Толерантность

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 21:38, реферат

Описание работы

Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека.

Работа содержит 1 файл

толерантность.doc

— 2.34 Мб (Скачать)

Проблема личности –  одна из центральных в современной  психологии, но её истоки лишь частично могут быть поняты и объяснены. Тайна  личности, её структуры и содержания никому не понятна до конца. Личность человеческая, по словам Н.А. Бердяева, более таинственная, чем мир, она и есть целый мир. В настоящее время многие психологи интересуются проблемой развития личности, её формирования и изменения, особенно у взрослого человека. Подлинная жизнь личности совершается в точке несовладания человека с самим собой, именно там личность активно проявляет и чувствует себя, но эта точка не заметна окружающим, она доступна самой личности и, как правило, называется проблемным состоянием, кризисом. Такое состояние ещё можно назвать нонтолерантностью. Именно с ним связана нужда, потребность человека в психологической помощи.

Важно понять, что личность – образование общества, и поэтому  её подлинная сущность существует в  общении и социальном взаимодействии, доступна диалогическому проникновению, которому сама ответно и свободно раскрывается.

По большому счёту, личность – это и есть диалог, внутренний (диалог человека с самим собой) и  внешний (диалог с другими). Человек активен в этом диалоге, он субъект, познаёт окружающих и самого себя, изменяет окружающих и себя и осознаёт результаты своих влияний.

В ситуации психологической  помощи человек выступает как  активный субъект, обладающий собственным  набором социальных ролей в историческом контексте, испытывающий, исходя из своих особенностей, потребность разобраться в собственном состоянии, прояснить для себя свою проблему. Именно поэтому работа, направленная на развитие толерантности личности, – одна из важнейших в педагогической практике вообще и в практике дополнительного образования, в частности. 

 

В содержание

 

Этническая  толерантность

Конькина  Е.В., психолог кадетской школы-интерната  

 

Становление открытого гражданского общества в России, продолжение демографических реформ должно опираться на широкую общую поддержку, консолидацию общества. Конструктивное взаимодействие социальных групп с различными ценностями, этническими, политическими, религиозными ориентирами может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность.

Формирование межнациональной  и межконфессиональной толерантности – длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идёт под воздействием множества факторов, и решающим среди них является образование.

Целенаправленное воспитание, организуемое обществом (школой, семьёй, общественными организациями), протекает  тем успешнее, чем полнее оно учитывает влияние, которое оказывают на человека общественные условия его жизни. Индивид не только объект воздействия общественных отношений, но и субъект, который, усваивая социальный опыт, избирательно относится к окружающей действительности. Воздействие национальных отношений на человека приобретает значимость не само по себе, а через индивидуальную позицию личности.

На бытовом уровне мы постоянно впитываем, осваиваем  обычаи и традиции своих соседей, в школе изучаем историю других народов, постигаем общность социально-исторического развития. И дети, и взрослые накапливают опыт межнационального общения в совместной деятельности, в повседневных контактах. Именно это помогает преодолеть национальное самомнение, самовозвеличивание, чувство национальной исключительности. Главная педагогическая задача заключается в том, чтобы помочь учащимся обрести уважение к чести и достоинству каждого народа, доказать, что нет народа лучше или хуже другого. Главное в каждом: каков он человек, а не к какой национальности он принадлежит.

Оренбургская область является одним из многонациональных субъектов Российской Федерации. По данным социологических исследований, проведённых Информационно-аналитическим управлением Оренбургской области, численность населения составляет 2,4 млн. человек, из них русские – 72,3 %, татары – 7,3 %, казахи – 5,1 %, украинцы – 4,7 %, мордва – 3,2 %, башкиры – 2,4 %, чуваши – 1%, белорусы – 0,5 %, немцы – 0,4 %, евреи – 0,4 % и др.

Особенностью кадетского корпуса является также довольно многонациональный состав обучающихся. Так, в 2001 году на обучение поступило 230 человек. В том числе городские подростки составили 36 %, проживающие в Оренбургской области и Оренбургском районе – 48,7 %, городах России и республиках СНГ -15,3 %. Из них русские – 69,1 %, татары – 9,7 %, украинцы – 5,7 %, казахи – 5,6 %, башкиры – 1,6 %, армяне – 1,6 %, немцы – 1,6 %, грузины – 0,8 % и другие. В отличие от обычной школы, подростки – представители различных национальных и конфессиональных групп – общаются друг с другом, проживая совместно в течение двух лет. Сосуществование рядом друг с другом представителей большого числа национальностей и религий длительный период носит конструктивный характер. За семь лет существования не произошло ни одного открытого этнического и межконфессионального конфликта, однако изучение этнической толерантности воспитанников показало, что 69,2 % детей сталкивались в той или иной форме с проявлениями этнических противоречий.

Ориентация на военную  службу выпускника повлияла на негативный выбор национальностей, с которыми, по мнению подростков, ассоциируется возникновение локальных этнических войн. Так, наибольшую неприязнь у кадетов вызывают представители чеченской национальности – 50,4 %, представители кавказских народов в совокупности – 42 %. Анализ результатов анкетирования на наличие черт толерантной личности у самого подростка и терпимости в отношении лиц других национальностей показал, что даже те, кто высоко оценивал у себя наличие таких качеств, как терпимость к различиям, снисходительность, доброжелательность, альтруизм и т.д., относятся с осторожностью к выбору круга общения в отношении себя и своей семьи.

Анализ результатов  опроса кадетов показывает, что при  выстраивании дружеских отношений, при знакомстве национальность для  кадета значения не имеет, но при решении о вступлении в брак, выборе места жительства национальная принадлежность значима для половины опрошенных.

Используя методы социологического исследования, предложенные Центром социологических исследований администрации Оренбургской области, можно сделать вывод о том, что этнофобия (неприязнь в отношении к другим национальностям) свойственна 69% опрошенных подростков.

В этой связи особую значимость приобретает программа Паиной Л.И. «Я среди других» по воспитанию этнической толерантности у подростков.

На воспитание терпимости в отношении представителей различных национальностей направлено преподавание спецкурсов «Военное краеведение», «История религии»; факультетива по воспитанию этнической толерантности.

Знакомство учащихся с языком, историей, культурой, бытом различных народов позволит на практике утверждать принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества. Расширение знаний учащихся о народах, живущих в родном крае, даст возможность формировать взаимную терпимость и естественную готовность каждого человека к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию.  

 

В содержание

 

Толерантность личности в структуре профессионального  мастерства

Пономарёва Е. Ю., к.п.н., педагог ДТДиМ г.Оренбурга  

 

Обсуждая тему толерантности  как способности, качества личности, отметим неприемлемость авторитарной позиции в общении педагога с учениками. Но подчеркнём необходимость развития диалога, сотрудничества, субъект-субъектных отношений.

Мастерство взаимодействия с подопечными  жизненно необходимо специалисту-педагогу. Без этого не может состояться профессионал.

Коммуникативная неподготовленность и некомпетентность являются причиной того, что хороший музыкант не может преподавать, работать с учащимися и коллективом.

Качество решения педагогических, художественно-творческих задач зависит  от умения строить отношения с  коллегами и учениками, устанавливать  оптимальные межличностные контакты, основанные на толерантности. В её структуру входит: знание правил поведения в коммуникативных ситуациях, умение устанавливать контакты, культурно и корректно отстаивать свою точку зрения в спорах, умение понимать личностные особенности и эмоциональное состояние собеседника, управлять собственным эмоциональным состоянием.

Мастерство педагогического общения  особенно важно в сфере искусства, поскольку оно часто носит  иррациональный характер и связано с эмоциональной стороной жизни человека. При воспитании толерантности значимо чувствовать и понимать нюансы диалогического общения. По мнению психолога Баклановой Н. К., диалогическое общение подразумевает: умение вслушиваться в собеседника, избегать оценочных суждений, способность видеть ситуацию глазами партнёра по общению, уважение к личности с малых лет, естественность поведения.

Развивая в себе способность  толерантности, педагог должен учитывать  факторы не только вербальной коммуникации. Мало обладать лишь теоретическими знаниями построения взаимоотношений, важно также как бы видеть по внешнему виду ученика его внутреннее состояние. Успех педагогического взаимодействия часто зависит от проницательности учителя, его чуткого внимания к жестам, интонации, речи, позе и другим средствам невербальной передачи информации.

Анализ качественных сторон толерантности  даёт основание констатировать её детерминационную обусловленность с эмоционально-чувственной стороной процесса общения. Скрытый смысл сказанного, отражённый невербальными средствами коммуникации, понимается глубже преподавателями с развитой эмпатией. Поэтому толерантность тесно связана с эмпатийным общением. В этой связи следует отметить, что толерантность представляет собой не только внешнее проявление терпимости и понимания, но и чуткое, неподдельно-искреннее отношение к ученику.

Подчеркнём, что формирование толерантности  связано с непрерывным самосовершенствованием педагога, наращиванием им профессионального и коммуникативного мастерства, развитием своих собственных внутренних, человеческих качеств. 

 

В содержание

 

Формирование  установок толерантного сознания

Кондаков А.М., зам. министра образования России 

 

 

 

За последнее десятилетие  мы столкнулись с национальными  проблемами, которые были решены, казалось, навсегда: огромный поток беженцев, которые сейчас прибывают из республик бывшего Союза, ущемление и нарушение гражданских прав наших соотечественников в странах ближнего и дальнего зарубежья. В начале 90-х годов проблема воспитания внезапно ушла из школы, и лишь недавно коллегия Министерства образования Российской Федерации рассмотрела вопрос о новой концепции воспитания детей в школе. В основе этого лежали сложные, в чем-то объективные, но в значительной степени субъективные процессы, требующие и нашего непрерывного участия.

Сегодня требует внимания программа «Формирование установок толерантного сознания, веротерпимости, миролюбия и профилактики экстремизма в гражданском обществе».

К реализации Программы  подключены Всемирная организация ОРТ, Правительство Швеции, ЮНИСЭВ, ЮНЕСКО, Министерство культуры, Министерство труда и социального развития России, Министерство образования России и целый ряд других правительств, ведомств, учреждений и организаций

В основу Программы положена необходимость поиска путей формирования толерантности в массовом сознании и конструктивной профилактики различных видов экстремизма, которые в последнее время в многонациональной России приобрели особую актуальность. Повышенный интерес к проблеме толерантности, то есть веротерпимости и миролюбия, а также к профилактике экстремизма связан с тем, что мы являемся свидетелями практически непрерывных межнациональных конфликтов и попыток использовать эти конфликты для смены политического режима. Растут межэтническая и религиозная напряженность, сепаратизм и национальный экстремизм, несущие прямую угрозу системе национальной безопасности государства.

Наиболее рельефно это  проявилось в 1998-99гг. в действиях  террористов на Северном Кавказе, во всплесках россиифобии. ксенофобии, фанатизма, политического антисемитизма и исламского фундаментализма, которые используются как средства для борьбы с зарождающимся в стране гражданским государственным строем.

В борьбе с исламским  терроризмом, фундаментализмом, фашизмом мы ведем постоянно запаздывающую контрпропаганду вместо того, чтобы вести опережающую пропаганду, которая должна в буквальном смысле начинаться с обучения миролюбию и пониманию других людей со школьной парты. Обладает ли образование, в первую очередь школьное, необходимым потенциалом для формирования установок толерантного гражданского поведения представителей подрастающих поколений, чтобы уменьшить риск социальных взрывов в России?

Решение всего этого  спектра проблем предполагает разработку междисциплинарной      социально-ориентированной      научно-образовательной программы, стратегической задачей которой является формирование установок толерантного сознания и поведения детей, подростков и молодежи.

Экстренность разработки подобной программы была вызвана тем, что различные экстремистские движения вступили на путь политического террора, развязали психологическую войну и обратились к использованию эффективных манипулятивных, сульгистивных поведенческих технологий обработки массового сознания в средствах информации и системах образования.

Информация о работе Толерантность