Влияние семейного воспитание на агрессивное поведение детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:15, дипломная работа

Описание работы

Поведение в детстве позволяет, по мнению многих исследователей, достаточно надежно предсказывать поведение в зрелые годы. Следовательно, коррекция ранних проявлений агрессивности, научение адекватным социальным навыкам межличностного общения является одной из важнейших задач практической психологии.
Цель: Выявить особенности влияния семейных отношений на проявление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста. Объектом исследования является проявление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования влияние типа семейного воспитания на агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 2

1.Общая характеристика влияния типа семейного воспитания на агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Сущность понятия агрессивного поведения………………………….. 4
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения………………….... 11
1.3. Роль семейного воспитания в преодолении агрессивного поведения… 16
Вывод по первой главе………………………………………………………….22
Список литературы по 1 главе………………………………………………….23

Глава 2. Пути исследования агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Выявление уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………... 24
2.2. Преодоление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста…33
2.3. Выявление динамики уровня агрессивности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………. 41
Список литературы по 2 главе……….……………………………………..... 43

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 167.87 Кб (Скачать)

В последующем, решив эти  задачи, агрессия не исчезла, а по мере развития человека и образования  общества, попала под контроль социальных норм и функций.

Искоренять проявления агрессии не только бессмысленно, но и вредно. Скорее необходимо добиваться, чтобы  они оказывались соразмерными обстоятельствам  и социально допустимыми, а также  не ограничивали без необходимости  права и свободы человека.

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие [3, 12-15]:

 

 

 

 

 

Разделение по направленности на объект

Гетероагрессия - направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы оскорбления, ненормативная лексика.

Аутоагрессия - направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.

 
       

Разделение по

причине

появления

Реактивная агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт.)

Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под  влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических  заболеваниях)

 

Разделение по целенаправленности

Инструментальная агрессия - совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы, стоматолог, удаляющий больной зуб, ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку.

Целевая (мотивационная) агрессия - выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение  вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника  и избил его.

 

Разделение по

открытости

проявлений

Прямая агрессия - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: применение физической силы или угрозы расправы.

Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка.

 

Разделение по

форме

проявления

Вербальная - выражена в словесной  форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии  отрицательных эмоций и возможности  нанесения морального и материального  ущерба противнику.

Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику.

Физическая - прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.


 

 

В частности было доказано, что поведение родителей может  выступать в качестве модели агрессии, и что у агрессивных родителей  обычно бывают агрессивные дети. Кроме  того, названная теория утверждает, что человек научается и более  эффективным агрессивным действиям: чем чаще он их использует, тем совершенней  становятся эти действия.

Вместе с тем существенное значение имеет успешность агрессивных  действий: достижение успеха при проявлении агрессии может заметно повысить силу ее мотивации, а постоянно повторяющийся  неуспех - силу тенденции, торможения.

1) Другим важным элементом  этой теории является социальное  подкрепление. Под подкреплением  обычно понимается какое-либо  действие, призванное усилить определенную  реакцию. Если говорить о социальном  подкреплении, следует иметь в виду неосязаемое подкрепление, словесное и несловесное обращение, контролируемое другими людьми. Это может быть похвала и выговор, улыбка и насмешка, дружеские и враждебные жесты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности проявления агрессивного поведения.

 

Старший дошкольный возраст - это, прежде всего, возрастной кризис 7 лет, подготовка и разрешение этого  кризиса. Л.С. Выготский назвал этот кризис кризисом семи лет и указал на очевидные изменения в характере и поведении ребёнка [4, 376]. Поведение ребёнка теряет детскую непосредственность. Симптомами кризиса выступает манерничанье, кривляние детей, выполняющие защитные функции от травмирующих переживаний.

В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее физического  развитие и совершенствование интеллекта. Движения его становятся свободными, он хорошо излагает свои мысли, мир  его ощущений, переживаний и представлений  богаче и разнообразнее. Нервно-психическое развитие достигает значительного уровня. Интеллектуальное поведение ребенка значительно совершенствуется. Словарный запас постепенно увеличивается. Уже достаточно определенно выражает различные эмоции – игнорирование, соперничества, радость, огорчение, жалость, страх, смущение. В этом возрасте определяется, и развиваются моральные понятия, представления об обязанностях.

Психическое развитие детей  зависит от многих обстоятельств. Выяснение  этих обстоятельств - важнейшая задача психологии.

Учёные разных направлений  предлагают различные подходы к  определению сущности агрессивного поведения, его психологических  механизмов. При всём многообразии трактовок этого явления, агрессивность  в общих чертах понимается как  целенаправленное нанесение физического  или психического ущерба другому  лицу.

В детском саду часто можно  встретить детей, отличающихся ярко выраженной агрессивностью: они постоянно  дерутся, толкаются, ссорятся, обзывают других детей, отнимают у них игрушки. Следует отметить, что среди агрессивных  детей чаще встречаются мальчики, детей бывает обычно немного (один-два), они создают напряженную атмосферу  в группе: остальные дети стараются  ответить им тем же, и общая агрессивность, группы возрастает. Воспитателю приходится нелегко с ними: они не знают, как  поступать с агрессивным ребенком. На этих детей жалуются родители тех, кого они обижают.

В отдельных случаях агрессивность  может проявляться, как симптом  нервно-психического заболевания, однако это встречается не столь часто, чтобы можно было говорить о биологической  предопределенности агрессивности  у детей. На наш взгляд, определяющее значение для формирования агрессивности  у детей имеют отношения в  семье, особенности личности самого ребенка и его родителей, их установки, стиль воспитания, жизненные смыслы и ценности.

Каждый из этих факторов действует не в отдельности, только их особое сочетание и взаимодействие создают условия, способствующие развитию агрессивности в детском возрасте.

Агрессивное поведение уже  в дошкольном возрасте принимает  разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может  иметь прямые и косвенные формы. Наблюдения показывают: все эти формы  можно увидеть уже в группе детского сада.

Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику. Проявляются они в  различных высказываниях в виде жалоб; демонстративного крика, направленного  на устранение сверстника; агрессивных  фантазий.

Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления  и вербальные формы унижения другого. Традиционны такие «детские»  формы прямой вербальной агрессии: дразнилки и оскорбления.

Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. Это может быть: разрушение продуктов деятельности другого (ребенок ломает постройку из кубиков другого или мажет красками рисунок подруги); уничтожение или порча чужих вещей (мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается, видя возмущение последнего, или ребенок с силой бросает на пол чужую машинку, с удовлетворением наблюдая, ужас и слезы ее владельца).

Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение. Может принимать две формы - символическую и реальную. Символическая представляет собой угрозы и запугивание (ребенок показывает кулак товарищу или пугает его); реальная агрессия - это уже непосредственное физическое нападение (у детей драки принимают формы укусов, царапанья, хватания за волосы, применения в качестве «оружия» палок, кубиков и пр.).

Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается  прямая и косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий («Позову бандитов, они тебя побьют») до прямых оскорблений, у некоторых  проявляется физическая агрессия, как  в косвенной форме, так и в  прямой форме. Итак, те или иные формы  агрессивного поведения наблюдаются  у большинства дошкольников. В  то же время некоторые из них склонны  к значительно более враждебной агрессии, которые в высокой частоте  действий - в течение часа можно  наблюдать не менее четырех актов, цель которых - причинить вред сверстнику, в то время как у других детей  отмечается не более одного.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточнее развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения  в отношениях со сверстниками. Однако неясно, какие именно из этих особенностей в наибольшей мере влияют на агрессивность.

Сравнительный анализ данных показателей у дошкольников - агрессивных  и неагрессивных - показывает: по большинству  из них первые мало чем отличаются от вторых. Так уровень развития их интеллекта в среднем соответствует возрастной норме, а у некоторых даже превышает. У многих зафиксирован достаточно высокий социальный интеллект: они без труда решают трудные ситуации, представленные, например, на картинках или в рассказах. Показатели развития произвольности в группе агрессивных детей, за исключением некоторых, в целом несколько ниже.

Агрессивные дети более остро  и напряженно переживают свою «недооцененность», не признанность своих достоинств. Характерно, что переживания эти, как правило, не соответствуют реальности. По своему социальному статусу в группе сверстников агрессивные дети мало, чем отличаются от других - среди них есть и предпочитаемые, и отвергаемые, и даже лидеры. Следовательно, тяжелые переживания вызваны не действительным положением в группе, а субъективным восприятием отношения к себе. Ребенку кажется: его не ценят, не видят его достоинств.

Еще более существенные различия проявляются в процессе реального  взаимодействия. В ситуации совместной деятельности, когда двум или трем воспитанникам взрослый предлагает раскрасить картинки или собрать узоры мозаики, агрессивные дети проявляют меньший интерес к работе партнера, а если и проявляют внимание к успехам сверстника, то только отрицательное и с одной мотивацией: вырвать рисунок, попытаться ударить; не уступить свой предмет (карандаш или детали мозаики). Эти данные дают основание полагать, что главная отличительная черта агрессивных детей - их отношение к сверстнику. Другой ребенок для них - противник, конкурент, препятствие, которое нужно устранить.

Агрессивный ребенок враждебные намерения и чувство пренебрежения  обычно приписывает другому. Проявляется это в представлении о своей недооцененности со стороны сверстников; в приписывании агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций; в реальном взаимодействии детей, где они постоянно ждут нападения или «подвоха» со стороны партнера.

Дети черпают знания о  моделях агрессивного поведения  из трех основных источников. Семья  может одновременно демонстрировать  модели агрессивного поведения и  обеспечивать его подкрепление. Вероятность  агрессивного поведения детей зависит  от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома. Агрессии они  также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая  о преимуществах агрессивного поведения  во время игр. И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников  и членов семьи), но и на символических, предлагаемых СМИ.

Главные проблемы агрессивных  детей, причем неоднородные, лежат в  сфере отношений со сверстниками. Обследуя их, исследователи выявляют существенные индивидуальные различия, как в поведении, так и в  психологических характеристиках. Среди агрессивных детей отчетливо  выделяются три группы.

Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения  к себе внимания сверстников. Обычно они чрезвычайно ярко выражают свои эмоции - кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи; поведение направлено на получение  эмоционального отклика. Как правило, активно стремятся к контактам  со сверстниками, но, добившись внимания, успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. Агрессивные акты мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью.

Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения  в общении со сверстниками. Их агрессивные  действия - это средство достижения какой-либо конкретной цели. Положительные  эмоции испытываются по достижении результата, а не в момент агрессивных действий. Любая деятельность отличается целенаправленностью  и самостоятельностью, стремлением  занять лидирующие позиции, подчинить, подавить других. Вторая группа, в отличие  от первой, не стремится привлечь к  себе внимание сверстников. Как правило, дети пользуются популярностью в  группе, а некоторые выходят на положение «лидера». Среди форм поведения  чаще всего проявляется прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных  ситуациях переживания и обиды  сверстников игнорируются, ориентир исключительно на собственные желания.

Информация о работе Влияние семейного воспитание на агрессивное поведение детей