Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 18:22, дипломная работа
Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка и коррекции возникших нарушений давно признана в отечественной психологии.
На современном этапе дошкольный возраст становится одним из определяющих в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, зависит все последующее развитие.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные направления изучения проблемы тревожности.
1.1. Природа тревожности…………………………………………………..7
1.2. Проблема тревожности в дошкольном возрасте…………………….16
1.3. Игротерапия как метод психотерапевтического воздействия………21
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
2.1.Организация и методы экспериментального исследования……………33
2.2. Экспериментальное изучение влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста…………………………………….40
2.3. Анализ результатов исследования………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………...57
Литература………………………………………………………………………61
Приложение…………………………………………………
161
Горно-Алтайский государственный университет
Психолого-педагогический факультет
Квалификационная работа
Влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
Допустить к защите
« »_______ 2006 г
Зав. кафедрой психологии
к. пс.н., доцент Лукьяненко Т.И. Научный руководитель:
_____________
подпись
г. Горно-Алтайск
2007
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Основные направления изучения проблемы тревожности.
1.1. Природа тревожности…………………………………………………
1.2. Проблема тревожности в дошкольном возрасте…………………….16
1.3. Игротерапия как метод психотерапевтического воздействия………21
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
2.1.Организация и методы экспериментального исследования……………33
2.2. Экспериментальное изучение влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста…………………………………….40
2.3. Анализ результатов исследования………………………………………48
Заключение……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка и коррекции возникших нарушений давно признана в отечественной психологии.
На современном этапе дошкольный возраст становится одним из определяющих в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, зависит все последующее развитие.
Проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе развития является актуальной.
Недостаточное исследование тревожности в дошкольном возрасте не позволяет определить ее влияние на дальнейшее развитие личности ребенка и результат его деятельности. На наш взгляд, исследование в данном направлении поможет решить ряд проблем дошкольного возраста. В нашей работе представлены как теоретические, так и прикладные аспекты проблемы детской тревожности и метода игротерапии.
Тревожность – одна из наиболее сложных и актуальных проблем современной психологической науки.
Многие авторы рассматривают возможность коррекции уровня тревожности у детей методом последовательной десенсибилизации, методом «отреагирования» страха, тревоги, напряжения, методом сочинения историй - Р.В.Овчарова, А.М.Прихожан, А.Н.Дубровина, Е.И.Рогов.
Г.Л.Лэндрет, Л.М.Костина, Е.К.Лютова, Г.Б.Монина предлагают для коррекции уровня тревожности у детей использование метода игротерапии.
В работах Л.М.Костиной, Г.Б.Мониной, Т.Д.Марцинковской, В.К. Виллюнаса, Е.К.Лютовой и др. констатируется неблагоприятное влияние тревожности на состояние здоровья, деятельность и поведение человека.
А.И.Захаров, А.М.Прихожан отмечают, что при неоднократном повторении условий, провоцирующих высокие значения тревоги, создается постоянная готовность к переживанию данного состояния. Постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся личным новообразованием – тревожностью.
Анализ исследований различных авторов позволил рассматривать факты проявления детской тревожности как, с одной стороны, психодиагностическую характеристику, представляемую так А.И.Захаровым и, с другой стороны, как условие и результат социализации А.М.Прихожан, Т.И.Чирковой. Другими словами, причины формирования тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так, и – причем в большей степени – в социальных, раскрывающихся условиях социализации. Если первый путь формирования тревожности трудно доступен для коррекции практическому психологу, то на втором пути существует возможность создания некоторых условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте.
В ходе анализа исследований Г.Л.Лэндрета, К.Мустакаса, В.Экслайн и других выяснилось, что наиболее оптимальными методами психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста следует признать рисование, рассказывание сказок и развивающие игры.
Психолого-педагогическая обусловленность использования игры определяется Д.Б.Элькониным, В.В.Лебединским, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных и психотерапевтических мер упор следует делать на ведущую в данном возрасте деятельность. Поэтому при работе с дошкольниками большое распространение получили различные варианты игротерапии – метода коррекции, в основе которого лежит игра.
Цель нашей работы выявить влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
Объект исследования – тревожность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
Для достижения цели решались следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ психологической природы тревожности.
2. Экспериментально выявить уровень тревожности детей дошкольного возраста.
3. Показать влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что если в качестве метода коррекции тревожности детей дошкольного возраста использовать игротерапию, то уровень тревожности изменится.
В исследовании был использован комплекс методов: теоретический анализ литературных источников, наблюдение, опрос, эксперимент, опросник для родителей и воспитателей «Признаки тревожности» Г.П. Лаврентьева, Т.И. Титаренко, детский тест тревожности Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки «Выбери нужное лицо», качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
В своей работе мы опирались на основные принципы психологии: принципы детерминизма, активности сознания, единства психики и деятельности, системности и развития.
В качестве испытуемых привлекались дети дошкольных образовательных учреждений с.Маймы экспериментальная группа детский сад « Медвежонок», контрольная группа детский сад «Олененок» Республики Алтай. В соответствии с целью и задачами эксперимента в ходе нашей работы было проведено 3 этапа исследования:
1. Теоретический анализ литературных источников по проблеме, работа над понятийным аппаратом, определение цели, задач, формулирование гипотезы исследования.
2. Подбор методик для определения уровня тревожности и работа над программой коррекции тревожности, формирование контрольной и экспериментальной групп. Проведение экспериментального исследования влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
3. Анализ и обобщение полученных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций по работе с тревожными детьми, по профилактике и преодолению тревожности для воспитателей и родителей, литературное оформление квалификационной работы.
Практическая значимость заключается в анализе большого количества литературных источников, с целью систематизации научного материала по данной теме, рекомендаций для воспитателей по работе с тревожными детьми в разработке программы коррекции ,для родителей тревожных детей по профилактике и преодолению тревожности. Материалы могут быть использованы в детских садах и в центрах детского творчества.
1.1. Природа тревожности
В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому на английском языке термином «anxiety», что переводится на русский как «беспокойство», «тревога». В русском языке слово тревожность редко употребляемое. Гораздо чаще, когда заходит речь про обозначаемое им явление используется существительное тревога и производные от него - глагол тревожиться и прилагательное тревожный. Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. Однако в профессиональном лексиконе психологов слово тревожность используется довольно часто.
В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это «склонность индивидуума к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги» (38, с.407-408).
По мнению Н. Кравцовой «Тревожность – это устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени, переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности» (18, с.6).
Две тысячи лет назад Цицерон в трактате «Тускуланские беседы» писал: «Тревожность как черта характера (anxietas) отличается от состояния тревоги (angor) в том смысле, что тот, кто иногда испытывает страх, не обязательно всегда встревожен, а тот, кто тревожен, не обязательно во всех случаях испытывает страх». Анализируя это суждение, Г. Айзенк указывает: «Из контекста видно, что под тревожностью как чертой характера Марк Тулий Цицерон понимает относительно постоянное состояние сильного возбуждения симпатической нервной системы, страха и повышенной эмоциональности, в то время как состояние тревожности представляет собой состояние человека в конкретный момент, независимое от уровня эмоциональности, обычного для данного человека».
В упомянутом трактате Цицерона также сформулирована идея, предвосхитившая современное представление о тревожности как результат научения. Цицерон писал: «Кто страдает, тот боится, ибо причины, вызывающие страдание, при угрозе их появления вызывают страх». И далее: «Страх вызывается отсутствующими факторами, присутствие которых вызывает страдание». Это представление созвучно с теорией обусловливания, если рассматривать тревожность как условную реакцию, а страдание как безусловную.
Цицерон предвосхищает концепцию исчезновения тревожности, которая гласит: если условный стимул предъявляется без безусловного и типичного ответа на него, то условная реакция исчезнет, а, следовательно – если убрать болезненную безусловную реакцию, то угаснет и условная. На этих постулатах основывается поведенческая терапия тревожности.
Принято считать, что проблема тревожности как проблема собственно психологическая была впервые поставлена и подвергалась специальному рассмотрению в трудах З. Фрейда. При этом необходимо отметить, что взгляды Фрейда во многом близки к философской традиции, берущей свое начало от С. Кьеркегора.
Эта близость особенно интересна в понимании тревоги и страха. И С. Кьеркегор, и З. Фрейд признавали необходимость разграничения страха и тревоги, считая, что страх – реакция на конкретную опасность, тогда как тревожность – реакция на опасность не известную и не определяемую.
З.Фрейд определял тревожность как неприятное переживание, выступающее сигналом предвосхищаемой опасности. Содержание тревожности – чувства неопределенности и беспомощности.
З. Фрейд писал: «Проблема тревожности – узловой пункт, в котором сходятся самые различные и самые важные вопросы, тайна, решение которой должно пролить яркий свет на всю нашу душевную жизнь» (43, с.2-3). .
Информация о работе Влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста