Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:35, лекция
В работе описана коррекционная программа тревожности детей.
Министерство образования и науки,молодежи и спорта
Донбасский государственный педагогический университет
Кафедра Практической психологии
Корекция тревожности детей
План консультации:
студентки 3 курса
дневного отделения
направление подготовки
«Практическая психология»
Протасовой Д.В.
Славянск,2012 г.
Корекция тревожности детей.
Нелегко найти человека,
который бы никогда не испытывал
чувство страха. Беспокойство, тревога,
страх – такие же эмоциональные
неотъемлемые проявления нашей жизни,
как и радость, восхищение, гнев,
удивление, печаль. Но при чрезмерной
податливости к страхам, зависимости
от них меняется поведение человека
вплоть до « эмоционального паралича
». Устойчивые страхи – это страхи,
с которыми не может справиться ни
ребёнок, ни взрослый, которые приводят
к появлению нежелательных черт
характера. Детские страхи, если к
ним правильно относиться, понимать
причины их появления чаще всего
исчезают бесследно. Если же они болезненно
заострены или сохраняются
Есть ли разница между понятиями тревога и тревожность?
Тревога – это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями. Признаки: учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др.
Единичные, то есть не часто возникающие, проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность».
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. Это может быть разговор с незнакомым человеком, звонок по телефону и т.д.
В основе тревожности ключевым является страх и тревога, хотя могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина.
Страх – в здоровом виде страх возникает как реакция на реальную опасность, угрожающую жизни и здоровью. Страх в этом случае - это здоровая реакция и его функция - помочь организму избежать опасности. Физиологически признаки: потливость, спазмы в животе, дрожание ног, сердцебиение, учащенное дыхание. Поводом для страха является информация, получаемая нашими органами чувств - зрением, слухом, осязанием, обонянием.
В ситуации реальной угрозы страх имеет очень важную функцию и здоровая реакция напуганного организма - бежать. Но так случается, что бывает в состоянии страха невозможно сдвинуться с места, как будто парализует. Как будет реагировать человек в ситуации опасности, зависит от стиля воспитания. Если родители поддерживают ребенка, позволяют ребенку выражать свои чувства, принимают и любят ребенка таким, какой он есть он будет более раскован. А если ребенка унижают, ругают, бьют, запрещают переживать различные чувства, ему будет привычнее замереть.
Гораздо более распространены так называемые внушаемые страхи. Их источник - взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели и др.), которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. «Не подходи - упадешь», «Не бери - обожжешься», «Не гладь - укусит» и т.д. Маленькому ребенку пока еще не ясно, чем все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и, естественно, у него возникает реакция страха, как регулятор его поведения. Но если запугивать «без нужды», так, на всяких случай, то дитя полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в себе. Тогда-то страхи и начинают размножаться без каких-либо ограничений, а ребенок становится все более напряженным, скованным и осторожным.
К числу внушенных, можно так же отнести страхи, которые возникают у чересчур беспокойных родителей. Разговоры при ребенке о смерти, несчастьях и болезнях, пожарах и убийствах помимо воли запечатлеваются в его психике.
Часто родители запугивают детей такими фразами, как: «Если не ляжешь спать, то придет серый волк и укусит», «Если не сделаешь то то…баба Яга тебя унесет» или «Дядя милиционер заберет тебя», «Если не будешь слушаться, не приду за тобой в детский сад, отдам в детский дом». У маленьких детей все реально, следовательно, их страхи носят реальный характер. Баба Яга – это живое существо, обитающее где-то рядом, а Дядя только и ждет, чтобы забрать, если не будут слушаться.
В возрасте от 1 до 3 лет наиболее
часто встречается страх
Тест А.И.Захарова на оценку уровня тревожности
Инструкция. Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для вашего ребенка.
Если это выражено, ставьте«+», если это проявление встречается периодически, ставьте 0, если отсутствует, ставьте «—».
Возможные варианты ответов:
* данный пункт выражен
и возрастает в последнее
*данный пункт проявляется периодически — 1 балл;
*данный пункт отсутствует — 0 баллов.
Тест выполняют родители детей 4—10 лет.
Ваш ребенок:
1.Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу.
2.Чуть что — в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться.
3.Капризничает ни с того ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть.
4.Более чем часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.
5.Крайне неустойчив в
настроении, вплоть до того, что
может смеяться и плакать
6.Все больше грустит
и печалится без видимой
7.Как и в первые годы, снова сосет соску, палец, все вертит в руках.
8.Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких, беспокойно спит, просыпается, не может сразу прийти в себя утром.
9.Становится повышенно
10.Появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.
11.Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках.
12.Все быстрее устает,
отвлекается, не может
13.Все труднее найти
с ним общий язык, договориться:
становится сам не свой, без
конца меняет решения или «
14.Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром; нередко бледнеет, краснеет, потеет; беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи.
15.Снижается аппетит; часто и подолгу болеет; повышается без причин температура; часто пропускает детский сад или школу.
Подсчитывается сумма
баллов и делается вывод о наличии
невроза или
от 20 до 30 баллов — невроз;
от 15 до 20 баллов — невроз был или будет в ближайшее время;
от 10 до 15 баллов — нервное расстройство, но не обязательно
достигающее стадии заболевания;
от 5 до 9 баллов — необходимо внимание к этому ребенку;
менее 5 баллов — отклонения несущественны и являются вы¬ражением проходящих возрастных особенностей ребенка.
По мнению многих специалистов (Кочубей Б.И., Новикова Е.В., Захаров А.И.), одной из причин возникновения детской тревожности является нарушение детско-родительских отношений.
Основными причинами возникновения тревожного поведения являются:
• Конфликты между родителями (членами семьи).
• Подавленное, эмоционально неустойчивое состояние матери.
• Неадекватные требования родителей к возможностям и потребностям своего ребенка (Например, когда родители говорят ребенку: «Не кричи!», «Не бегай!», Не плачь!»);
• Повышенная тревожность самих родителей;
• Непоследовательность родителей при воспитании ребенка (Например, наказать ребенка, а через 5 минут дать конфеты или мама говорит нельзя, а бабушка можно);
• Предъявление ребенку противоречивых требований (Например: «Иди, поиграй в песочнице, но не испачкайся»);
• Аффективность (чрезмерная эмоциональность) родителей или хотя бы одного из них (когда родители кричат на ребенка);
• Неприятие ребенка (Когда не принимают ребенка таким, какой он есть. Пытаются его изменить, сделать более общительным, умным и т.д. Запрещают переживать, плакать);
• Стремление родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей;
• Авторитарный стиль воспитания в семье (Когда родитель постоянно подавляет, постоянно заставляет ребенка; когда родитель всегда прав);
• Насилие (психологическое, физическое и др.)
• Гиперсоциальность родителей: стремление родителей все делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам.
У если у родителей сложности в общении, у ребенка может развиться страх сказать "мы", недоверие к другим людям {человек человеку — волк, "каждый сам за себя").
"Людям нельзя доверять,
физический контакт неприятен,
эмоциональная близость
Если над успехами ребенка смеются, он может потерять желание чего-то достичь, может увериться в собственной глупости. Ему могут внушать не думать о чем-то определенном: лицах противоположного пола, деньгах и т.д.
В целом сдерживай все свои чувства либо какое-то определенное чувство; не чувствуй как ты, а чувствуй как я. (Например: "Надень свитер, здесь холодно").
О ребенке вспоминают и
начинают заботиться только тогда, когда
он болеет или у него возникают
серьезные поведенческие
Неосознаваемые приказания
и разрешения родителей могут
входить в смысловое
Первым уроком того, как нам строить свои взаимоотношения с другими, является родительский пример общения друг с другом. Он оказывает наиболее сильное программирующее влияние на ребенка. Именно наши мамы и папы демонстрируют нам, как нужно вести себя с ребенком, и, более широко, с подчиненным, зависимым от нас человеком. Вспомните, как мы иногда зарекаемся не делать некоторые вещи по отношению к своим детям. Но в стрессовой ситуации, когда эмоции на пределе, мы автоматически повторяем то, что делали по отношению к нам наши родители и то, что мы когда-то зарекались не делать по отношению к своим детям.
Таким образом, все мы оказываемся наследниками семейных традиций, норм, преломленных и видоизмененных человеческой индивидуальностью в привычки, характер, мировоззрение. Наши родители передают нам свой опыт удач и неудач, надежд и опасений, свою неуверенность или уверенность перед будущим, а им аналогичный багаж передали наши бабушки и дедушки. Порой мы точно копируем своих родственников, а порой с той же точностью делаем все наоборот.
Оглянитесь на свое детство, вспомните, каким оно было у Вас, что Вас тогда пугало? А что тревожит сейчас? Если глубоко покопать, наверняка можно найти связь между детскими страхами и теперешними Вашими опасениям.