Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:23, дипломная работа
Решение задач гуманизации и демократизации всех сторон жизни общества связано с перестройкой всей совокупности человеческих отношений, включая взаимосвязи взрослого и детского сообществ. Этот процесс происходит в сложных и противоречивых условиях отторжения прежних ценностей и утверждения новых, в том числе и в вопросах, касающихся детско-родительских отношений.
Содержание
Введение.
Глава 1. Теоретические основы развития и преодоления тревожности у детей в системе родительских отношений.
1.1. Основные подходы к определению понятия «тревожность
1.2. Особенности тревожности у дошкольников
1.3. Причины возникновения тревожности в семьях, имеющих детей младшего школьного возраста
1.4. Понятие «родительские отношения», виды, критерии
1.5. Влияние стиля общения родителей с детьми на преодоление тревожности у детей старших дошкольников.
1.6. Подходы к коррекции тревожности у детей в системе детско-родительских отношений.
Глава 2. Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье (на материалах констатирующего этапа исследования).
Глава 3. Коррекционная программа по созданию психолого-педагогических условий для преодоления тревожности у детей шестого года жизни в системе детско-родительских отношений.
Заключение.
Библиография.
Приложение.
Совсем
по–другому выглядит попустительский
(анархичный, игнорирующий) стиль. Главной
особенностью попустительского стиля
является самоустранение родителей
из воспитательного процесса, снятие
с себя ответственности за происходящее.
Попустительский стиль
Наиболее продуктивным, на наш взгляд, является демократический стиль общения. (Стиль сотрудничества). Оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля является то, что у детей развивается уверенность в себе, стимулируется самостоятельность. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.
Этот
стиль общения позволяет решать
задачи обучения и воспитания наиболее
эффективно. По сути, этот стиль общения
можно охарактеризовать как личностный.
Выработать его может только человек,
имеющий высокий уровень
Демократический
стиль общения во взаимосвязи
с благоприятным
Наряду с рассмотренными стилями педагогического общения есть и иные подходы к их описанию. Так, В.А. Кан-Калик установил и охарактеризовал такие стили общения, как общение, основанное на увлеченности совместной творческой деятельностью родителей и детей; общение, в основе которого лежит дружеское расположение; общение-дистанция, общение-устрашение; общение-заигрывание.
Перечисленные
варианты не исчерпывают все богатство
стилей общения самопроизвольно
выработанных длительной практикой. В
его спектре возможны самые различные
нюансы, дающие неожиданные эффекты,
устанавливающие или
Но самые основные стили общения взрослого и ребенка это:
При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку.
При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе. Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения, что и приводит к тревожности.
Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов и значительных достижений в дальнейшей жизни.
От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.
Приведём подборку исследований зарубежных и отечественных авторов по данной проблеме.
К. Монпард считает, что жестокое воспитание приводит к характерологическому развитию тормозного типа с пугливостью, робостью и одновременным избирательным доминированием; маятникообразное воспитание (сегодня запретим, завтра разрешим) – к выраженным аффективным состояниям у детей, неврастении; опекающее воспитание приводит к чувству зависимости и созданию низкого волевого потенциала; недостаточное воспитание – к трудностям в социальной адаптации. [30]
С. Блюменфельд, И. Александренко, Г. Героргиц считают, что родительская гиперпротекция или радикальное пренебрежение приводит к неустойчивости и агрессивности детей.
П.А.
Лесгафт говорил о том, что
недостаточное и жестокое отношение
к ребёнку даёт «злостно-забитый»
тип детей, с погруженностью в
себя, с неустойчивостью поведения
и нарушениями в
И.М. Балинский считал, что строгое несправедливое отношение к детям в семье является причиной развития у них болезненного душевного состояния; чрезмерно-снисходительное отношение – причиной, переходящей через край эмоциональности у детей; чрезмерная требовательность – причиной душевной слабости ребёнка.
В.Н. Мясищев, Е.К. Яковлева, Р.А. Зачепецкий, С.Г. Файеберг говорили о том, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов ведёт к возникновению предрасполагающего фактора для невроза, навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех потребностей и желаний ребёнка – к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмоциональностью и отсутствием самоконтроля; предъявление к детям непосильных требований – как этиологический фактор неврастении.
Е.Г.
Сухарева делает следующие выводы:
противоречивое и унижающее воспитание
ведёт к агрессивно-защитному
типу поведения детей с повышенной
возбудимостью и
Отечественные и зарубежные авторы обращают внимание на то, что родители порой строят свои отношения с ребёнком не осознавая, что они просто копируют модель воспитания их собственных родителей.
Исследования В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, М.С. Лисиной и других указывают, что причиной построения негативного отношения родителей к ребёнку является незнание психологических особенностей возраста, задач, содержания, форм, методов воспитания ребёнка.
С
точки зрения обучения и развития,
основными особенностями
а)
ребёнок может произвольно
б) в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, одновременно удержать в сознании цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса (Н.Н. Поддъяков).
в) ведущее значение приобретает развитие воображения (Л.С. Выготский).
По мнению отечественных и зарубежных авторов (А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва, Р.В. Овчарова, А.А. Осипова, А.С. Спиваковская, А. Адлер, К. Роджерс, Г.Л. Лэндрэт и другие) очень важна коррекция различных нарушений эмоциональных состояний и дисгармонии в развитии личности.
Коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологического развития или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
Психологическая
коррекция – это такая
Психологическая коррекция различается по видам и формам.
По видам: симптоматическая, каузальная; познавательной сферы; личности; аффективно-волевой сферы; поведения; межличностных отношений.
По формам: индивидуальная; групповая; смешанная; программированная; директивная; не директивная; сверхкороткая; длительная; общая; частная; специальная.
Несмотря на различия в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие в целом сводится к тому, что один человек пытается помочь другому.
Р.В.
Овчарова, основываясь на причинах
неэффективности родительских отношений,
таких как: педагогическая и психологическая
неграмотность родителей; ригидные
стереотипы воспитания; личностные проблемы
и особенности родителей, вносимые
в общение с ребёнком; влияние
особенностей общения в семье
на отношения родителей к ребёнку
и др., предлагает в качестве основного
метода коррекции когнитивно-
Когнитивно-поведенческий тренинг осуществляется с помощью ролевых игр и программы видеотренинга.
Обоснование метода: семья – целостная система. И именно поэтому проблемы диады «родитель-ребёнок» не могут быть решены только благодаря психокоррекции ребёнка или родителя. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий.
А.А. Осипова выделяет как средство коррекции детско-родительских отношений – социально-психологический тренинг.
Под
социально-психологическим
Социально-психологический
тренинг – один из методов активного
обучения и психологического воздействия,
осуществляемого в процессе интенсивного
группового взаимодействия и направленного
на повышение компетентности в сфере
общения, в котором общий принцип
активности обучаемого дополняется
принципом рефлексии над
В процессе социально-психологического тренинга применяются различные методические приёмы: групповая дискуссия (базовый методический приём), ролевая игра, невербальные упражнения и так далее.
Е.Б.
Ковалёва, исследуя тревожность детей,
обратила внимание, что на рост тревожности
дошкольника оказывает
Методы
коррекции органического
Методы
коррекции индивидуального
Методы коррекции личностного уровня: упражнение типа «Вживание в образ», терапевтическое общение, а также эффективные проективные методики: рисование страхов, составление рассказов по специальным картинкам и так далее.
По мнению А.Г. Харчева, семья для дошкольника – «социальный микроскоп», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильным представлением родителей о воспитании ребёнка, незнания его психологических, возрастных и индивидуальных особенностей, что приводит к нарушениям в системе детско-родительских отношений. [55]
Для того, чтобы складывался позитивный тип детско-родительских отношений, как считают Т.А. Маркова, Г. Кравцов, Т.Н. Доронов, С.И.Мушенко и другие, надо формировать педагогическую грамотность у родителей. На современном этапе сложилась система работы с родителями или формы сотрудничества, которые способствуют повышению педагогической культуры родителей. В работе с родителями используется как коллективная, так и индивидуальная форма работы. К коллективным формам работы относятся: собрание для родителей, практикумы, семинары. К индивидуальным: консультации, папки-передвижки, беседы, посещение на дому.
Информация о работе Влияние родственных отношений на развитие преодолений тревожности у детей