Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:23, дипломная работа
Решение задач гуманизации и демократизации всех сторон жизни общества связано с перестройкой всей совокупности человеческих отношений, включая взаимосвязи взрослого и детского сообществ. Этот процесс происходит в сложных и противоречивых условиях отторжения прежних ценностей и утверждения новых, в том числе и в вопросах, касающихся детско-родительских отношений.
Содержание
Введение.
Глава 1. Теоретические основы развития и преодоления тревожности у детей в системе родительских отношений.
1.1. Основные подходы к определению понятия «тревожность
1.2. Особенности тревожности у дошкольников
1.3. Причины возникновения тревожности в семьях, имеющих детей младшего школьного возраста
1.4. Понятие «родительские отношения», виды, критерии
1.5. Влияние стиля общения родителей с детьми на преодоление тревожности у детей старших дошкольников.
1.6. Подходы к коррекции тревожности у детей в системе детско-родительских отношений.
Глава 2. Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье (на материалах констатирующего этапа исследования).
Глава 3. Коррекционная программа по созданию психолого-педагогических условий для преодоления тревожности у детей шестого года жизни в системе детско-родительских отношений.
Заключение.
Библиография.
Приложение.
Тема:
Влияние родственных
отношений на развитие
преодолений тревожности
у детей.
Содержание
Введение.
Глава 1. Теоретические основы развития и преодоления тревожности у детей в системе родительских отношений.
1.1. Основные подходы к определению понятия «тревожность
1.2. Особенности тревожности у дошкольников
1.3. Причины возникновения тревожности в семьях, имеющих детей младшего школьного возраста
1.4. Понятие «родительские отношения», виды, критерии
1.5. Влияние стиля общения родителей с
детьми на преодоление тревожности у детей
старших дошкольников.
1.6.
Подходы к коррекции тревожности у детей
в системе детско-родительских отношений.
Глава 2. Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье (на материалах констатирующего этапа исследования).
Глава
3. Коррекционная программа по созданию
психолого-педагогических условий
для преодоления тревожности
у детей шестого года жизни в системе
детско-родительских отношений.
Заключение.
Библиография.
Приложение.
Введение
Решение
задач гуманизации и
Представители
различных психологических школ
занимались изучением взаимоотношений
родителей и ребенка и
Проблема
влияния типа взаимодействия взрослого
и ребенка на формирование личности
последнего широко обсуждается в
психологической литературе и является
достаточно актуальной. К настоящему
времени сформировалось убеждение,
что тип детско-родительских отношений
в семье является одним из основных
факторов, формирующих характер ребенка
и особенности его поведения.
Наиболее характерно и наглядно тип
детско-родительских отношений проявляется
при воспитании ребенка. По мнению А.Я.
Варга, В.В. Столина и других, родительские
отношения – это система
Среди наиболее актуальных проблем современной психологии одно из главных мест занимает состояние тревоги и связанное с ним понятие тревожности. Тревожность – определяется, как индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге ее возникновения. Не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании личности ребенка.
В
настоящее время не существует единой
точки зрения на причины, лежащие
в основе формирования данного явления.
Согласно работам представителей динамического
подхода и отечественных
Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка. По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям, которые оказывают влияние на его эмоциональный фон. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие). Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как указывают исследователи С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и другие, является психологический микроклимат семьи.
В
настоящее время круг исследований,
связанных со спецификой детско-родительских
отношений постоянно
Объект
исследования: взаимоотношение в
семье между родителем и
Предмет исследования: взаимоотношения в семье между родителями и ребенком и особенности проявления тревожности у детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Гипотеза: предполагается, что характер взаимоотношений в семье значимо влияет на уровень тревожности у ребенка.
Цель работы: выявление влияния родственных отношений на развитие преодолений тревожности у детей.
Методологическая основа:
Методологической
основой являются теоретические
концепции ведущих
Для
решения поставленных задач и
проверки исходных положений гипотезы
был использован ряд исследоват
Экспериментальная база исследования: МДОУ ДС «Олененок» г. Муравленко. В опытно-экспериментальной работе принимали участие 30 детей и 36 родителей.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Критерий
доказательности гипотезы: при дисгармоничных
детско- родительских отношениях дети
демонстрируют повышенный уровень тревожности.
Глава
1. Теоретические
основы развития и
преодоления тревожности
у детей в системе
родительских отношений.
Разработка любой проблемы тесно связана с выяснением понятийного аппарата, относящегося к проблеме исследования.
Слово
"тревожный" отмечается в словарях
с 1771 года. Существует много версий,
объясняющих происхождение
В
психологической литературе, можно
встретить разные определения понятия
тревожности, хотя большинство исследователей
сходятся в признании необходимости
рассматривать его
В
психологическом словаре «
По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.
В.В.
Давыдов трактует тревожность как
индивидуальную психологическую особенность,
состоящую в повышенной склонности
испытывать беспокойство в самых
различных жизненных ситуациях,
в том числе и таких
Интересен, с нашей точки зрения, подход, представленный Е.А. Орловой. Она в своей работе охарактеризовала три направления в исследовании тревожности: экзистенциальный подход, условнорефлекторная теория (или теория научения) и психоаналитическая теория.
Экзистенциальный подход (С. Кьерхегор), не дает четкого определения тревожности.
Экзистенциалисты рассматривают тревожность как феномен, присущий человеку от рождения и тесно связанный с выбором не имеющихся у личности возможностей и потенциальной свободой. Подлинный анализ возможностей выбора, поиск потенциального направления деятельности, попытка воплотить возможность в действительность – все эти процессы обязательно сопровождаются тревожностью. Создатели этой концепции считают тревожность стимулом развития индивида. Ситуация возникновения тревожности всегда связывалась с принятием решения, с выбором имеющихся альтернатив действия.
В
теории условнорефлекторной
Информация о работе Влияние родственных отношений на развитие преодолений тревожности у детей