Влияние родственных отношений на развитие преодолений тревожности у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:23, дипломная работа

Описание работы

Решение задач гуманизации и демократизации всех сторон жизни общества связано с перестройкой всей совокупности человеческих отношений, включая взаимосвязи взрослого и детского сообществ. Этот процесс происходит в сложных и противоречивых условиях отторжения прежних ценностей и утверждения новых, в том числе и в вопросах, касающихся детско-родительских отношений.

Содержание

Содержание
Введение.
Глава 1. Теоретические основы развития и преодоления тревожности у детей в системе родительских отношений.
1.1. Основные подходы к определению понятия «тревожность
1.2. Особенности тревожности у дошкольников
1.3. Причины возникновения тревожности в семьях, имеющих детей младшего школьного возраста
1.4. Понятие «родительские отношения», виды, критерии
1.5. Влияние стиля общения родителей с детьми на преодоление тревожности у детей старших дошкольников.
1.6. Подходы к коррекции тревожности у детей в системе детско-родительских отношений.
Глава 2. Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье (на материалах констатирующего этапа исследования).
Глава 3. Коррекционная программа по созданию психолого-педагогических условий для преодоления тревожности у детей шестого года жизни в системе детско-родительских отношений.
Заключение.
Библиография.
Приложение.

Работа содержит 1 файл

План.docx

— 82.39 Кб (Скачать)

    Тема: Влияние родственных  отношений на развитие преодолений тревожности  у детей. 
 

    Содержание

    Введение.                                                                                                          

    Глава 1. Теоретические основы развития и преодоления тревожности у детей в системе родительских отношений.

    1.1. Основные подходы к определению понятия «тревожность

    1.2. Особенности тревожности у дошкольников

    1.3. Причины возникновения тревожности в семьях, имеющих детей младшего школьного возраста

    1.4. Понятие «родительские отношения», виды, критерии

     1.5. Влияние стиля общения родителей с детьми на преодоление тревожности у детей старших дошкольников.                                          

    1.6. Подходы к коррекции тревожности у детей в системе детско-родительских отношений.                                                                   

    Глава 2. Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье (на материалах констатирующего этапа исследования).

    Глава 3. Коррекционная программа по созданию психолого-педагогических условий  для преодоления тревожности  у детей шестого года жизни в системе детско-родительских отношений.                                  

    Заключение.                                                                                                          

    Библиография.                                                                                                

    Приложение.           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Решение задач гуманизации и демократизации всех сторон жизни общества связано  с перестройкой всей совокупности человеческих отношений, включая взаимосвязи  взрослого и детского сообществ. Этот процесс происходит в сложных  и противоречивых условиях отторжения прежних ценностей и утверждения  новых, в том числе и в вопросах, касающихся детско-родительских отношений.

    Представители различных психологических школ занимались изучением взаимоотношений  родителей и ребенка и рассматривали  их как важный источник детского развития. Научные основы для разработки проблемы отношений заложены в фундаментальных  исследованиях психологами Л.С. Выготским, В.Н.. Мясищевым, М.И. Лисиной, Н.Н. Обозовым, С.Л. Рубинштейном, А.Г. Ковалевым, К.К. Платоновым, Л.И. Божович и продолжены в различных контекстах другими исследователями. В ряде исследований раскрыты вопросы развития детско-родительских отношений (А.Я. Варга, А.А. Бодалёв, В.В. Столин, Г.Т. Хоментаускас), выявлено влияние детско-родительских отношений на развитие личности (М.И. Лисина, Н.К. Радина, СП. Тищенко, С.Г. Якобсон, П.Я. Якобсон и другие), анализируются данные о нарушениях в отношениях между родителями и детьми (М.И. Буянов, А.И. Захаров и другие) и их последствия.

    Проблема  влияния типа взаимодействия взрослого  и ребенка на формирование личности последнего широко обсуждается в  психологической литературе и является достаточно актуальной. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений  в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка  и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип  детско-родительских отношений проявляется  при воспитании ребенка. По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных  чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

    Среди наиболее актуальных проблем современной  психологии одно из главных мест занимает состояние тревоги и связанное  с ним понятие тревожности. Тревожность  – определяется, как индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся  в склонности человека к частым и  интенсивным переживаниям состояния  тревоги, а также в низком пороге ее возникновения. Не влияя в целом  на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании личности ребенка.

    В настоящее время не существует единой точки зрения на причины, лежащие  в основе формирования данного явления. Согласно работам представителей динамического  подхода и отечественных психологов, истоки тревожности, как устойчивого  свойства личности, лежат в детстве  индивида. Решающим периодом, по мнению Л.И. Божович, А.В. Захарова, М. И. Лисиной  А.М. Прихожана, является дошкольный возраст. Фактор семейного воспитания, выделяется в настоящее время в качестве центральной причины возникновения тревожности у детей (С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и другие).

    Изучение  детско-родительских отношений является чрезвычайно важным для понимания  факторов, влияющих на становление  личности ребенка. По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям, которые оказывают влияние на его эмоциональный фон. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие). Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как указывают исследователи С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и другие, является психологический микроклимат семьи.

    В настоящее время круг исследований, связанных со спецификой детско-родительских отношений постоянно расширяется  и углубляется, что, безусловно, связано  с возрастающим пониманием в обществе важнейшего значения семьи как социального  института. Поэтому актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего  развития пихологичской науки и практики.

    Объект  исследования: взаимоотношение в  семье между родителем и ребенком.

    Предмет исследования: взаимоотношения в  семье между родителями и ребенком и особенности проявления тревожности  у детей в возрасте от 5 до 7 лет.

    Гипотеза: предполагается, что характер взаимоотношений  в семье значимо влияет на уровень  тревожности у ребенка.

    Цель  работы: выявление влияния родственных  отношений на развитие преодолений  тревожности у детей.

    Методологическая  основа:

    Методологической  основой являются теоретические  концепции ведущих отечественных  психологов: А.М. Прихожан, Е. Савина, С.С. Степанов о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного  детства как особого периода  в становлении личности. А также  исследования ряда работ авторов, которые  изучали семью и семейные отношения: Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин, А.В.Петровский, А.И.Захаров, И.М.Балинский, В.Н.Мясищев и другие.

    Для решения поставленных задач и  проверки исходных положений гипотезы был использован ряд исследовательских методов: теоретические методы исследования (теоретический анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос); педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

    Экспериментальная база исследования: МДОУ ДС «Олененок» г. Муравленко. В опытно-экспериментальной работе принимали участие 30 детей и 36 родителей.

    Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

    Критерий  доказательности гипотезы: при дисгармоничных детско- родительских отношениях дети демонстрируют повышенный уровень тревожности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Теоретические  основы развития и  преодоления тревожности  у детей в системе  родительских отношений. 

    
    1. Основные  подходы к определению  понятия «тревожность».
 

      Разработка любой проблемы тесно связана с выяснением понятийного аппарата, относящегося к проблеме исследования.

    Слово "тревожный" отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого  термина.

    В психологической литературе, можно  встретить разные определения понятия  тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости  рассматривать его дифференцированно  – как ситуативное явление  и как личностную характеристику с учетом переходного состояния  и его динамики.

    В психологическом словаре «тревожность»  рассматривается как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом  возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий. Это определение перекликается  с определением А.В.Петровского. Он характеризует тревожность как «…склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий». Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности.

    По  мнению Р.С. Немова, тревожность определяется как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

    В.В. Давыдов трактует тревожность как  индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых  различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают. В. Р. Кисловская определяет тревожность как функцию социального общения. Она делает вывод о том, что «тревожность в очень значительной мере является функцией социального общения». А это значит, что тревожность напрямую связана со стилем общения вообще и со стилем общения родителей с детьми в частности.

    Интересен, с нашей точки зрения, подход, представленный Е.А. Орловой. Она в  своей работе охарактеризовала три  направления в исследовании тревожности: экзистенциальный подход, условнорефлекторная  теория (или теория научения) и психоаналитическая теория.

    Экзистенциальный  подход (С. Кьерхегор), не дает четкого  определения тревожности.

    Экзистенциалисты  рассматривают тревожность как  феномен, присущий человеку от рождения и тесно связанный с выбором  не имеющихся у личности возможностей и потенциальной свободой. Подлинный  анализ возможностей выбора, поиск  потенциального направления деятельности, попытка воплотить возможность  в действительность – все эти  процессы обязательно сопровождаются тревожностью. Создатели этой концепции  считают тревожность стимулом развития индивида. Ситуация возникновения тревожности  всегда связывалась с принятием  решения, с выбором имеющихся  альтернатив действия.

    В теории условнорефлекторной деятельности проблема тревожности исследовалась  в связи с попытками объяснить  природу и последствия наказания. Свойственная этой теории концепция  утверждает, что первоначальное событие  или стимул (обусловленный стимул) в сочетании с необусловленным  стимулом, ведущим к опасному или  неприятному состоянию (боль), после  достаточно частого совместного  появления вызывает обусловленную  реакцию, которая приводит к возникновению  страха или тревожности в таких  ситуациях. Проведенные исследования показали, что тревожность возникает  всегда в угрожающих ситуациях. Таким  образом, представители этого направления  рассматривали тревожность как  вторичное побуждение. Тревожность  связана с предупреждением угрозы дискомфорта как физического, так  и психологического. Таким образом, в рамках условнорефлекторной теории тревожность связывается с двумя  противоположными возможностями, что  не позволяет рассматривать ее как  нечто единое.

Информация о работе Влияние родственных отношений на развитие преодолений тревожности у детей