Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 13:31, реферат
Среду рассматривают как совокупность условий существования живых организмов и человека. Понятие «среда» имеет много значений. Рассмотрим макросреду (естественную), географическую, социальную, домашнюю среду как часть социальной и макросреды, так как в каждую единицу времени человек подвергается их влияни
Влияние среды на развитие личности
Среду рассматривают как совокупность условий существования живых организмов и человека. Понятие «среда» имеет много значений. Рассмотрим макросреду (естественную), географическую, социальную, домашнюю среду как часть социальной и макросреды, так как в каждую единицу времени человек подвергается их влиянию.
Макросреда. Имеется ввиду окружающее нас космическое пространство. Многочисленными наблюдениями, фактами, экспериментами подтверждено влияние еще на внутриутробное развитие, не говоря о родившемся человеке, космоса, особого расположения звезд, комет, действий магнитных бурь на солнце, смены фаз луны, лунных и солнечных затмений, магнитного и гравитационного полей земли…
Среда географическая – это определенный территориальный ландшафт со своей географической широтой и долготой, климатом, разнообразием рельефа, растительного и животного мира, природными ресурсами, источниками тепла, целебных вод, зон геомагнитной и геопатологенной активности и т.д., экологическими условиями…
Социальная среда – совокупность общественных отношений, складывающихся в обществе (уклад жизни, традиции, окружающие человека, социально-бытовые условия, обстановка, а так же совокупность людей, связанных общностью этих условий), доминирующие общественные идеи и ценности. Благоприятной социальной средой является та, где доминирующие идеи и ценности направлены на развитие творческой, инициативной личности.
Домашняя среда – колыбель начала жизни, окружение близких людей, материальные условия; это целый мир… Развитие ребенка обеспечивается дружбой и любовью в родительских отношениях, отношениях с близкими. Особое значение в обогащении знаниями и жизненным опытом имеет общение с родителями и взрослыми. У ребенка формируется потребность в общении с окружающими, что становится важнейшим источником его разностороннего развития.
Домашняя и социальная
среда могут оказывать и
Микросреда – это особенности квартиры или рабочего помещения, микроволны и магнитные воздействия, вибрации и т.д.
Педагогическая позиция заключается в изучении средовых влияний на развитие ребенка с целью формирования его анатомо-физиологических структур, так и с целью формирования духовных основ; в осознанном понимании родителями, взрослыми, педагогами проблем формирования полноценной личности
Итак. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контрастов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют ввиду, прежде всего, среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, вторую - к ближайшему. В понятие социальная среда входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда – это семья, родственники, друзья…
Педагог, знающий о роли социальной среды как факторе формирования личности, придает наиважнейшее значение организации воспитывающей среды.
Воспитывающая среда
– в отличие от формирующей –
это совокупность окружающих ребенка
обстоятельств, социально ценностных,
влияющих на его личностное развитие и
содействующих его вхождению в современную
культуру. Содержанием среды как фактора
социального развития личности выступают
предметно-пространственное окружение,
социально-поведенческое окружение, событийное
окружение и информационное окружение
– совокупность их разворачивается на
фоне природного окружения ребенка. Педагог,
профессионально использующий объективное
влияние данных социальных агентов, придает
этому влиянию целевую направленность,
переводя социальную ситуацию развития
в педагогическую – тем самым, сознавая
воспитывающую среду.
Понятие средовой адаптации
Средовая адаптация
– сложный процесс, осуществляемый
в различных сферах жизнедеятельности
человека. Адаптация является одной
из составляющих социализации. В переводе
с латинского (от лат. – adaptio – приспособляю)
она означает «прилаживание организма
и его функций, органов, клеток с условиями
среды». Адаптация направлена на сохранение
сбалансированной деятельности системы
органов и психологической организации
индивида при изменившихся условиях жизни.
Как процесс она означает приспособление
личности или социальной группы, попавшей
в трудную ситуацию в реальной среде к
этой среде.
По мнению А.В. Мудрика, адаптация представляет собой устойчивую модель поведения в определенных условиях и ситуациях
В Словаре по социальной педагогике социальная адаптация – это «активное приспособление человека к условиям социальной среды путем усвоения норм, ценностей, стилей поведения, принятых в обществе»
С позиции М.А. Галагузовой, социальная адаптация ребенка есть процесс активного приспособления его к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребенка с социальной средой.
Социально-педагогическая адаптация – явление, характеризующее наибольшую приспособленность человека к обучению и воспитанию. Педагогическая адаптация свидетельствует о том, что условия, в которых находится человек, для него наиболее оптимальны с позиции научения и воспитания.
Идейной основой социальной адаптации является личный и социальный конформизм. Социальная адаптация может быть активной (когда личность стремится воздействовать на новую для нее социальную среду) и пассивной (если личность не оказывает влияния на окружающую среду, а подчиняется ее нормам, гласным и негласным правилам).
Адаптация протекает
под влиянием внушения и осознания
личностью необходимости (или потребности)
в принятии новых ценностных установок
и поведения. Показателем успешной
социальной адаптации является высокий
социальный статус личности в данной
среде, ее психологическая
Результаты адаптации носят различные формы (от позитивных до негативных) для статусного и индивидуального состояния личности. Так, конкретными формами процесса социальной адаптации, его конечными результатами являются: снижение (или повышение) социального, должностного и профессионального статусов личности (или группы); социальная мобильность (разной направленности); определенное морально- и социально-психологическое состояние (от полного комфорта до полного дискомфорта). Одним из распространенных видов социальной адаптации является профессиональная адаптация. В любом случае итогом социальной адаптации выступает принятие адаптирующимся индивидом (или социальной группой) определенной социальной роли.
Сложность механизма социальной адаптации связана с взаимодействием двух систем – личности индивида и социальной среды. Эффективность и конечный результат адаптации определяются объективными показателями достижений индивида и субъективной удовлетворенности им своими достижениями в условиях данной социальной среды.
Понятие дезадаптации
У нетипичных детей из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящее изменения. Они испытывают значительные трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении, вплоть до аномии, как считают социологи Э. Дюркгейм и Р. Мертон. Под аномией они понимают разрушение имеющихся социокультурных представлений, норм, установок.
Промежуточным звеном между процессами адаптации и аномии выступает дезадаптация – процесс разрушения приспособительных механизмов, жизненных планов.
Б.Н. Алмазов определяет дезадаптацию как несоответствие и неусвоение социальных норм и правил человеком (3, с. 124). Это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса (возможностей) человека требованиям ситуации жизнедеятельности, что, в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования.
Таким образом, социальная дезадаптация – это процесс, противоположный социальной адаптации, неспособность индивида адаптироваться в социуме, усваивать и воспроизводить социальный опыт, нормы и правила поведения, посредством которых он учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми (82, с.66).
С точки зрения М.А. Галагузовой социальная дезадаптация ребенка представляет собой процесс утраты им или несформированности у него социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению к условиям социальной среды.
Школьная дезадаптация
– «невозможность школьного обучения
и адекватного взаимодействия ребенка
с окружением в условиях, предъявляемому
данному конкретному ребенку той индивидуальной
микросоциальной средой, в которой он
существует» [34, с.48]. Чаще всего школьная
дезадаптация проявляется в невозможности
обучения ребенка по программе в соответствии
с его способностями, в нарушениях поведения.
Так же школьная дезадаптация определяется
как «образование неадекватных механизмов
приспособления ребенка к школе в форме
нарушений учебы и поведения, конфликтных
отношений» со сверстниками и педагогами,
«психогенных заболеваний и реакций, повышенного
уровня тревожности, искажений в личностном
развитии» [20,с. 157]. Среди основных причин
школьной дезадаптации выделяются следующие:
§ Отсутствие индивидуального
подхода к ребенку, неадекватность
воспитательных мер, отсутствие своевременной
помощи ученику, проявления неуважения
к нему.
§ Неблагоприятная
материально-бытовая или/и
§ Негативное влияние
окружения, легкость добывания денег,
доступность алкоголя и наркотиков.
§ Деформация общественных
и нравственных идеалов, превосходство
обогащения над самореализацией, обстановка
пропаганды насилия, вседозволенности.
§ Тяжелые физические
заболевания, различные нарушения
психики, акцентуации и патологии
личности, патологическое протекание
возрастных кризисов, задержка психического
развития.
Таким образом, все выделенные факторы, способствующие школьной дезадаптации, подразделяются на школьные, семейные, микросоциальные, соматические и психические
В случае развития адаптации
по пути неустойчивой психической деятельности
имеет место угроза глубоких психических
изменений личности. Возникает проблема
сохранения психического здоровья школьников
[7, 34, 20, 24]. Изменениями могут стать
серьезные нервно-психические
Таким образом, в
ряде случаев школьная дезадаптация
может оставаться скрытой от педагогов
и родителей. Но дети с дезадаптивными
формами поведения нуждаются в особом
внимании. Важно вовремя распознать дезадаптивных
детей для профилактики и коррекции возможных
трудностей в дальнейшей их жизни. Основными
путями помощи таким детям может стать
правильно поставленное воспитание личности,
которое включает в себя воспитание адекватных
представлений об общественных мотивах
и движущих силах развития, знание резервов,
собственных возможностей, воспитание
навыка реагировать на события, а не на
представления о них, оптимизацию условий
жизни и обучения, изменение привычных
непродуктивных форм реагирования, выработку
навыков релаксирующего отвлечения и
избегания обычно декомпенсирующих данную
личность ситуаций. Эти принципы образуют
психогигиеническую основу учебно-воспитетельного
процесса. Одним из условий успешности
профилактики и коррекции школьной дезадаптации
является четкое понимание того, что она
отражает не слабость ребенка и не только
недостатки школы или семьи, а является
следствием нарушения отношений в системе
«школа – ребенок – семья – общество».
Именно эти нарушения отношения представляют
собой объект усилий, обеспечиваемыми
внутренними ресурсами данной системы.
Конечной целью должно стать не просто
разрешение уже возникших или уже возможных
школьных трудностей, а профилактика социальной
дезадаптации в последующей жизни.