Корекция тревожности детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:35, лекция

Описание работы

В работе описана коррекционная программа тревожности детей.

Работа содержит 1 файл

методика тревожности.docx

— 26.59 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки,молодежи и спорта

Донбасский государственный  педагогический университет

Кафедра Практической психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Корекция тревожности  детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План консультации:

студентки 3 курса

дневного отделения

направление подготовки

«Практическая психология»

Протасовой Д.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Славянск,2012 г.

Корекция тревожности  детей.

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал  чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные  неотъемлемые проявления нашей жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости  от них меняется поведение человека вплоть до « эмоционального паралича ». Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не может справиться ни ребёнок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера. Детские страхи, если к  ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего  исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной  ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных  отношений в семье. Для того, чтобы  воздействовать на ребёнка, помочь избавиться ему от страхов, родителям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как  возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему.

Есть ли разница  между понятиями тревога и  тревожность?         

Тревога – это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями. Признаки: учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др.

Единичные, то есть не часто  возникающие, проявления тревоги могут  перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность».          

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. Это может быть разговор с незнакомым человеком, звонок по телефону и т.д.

В основе тревожности ключевым является страх и тревога, хотя могут  присутствовать и печаль, и стыд, и вина.         

Страх – в здоровом виде страх возникает как реакция на реальную опасность, угрожающую жизни и здоровью. Страх в этом случае - это здоровая реакция и его функция - помочь организму избежать опасности. Физиологически признаки: потливость, спазмы в животе, дрожание ног, сердцебиение, учащенное дыхание. Поводом для страха является информация, получаемая нашими органами чувств - зрением, слухом, осязанием, обонянием.         

В ситуации реальной угрозы страх имеет очень важную функцию  и здоровая реакция напуганного  организма - бежать. Но так случается, что бывает в состоянии страха невозможно сдвинуться с места, как  будто парализует. Как будет реагировать  человек в ситуации опасности, зависит  от стиля воспитания. Если родители поддерживают ребенка, позволяют ребенку  выражать свои чувства, принимают и  любят ребенка таким, какой он есть он будет более раскован. А  если ребенка унижают, ругают, бьют, запрещают переживать различные  чувства, ему будет привычнее  замереть.         

Гораздо более распространены так называемые внушаемые страхи. Их источник - взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели  и др.), которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. «Не подходи - упадешь», «Не бери - обожжешься», «Не гладь - укусит» и т.д. Маленькому ребенку пока еще не ясно, чем все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и, естественно, у него возникает реакция страха, как регулятор его поведения. Но если запугивать «без нужды», так, на всяких случай, то дитя полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в себе. Тогда-то страхи и начинают размножаться без каких-либо ограничений, а ребенок становится все более напряженным, скованным и осторожным.

К числу внушенных, можно  так же отнести страхи, которые  возникают у чересчур беспокойных  родителей. Разговоры при ребенке  о смерти, несчастьях и болезнях, пожарах и убийствах помимо воли запечатлеваются в его психике.

Часто родители запугивают детей такими фразами, как: «Если  не ляжешь спать, то придет серый волк и укусит», «Если не сделаешь то то…баба  Яга тебя унесет» или «Дядя  милиционер заберет тебя», «Если  не будешь слушаться, не приду за тобой  в детский сад, отдам в детский  дом». У маленьких детей все  реально, следовательно, их страхи носят  реальный характер. Баба Яга – это  живое существо, обитающее где-то рядом, а Дядя только и ждет, чтобы  забрать, если не будут слушаться.

В возрасте от 1 до 3 лет наиболее часто встречается страх неожиданных  звуков, на втором месте стоит страх  одиночества, затем страх медицинских  работников. В 2 года у детей происходит снижение страхов неожиданных звуков, и повышается страх перед засыпанием. Так как дети бояться, что если они заснут, то мама, папа могут исчезнуть. Но если родители уверенно и гибко  ведут себя при взаимодействии с  детьми, то проблемы страха у малышей  почти не существует. И наоборот, если родители вольно или невольно провоцируют появление страхов, то у ребенка повышается уровень тревожности.

Тест    А.И.Захарова на оценку уровня тревожности

Инструкция. Внимательно  прочитайте эти утверждения и  оцените, насколько они характерны для вашего ребенка.

Если это выражено, ставьте«+», если это проявление встречается  периодически, ставьте 0, если отсутствует, ставьте  «—».

Возможные варианты ответов:

* данный пункт выражен  и возрастает в последнее время  — 2 балла;

*данный пункт проявляется  периодически — 1 балл;

*данный пункт отсутствует  — 0 баллов.

Тест выполняют родители детей 4—10 лет.

Ваш ребенок:

1.Легко расстраивается, много  переживает, все слишком близко  принимает к сердцу.

2.Чуть что — в слезы,  плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может  успокоиться.

3.Капризничает ни с  того ни с сего, раздражается  по пустякам, не может ждать,  терпеть.

4.Более чем часто обижается,  дуется, не переносит никаких  замечаний.

5.Крайне неустойчив в  настроении, вплоть до того, что  может смеяться и плакать одновременно.

6.Все больше грустит  и печалится без видимой причины.

7.Как и в первые годы, снова сосет соску, палец, все  вертит в руках.

8.Долго не засыпает  без света и присутствия рядом  близких, беспокойно спит, просыпается,  не может сразу прийти в  себя утром.

9.Становится  повышенно  возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий.

10.Появляются выраженные  страхи, опасения, боязливость в  любых новых, неизвестных или  ответственных ситуациях.

11.Нарастает неуверенность  в себе, нерешительность в действиях  и поступках.

12.Все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать  внимание продолжительное время.

13.Все труднее найти  с ним общий язык, договориться: становится сам не свой, без  конца меняет решения или «уходит»  в себя.

14.Начинает жаловаться  на головные боли вечером или  боли в области живота утром;  нередко бледнеет, краснеет, потеет; беспокоит зуд без видимой  причины, аллергия, раздражение кожи.

15.Снижается аппетит; часто  и подолгу болеет; повышается  без причин температура; часто  пропускает детский сад или  школу. 

 

Подсчитывается сумма  баллов и делается вывод о наличии  невроза или предрасположенности  к нему.

от 20 до 30 баллов — невроз;

от 15 до 20 баллов — невроз был или будет в ближайшее  время;

от 10 до 15 баллов — нервное  расстройство, но не обязательно

достигающее стадии заболевания;

от 5 до 9 баллов — необходимо внимание к этому ребенку;

менее 5 баллов — отклонения несущественны и являются вы¬ражением  проходящих возрастных особенностей ребенка.

По мнению многих специалистов (Кочубей Б.И., Новикова Е.В., Захаров  А.И.), одной из причин возникновения  детской тревожности является нарушение  детско-родительских отношений.         

Основными причинами  возникновения тревожного поведения  являются:

• Конфликты между родителями (членами семьи).

• Подавленное, эмоционально неустойчивое состояние матери.

• Неадекватные требования родителей к возможностям и потребностям своего ребенка (Например, когда родители говорят ребенку: «Не кричи!», «Не  бегай!», Не плачь!»);

• Повышенная тревожность  самих родителей;

• Непоследовательность родителей  при воспитании ребенка (Например, наказать ребенка, а через 5 минут дать конфеты  или мама говорит нельзя, а бабушка  можно);

• Предъявление ребенку  противоречивых требований (Например: «Иди, поиграй в песочнице, но не испачкайся»);

• Аффективность (чрезмерная эмоциональность) родителей или  хотя бы одного из них (когда родители кричат на ребенка);

• Неприятие ребенка (Когда  не принимают ребенка таким, какой  он есть. Пытаются его изменить, сделать  более общительным, умным и т.д. Запрещают переживать, плакать);

• Стремление родителей  сравнивать достижения своего ребенка  с достижениями других детей;

• Авторитарный стиль воспитания в семье (Когда родитель постоянно  подавляет, постоянно заставляет ребенка; когда родитель всегда прав);

• Насилие (психологическое, физическое и др.)

• Гиперсоциальность родителей: стремление родителей все делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам. 

 

У если у родителей сложности  в общении, у ребенка может  развиться страх сказать "мы", недоверие к другим людям {человек  человеку — волк, "каждый сам за себя").

"Людям нельзя доверять, физический контакт неприятен,  эмоциональная близость чревата  обманом, чужая душа — потемки,  и меня никто не поймет".

Если над успехами ребенка  смеются, он может потерять желание  чего-то достичь, может увериться  в собственной глупости. Ему могут  внушать не думать о чем-то определенном: лицах противоположного пола, деньгах  и т.д.

В целом сдерживай все  свои чувства либо какое-то  определенное чувство; не чувствуй как ты, а чувствуй как я. (Например: "Надень свитер, здесь холодно").

О ребенке вспоминают и  начинают заботиться только тогда, когда  он болеет или у него возникают  серьезные поведенческие нарушения, чем и вызывают у него стремление быть больным, беспомощным и потому... любимым.

Неосознаваемые приказания и разрешения родителей могут  входить в смысловое противоречие с теми указаниями и назиданиями, которые они дают своим детям  каждый день. Если это случается, то у ребенка снижается способность  к самоконтролю, пониманию собственных  потребностей, в дальнейшем у него может развиться депрессия, неумение понять других, сформулировать цель, распланировать день и, конечно же, повысится общая  тревожность, подверженность страхам.          

Первым уроком того, как  нам строить свои взаимоотношения  с другими, является родительский пример общения друг с другом. Он оказывает  наиболее сильное программирующее  влияние на ребенка. Именно наши мамы и папы демонстрируют нам, как  нужно вести себя с ребенком, и, более широко, с подчиненным, зависимым  от нас человеком. Вспомните, как  мы иногда зарекаемся не делать некоторые  вещи по отношению к своим детям. Но в стрессовой ситуации, когда  эмоции на пределе, мы автоматически  повторяем то, что делали по отношению  к нам наши родители и то, что  мы когда-то зарекались не делать по отношению  к своим детям.         

Таким образом, все мы оказываемся  наследниками семейных традиций, норм, преломленных и видоизмененных человеческой индивидуальностью в привычки, характер, мировоззрение. Наши родители передают нам свой опыт удач и неудач, надежд и опасений, свою неуверенность или  уверенность перед будущим, а  им аналогичный багаж передали наши бабушки и дедушки. Порой мы точно  копируем своих родственников, а  порой с той же точностью делаем все наоборот.

Оглянитесь на свое детство, вспомните, каким оно было у Вас, что Вас тогда пугало? А что  тревожит сейчас? Если глубоко покопать, наверняка можно найти связь  между детскими страхами и теперешними  Вашими опасениям.

Информация о работе Корекция тревожности детей