Влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 18:22, дипломная работа

Описание работы

Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка и коррекции возникших нарушений давно признана в отечественной психологии.
На современном этапе дошкольный возраст становится одним из определяющих в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, зависит все последующее развитие.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные направления изучения проблемы тревожности.
1.1. Природа тревожности…………………………………………………..7
1.2. Проблема тревожности в дошкольном возрасте…………………….16
1.3. Игротерапия как метод психотерапевтического воздействия………21

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
2.1.Организация и методы экспериментального исследования……………33
2.2. Экспериментальное изучение влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста…………………………………….40
2.3. Анализ результатов исследования………………………………………48


Заключение……………………………………………………………………...57
Литература………………………………………………………………………61
Приложение…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста..doc

— 402.00 Кб (Скачать)


161

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Горно-Алтайский государственный университет

Психолого-педагогический факультет

Кафедра психологии

 

 

 

Квалификационная работа

 

Влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.

 

Допустить к защите                                              Работу выполнила:

                                                                                студентка 5 курса

«    »_______ 2006 г                                              

Зав. кафедрой психологии                                                     

к. пс.н., доцент Лукьяненко Т.И.                         Научный руководитель:                                                      

_____________                                                      

     подпись                                                               _____________

                                                                                        подпись

        

                                                                                 Квалификационная работа

                                                                                защищена «    » ______2007 г.   

                                                                                 Оценка _________________

     

                                                                                 Председатель  ГЭК:

                                                                                 Док. псих.н.,профессор 

                                                                                Агавелян Р.О.

 

                                                                                  _______________

                                                                                           подпись                            

                                                                                  «    »___________ 2007 г.

 

 

г. Горно-Алтайск

2007

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Основные направления изучения проблемы тревожности.

1.1.           Природа тревожности…………………………………………………..7

1.2.           Проблема тревожности в дошкольном возрасте…………………….16

1.3.           Игротерапия как метод психотерапевтического воздействия………21

 

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.

    2.1.Организация и методы экспериментального исследования……………33

    2.2. Экспериментальное изучение влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста…………………………………….40

    2.3. Анализ результатов исследования………………………………………48

 

 

Заключение……………………………………………………………………...57

Литература………………………………………………………………………61

Приложение………………………………………………………………….….64

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка и коррекции возникших нарушений давно признана в отечественной психологии.

На современном этапе дошкольный возраст становится одним из определяющих в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, зависит все последующее развитие.

Проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе развития является актуальной.

Недостаточное исследование тревожности в дошкольном возрасте не позволяет  определить ее влияние на дальнейшее развитие личности ребенка и результат его деятельности. На наш взгляд, исследование в данном направлении поможет решить ряд проблем дошкольного возраста. В нашей работе представлены как теоретические, так и прикладные аспекты проблемы детской тревожности и метода игротерапии.

Тревожность – одна из наиболее сложных и актуальных проблем современной психологической науки.

Многие авторы рассматривают возможность коррекции уровня тревожности у детей методом последовательной десенсибилизации, методом «отреагирования» страха, тревоги, напряжения, методом сочинения историй - Р.В.Овчарова, А.М.Прихожан, А.Н.Дубровина, Е.И.Рогов.

Г.Л.Лэндрет, Л.М.Костина, Е.К.Лютова, Г.Б.Монина предлагают  для коррекции уровня тревожности у детей использование метода игротерапии.

В работах Л.М.Костиной, Г.Б.Мониной, Т.Д.Марцинковской, В.К. Виллюнаса, Е.К.Лютовой и др. констатируется неблагоприятное влияние тревожности на состояние здоровья, деятельность и поведение человека.

А.И.Захаров, А.М.Прихожан отмечают, что при неоднократном повторении условий, провоцирующих высокие значения тревоги, создается постоянная готовность к переживанию данного состояния. Постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся личным новообразованием – тревожностью.

Анализ исследований различных авторов позволил рассматривать факты проявления детской тревожности как, с одной стороны, психодиагностическую характеристику, представляемую так  А.И.Захаровым и,  с другой стороны, как условие и результат социализации  А.М.Прихожан, Т.И.Чирковой. Другими словами, причины формирования тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так, и – причем в большей степени – в социальных, раскрывающихся условиях социализации. Если первый путь формирования тревожности трудно доступен для коррекции практическому психологу, то на втором пути существует возможность создания некоторых условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте.

В ходе анализа исследований Г.Л.Лэндрета, К.Мустакаса, В.Экслайн и других выяснилось, что наиболее оптимальными методами психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста следует признать рисование, рассказывание сказок и развивающие игры.

Психолого-педагогическая обусловленность использования игры  определяется  Д.Б.Элькониным, В.В.Лебединским, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных и психотерапевтических мер упор следует делать на ведущую в данном возрасте деятельность. Поэтому при работе с дошкольниками большое распространение получили различные варианты игротерапии – метода коррекции, в основе которого лежит игра.

Цель нашей работы выявить влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.

Объект исследования –  тревожность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.

Для достижения цели решались следующие задачи:

1.      Провести теоретический анализ психологической природы тревожности.

2.      Экспериментально выявить уровень тревожности детей дошкольного возраста.

3.      Показать влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования строится на предположении о том, что если в качестве  метода коррекции тревожности детей дошкольного возраста использовать игротерапию, то уровень тревожности изменится.

В исследовании был использован комплекс методов: теоретический анализ литературных источников, наблюдение, опрос, эксперимент, опросник для родителей и воспитателей «Признаки тревожности» Г.П. Лаврентьева, Т.И. Титаренко, детский тест тревожности Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки «Выбери нужное лицо»,  качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

В своей работе мы опирались на основные принципы психологии: принципы детерминизма, активности сознания, единства психики и деятельности, системности и развития.

В качестве испытуемых привлекались дети дошкольных образовательных учреждений с.Маймы экспериментальная группа  детский сад « Медвежонок», контрольная группа детский сад «Олененок»  Республики Алтай. В соответствии с целью и задачами эксперимента в ходе нашей работы было проведено 3 этапа исследования:

1.      Теоретический анализ литературных источников по проблеме, работа над понятийным аппаратом, определение цели, задач, формулирование гипотезы исследования.

2.      Подбор методик для определения уровня тревожности и работа над программой коррекции тревожности, формирование контрольной и экспериментальной групп. Проведение экспериментального исследования влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.

3.      Анализ и обобщение полученных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций по работе с тревожными детьми, по профилактике и преодолению тревожности для воспитателей и родителей, литературное оформление квалификационной работы.

Практическая значимость заключается в анализе большого количества литературных источников, с целью систематизации научного материала по данной теме, рекомендаций для воспитателей по работе с тревожными детьми в разработке программы коррекции ,для родителей тревожных детей по профилактике и преодолению тревожности. Материалы могут быть использованы в детских садах и в центрах детского творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основные направления изучения проблемы тревожности

 

 

 

1.1. Природа тревожности

 

В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому на английском языке термином «anxiety», что переводится на русский как «беспокойство», «тревога». В русском языке слово тревожность редко употребляемое. Гораздо   чаще, когда заходит речь про обозначаемое им явление используется существительное тревога и производные от него - глагол тревожиться и прилагательное тревожный. Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. Однако в профессиональном лексиконе психологов слово тревожность используется довольно часто.

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это «склонность индивидуума к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги» (38, с.407-408).

По мнению Н. Кравцовой «Тревожность – это устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени, переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности» (18, с.6).

Две тысячи лет назад Цицерон в трактате «Тускуланские беседы» писал: «Тревожность как черта характера (anxietas) отличается от состояния тревоги (angor) в том смысле, что тот, кто иногда испытывает страх, не обязательно всегда встревожен, а тот, кто тревожен, не обязательно во всех случаях испытывает страх». Анализируя это суждение, Г. Айзенк указывает: «Из контекста видно, что под тревожностью как чертой характера Марк Тулий Цицерон понимает относительно постоянное состояние сильного возбуждения симпатической нервной системы, страха и повышенной эмоциональности, в то время как состояние тревожности представляет собой состояние человека в конкретный момент, независимое от уровня эмоциональности, обычного для данного человека».

В упомянутом трактате Цицерона также сформулирована идея, предвосхитившая современное представление о тревожности как результат научения. Цицерон писал: «Кто страдает, тот боится, ибо причины, вызывающие страдание, при угрозе их появления вызывают страх». И далее: «Страх вызывается отсутствующими факторами, присутствие которых вызывает страдание». Это представление созвучно с теорией обусловливания, если рассматривать тревожность как условную реакцию, а страдание как безусловную.

Цицерон предвосхищает концепцию исчезновения тревожности, которая гласит: если условный стимул предъявляется без безусловного и типичного ответа на него, то условная реакция исчезнет, а, следовательно – если убрать болезненную безусловную реакцию, то угаснет и условная. На этих постулатах основывается поведенческая терапия тревожности.

Принято считать, что проблема тревожности как проблема собственно психологическая была впервые поставлена и подвергалась специальному рассмотрению в трудах З. Фрейда. При этом необходимо отметить, что взгляды Фрейда во многом близки к философской традиции, берущей свое начало от С. Кьеркегора.

Эта близость особенно интересна в понимании тревоги и страха. И  С. Кьеркегор, и З. Фрейд признавали необходимость разграничения страха и тревоги, считая, что страх – реакция на конкретную опасность, тогда как тревожность – реакция на опасность не известную и не определяемую.

З.Фрейд определял тревожность как неприятное переживание, выступающее сигналом предвосхищаемой опасности. Содержание тревожности – чувства неопределенности и беспомощности.

З. Фрейд писал: «Проблема тревожности – узловой пункт, в котором сходятся самые различные и самые важные вопросы, тайна, решение которой должно пролить яркий свет на всю нашу душевную жизнь» (43, с.2-3). .

Информация о работе Влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста