Влияние родственных отношений на развитие преодолений тревожности у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:23, дипломная работа

Описание работы

Решение задач гуманизации и демократизации всех сторон жизни общества связано с перестройкой всей совокупности человеческих отношений, включая взаимосвязи взрослого и детского сообществ. Этот процесс происходит в сложных и противоречивых условиях отторжения прежних ценностей и утверждения новых, в том числе и в вопросах, касающихся детско-родительских отношений.

Содержание

Содержание
Введение.
Глава 1. Теоретические основы развития и преодоления тревожности у детей в системе родительских отношений.
1.1. Основные подходы к определению понятия «тревожность
1.2. Особенности тревожности у дошкольников
1.3. Причины возникновения тревожности в семьях, имеющих детей младшего школьного возраста
1.4. Понятие «родительские отношения», виды, критерии
1.5. Влияние стиля общения родителей с детьми на преодоление тревожности у детей старших дошкольников.
1.6. Подходы к коррекции тревожности у детей в системе детско-родительских отношений.
Глава 2. Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье (на материалах констатирующего этапа исследования).
Глава 3. Коррекционная программа по созданию психолого-педагогических условий для преодоления тревожности у детей шестого года жизни в системе детско-родительских отношений.
Заключение.
Библиография.
Приложение.

Работа содержит 1 файл

План.docx

— 82.39 Кб (Скачать)

    Представители психоаналитического направления, прежде всего Фрейд, отводили категории  тревожности особое место. Нужно  отметить, что в психологию термин «тревожность» впервые ввел Фрейд  и утвердили его последователи. В наше время ученые не вкладывают в этот термин первоначальное фрейдовское  содержание. Фрейд пришел к выводу, что не сама ситуация вызывает тревожную  реакцию, а беспомощность индивида перед ней. Тревожность наделялась статусом аффекта и имела отношение  к ожиданию чего-то опасного. В рамках этой школы считалось, что тревожности  присущ характер неопределенности и  беспредметности, и этим она отличается от страха (страх всегда связан с конкретным объектом). В ходе дальнейшего развития индивид научался связывать такое состояние с ситуацией опасности. Классический психоанализ предполагает, что причину тревожности следует искать и во взаимодействии индивида и окружения, и в самих структурных изменениях личности, однако ограниченность и неадекватность психоаналитической модели личности не дает возможности подойти к пониманию тревожности как единого феномена.

    Обобщая взгляды ученых на понятие тревожности, следует отметить, что в целом  все исследования характеризуют  данное понятие как эмоциональное  состояние, создающееся при определенной ситуации.

    Из  множества подходов к определению  данного понятия следует, что  тревожность можно рассматривать  как:

    -психологическое  явление; 

    -индивидуальную  психологическую особенность личности;

    -склонность  человека к переживанию тревоги; 

    -состояние  повышенного беспокойства.

    Рассмотрев  основные подходы к пониманию  тревожности необходимо отметить, что  тревожность следует отличать от тревоги, которая является её составляющим компонентом. Если тревога – это  эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, эмоционально заострённое  ощущение предстоящей угрозы, то тревожность  является устойчивым состоянием личности человека. В тех случаях, когда  состояние тревоги повторяется  часто и в самых разных ситуациях, то следует говорить о тревожности. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется  почти всегда. Это состояние сопутствует  человеку в любом виде деятельности. Р.В. Овчарова подчеркивает, что, как  только возникает тревога, в душе ребенка включается целый ряд  механизмов, которые «перерабатывают» это состояние во что-то другое. Постоянные переживания тревоги фиксируются  и становятся свойством личности – тревожностью. Таким образом, центральный  элемент тревожности — тревога. Её определяют как:

    - состояние, выражающееся в переживаниях опасениях и нарушении покоя, которые вызываются возможными и вероятными неприятностями или задержкой приятного и желательного результата;

    - эмоциональное состояние или реакция, характеризующаяся различной интенсивностью, наличием осознаваемых неприятных переживаний напряженности, озабоченности, беспокойства, опасения.

    Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней  ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и ее окружения.

    А.И. Захаров обращает внимание на то, что  в старшем дошкольном возрасте тревожность  ещё не является устойчивой чертой характера, имеет ситуационные проявления, так как у ребёнка именно в  период дошкольного детства происходит становление личности.

    А.М. Прихожан выделяет виды тревожности  на основе ситуаций, связанных:

    - с процессом обучения – учебная тревожность;

    - с представлениями о себе – самооценочная тревожность;

    - с общением – межличностная тревожность.

    Помимо  разновидностей тревожности, рассматривается  и её уровневое строение.

    И.В. Имедадзе выделяет два уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий необходим для нормального приспособления к среде, а высокий вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме.

    Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова выделяют три  уровня тревоги, связанной с деятельностью: деструктивный, недостаточный и  конструктивный.

    Исследования  В.В. Лебединского позволяют сделать  вывод, что дети с повышенной тревожностью относятся к группам риска  по неврозам, аддиктивному поведению, эмоциональным нарушениям личности.

    Тревожность как психологическая особенность  может иметь разнообразные формы. По мнению А.М. Прихожан, под формой тревожности понимается особое сочетание  характера переживания, осознание  вербального и невербального  выражения в характеристиках  поведения, общения и деятельности. Ею были выделены открытые и закрытые формы тревожности. Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность.

    Закрытые (замаскированные) формы тревожности  названы ею «масками». В качестве таких масок выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость; апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность.

    Открытую  тревожность можно подразделить на следующие варианты:

    1. Нерегулируемая тревожность (генерализованная) - сильная, осознаваемая, проявляющаяся симптомами тревоги. Она встречается во всех возрастных группах и самостоятельно ребенок справиться с нею не в состоянии;

    2. Регулируемая (компенсируемая) тревожность - дети самостоятельно вырабатывают способы ее преодоления. Она чаще встречается в младшем школьном и раннем юношеском периодах;

    3. Культивируемая тревожность - осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиться желаемого результата. Этот вид тревожности наиболее характерен для старшего подросткового и раннего юношеского возраста.

    Скрытая форма встречается значительно  реже, чем открытая, в равной степени  во всех возрастных категориях. Выделяют две формы:

    1. Неадекватное спокойствие выражается в том, что ребенок, скрывая тревогу от окружающих и самого себя, вырабатывает сильные и негибкие способы защиты, препятствующие восприятию внешней угрозы и анализу собственных переживаний;

    2. Уход от ситуации (встречается крайне редко).

    Таким образом, на основании рассмотренных  данных можно сделать вывод о  том, что тревожность рассматривается  как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении  безопасности субъекта на личностном уровне или может свидетельствовать  о слабости нервной системы. Тревожность, испытываемая человеком по отношению  к определенной ситуации, зависит  от его отрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ей ситуациях. Повышенный уровень тревожности  свидетельствует о недостаточной  эмоциональной приспособленности  ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Тревожность является параметром индивидуального различия личности, ведет к отсутствию у человека уверенности в своих возможностях в общении, связана с отрицательным  социальным статусом, формулирует конфликтные  отношения. Поэтому решение проблемы тревожности относится к числу  острых и актуальных задач психотерапии. Поскольку исследователи единодушны в оценке негативного влияния  высокого уровня тревожности, отмечая  увеличение количества тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, то проблема детской тревожности, и  в особенности ее коррекции, на современном  этапе является весьма актуальной. При этом, как отмечалось выше, причины  формирования высокого уровня тревожности  кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и в социальных. Если первые факторы формирования тревожности  трудно поддаются коррекции, то для  коррекции социальных факторов представляется возможным создать соответствующие  условия, способствующие преодолению  развития тревожности в детском  возрасте.  

    1.2 Особенности тревожности  у дошкольников 

    В отличие от страха, который порождается  конкретными причинами и связан главным образом с угрозой  самому существованию человека, тревожность  обычно имеет неопределенный характер и возникает при угрозе (нередко - воображаемой) человеку как личности. Существуют так называемые возрастные пики тревожности. У детей раннего  возраста тревожность порождается  разлукой с матерью. В возрасте 6-7 лет главную роль играет адаптация  к школе, в младшем подростковом - общение со взрослыми (родителями и учителями), в ранней юности - отношение к будущему и проблемы, связанные с соотношениями полов.

    Ситуативную тревожность у детей может  провоцировать резкое изменение  привычной обстановки (например, расставание  с родителями, поступление в детский  сад и школу), а также нарушение  отношений со сверстниками. Особого  внимания требуют дети с устойчивой личностной тревожностью. Специалисты, рассматривающие тревожность как  свойство темперамента, подчеркивают ее природную обусловленность индивидуальными  особенностями эндокринной и  нервной систем.

    Выделяется  так называемая связанная тревожность, проявляющаяся в определенной сфере  деятельности (школьная, межличностная  и др.) и общая тревожность, распространяющаяся практически на все сферы жизнедеятельности.

    Преодоление личностной тревожности, требует специальной  психотерапевтической работы, ориентированной  на источник тревожности. От педагогов  и родителей требуется повышенное внимание к потребностям ребенка, создание обстановки, способствующей формированию у него уверенности в своих силах.

    Таким образом, мы можем сделать вывод, что тревожность - это личностная черта, проявляющаяся в легком и частом возникновении состояний тревоги. Тревожность возникает при благоприятном фоне свойств нервной и эндокринной систем, но формируется прижизненно, прежде всего, в силу нарушения форм внутри и межличностного общения, например между родителями и детьми.

    Старшие дошкольники непосредственны и  импульсивны. Эмоции, которые они  испытывают, легко прочитываются  на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога  поведение ребенка, выражение им чувств - важный показатель в понимании  внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом  состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным.

    Отрицательный фон ребенка характеризуется  подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или  делает это заискивающе, голова и  плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях  возникают проблемы в общении  и установлении контакта. Ребенок  часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много  времени проводит один, ничем не интересуется.

    При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в  контакт.

    Тревожные дети это очень неуверенные в  себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство  страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко  проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в школе, стараются точно выполнять требования родителей и педагогов - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

    Определённый  уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. По мнению Новиковой  Е.В., Кочубей Б. И., у каждого человека существует свой оптимальный или  желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность.

    Известно, что предпосылкой возникновения  тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции, (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание).

    В этом случае общение взрослого с  ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в  себе и в своих собственных  силах, он постоянно боится отрицательной  оценки, начинает беспокоиться, что  он делает что-нибудь не так, т.е. испытывает чувство тревоги, которое может  закрепиться и перерасти в  стабильное личностное образование - тревожность.

    По  мнению Прихожан А.М., воспитание по типу гиперопеки может сочетаться с симбиотическим, т.е. крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. В этом случае общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением). К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями - тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, т.е. способствует формированию тревожности.

Информация о работе Влияние родственных отношений на развитие преодолений тревожности у детей