Толерантность

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 21:38, реферат

Описание работы

Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека.

Работа содержит 1 файл

толерантность.doc

— 2.34 Мб (Скачать)

Несформированность толерантности – профессиональная драма педагога, приводящая его к неотвратимой и быстрой «амортизации сердца и души». И дело многократно осложняется тем, что жертвами такой драмы в конечном счете оказываются дети, с которыми этот педагог работает. Самовоспитание здесь оказывается не только личной, но и социальной проблемой!

Большинство педагогов  – школьных, внешкольных, социальных – успешны в работе над собой, побуждаемые условиями профессионального повседневья, стихийно к ним адаптируясь. Однако, естественно, такая работа гораздо эффективней, когда самовоспитание толерантности целенаправленно.

Чтобы воспитывать толерантность  других, надо самому быть примером толерантности. Работа педагога с родителями ребят, с коллегами, как и его работа над собой, – все это во имя детства.

Смысл деятельности педагога – создание условий не только для  формирования и проявления толерантности одного (одних), но и преодоления вызывающего негативизм в поведении или общении другого (других). Это явления разные, но единые по воспитывающей направленности: любой негативизм и субъекта, и объекта толерантности имеет свои причины, и важно (хотя и очень непросто!) преодолевать как внешне проявляющиеся следствия, так и их причины.

Средства решения этих задач могут быть различны. Прежде всего, целесообразно, повторим, организовать жизнедеятельность ребят так, чтобы одни могли проявить, а другие – увидеть хорошее в ком-то или чем-то. Идти таким путем – значит стимулировать, «провоцировать» общие дела, позволяющие лучше узнать друг друга, взаимодействуя, псг^' могая, радуясь удаче, преодолевая трудности.

Гораздо сложнее (по причинам, от педагога не зависящим!) помочь ребятам понять внешкольную среду, противоречивость социального фона их жизни, от непосредственного окружения (семья, приятельские компании) до явлений общественной жизни (социапьное расслоение, материальные трудности, общественное настроение). Особенно актуальным становится знание, постоянное изучение современного детства: его идолов, привязанностей, представлений, и динамики развития каждого школьника. Ведь улавливая новое, легче увидеть причины возникающих трудностей и конфликтов, а следовательно, легче искать способы развития толерантности.

Все это возможно только при доверительности, открытости взаимоотношений педагога и его питомцев. Здесь важна его способность «предъявлять» себя не в маске строгости, надеваемой перед тем, как войти в класс, но человечески – своими эмоциями, иронией, пониманием и т. д. Важно «сравняться» с ребятами на основе человеческих эмоций и эмпатии, интересов и увлечений, показывая пример, образец способности слышать слушая и видеть глядя. Уже само проявление педагогом толерантности – существенный фактор, воспитывающий толерантность школьников.

Как толерантность –  в обшей системе психических. нравственных качеств личности, как воспитание толерантности – в общей системе воспитательной деятельности педагога, так и толерантность педагога – в единой целостности его человеческих и профессиональных особенностей. 

 

В содержание

 

Дошкольник  в мире диалога: воспитание толерантности

Паранонова Л., Алиева Т., Арушанова А.,

Центр «Дошкольное  детство» имени А.В Запорожца 

 

Сколь важны условия, когда дети могут свободно выражать свои чувства, потребности, переживания, об этом знают все практики. Ведь постоянное подавление протеста, чувств, постоянное непротивление отрицательным воздействиям – агрессивному поведению сверстников, неуважительному отношению взрослых, терпеливое переживание физического дискомфорта снижают чувствительность и порой даже саморазрушают личность. Отсюда понятно, почему в современном общественном сознании получило широкое распространение понятие толерантности, т.е. терпимости к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Возникает, разумеется, вопрос: как применить это понятие, которое кроме позитивного аспекта, имеет и отрицательный в контексте воспитательной педагогики? Для этого необходимо– чтобы ребенок овладел принятыми способами донесения до окружающих его людей смысла своих переживаний, т.е. не отвечал агрессией на агрессию, обидой на обиду. Один из способов – диалог, который можно считать механизмом становления и существования толерантного сознания. Именно в ходе диалога устанавливается способность слышать и понимать собеседника, соглашаться с ним или конструктивно возражать, признавать возможность разных точек зрения по одному и тому же вопросу, способность изменить свое поведение в зависимости от условий и ситуации.

К сожалению, педагогическая практика в основном ориентирована на монологическую трансляцию знаний и культурных норм без установки на инициативное, вопрошающее и активно ответное отношение ребенка. Иными словами, без выстраивания содержательного межличностного диалога, без учета того, что ребенок даже тогда, когда он молча внимает обращенную к нему речь взрослого или слушает музыку, смотрит фильмы, рассматривает картинки, наблюдает за сверстниками, фактически ведет внутренний диалог – соглашается или отвергает наставления взрослого, сопереживает героям сказок, мысленно поддерживает их действия или протестует. Примеров из педагогической практики можно привести множество. Один из них – история трехлетнего Даника. Собираясь на прогулку, малыш постоянно выходил последним. Воспитатель, помогая ему одеться, также постоянно сокрушался: «Все дети уже гуляют, а ты опять последний». Но в этот день Даник в ответ на эти слова прокричал: «А зато у моего папки теперь железные зубы (накануне отец малыша посетил дантиста), и он может грызть все, что хочет проволоку, шкафы, батареи, окна, скамейки...» сказав, ребенок весело выбежал во двор, тогда как обычно плелся понурый. Очевидно, все предшествующие этому случаю ситуации одевания ребенок вел молчаливый диалог с педагогом и лишь на этот раз смог выразить свой протест.

Ведущий принцип педагогики, основанной на философии диалога, – принцип позитивности. По отношению к дошкольному возрасту как начальному этапу формирования личности человека принцип этот характеризуют:

– позитивная установка  на широкое общее культурное развитие ребенка, всех его потенциальных  возможностей и способностей;

– раскрытие перед  ребенком его собственных возможностей в различных видах деятельности.

Под этими принципами следует понимать рекомендательный, а не запретительный стиль организации активности детей, т.е. обсуждение предстоящих дел, желаний, интересов, создание развивающей предметной среды, условий для экспериментирования с различными материалами, уход от жестко регламентированной деятельности репродуктивного характера, признание права ребенка на самостоятельный выбор занятий, материалов, партнеров, способов, на просьбу о помощи или оказание помощи кому-то другому, на уединение, на индивидуальные занятия. Так, обсуждая предстоящие дела, дети должны иметь возможность высказывать предложения, а задача воспитателя – обсудить их совместно, не отмахиваясь. Мнение каждого ребенка должно быть услышано и взрослым, и детьми, а реакция на любое предложение – доброжелательной, заинтересованной.

Педагогический процесс  должен быть построен с учетом возрастных особенностей детей дошкольного  возраста, отличающихся, с одной  стороны, высоким уровнем активности, любознательности, с другой – ограниченными возможностями, слабо развитой произвольностью поведения, чувством безопасности. Ошибки, промахи, нарушение принятых норм поведения, негативные проявления – упрямство, чувство ревности, попытки сломать, разрушить ценные для взрослых вещи, обследовать розетки, электроприборы – объяснимы именно ограниченным опытом и возможностями, закономерным для дошкольника поведением. Взрослые: родители и воспитатели – должны признавать право ребенка на такое поведение и правильно реагировать – не порицать постоянно, формируя тем самым отрицательный образ самого себя и снижая порог чувствительности к воспитательным воздействиям вообще или вызывая негативизм и ответную агрессию.

Педагогика диалога  предлагает, прежде всего, либо предупреждение нежелательных поступков, либо отсроченное во времени спокойное обсуждение того, как лучше было бы поступить.

Особого обсуждения требует  проблема запретов, конкретных и неизменных, которые вводятся постепенно, в ограниченном количестве (вначале не более двух), сопровождаемые доступными пояснениями. Будем помнить, что постоянное «нельзя» в условиях, провоцирующих неправильное и небезопасное поведение ребенка, приводит к возникновению у одних пассивности, а у других – усиление агрессивности, деструктивных тенденций. На ранних этапах возрастного развития ребенка запреты как таковые бессмысленны. Поэтому основная задача взрослых – создание условий для свободного и безопасного поведения. Такую возможность предоставляет функционально правильное пространство, не провоцирующее на отрицательные действия.

Другая яркая возрастная особенность дошкольника – завышенная самооценка – залог высокого уровня притязаний, условие психологической защищенности. Следовательно, педагог, строя диалог, должен опираться на достижения, удачные находки каждого ребенка, а не на недостатки. Это важно – и очень, – потому что ребенок отрицательные оценки относит не столько к продукту своей деятельности, сколько к самому себе, к своей личности. Малыш обижается, замыкается, становится тревожным, опасаясь дальнейших неуспехов; нарушаются его взаимоотношения со сверстниками, более успешными в своей деятельности. К сожалению, часто в практике работы наблюдается прямо противоположное понимание. Педагог, чтобы научить детей хорошо рисовать (или лепить, конструировать из самых лучших побуждений указывает на недостатки работ. И как результат, порой на его предложение – «Оцените свои работы» – дети в подавляющем большинстве случаев относят их к неудачным. На первый взгляд, это выглядит как проявление критичности. По существу же – либо выражение ложной скромности, либо (что еще хуже!) следствие заниженной самооценки.

В педагогическом диалоге  важен принцип позитивности. Тогда  у ребенка формируется толерантность  – доверие к взрослому, чувство  собственного достоинства как основа уважительного отношения к другому, его индивидуальным проявлениям, непохожести на себя. Толерантность, в позитивном смысле» предполагает искренность в выражении своих чувств и переживаний, владение диагностическим общением, направленным на разрешение вопросов, на предупреждение конфликтов. Важный момент в связи с этим – овладение умением выражать свое несогласие, аргументировать отказ от сотрудничества, нежелательной деятельности.

Однако такая позиция  может сформироваться у ребенка  лишь в условиях искренности со стороны взрослых, Там, где действуют культурные отношения. Это означает, что он, взрослый, не стремится демонстрировать себя в образе идеального человека, ведет себя естественно, предсказуемо, удерживает постоянство основных требований и оценок, независимо от настроения. Тогда и дети в соответствии с увиденным строят свое поведение, стараются проявлять сочувствующее отношение к окружающим.

Не менее важный аспект взаимоприспособления взрослого и  ребенка – адаптация к разнице индивидуального темпа. Одни взрослые медлительны, другие, наоборот, быстры в своих действиях, подвижны. Если перенести этот факт на действительность детского сада, то легко представить, как трудно энергичному воспитателю проявлять должное терпение с тем, чтобы не выполнить работу за медлительного ребенка (одеть его, убрать за него игрушки). А ведь тем самым снижаются самостоятельность, спонтанная активность ребенка или, наоборот, он попадает в стрессовую ситуацию.

При всей демократичности  общения взрослого с ребенком опыт подлинной толерантности во взаимоотношениях дети получают лишь в диалоге со сверстниками. В сообществе с ними ребенок ощущает равенство, свободно проявляет коммуникативную самодеятельность, учится учитывать индивидуальные особенности партнера, договариваться с ним. Именно поэтому полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния двух институтов – семьи и дошкольного учреждения. Речь идет о диалоге между детскими садом и семьей, который строится на основе, прежде всего, демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, веры в его силы и способности. Кто из родителей не откликнется на конкретность наблюдений за их ребенком, видение положительных сдвигов в его развитии?! И педагог, как правило, в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании: ему доверяют, прислушиваются к его советам.

В современных условиях интенсивного межкультурного общения толерантность  осознается как общечеловеческая ценность, присущая в той или иной степени  людям разных национальностей и вероисповеданий. Поэтому все вышеозначенные качества толерантного ребенка -общечеловеческие. Однако качества эти имеют свою культурную специфику, которая не только позволяет малышу осознавать свою принадлежность к тому или иному сообществу, но и способствует присвоению ценностей своей культуры (языка, литературы, традиций), приобщает к культуре других народов и эпох,

Еще одним собеседником, но бессловесным выступают предметы культуры, их символический  ряд: сказки, картины, фильмы, мультфильмы, компьютерные игры. Ребенок ведет с ними внутренний диалог: сопереживает, поддерживает, борется, протестует. Это оказывает существенное влияние не только на его интеллектуальное развитие, но и, прежде всего, на развитие базисных качеств личности.

Так, моменты агрессии – даже незначительные – в подавляющем большинстве компьютерных игр (догнать, сбить, разбомбить и т.п.) оказывают отрицательное влияние на формирование способности к сочувствию, сопереживанию. Пример тому игра «Гуси-лебеди», когда ошибочные действия приводят к приближению гусей к убегающей девочке. Этот факт, когда дети умышленно ошибаются ради сцены расправы («Пускай, пускай они ее съедят!»).

Настораживает появление  в последнее время электронных  игрушек, так называемых электронных любимцев – уточек, собачек. Их можно кормить, учить, с ними можно играть путем нажатия на кнопки. В случае плохого «ухода» любимец может «заболеть» и даже «умереть». Однако призадумаешься: по сути дела в такой игрушке проектируются реальные чувства ребенка по отношению к виртуальному объекту. Искусственный эмоциональный тренажер, как показывают наблюдения, не вызывает у детей ожидаемых чувств. Дети спокойно констатируют болезнь, смерть любимца. В очередной раз снижаются, обесцениваются важнейшие понятия и символы человеческой культуры – любви и ответственности «за всех, кого мы приручили» (Сент-Экзюпери). Аналогичные личностные проявления провоцируются у детей при просмотре современных зарубежных мультсериалов, выстроенных на динамично повторяющихся сцена противоборства. Засилье подобной видеопродукции не только приводит к дисгармонии в личностном развитии детей, но и прерывает связь поколений и культурную традицию. Мы, взрослые, не должны забывать, какую добрую неторопливость несут традиционные сказки, отечественные детские фильмы и мультфильмы, которые, воспитывая ребенка, позволяют ему вести внутренний диалог, пробуждают в нем сочувствие, сопереживание, сопротивление злу.

Информация о работе Толерантность