Влияние родственных отношений на развитие преодолений тревожности у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:23, дипломная работа

Описание работы

Решение задач гуманизации и демократизации всех сторон жизни общества связано с перестройкой всей совокупности человеческих отношений, включая взаимосвязи взрослого и детского сообществ. Этот процесс происходит в сложных и противоречивых условиях отторжения прежних ценностей и утверждения новых, в том числе и в вопросах, касающихся детско-родительских отношений.

Содержание

Содержание
Введение.
Глава 1. Теоретические основы развития и преодоления тревожности у детей в системе родительских отношений.
1.1. Основные подходы к определению понятия «тревожность
1.2. Особенности тревожности у дошкольников
1.3. Причины возникновения тревожности в семьях, имеющих детей младшего школьного возраста
1.4. Понятие «родительские отношения», виды, критерии
1.5. Влияние стиля общения родителей с детьми на преодоление тревожности у детей старших дошкольников.
1.6. Подходы к коррекции тревожности у детей в системе детско-родительских отношений.
Глава 2. Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье (на материалах констатирующего этапа исследования).
Глава 3. Коррекционная программа по созданию психолого-педагогических условий для преодоления тревожности у детей шестого года жизни в системе детско-родительских отношений.
Заключение.
Библиография.
Приложение.

Работа содержит 1 файл

План.docx

— 82.39 Кб (Скачать)

    В свете инновационных подходов к  воспитанию и обучению дошкольников широкое распространение получили такие формы как: семейные клубы, конкурсы семейных газет, создание домашней видиотеки, участие родителей в спортивных детских мероприятиях, культпоходы (в театр, музей, кино, на выставки), посещение природы и т. д.

    Анализируя  подходы авторов коррекции детско-родительских отношений, наиболее значимым, на наш  взгляд, являются формы работы по обогащению знаний родителей (собрания, индивидуальные консультации, разнообразные клубы, изучение родителями психолого-педагогической литературы по воспитанию детей).

    Использование неэффективного типа родительского  отношения ведет к возникновению  тревожности у ребенка. Тревожность  ребёнка на начальной стадии проявляется  ситуативно, но впоследствии может  перерасти в личностную. Чтобы тревожность не приобрела личностный характер, необходимо насыщать родителей знаниями о психологических особенностях возраста их ребенка, о задачах, формах, методах воспитания. 

    
    1. Подходы к коррекции тревожности  у детей в системе  детско-родительских отношений.
 

        По     мнению    отечественных   и   зарубежных    авторов     (А.И.   Захаров, Е.Б.  Ковалёва,  Р.В.  Овчарова,  А.А.  Осипова,  А.С.  Спиваковская,  А. Адлер,  К. Роджерс, Г.Л. Лэндрэт и другие) очень важна коррекция различных нарушений эмоциональных состояний и дисгармонии в развитии личности.

        Коррекция – это система мероприятий,  направленных на исправление  недостатков психологического развития  или поведения человека с помощью  специальных средств психологического воздействия.

        Психологическая коррекция –  это такая деятельность, которая  направлена на повышение возможности  участия клиента в самых различных  сферах (в обучении, поведении, в  отношениях с другими людьми), на раскрытие потенциальных творческих  резервов человека.

        Психологическая коррекция различается  по видам и формам.

        По видам:  симптоматическая, каузальная; познавательной сферы; личности; аффективно-волевой сферы; поведения; межличностных отношений.

        По формам: индивидуальная; групповая; смешанная; программированная; директивная; не директивная; сверхкороткая; длительная; общая; частная; специальная.

        Несмотря на различия в теориях,  целях, процедурах и формах  коррекционной работы, психологическое  воздействие в целом сводится  к тому, что один человек пытается  помочь другому.

        Р.В. Овчарова, основываясь на  причинах неэффективности родительских  отношений, таких как: педагогическая  и психологическая неграмотность  родителей; ригидные стереотипы  воспитания; личностные проблемы  и особенности родителей, вносимые  в общение с ребёнком; влияние  особенностей общения в семье  на отношения родителей к ребёнку  и др., предлагает в качестве  основного метода коррекции когнитивно-поведенческий тренинг.

        Когнитивно-поведенческий тренинг осуществляется с помощью ролевых игр и программы видеотренинга.

        Обоснование метода: семья – целостная  система. И именно поэтому проблемы  диады «родитель-ребёнок» не могут  быть решены только благодаря  психокоррекции ребёнка или родителя. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий.

        А.А. Осипова выделяет как средство  коррекции детско-родительских отношений  – социально-психологический тренинг.

        Под социально-психологическим тренингом  понимается практика психологического  воздействия, основанная на активных  методах групповой работы. При  этом подразумевается использование  своеобразных форм обучения знаниям,  умениям, техникам в сфере общения,  деятельности и коррекции.

        Социально-психологический тренинг  – один из методов активного  обучения и психологического  воздействия, осуществляемого в  процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением других участников группы

        В процессе социально-психологического  тренинга применяются различные  методические приёмы: групповая  дискуссия (базовый методический  приём), ролевая игра, невербальные  упражнения и так далее.

        Е.Б. Ковалёва, исследуя тревожность  детей, обратила внимание, что  на рост тревожности дошкольника  оказывает определённое влияние  эмоциональных детско-родительских  отношений. В результате ребёнок  находится под давлением родителей.  В качестве коррекции тревожности  у детей предлагала воздействие  на его самосознание через  уровень его развития.

        Методы коррекции органического  уровня: фито- и витаминотерапия,  упражнения на релаксацию и  сосредоточения, обратить внимание  на режим дня, питание, прогулки, достаточный сон.

        Методы коррекции индивидуального  уровня самосознания направлены  на стабилизацию эмоционального  состояния, на развитие эмпатии  и адекватных защитных проявлений (игровая терапия, окотерапия, деятельная терапия и т.д.).

        Методы коррекции личностного  уровня: упражнение типа «Вживание  в образ», терапевтическое общение,  а также эффективные проективные  методики: рисование страхов, составление  рассказов по специальным картинкам  и так далее.

        По мнению А.Г. Харчева, семья для дошкольника – «социальный микроскоп», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильным представлением родителей о воспитании ребёнка, незнания его психологических, возрастных и индивидуальных особенностей, что приводит к нарушениям в системе детско-родительских отношений.

        Для того, чтобы складывался позитивный тип детско-родительских отношений, как считают Т.А. Маркова, Г. Кравцов, Т.Н. Доронов,   С.И.Мушенко и другие, надо формировать педагогическую грамотность у родителей. На современном этапе сложилась система работы с родителями или формы сотрудничества, которые способствуют повышению педагогической культуры родителей. В работе с родителями используется как коллективная, так и индивидуальная форма работы. К коллективным формам работы относятся: собрание для родителей, практикумы, семинары. К индивидуальным: консультации, папки-передвижки, беседы, посещение на дому.

        В свете инновационных подходов  к воспитанию и обучению дошкольников  широкое распространение получили  такие формы как: семейные клубы,  конкурсы семейных газет, создание  домашней  видиотеки, участие родителей в спортивных детских мероприятиях, культпоходы (в театр, музей, кино, на выставки), посещение природы и т. д.

       Анализируя подходы авторов коррекции  детско-родительских отношений,  наиболее значимым, на наш взгляд, являются формы работы по обогащению  знаний родителей  (собрания, индивидуальные  консультации, разнообразные клубы,  изучение родителями психолого-педагогической  литературы по воспитанию детей).

       Исследователи обращают внимание, что для коррекции детско-родительских  отношений можно использовать  тренинг (когнитивно-поведенческий, социально-психологический).

       Проблема детско-родительских отношений,  как видно из многочисленных  исследований психологов и педагогов,  действительно актуальна. 

       Влиянию родительского отношения  на ребёнка посвящено много  исследований зарубежных и отечественных  психологов и педагогов (А.В.Петровский, А.И.Захаров, А.Я.Варга, В.В.Столин, С.Соловейчик, П.Ф.Лесгафт  и другие).

       Родительские отношения – это  система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.

       Исследователи выделяют типы  родительских отношений (диктат, опека, невмешательство, паритет,  сотрудничество). Использование неэффективного  типа родительского отношения  ведет к возникновению тревожности  у ребенка. Тревожность ребёнка  на начальной стадии проявляется  ситуативно, но впоследствии может  перерасти в личностную. Чтобы тревожность не приобрела личностный характер, необходимо насыщать родителей знаниями о психологических особенностях возраста их ребенка, о задачах, формах, методах воспитания.

       Для того, чтобы выявить влияние родительских отношений на ребёнка, нами проведен констатирующий этап исследования.

Информация о работе Влияние родственных отношений на развитие преодолений тревожности у детей