Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:15, дипломная работа
Поведение в детстве позволяет, по мнению многих исследователей, достаточно надежно предсказывать поведение в зрелые годы. Следовательно, коррекция ранних проявлений агрессивности, научение адекватным социальным навыкам межличностного общения является одной из важнейших задач практической психологии.
Цель: Выявить особенности влияния семейных отношений на проявление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста. Объектом исследования является проявление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования влияние типа семейного воспитания на агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………….. 2
1.Общая характеристика влияния типа семейного воспитания на агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Сущность понятия агрессивного поведения………………………….. 4
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения………………….... 11
1.3. Роль семейного воспитания в преодолении агрессивного поведения… 16
Вывод по первой главе………………………………………………………….22
Список литературы по 1 главе………………………………………………….23
Глава 2. Пути исследования агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Выявление уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………... 24
2.2. Преодоление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста…33
2.3. Выявление динамики уровня агрессивности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………. 41
Список литературы по 2 главе……….……………………………………..... 43
Результаты исследования отражены в диаграмме.
Диаграмма по выявлению уровня агрессии у детей детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. иТитаренко Т.М.
2. При обработке результатов графической методики «Кактус». М.А.Панфилова, учитывались следующие показатели:
- характеристика образа «кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный)
- характеристика «иголок» (размер, расположение, количество)
- ответы детей на
Анализ результатов методики
показал, что у двоих детей
преобладает повышенный уровень
агрессивности, у троих - высокий, в
рисунках которых преобладали иголки,
символизирующие степень
3. Оценка уровня агрессивности
детей-дошкольников по
Таблица 3
Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»
№ |
Ф.И. ребёнка |
Кол-во баллов |
Уровень агрессивности | |||
Слабый |
Средний |
Высокий |
Повышенный | |||
1. |
Ангелина А. |
4 б. |
+ |
___ |
+ |
+ |
2. |
Марина Б. |
4 б. |
+ |
___ |
+ |
+ |
3. |
Каролина Б. |
3 б. |
+ |
___ |
+ |
+ |
4. |
Саша Д. |
6 б. |
+ |
+ |
___ |
+ |
5. |
Таня Д. |
3 б. |
+ |
____ |
+ |
+ |
6. |
Паша К. |
2 б. |
____ |
+ |
+ |
+ |
7. |
Маша К. |
2 б. |
____ |
+ |
+ |
+ |
8. |
Алена К. |
8 б. |
+ |
+ |
+ |
____ |
9. |
Вероника Н. |
4 б. |
+ |
____ |
+ |
+ |
10. |
Никита О. |
3 б. |
+ |
____ |
+ |
+ |
11. |
Кирилл П. |
2 б. |
____ |
+ |
+ |
+ |
12. |
Соня Р. |
4 б. |
+ |
____ |
+ |
+ |
13. |
Полина Ф. |
5 б. |
+ |
+ |
____ |
+ |
14. |
Настя Ф. |
6 б. |
+ |
+ |
____ |
+ |
15. |
Алина Т. |
+ |
+ |
____ |
+ | |
16. |
Федя Б. |
+ |
____ |
+ |
+ | |
ИТОГО: |
3ребёнка 20% |
8 детей 50% |
4 ребёнка 22% |
1 ребенок 8% |
Результаты исследования отражены в диаграмме.
Диаграмма оценка
уровня агрессивности детей-
4. Проективная методика «Несуществующее животное»:
Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка старшего дошкольного возраста и подтвердить результаты, полученные из предыдущих методик.
Инструкция: придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим именем.
Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой.
Интерпретация: для оценки
агрессивности детей
Таблица 4
Симптом комплексы теста для оценки агрессивности детей по методике «Несуществующее животное»
Симптомо-комплекс |
Симптом |
Балл |
1 |
Сильная, уверенная линия рисунка |
0,1 |
2 |
Неаккуратность рисунка |
0,1 |
3 |
Большое количество острых углов |
0,1 |
4 |
Верхнее размещение углов |
0,1 |
5 |
Крупное изображение |
0,1 |
6 |
Голова обращена вправо или анфас |
0,1 |
7 |
Хвост поднят вверх, пышный |
0,1 |
8 |
Угрожающее выражение |
0,1 |
9 |
Угрожающая поза |
0,1 |
10 |
Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти) |
0,1 |
11 |
Хищник |
0,1 |
12 |
Вожак или одинокий |
0,1 |
13 |
При нападении дерется традиционным способом |
0,1 |
14 |
Ночное животное |
0,1 |
15 |
Другие признаки |
0,1 |
Результаты оценивания детских рисунков по методике «Несуществующее животное» показали, что:
- повышенный уровень - 2 детей (0,8 балла)-14%;
- высокий уровень - 4 детей (0,6 балла)-22%;
- средний уровень - 6 детей (0,2 - 0,5 балла)-42%;
- слабый уровень - 4 детей (0 - 0,2)-22%.
Рисункам детей с повышенным
и высоким уровнем
На рисунках детей со средним и слабым уровнем агрессивности нет животных с угрожающим выражением лица, хищников или нападающих животных, отсутствуют символы прямой агрессии такие, как зубы, клюв, когти и т.д. Эти рисунки отличаются уверенными, стыкующимися линиями, округлыми формами, что означает самоконтроль, дружелюбие, защитный характер агрессии.
Результаты исследования отраженны в диаграмме.
Диаграмма оценивания детских
рисунков по методике «
5. Оценка уровня агрессивности
детей-дошкольников по всем
Сравнив полученные результаты всех четырёх методик можно сделать вывод о том, что:
- один ребенок имеет слабый уровень агрессивности,
- девять детей - средний,
- четверо детей – высокий,
- два ребенка - повышенный уровень агрессивности (см. табл.5):
Таблица 5
Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по всем четырём методикам на констатирующем этапе эксперимента
№ |
Ф.И. ребёнка |
Результаты по методикам |
Выводы об уровне агрессивности | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |||
1 |
Ангелина А. |
В |
СР |
СР |
СР |
СР |
2 |
Марина Б. |
П |
П |
СР |
П |
П |
3 |
Каролина Б. |
В |
СР |
СР |
СЛ |
СР |
4 |
Саша Д. |
В |
В |
В |
В |
В |
5 |
Таня Д. |
СЛ |
СЛ |
СР |
СР |
СР |
6 |
Паша К. |
П |
П |
СЛ |
П |
П |
7 |
Маша К. |
СР |
СР |
СЛ |
СР |
СР |
8 |
Алена К. |
СР |
СЛ |
П |
СЛ |
СР |
9 |
Вероника Н. |
В |
В |
СР |
В |
В |
10 |
Никита О. |
В |
СР |
СР |
СР |
СР |
11 |
Кирилл П. |
СЛ |
СЛ |
СЛ |
СЛ |
СЛ |
12 |
Соня Р. |
В |
СР |
СР |
СР |
СР |
13 |
Полина Ф. |
Ср |
В |
В |
СЛ |
СР |
14 |
Настя Ф. |
СР |
СР |
В |
СР |
СР |
15 |
Алина Т. |
СР |
В |
В |
В |
В |
16 |
Федя Б. |
СР |
СР |
СР |
СЛ |
СР |
Примечание:
П - Повышенный уровень агрессивности-2-14%
В - Высокий уровень агрессивности-
СР - Средний уровень агрессивности-9-52%
СЛ - Слабый уровень агрессивности-1-8%
По результатам
Проведенное исследование показало, что из 16 детей в особом внимании нуждаются 6 детей, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности. Это следующие дети:
- Марина Б. (повышенный уровень агрессивности)
- Паша К. (повышенный уровень агрессивности)
- Саша Д. (высокий уровень агрессивности)
- Вероника Н. (высокий уровень агрессивности)
- Алина Т. (высокий уровень агрессивности)
Данным детям присуще
такое поведение: враждебность, гнев;
рассказывание историй с
Результаты исследования отражены в диаграмме.
Диаграмма оценка уровня
2.2. Преодоление
агрессивности у детей
После проведения констатирующего этапа нашего эксперимента обозначилась насущная необходимость обучения детей и их родителей открытому проявлению своих чувств, переживаний. Необходимо научить детей, родителей как способам общения детей друг с другом, так и способам выхода из разных негативных эмоциональных состояний.
Семейный театр в детском саду может стать связующим звеном между детским садом и семьей, средством воспитания детей и взрослых, гармонизации детско-родительских отношений, профилактической работой с семьей, а театральное искусство – ступенью к познанию мировой художественной культуры.
Нами была разработана
примерная программа
Предлагаемая программа ориентирована на развитие взаимодействие детского сада и семьи дошкольника, открывающего новые возможности для совместного творчества. Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С.Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать объединению семей, сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми.
Программа основана на следующих принципах:
-принцип природ сообразности
воспитания понимается как
-принцип культурно-
- принцип диалогичности
определяется как
-принцип развивающих
взаимодействий понимается как
установление оптимального
-принцип событийности
детской жизни определяется
-краеведческий принцип
рассматривается как
-принцип проблематизации воспитания и обучения понимается как организация ситуации, стимулирующих развитие творческой активности детей в процессе усвоения общественного опыта, общечеловеческой культуры;
Цель программы: формировать думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Задачи:
1. Развивать конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников;
Информация о работе Влияние семейного воспитание на агрессивное поведение детей