Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:58, дипломная работа
Со временем функции семьи меняются, что особенно ярко видно на
примере ХХ века. Если в прошлом в семье приоритетом обладали совместное
ведение хозяйства и продолжение рода, то сегодня на первом месте
оказывается уже не экономическая и даже не биологическая, а социально-
психологическая функция.
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................. 6
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СЕМЬИ И
РАБОТЫ В ПСИХОЛОГИИ............................................................................. 11
1.1. Современная семья и этапы ее функционирования ............................. 11
1.1.1. Определение семьи .................................................................................. 11
1.1.2. Этапы развития семьи .............................................................................. 17
1.1.3. Нарушения жизнедеятельности семьи ................................................... 25
1.2. Удовлетворенность браком ........................................................................ 30
1.2.1. Исследования удовлетворенности браком ............................................ 30
1.2.2. Анализ факторов, влияющих на характер супружеских отношений . 37
1.3. Удовлетворенность работой ....................................................................... 43
1.3.1. Теории и структура удовлетворенности работой ................................. 43
1.3.2. Влияние работы на удовлетворенность браком .................................... 51
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ И РАБОТОЙ СЕМЕЙНЫХ ПАР,
НАХОДЯЩИХСЯ В БРАКЕ 10 ЛЕТ .............................................................. 60
2.1. Процедура и методы исследования .......................................................... 60
2.2. Анализ полученных результатов .............................................................. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................... 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ............................................ 99
ПРИЛОЖЕНИЕ ................................................................................................. 103
институтом благоустройства, биологическим и социальным
упорядочиванием жизни рода»6.
Социолог А. Г. Харчев считает, что семью можно определить как
исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами,
между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой
связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и
взаимной моральной
обусловлена потребностью общества в физическом и духовном
воспроизводстве населения. А. Г. Харчев особо подчеркивает существенные
основные элементы семьи: а) социально-историческую обусловленность
семейных отношений и семейной организации; б) наличие в семье
качественно специфических особенностей, отграничивающих ее от иных
социальных образований (малочисленность семейной группы, близость
родства, общность быта, взаимная моральная ответственность); в)
существование семьи и ее специфическая социальная функция являются
следствием объективной необходимости, связанной с организованной
формой воспроизводства жизни. 7
П. И. Седугин дает понятие семьи как определенной совокупности
(общности, группы) людей, по общему правилу родственников, основанной
на браке, родстве и свойстве, совместном проживании и ведении общего
хозяйства, образующей естественную среду для благополучия ее членов,
воспитания детей, взаимопомощи, продолжения рода. 8
5
Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. – Т. 2. – М., 1915.
6 Бердяев Н. Смысл творчества // Семья: книга для чтения. Кн. 2 / Сост. И. С. Андреева, А. В. Гулыга. – М.,
1990.
7 Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. – М., 1979.
8
Комментарий к Семейному кодексу РФ / под ред. П. В. Крашенинникова, П. И. Седугина. – М., 1997.
13
Такое определение семьи, основанное на первый взгляд на внешних и
апсихологичных критериях, на самом деле подчеркивает две характеристики
семьи, имеющие __________ключевое значение для понимания психологических зако-
номерностей функционирования семьи. Во-первых, понимание семьи как
малой социальной группы ставит эффективность ее функционирования в за-
висимость от решения
проблем внутригрупповой коммун
ния между членами семьи, распределения власти и лидерства, разрешения
конфликтов, межгруппового взаимодействия как построения ее отношений с
социальным окружением — с прародительской семьей и т.д.
В современной психологии семьи и семейной психотерапии можно
выделить две
возможные теоретические
Согласно первой, семья представляет собой группу индивидов, имеющих об-
щие и различные интересы, а семейный контекст рассматривается как среда
социализации и развития личности. Такой вариант трактовки семьи харак-
терен для начального этапа становления семейной психологии как самосто-
ятельной дисциплины и в определенной мере находит отражение в поведен-
ческом подходе и психоанализе. Согласно второй позиции семья
рассматривается
как целостная система и «едини
мья. Эта позиция характерна для системной семейной терапии и психологов,
подчеркивающих неаддитивный характер семьи, не сводящейся к суммарной
совокупности ее членов.
Приведенное определение семьи содержит также указание на две
подсистемы структуры семьи — супружескую и детско-родительскую.
В русском языке словом «семья» сначала обозначался весь круг
родственников с домочадцами и слугами, проживающими вместе, и лишь с
XIV в. оно стало использоваться в более узком, специфическом смысле.
Итак, основными характеристиками семьи являются: 1) брачные и
кровнородственные связи между членами семьи; 2) совместное проживание и
3) совместное ведение хозяйства или общий семейный бюджет.
14
Семья, как любая система, реализует ряд функций в иерархии,
отражающей как специфику ее, семьи, культурно-исторического развития,
так и своеобразие этапов ее жизненного цикла:
• экономическую (материально-производственную)
бытовую. В доиндустриальном обществе семья была первичной производст-
венной группой, обеспечивавшей себе все основные материальные условия
существования или создававшей продукты для обмена. В настоящее время
экономическая функция семьи определяется объединением доходов ее
членов и распределением этих доходов на потребление в соответствии с по-
требностями каждого члена семьи. Хозяйственно-бытовая функция реали-
зуется в форме организации быта семьи и личного быта каждого из ее чле-
нов. Распределение домашних обязанностей и их содержание обусловлены
исторической эпохой, условиями жизни, составом семьи и стадией ее жиз-
ненного цикла;
• репродуктивную (деторождение и воспроизводство населения). А.Г.
Харчев считает
эту функцию важнейшей
обеспечивающей воспроизводство населения страны. 9 Решение задач
планирования рождаемости и воспроизводства населения составляет важную
функцию государственной политики практически во всех странах,
независимо от того, сталкиваются ли они с проблемой кризиса рождаемости
и «дефицита» людских производительных ресурсов или, напротив, —
необходимостью ограничения уровня рождаемости;
• функцию воспитания детей. Семья выступает институтом первичной
социализации ребенка. Она обеспечивает непрерывность развития общества,
продолжение человеческого рода, связь времен. Известно, что воспитание в
семье, эмоционально-позитивное полноценное общение ребенка с близким
взрослым определяет гармоническое развитие ребенка в ранние годы. С
возрастом ребенка воспитательная функция семьи не утрачивает своего
9 Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. – М., 1979.
15
значения, а лишь изменяются задачи, средства, тактика воспитания, формы
сотрудничества и кооперации с родителями. В настоящее время именно
воспитание детей
семьи;
• сексуально-эротическую. Лишь избирательные, стабильные сексуаль-
ные отношения с постоянным партнером, выступающим u1090 ткак уникальная и
неповторимая личность, создают условия для достижения наиболее полной
сексуальной гармонии партнеров;
• функцию духовного общения, предполагающую духовное
взаимообогащение членов семьи; информационный обмен; обсуждение
наиболее значимых
для личности проблем социально-политической
профессиональной, общественной жизни; общение в контексте восприятия
литературных и художественных произведений искусства, музыки; создание
условий для
личностного и
• функцию эмоциональной поддержки и принятия, обеспечивающую
чувство безопасности и принадлежности к группе, эмоциональное взаимо-
понимание и сочувствие, или так называемую психотерапевтическую
функцию. В современной семье другим аспектом этой функции выступает
формирование у личности потребности в самовыражении и
самоактуализации;
• рекреативную (восстановительную) — функцию обеспечения условий
восстановления нервно-психического здоровья и психической стабильности
членов семьи;
• функцию социальной регуляции, контроля и опеки (в отношении
несовершеннолетних и недееспособных членов семьи).10
Важнейшей функцией семьи является фелицитивная функция — функ-
ция удовлетворения потребности человека в счастье (от лат; felicio —
счастье). Семья — существенный фактор эмоционального благополучия
10 Зацепин В.И. Молодая семья: социально-экономические, правовые, морально-психологические
проблемы.- Киев,1991
16
личности, определяющий аффективный тон ее мироощущения. Любовь и
брак решающим образом определяют переживание личностью счастья и
удовлетворенности жизнью. Люди, состоящие в браке, оказываются
счастливее одиноких людей. Согласно М. Аргайлу, удовлетворенность
браком определяет общую удовлетворенность жизнью и состояние счастья.
Одинокие люди в большинстве своем менее счастливы, чем семейные; это
различие более существенно у мужчин, которые, как представляется,
извлекают больше пользы из брака, чем женщины.11
Функции семьи не соположены и не равнозначны, они образуют иерар-
хическую структуру. Иерархия функций определяется историей семьи как
социально-культурного института и историей конкретной семьи. Меняется
она в зависимости от исторического периода, социокультурного окружения и
от стадии жизненного цикла семьи.
Каждая конкретная семья, безусловно, обладает своей уникальной
иерархией, отражающей личностные особенности супругов, семейные
ценности, социокультурные, национальные, этнические традиций,
особенности исторической эпохи. Говоря об иерархическом строении
функций, надо различать также объективную картину и особенности
восприятия этой иерархии членами семьи, т.е. то, какое значение и
личностный смысл придают члены семьи каждой из этих функций.
Восприятие иерархии функционального строения семьи каждым из супругов
может значительно различаться. Именно это порождает нарушения
взаимопонимания
и взаимосогласованности
семье, неэффективность ее функционирования, дисгармоничность и
деструкцию.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что семья – это
сложное многоаспектное образование. В научной литературе семья
рассматривается как ячейка (малая социальная группа) общества, как
важнейшая форма организации личного быта, как супружеский союз и как
11 Аргайл М. Психология счастья: Пер. с анг. / Общ. ред. и вступ. ст. М. В. Кларина. — М.: Прогресс, 1990.
17
многосторонние отношения супругов с другими родственниками, живущими
вместе и ведущими общее хозяйство.
1.1.2. Этапы развития семьи
Системный подход к семье является наиболее авторитетным в
современной психологии семьи. В рамках парадигмы системного подхода
семья рассматривается как открытая самоорганизующаяся социальная
система, находящаяся в постоянном взаимообмене с окружающей средой.
Функционирование семьи подчиняется двум основным взаимодополняющим
законам — закону гомеостаза (направленности на сохранение постоянства и
стабильности) и закону развития. Закон развития означает, что семья, как и
любая система, может быть охарактеризована в историческом аспекте в
терминах генезиса, развития и ликвидации (прекращения существования).
Поэтому можно говорить о жизненном цикле семьи и определенной
периодичности и последовательности стадий ее трансформации от
возникновения до прекращения жизнедеятельности. Термин «цикл развития
семьи» был впервые использован Э. Дювалль и Р. Хиллом в 1948 г.
Рассмотрение динамики развития семьи основывалось на идее Э. Эриксона о
специфичности задач, решаемых личностью на каждом этапе развития семьи.
Каждой стадии ее жизненного цикла соответствуют специфические задачи
развития.
Жизненный цикл развития семьи определяется объективными событи-
ями (рождение, смерть) и осуществляется в контексте возрастных изменений
всех членов семьи. Возрастно-психологические изменения, касающиеся
личности каждого члена семьи, коренным образом преобразуют жизнь
последней: изменяются система потребностей и мотивов личности, способы
ее поведения и деятельности, социальный статус членов семьи, а следо-
вательно, стиль общения и характер функционирования семьи в целом.
Обзор существующих периодизаций жизненного цикла семьи
позволяет заключить, что все они основаны на критерии изменения места
18
детей в семейной структуре и реализации супругами воспитательной
функции.
Жизненный цикл семьи включает шесть стадий: добрачный период,
заключение брака и образование новой семейной пары, семья с маленькими
детьми, семья с детьми подросткового возраста, период приобретения детьми
взрослого статуса и их отделения («птенцы покидают родное гнездо»),
период жизни после отделения детей. Даже простое перечисление стадий
жизненного
цикла семьи убедительно
стержневой функцией современной семьи признается функция родительства
и воспитания детей. Стаж супружества не определяет стадию жизненного
цикла семьи. Переход семьи на качественно новую стадию своего развития
определяется решением задач рождения и воспитания детей.
I. Стадия - стадия монады: парень встречается с девушкой и вступает с
ней в брак (или девушка встречается с парнем и вступает с ним в брак). Это
очень важная стадия
как для индивидуального
для развития будущего ресурса семьи. Эту стадию иногда присоединяют к
стадии диады12.
II. Стадия - стадия диады (молодая семья). Молодой семья считается с
момента заключения брака и до рождения первого ребенка. Вопрос возраста
вступления в брак в качестве формирования брачного ресурса тоже очень
важен. Глик и Нортон в 1977 г. проводя свои исследования, отметили, что
женщины вышедшие замуж до 20 лет, разводятся в 2 раза чаще, чем
заключившие брак в 20-29 летнем возрасте13.
Это первый кризис, когда люди начинают жить вместе и должны
договориться о том, по каким правилам это будет происходить. Правила
Информация о работе Удовлетворенность браком и ролевые ожидания