы, клюв, когти и  т.д. Эти рисунки отличаются уверенными, стыкующимися линиями, округлыми формами, что означает самоконтроль, дружелюбие, защитный характер агрессии.

Результаты исследования отраженны в диаграмме.

 

 

             Диаграмма оценивания детских  рисунков по методике «Несуществующее  животное»

 

5. Оценка уровня агрессивности  детей-дошкольников по всем четырём  методикам на констатирующем  этапе эксперимента.

 

Сравнив полученные результаты всех четырёх методик можно сделать  вывод о том, что:

- один ребенок имеет  слабый уровень агрессивности,

- девять детей - средний,

- четверо детей – высокий,

- два ребенка - повышенный  уровень агрессивности (см. табл.5):

 

Таблица 5

Оценка уровня агрессивности  детей-дошкольников по всем четырём  методикам на констатирующем этапе  эксперимента

 

Ф.И. ребёнка

Результаты по методикам

Выводы об уровне агрессивности

1

2

3

4

1

Ангелина А.

В

СР

СР

СР

СР

2

Марина Б.

П

П

СР

П

П

3

Каролина Б.

В

СР

СР

СЛ

СР

4

Саша Д.

В

В

В

В

В

5

Таня Д.

СЛ

СЛ

СР

СР

СР

6

Паша К.

П

П

СЛ

П

П

7

Маша К.

СР

СР

СЛ

СР

СР

8

Алена К.

СР

СЛ

П

СЛ

СР

9

Вероника Н.

В

В

СР

В

В

10

Никита О.

В

СР

СР

СР

СР

11

Кирилл П.

СЛ

СЛ

СЛ

СЛ

СЛ

12

Соня Р.

В

СР

СР

СР

СР

13

Полина Ф.

Ср

В

В

СЛ

СР

14

Настя Ф.

СР

СР

В

СР

СР

15

Алина Т.

СР

В

В

В

В

16

Федя Б.

СР

СР

СР

СЛ

СР


 

Примечание:

П - Повышенный уровень агрессивности-2-14%

В - Высокий уровень агрессивности-4-22%

СР - Средний уровень агрессивности-9-52%

СЛ - Слабый уровень агрессивности-1-8%

 

По результатам констатирующего  этапа эксперимента можно сделать  вывод, что из 16 детей у четверых выявлен высокий,  у двоих повышенный уровень агрессивности. Средний  уровень агрессивности - 9 детей, они  отличаются тем, что негативно относятся  к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым детям. Слабый уровень агрессивности  был выявлен у 1 ребенка, он отличался  от всех несоблюдением дисциплины.

Проведенное исследование показало, что из 16 детей в особом внимании нуждаются 6 детей, у которых выявлен  высокий и повышенный уровень  агрессивности. Это следующие дети:

- Марина Б. (повышенный  уровень агрессивности)

- Паша К. (повышенный уровень  агрессивности)

- Саша Д. (высокий уровень  агрессивности)

- Вероника Н. (высокий  уровень агрессивности)

- Алина Т. (высокий уровень  агрессивности)

Данным детям присуще  такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся. Таким образом, обозначилась насущная необходимость обучения детей  с агрессивным поведением открытому  проявлению своих чувств, переживаний, показывая им способы, как общения  детей друг с другом, так и способы  выхода из разных негативных эмоциональных  состояний.

Результаты исследования отражены в диаграмме.

                

         

 

 

 

 

 

 

      Диаграмма оценка уровня агрессивности  детей-дошкольников по всем четырём  методикам на констатирующем  этапе эксперимента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Преодоление  агрессивности у детей старшего  дошкольного возраста.

 

После проведения констатирующего  этапа нашего эксперимента обозначилась насущная необходимость обучения детей  и их родителей открытому проявлению своих чувств, переживаний. Необходимо научить детей, родителей как  способам общения детей друг с  другом, так и способам выхода из разных негативных эмоциональных состояний.

Семейный театр в детском  саду может стать связующим звеном между детским садом и семьей, средством воспитания детей и  взрослых, гармонизации детско-родительских отношений, профилактической работой  с семьей, а театральное искусство  – ступенью к познанию мировой  художественной культуры.

Нами была разработана  примерная программа театрального кружка. Данная программа предполагает как работу по профилактике агрессивного поведения с детьми старшего дошкольного  возраста, так и работу с семьей и педагогами.

Предлагаемая программа  ориентирована на развитие взаимодействие детского сада и семьи дошкольника, открывающего новые возможности  для совместного творчества. Что  такое театр? Это лучшее, по утверждению  К.С.Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать объединению семей, сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми.

Программа основана на следующих  принципах:

-принцип природ сообразности  воспитания понимается как следование  логике развивающихся детских  потребностей и способностей  в расширяющемся пространстве  детства;

-принцип культурно-исторической  преемственности рассматривается  как сохранение, распространение  развитие регионально-национальной  культуры, воспитание у детей  и взрослых бережного отношения  к историческому и культурному  наследию;

- принцип диалогичности  определяется как взаимодействие  мира детей и мира взрослых, имеющих собственное содержание  и представляющих несомненную  ценность друг для друга;

-принцип развивающих  взаимодействий понимается как  установление оптимального соотношения  участия родителей, педагогов,  специалистов учреждений культуры  в воспитании ребенка в культурно-исторических  регионально-национальных традициях;

-принцип событийности  детской жизни определяется как  организация событий, приносящих  ребенку яркие индивидуальные  и коллективные переживания, социально-эмоциональный  опыт успеха и неудач;

-краеведческий принцип  рассматривается как организация  воспитательно-образовательного процесса с учетом особенностей природы, труда, общественной жизни, культуры и истории родного края;

-принцип проблематизации воспитания и обучения понимается как организация ситуации, стимулирующих развитие творческой активности детей в процессе усвоения общественного опыта, общечеловеческой культуры;

Цель программы: формировать  думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к  творческой деятельности в любой  области.

Задачи:

1.  Развивать конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников;

Информация о работе Влияние семейного воспитание на агрессивное поведение детей