Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:58, дипломная работа
Со временем функции семьи меняются, что особенно ярко видно на
примере ХХ века. Если в прошлом в семье приоритетом обладали совместное
ведение хозяйства и продолжение рода, то сегодня на первом месте
оказывается уже не экономическая и даже не биологическая, а социально-
психологическая функция.
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................. 6
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СЕМЬИ И
РАБОТЫ В ПСИХОЛОГИИ............................................................................. 11
1.1. Современная семья и этапы ее функционирования ............................. 11
1.1.1. Определение семьи .................................................................................. 11
1.1.2. Этапы развития семьи .............................................................................. 17
1.1.3. Нарушения жизнедеятельности семьи ................................................... 25
1.2. Удовлетворенность браком ........................................................................ 30
1.2.1. Исследования удовлетворенности браком ............................................ 30
1.2.2. Анализ факторов, влияющих на характер супружеских отношений . 37
1.3. Удовлетворенность работой ....................................................................... 43
1.3.1. Теории и структура удовлетворенности работой ................................. 43
1.3.2. Влияние работы на удовлетворенность браком .................................... 51
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ И РАБОТОЙ СЕМЕЙНЫХ ПАР,
НАХОДЯЩИХСЯ В БРАКЕ 10 ЛЕТ .............................................................. 60
2.1. Процедура и методы исследования .......................................................... 60
2.2. Анализ полученных результатов .............................................................. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................... 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ............................................ 99
ПРИЛОЖЕНИЕ ................................................................................................. 103
делятся на внешние и внутренние. Внутренние правила обуславливаются
теми, которые присутствовали в семьях, из которых вышли молодожены
12 Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2001 - 144с.С.50
13 Минигалиева М.Р., Ничипоренко Н.П. Зрелые межличностные отношения: условия развития // Журнал
Семейная психология и семейная терапия, №1, 2002, С.86-97.
19
(родительские правила), либо правилами культурно обусловлены (разделение
функций в семье).
Как цитирует Дж. Браун и Д. Кристенсен 14 теорию Мак-Голдрика, есть
ряд факторов, которые могут осложнить начальную стадию развития семьи.
То есть, какие ресурсы могут повлиять на перспективы развития брачных
отношений.
Пара встречается или заключает брак вскоре после утраты значимого
человека;
Супружеские отношения формируются на фоне стремления
дистанцироваться от родительской семьи;
Семейные традиции и происхождение супругов (например,
религиозные убеждения, образование, социальный класс, национальная
принадлежность, возраст и прочее), если они существенно различаются:
· супруги выросли в семьях с разным составом (например,
многодетная семья и семья с одним ребенком);
· пара проживает слишком далеко или слишком близко от хотя бы
одной из родительских семей;
· пара зависит от членов расширенной семьи материально,
физически или эмоционально;
· брак заключается в возрасте до 20 или после 30 лет;
· брак после периода ухаживания продолжительностью менее
шести месяцев или свыше трех лет;
· свадьба в отсутствие членов семьи или друзей;
· беременность жены до свадьбы или в течение первого года после
замужества;
· плохие отношения одного из супругов со своими родителями;
· собственное несчастливое, по мнению хотя бы одного из
супругов, детство, отрочество;
14 Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии - СПб.: Питер, 2001 - 352 с. С.110
20
· нестабильность брачных паттернов в одной из расширенных
семей.
И еще одна трудность, для описания которой подходит выражение: «и с
тех пор, они стали как одно целое». Этот феномен, а именно совершенство
одного человека, при соединении с другим, М. Боуэн попытался
опровергнуть. Он указал, что «слитные» пары не в состоянии
дифференцироваться от родительской семьи, что существенно осложняет
формирование брачных отношений между ними. Супруги боятся признать
отличия друг в друге, поскольку эти отличия могут оказаться столь велики,
что будут представлять угрозу для их «Я»15.
На этом этапе развития брачных отношений, имеющиеся ресурсы
претерпевают значительные изменения. Через решение больших и малых
проблем происходит формирование долговременных устойчивых форм
поведения, действующих на протяжении всего действующего жизненного
цикла.
III. Стадия - триада или семья ребенка преддошкольного/ дошкольного
возраста. Так или иначе, произошли ли конструктивные перемены в
восприятии друг друга супругами или нет, но в связи с рождением ребенка
диада превращается в триаду. Наступает второй кризис в развитии брачных
отношений. Меняются и структура семьи и межличностные дистанции16.
Этот кризис называют еще структурным кризисом семьи. У супругов
(особенно у мужей) возникает субъективные ощущения, что они стали
дальше друг от друга. На этой стадии развития брачных отношений - пик
супружеских измен.
С появлением третьего члена семьи, происходит пересмотр изначально
установившихся правил поведения и разделение функций. Независимо от
своей готовности к появлению детей супруги сразу же сталкиваются с
потребностью ребенка в привязанности. И если даже эта семья
15 Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2001 - 144с.С.52
16 Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии - СПб.: Питер, 2001 - 352 с. С.115
21
функциональная, способная разделить функции без сложностей, то может
возникнуть глобальный вопрос: «Кто за что отвечает в процессе воспитания
ребенка?» Супругам предстоит усвоить новые социальные роли матери и
отца. Несмотря на эти кризисные моменты, с этого этапа развития брачных
отношений семейная структура становиться более устойчивой, по сравнению
с диадой. По истечению времени, когда основной кризис пройден, и ребенок
успешно растет, может появиться повторный кризисный период, связанный с
появлением второго ребенка. К перечисленным выше родительским
проблемам, добавиться проблема становления отношений между детьми.
Здесь можно отметить, что ресурсы брачных отношений прошли ряд
изменений. Родители находятся в другом возрасте, у них другое состояние
здоровья, другие социальные роли и т.д. Новый ребенок - это новый
характер, который повлечет очередные изменения ресурса, и дальнейшие
брачные отношения будут строиться согласно этим изменениям.
IV. Стадия - семья школьника. Считается, что выход ребенка в школу -
очередной кризисный момент для семьи, поскольку семья на этой точке
своего развития может оказаться дисфункциональной. Это особенно верно
для гиперсоциализирующихся семей, которые почти не имеют своих
внутренних правил, а присваивают себе социальные правила. К ребенку
предъявляются большие ожидания: предполагается, что он должен быть, не
только здоров и счастлив, но и делать многое другое для блага своей семьи в
понимании ее старших членов. Можно отметить, что семейная система часто
испытывает давление (в виде обратной связи) со стороны внешних систем -
соседей и школы. Семье следует научиться общению с этими внешними
системами, определить границы и правила отношений, таким образом, чтобы
ребенок смог приобрести собственный опыт завязывания отношений17.
На этом этапе в брачных отношениях уже сформированы
определенные паттерны коммуникации. Трудности возникают обычно тогда,
17 Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2001 - 144с.С 60
22
когда есть раскол в родительской диаде. Например, союз одного из
родителей с ребенком против другого родителя.
Еще одной проблемой может выступить факт выхода матери на работу.
Времени для домашней работы у матери практически не остается, а у отца
(при условии не сложившейся карьеры) времени может быть достаточно, но
психологической готовности к принятию функций жены нет. В этом случае
если договориться по этим вопросам супругам не удается, то возникает еще
один кризис и эмоциональное напряжение, которое затрагивает всех членов
семьи. Следствием этого может быть депрессия, язвенная болезнь,
алкоголизм, у ребенка, обычно проблемы с учебой, трудности
взаимоотношений с родителями и окружающей социальной группой18.
V. Стадия - семья подростка. Следующим этапом развития, который
начинается с момента достижения ребенком половой зрелости и
продолжается до его ухода из семьи, является семья подростка. С
наступлением подросткового периода правила и роли в семье вновь следует
изменить. В брачных отношениях супруги сталкиваются с переменами. Эти
отношения проходят переоценку. Чувства подростка иногда «запускают» в
брачные отношения процессы, направленные на поддержание прежней
семейной организации. В условиях раскола родительской диады ребенок
склонен объединяться с тем или иным родителем для обретения большей
свободы.
VI. Стадия - семья, в основном выполнившая родительскую функцию.
Этот этап начинается в ухода из дома последнего ребенка и может быть не
кризисным если супругам удалось дать детям и автономию и близость.
Многие родители считают наиболее счастливым в своей жизни именно этот
этап. Но удовлетворенность своими отношениями могут испытывать только
те пары, у которых брачные отношения были гармоничными на прежних
этапах. Существующие супружеские проблемы с уходом на пенсию еще
18 Минигалиева М.Р., Ничипоренко Н.П. Зрелые межличностные отношения: условия развития // Журнал
Семейная психология и семейная терапия, №1, 2002, С.86-97.С.86
23
более обостряются. Пары с низким уровнем дохода или образованием более
склонны быть недовольными своими отношениями в пожилом возрасте19.
На данном этапе ресурсы возраста, физического здоровья, может и
психологического здоровья, могут быть истощены. Особенно если
прохождение жизненных циклов семьи были для супругов «болезненными».
Факт ухода на пенсию по разному влияет на мужчин и женщин. Мужчины
острее ощущают утрату продуктивности и социальных связей. У женщин
проблем гораздо меньше, особенно если они продолжают вести домашнее
хозяйство. Дж. Браун и Д. Кристенсен 20 цитируют Хейли «в момент ухода
мужа на пенсию у жены могут появиться различного рода расстройства. Эти
симптомы призваны выполнять защитную функцию по отношению к мужу,
который отныне несет ответственность за здоровье жены».
Адаптация к уходу на пенсию происходит в пяти сферах: значительное
снижение дохода; низкая самооценка; разрыв связи с сотрудниками по
работе; утрата значимой работы; утрата самоэдентичности (утрата рабочей
роли).
Проблемы, связанные с уходом на пенсию, может усугубить смерть
одного из супругов. Смерть супруга и как следствие одиночество, может
привести к депрессии, чувству вины, гневу и к суицидам.
Кроме того, что брачные отношения отражают имеющие ресурсы в
перспективе развития семьи, на каждом этапе брачных отношений имеется
ряд определенных задач, которые семья должна реализовать.
Надо отметить, что кроме жизненных этапов семьи выделяют этапы
повторного брака. Брачные отношения при повторном браке проходят
следующие этапы развития: сепарация или развод; неполная семья;
ухаживание; повторный брак.
19 Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии - СПб.: Питер, 2001 - 352 с. С.118
20 Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии - СПб.: Питер, 2001 - 352 с. С.120
24
Повторные брачные отношения подразумевает объединение более трех
семей, в отличие от первого брака. Одной из основных проблем таких
брачных отношений - это отсутствие норм и традиций. Фактически такие
брачные отношения строятся на проблемах, не решенных в предыдущем
браке, супруги должны установить близкие взаимоотношения в условиях,
когда роли и границы не определены. Особым фактором при формировании
повторных брачных отношений выступают дети, вынужденные делить свои
симпатии между прежними и новыми взаимоотношениями между
родителями и ближайшими их родственниками.
Переход со стадии на стадию жизненного цикла семьи представляет со-
бой нормативные кризисы в развитии семейной системы, т.е. кризисы, пе-
реживаемые каждой семьей, содержание которых — в разрешении противо-
речий между новыми задачами, встающими перед семьей, и характером
взаимодействия и общения между членами семьи. П. Босс называет труд-
ности, испытываемые большинством семей в момент изменения их функций
и структуры, нормативными стрессорами. И мы видели, что каждый переход
ставит перед семьей новые цели и задачи и требует структурно-
функциональной перестройки, включая изменение в иерархии функций .
семьи, решение вопроса о главенстве и лидерстве и распределение ролей.
Успешность разрешения кризисов перехода обеспечивает эффективное
функционирование семьи и ее гармоничное развитие.
Критерием периодизации жизненного цикла развития семьи могут
стать ключевые события — моменты взаимодействия членов семьи, обра-
зующие семейный сюжет [Jonnes, 1990]. Каждое из таких событий харак-
теризуется своими целями, особыми формами и конфликтом. Выделяются
следующие фазы семейного сюжета: 1) детство и период становления; 2)
отделение и уход из родительской семьи взрослых детей; 3) выбор партнера,
ухаживание; 4) образование новой супружеской пары; 4) установление
родительства и развитие отношений «отцов» и «детей»; 5) завершение,
смерть родственников.
25
Несколько иной подход к анализу развития семьи связан с понятием се-
мейной карьеры (X. Фелдман, М. Фелдман) 21. Карьера понимается как сово-
купность ролей индивида, направленных на самореализацию в значимых
сферах жизни — в семье, профессиональной деятельности, увлечениях. Ав-
торы выделяют два типа карьер — внутрисемейные и внесемейные. К вну-
трисемейным карьерам относятся карьера сексуального опыта, карьера су-
пружества, родительская карьера и карьера отношений родителей и взрослых
детей. Периодизация развития семьи с точки зрения карьерного подхода
должна рассматриваться как развитие и пересечение указанных выше карьер
каждого члена семьи, создающих уникальную и неповторимую и в то же
время обладающую известной периодичностью картину развития семьи.
Подводя итог можно отметить, что обзор существующих периодизаций
жизненного цикла семьи позволяет заключить, что все они основаны на
критерии изменения места детей в семейной структуре и реализации
супругами воспитательной функции. Любые перспективы развития брачных
отношений основываются на ресурсах, которые имеет семья и зависит от
качества их изменения, способностью перехода из одной стадии жизненного
цикла семьи в другую, посредством преодоления кризисных моментов.
1.1.3. Нарушения жизнедеятельности семьи
Любая семья сталкивается в процессе своей жизнедеятельности с
проблемными ситуациями, разрешение которых осуществляется в условиях
противоречивости индивидуальных потребностей, мотивов и интересов ее
членов. Основные причины семейных нарушений связаны с помехами в
Информация о работе Удовлетворенность браком и ролевые ожидания