Толерантность

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 21:38, реферат

Описание работы

Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека.

Работа содержит 1 файл

толерантность.doc

— 2.34 Мб (Скачать)

Вот уже несколько  лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы  – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее.

Но в современном  обществе активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему? Наверное следует вернуться в историю развития человеческого общества, т.е. государств, которые разделены границами и режимами между собой. И часто они противостоят друг другу. У каждого государства – своя культура. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полнейшему взаимопониманию между людьми. По прежнему сильно стремление к абсолютному господству, уничтожению независимости. Это видно не только на уровне внешней и внутренней политики государств, но и повседневном межличностном общении. Массовое уничтожение, убийства, потоки беженцев стало реально. И это страшно.

Особенно сильное  воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве. Толерантность  – ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства.

Нестабильность  общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных способностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.

Среди подростков виден рост подростковой преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций, в частности, носящих  экстремистский характер, куда вовлекается  неискушенная молодежь.

Мне кажется, что  толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. Мне хочется показать различные суждения по поводу толерантности. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать в обществе. Не является исключением и школа. Хочется рассказать о развитии этнической политики в школе. Толерантности и его производным отводится главное место при решении проблемы развития культуры межнациональных отношений.

Так что же такое  толерантность?

В краткой философской  энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности  в себе и сознания надежности своих  собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкреции.

Я считаю, что  толерантность способна к установлению и поддержанию общения с людьми. Слово “толерантность” имеет  почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Недаром была принята  Декларация принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО. 16 ноября стал Международным  днем толерантности. 31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в нашем обществе. Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно. Может ли школа препятствовать распространению националистических и расистских настроений. Ответ один: да. Именно школа является одним из важнейших институтов воспитания такого качества нравственного аспекта как толерантность.

Главный документ в работе школы по данному вопросу  является Программа “Формирование  установок толерантности сознания и профилактики экстремизма в российском обществе” на 2001–2005 г. В Программе – это терпение друг к другу, к другому, который не похож на тебя. Это чувство принятия другого человека, других мнений, имеющих такое же право на существование. Разнообразие людей украшает и обогащает жизнь.

Конфликт –  это нормальный процесс, который  надо уметь решать конструктивно. Для  демократии очень важна социальная ответственность каждого человека осмысленно следовать моральным  нормам при принятии решений.

Принципы толерантности

По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям.

Политическая  толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои политические направления.

Научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.

Педагогическая  толерантность – терпимость к собственным детям, учащихся, умение понять и простить их несовершенства.

Административная  толерантность – умение руководить без нажима и агрессии.

Так как же трактуют вопрос о толерантности в современной  отечественной педагогике, психологии, социологии. В психологии считают, что  толерантность – это свойство биологической или социальной системы, принятия другой системы или ее элементов. В социологии, что толерантность – “культурная” направленность, где в основе лежит понимание уникальности своей группы и предпочтение собственных этнокультурных ценностей.

Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденных ЮНЕСКО –толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. В педагогической литературе – это решение проблемы развития культуры межнациональных отношений. Например, Б.С. Гершунский вводит понятие, как “менталитет толерантности”, “мировоззрение толерантности”, “толерантное поведение”. Впервые поднял вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений академик, директор Института этнографии и антропологии РАН В.А. Тишков, говоря о необходимости “межнациональной толерантности”. По его определению “толерантность – это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда – многомерны и следовательно взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу”. Он определил, что толерантность выражается на психологическом уровне (как внутренняя установка и отношение личности и коллектива) и политическом уровне (как действие или осуществленная норма).

Психологический уровень 

а) добровольный индивидуальный выбор; 
б) приобретается через воспитательнуюинформацию; 
в) личный жизненный опыт.

Политический  уровень 

а) активная позиция  намеренного невмешательства; 
б) добровольное согласие на взаимную терпимость разных и  
противодействующих в несогласии субъектов.


Наиболее точное в современной отечественной  педагогике трактовка толерантности, у Б.З. Вульфова в книге “Воспитание толерантности: сущность и средства” Это способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни”. Под процессом воспитания он подразумевает создание пространства взаимодействия с другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами.

Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее  время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений у  школьников, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Этническая толерантность считается доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов.

Профессор Т.Д. Дмитриев в своей работе “Многокультурное образование” выделил следующие уровни развития толерантности в образовании.

I. Обучение толерантности.

  • Развитие у ученика, учителя терпимости в отношении культурных особенностей других этносов.
  • Формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов.

II. Изучение и поддержка другой культуры.

  • Путем понимания и принятия культурного плюрализма, больше узнать о культуре другой этнической группы, лучше понять ее, то есть учитель и ученик переходят к следующему уровню многокультурности.

III. Уважение культурных различий.

  • Cтановление личности, предполагающей высокую оценку другой культуры.

IV. Утверждение культурных различий.

Уровень поликультурного  образования и культурного становления. Это утверждение учителя и  ученика в процессе деятельности. На этой стадии к ним приходит понимание необходимости активной позиции.

Отсюда можно  сделать вывод, что наиболее эффективным  способом формирования толерантности  является воспитание, которое (если назвать  его толерантным воспитанием) способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся учатся проявлять терпиость – значит признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность. При этом следует поговорить о личности толерантной и интолерантной. В современной психологической литературе это весьма условно, так как каждый человек в своей жизни совершает и толерантные и интолерантные поступки. Но склонность вести себя так или иначе могут стать устойчивой личностной чертой. В психологии рассмотрели основные четры и отличия:

1. Знание  самого себя.

 

Толерантные люди

Относятся к  себе критически, сами стараются разобраться  в своих проблемах  в своих достоинствах и недостатках.

Интолерантные люди.

Замечают у  себя только достоинства, обвиняют других.

2. Защищенность.

 

Толерантный человек  уверен в себе; убежден, что справится  со всем. Это важное условие для  формирования толерантной личности.

Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

3. Ответственность.

 

Толерантный человек  не перекладывает ответственность  на других, сам отвечает за свои за свои поступки.

Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не  зависят, следовательно снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что ни он причиняет зло, а ему вредят.

4. Потребность в определении.

 

Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы.

Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я).

5. Способность к эмпатии (способность формировать верные суждения о других людях).

 

Толерантный человек  может правильно оценить и  себя и интолерантного человека.

Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию.

6. Чувство юмора.

 

Толерантный человек  способен посмеяться над собой.

Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.

7. Авторитаризм

 

Толерантный человек  предпочитает жить в демократическом, свободном обществе.

Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой  властью.


Следовательно, вывод можно сделать такой: толерантный  путь – это путь человека, который  хорошо знает себя, комфортно чувствует  себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. А инвариантный путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.

Роль учителя при этом очень высока. Учитель может и  должен:

  • воспитывать в духе мира;
  • признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого;
  • быть примером для детей;
  • уметь слушать;
  • поддерживать эмоциональные привязанности;
  • развивать у учащихся чувство взаимного расположения;
  • давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы;
  • избегать жестких иерархических отношений;
  • не допускать проявлений авторитаризма;
  • поощрять совместную деятельность.

Проводя классный час по толерантности с целью  закрепления полученных знаний о  чертах толерантности, я разделила  их на две группы, чтобы дать подросткам возможность оценить степени  толерантности. И ребята довольно правильно оценили толерантного и интолерантного человека, назвав такие черты как:

  • чувство юмора; непонимание;
  • доброжелательность; равнодушие;
  • гуманизм; агрессивность;
  • хорошее отношение к другим людям; высокомерие;
  • умение владеть собой; безразличие;
  • уважение мнения других; раздражительность;
  • терпение; непонимание противоположных
  • доверие; взглядов, обычаев.
  • желание вместе делать что-то.

Задания могут  быть разные: учащимся сравнить представление  о себе с портретом толерантной  личности; может создать представление о толерантной личности одного из членов группы. Главное ребята поняли, что толерантный человек и интолерантный человек – это две противоположности и в человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживается добро и зло, правда и ложь, активность и пассивность, доброта и жесткость, свобода и независимость. Примеров множество: в школе я пассивен, а на улице активен, люблю один предмет, не понимаю другой. Все течет, все изменяется. И в различных жизненных ситуациях оказываются востребованными как позитивные, так и негативные качества. Ведь не бывает в жизни идеального человека. Важно стараться принимать себя и других, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что есть в человеке. Педагог должен помочь ребенку отыскать то, что является его наивысшим достижением, и так как каждый человек является носителем только ему присущих индивидуальных позитивных качеств, то эти наивысшие достижения помогут ему выстоять в любых ситуациях. Учитель должен помочь ребенку решить его проблему, которая мешает ребенку свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Наша задача донести до наших воспитанников, что мир, окружающий нас разнообразен, а человек, как его частичка, многообразен. И чем богаче внутренний мир человека, тем интереснее жить.

Применение  различных приемов на практике предполагает наличие гуманной позиции учителя, по отношению к детям; большую  степень доверительности в отношениях, их принятие и поддержку. Любая педагогическая ситуация рождает новые приемы, а учитель использует те приемы, которые соответствуют его индивидуальному стилю.

Хочется вернуться  к вопросу о развитии этнической толерантности в школе- как доминанте  культуры межнациональных отношений, как исторически наша страна складывается, как сообщество разных этносов, культур и религий. В современных условиях происходит рост национального самосознания этносов. В обществе появилась тенденция к межэтническому обособлению, часто переходящему в национальную непримиримость. Государство уделяет особое внимание развитию культуры межнациональных отношений, улучшению этнических взаимоотношений.

Предлагается  проводить работу по развитию этнической толерантности по следующим направлениям:

урочная работа – национально-региональный компонент содержания образования, который представляет систему знаний, способов деятельности и ценностей, которые обеспечивают развитие этнической толерантности;

внеурочная  работа – специалисты предлагают ввести специальный курс, который выполнит ту же задачу, что и урочная работа, но более объемную т. К. располагает большим временем.

Реализовать эти  два направления они предлагают при помощи известных педагогических технологий:

тренинг общения. Это вид групповой психологической работы, которая направлена на приобретение знаний, умений и навыков для успешного общения в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в межэтническом взаимодействии. Участвуя в практическом тренинге в ситуациях общения, которые воспроизводятся в группе, ученик лучше видит свои ошибки. Он помогает учащимся:

а) овладеть социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений;  
б) обучает индивидуализированным приемам взаимодействия с людьми различных национальностей;  
в) способствует правильной оценке себя и окружающих, в том числе и представителей других национальностей;  
г) через диагностику и коррекцию личностных качеств и умений школьников способствует снятию барьеров, которые мешают реальному межэтническому общению.

Если тренинг  индивидуальный, то можно дать такое задание. Например, есть ли в классе (группе) ребята, которые принадлежат к различным этнокультурным группам и выразить свое отношение. Пусть они проанализируют свой жизненный опыт и опишут причины, которые способствовали возникновению и формированию отношений (даже если они негативные). Что помогло (помогает) им преодолеть их? Индивидуальный тренинг – как одна из форм представляет собой самоподготовку, которая дает эффективный результат, так как вызывает интерес у ребят. Но групповой тренинг (так и хочется назвать КУД) коллективная учебная деятельность представляет более высокий уровень, социально-психологической подготовки, где специальные психологические упражнения одновременно являются способом диагностики и фактором развития этнической толерантности в группе. Эта технология применяется с целью снять напряжение, раскрепощение выявление лидера (это перед началом тренинга). Самым известным тренингом является ролевая игра, учащиеся усваивают общественный опыт самоуправления поведения.

Направленность  на развитие этнической толерантности осуществляет за счет подбора содержания. Профессор Г.Д. Дмитриев, который создал теорию “Многокультурное образование” предлагает в старших классах ролевую игру. Учащиеся делятся на две группы, участники которых говорят не только на разных языках, но имеют много различий в поведении, жестах, традициях, устоях, которые затрудняют общение друг с другом. Игра позволяет участникам:

  • приобрести практический опыт пребывания в иной этногруппе;
  • проанализировать свои стереотипы;
  • критически оценить уровень своей толерантности.

А самая новейшая педагогическая технология, которая  сейчас широко используется в Европе, особенно в Англии – это психодрама (социодрама). Это социально-психологический  театр, в котором отрабатывают умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние человека, умение войти в контакт с человеком другой национальности. Данная технология эффективна для подростков; так как в игре они воспроизводят образ другого, возвращаются в свою роль, усиливают конкретизируют некоторые характеристики другого, стараются показать этнокультурные различия, и главное – допускается “проигрывание конфликтных ситуаций. Эти предложенные педагогические технологии в основном реализуются во внеурочное время. На уроке учитель может развивать этническую толерантность за счет использования активных методов обучения, которые повышают активность учащихся на уроке и способствуют осознанному изучению материала, составляющего содержание национально-регионального компонента. Образование – это может быть элемент проблематики. (В чем сходство? В чем различие? Что общего?).

  • письменные проекты как индивидуальные, так и групповые, домашние творческие работы;
  • устные сообщения учащихся;
  • работа в парах, группах;
  • выпуск школьной газеты;
  • составление кроссвордов.

При этом использование  “национального” решения, национальных мотивов, традиционных национальных иллюстраций. Посещение этнического музея, выставок декоративно-прикладного творчества, что вносит разнообразие в учебную  деятельность и оказывают положительное влияние на эмоциональное отношение учащихся к культуре других народов.

И, подводя итоги, мне хочется несколько слов сказать  по поводу дальнейшего развития толерантности  в школе, в нашем обществе. Толерантность  – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия мировых культур т.е. то, чем мы занимаемся в повседневной жизни; воспитанием учащихся в духе мира, прав человека и демократии. Выполнение Программы должно привести к укоренению духа толерантности, развитию у учащихся черт толерантной личности, способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни, уметь предупредить конфликты и разрешить их. Предполагаемый результат педагогической деятельности – самоактуализирующаяся личность, которой присущи:

  • принятие себя и других людей таких, какие они есть;
  • установление доброжелательных отношений с окружающими;
  • способность к глубокому пониманию жизни;
  • активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;
  • развитие творческих способностей;
  • умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;
  • способность брать на себя ответственность;
  • приложение усилий для достижения поставленных целей.

Вывод: Говоря о концепциях модернизации российского образования, следует сказать, что толерантность укореняется в школе, формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

Толерантность – это активная нравственная позиция  и психологическая готовность к  терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Литература:

1. Сафонова В.В. “Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций” Воронеж, Истоки,1996 г.

2. Краткая философская  энциклопедия М., Прогресс. Энциклопедия, 1994 г.

3. Вульфов Б.З. “Воспитание толерантности, сущность и средства” Внешкольник-2002 г. № 6.

4. Декларация  принципов толерантности. Утверждена  резолюцией 5.61.Генеральной конференции  ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.

5. Тишков В.А. “Очерки истории и политики этничности в России”. М. 1997 г.

6. Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование М. Народное образование 1999 г.

7. “Волшебный  кристалл”(игры на развитие толерантности)  Издательский дом “Первое сентября”  № 39 2002 г.

8. Громова Е.Л. “Развитие этнической толерантности в школе” Ульяновский университет.


© 2003—2008 Издательский дом «Первое сентября»


Понятие терпимости

Из декларации принципов терпимости (ЮНЕСКО) 

 

Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.

Терпимость – это  не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость – это прежде всего  активное отношение, формируемое на основе универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Терпимость должны проявлять отдельные лица группы и государства.

Терпимость – это  обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и торжеству права. Терпимость – это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международно-правовых актах в области прав человека.

Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Воспитание является наиболее эффективным средством  предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других.

Воспитание  в духе терпимости следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи; в связи с этим необходимо содействовать разработке методики преподавания терпимости на систематической и рациональной основе, вскрывая культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники терпимости, выступающие в качестве главных причин насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчужденности по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.  

 

В содержание

 

Личностная толерантность  в условиях дополнительного образования: сущность и возможности влияния 

 

Якиманская И.С., к. псих. н., доцент кафедры психологии ОГУ 

 

В природе человека заложено на определённом этапе жизненного пути подводить итоги и строить планы на будущее. Момент оценки прошлых испытаний и свершений предполагает попытку спрогнозировать будущее, найти точки опоры для позитивного устойчивого развития и сложить усилия многих для преодоления различных проблем.

Понятие толерантности, заложенное в «Декларации принципов  толерантности ЮНЕСКО», исходит, в  первую очередь, из социального (социокультурного) подхода и поднимает одновременно его значение в индивидуальном этическом плане.

С этих позиций «толерантность есть уважение, принятие и высокая оценка богатого разнообразия мировых культур, форм выражения и способов человеческого бытия... Она не есть лишь моральный долг, но также политическое и правовое требование». Таким образом, по своему содержанию толерантность, не являясь синонимом терпимости, становится целевым устремлением, направленным против любой ксенофобии и способствует предотвращению конфликтов в мире.

В своих проявлениях  толерантность меняет формы в  зависимости от культурного, территориального контекста. В обществе и государстве она может быть (по Л.Н. Коноваловой) политической, социальной, религиозной, этнической, экономической. Именно в преломлении к среде возникают ростки нетерпимости и насилия, особенно когда явно проявляется ущемление прав и свобод личности.

Может быть, именно по причине  обострения этнических и религиозных конфликтов последнего времени, многие усилия и исследования направлены на решение «горячих» межнациональных проблем. Однако следует помнить, что природа социальных и экономических конфликтов не менее актуальна и носит, несомненно, взрывоопасный характер. Такое положение свойственно обществу крайнего расслоения, где есть очень богатые и очень много бедных, где также не созданы условия для возникновения среднего класса, стабилизирующего общественные явления. Именно по этой причине сегодня важно понять, что предстоит развивать одновременно все формы толерантности во всех слоях общества с тем, чтобы позже не сожалеть об упущенных возможностях согласия в период разгорающихся конфликтов.

Социальная  толерантность – это форма партнёрского взаимодействия между различными социальными группами общества, его властными структурами, когда признаются необходимость такого сотрудничества и уважение позиций сторон. Она направлена на равновесие в обществе и признаёт право на объединение людей для защиты своих прав и интересов. В социально направленном обществе создаются условия для формирования толерантного сознания личности, её ответственности, в том числе правовой.

Важно отметить, что процесс  воспитания толерантной личности неразрывно связан с развитием форм толерантности в государстве и обществе и не может быть сведён только к социо-психологическим свойствам человека.

Кто же занимается воспитанием  толерантной личности нового времени? Такое доступно только педагогу с  высоким инновационным потенциалом. Высокий инновационный потенциал  определяется как совокупность социокультурных  и творческих характеристик личности, выражающей готовность совершенствовать педагогическую деятельность. В инновационный потенциал педагога также включается желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании. Для успешной работы в области инновационной педагогики необходимы следующие характеристики:

– творческая способность  генерировать и продуцировать новые идеи, проектировать и моделировать их в практических формах, в конкретной деятельности;

– культурно-эстетическая развитость и образованность, что  предполагает интеллектуальную и эмоциональную  развитость и высокий уровень культурной грамотности педагога;

– открытость личности к  новому, что базируется на толерантности личности и гибкости мышления.

Также необходимо отметить, что реализация на практике инновационного потенциала отдельного педагога оказывается особенно результативной при наличии педагогического коллектива единомышленников, способных к реализации в сфере образования инновационных идей, проектов и технологий.

В настоящее время  деятельность психологической службы сосредоточена на психологических проблемах ребёнка. Однако источником психологических проблем учащихся часто является поведение педагога. Отсутствие индивидуального подхода к ребёнку, неадекватность оценивания и воспитательных мер, непонимание внутреннего состояния воспитанника, грубое, оскорбительное отношение к нему -характеристики взаимоотношений с учащимися.

С другой стороны, психическое  состояние учителей и педагогов дополнительного образования само по себе представляет собой серьёзную проблему: педагог – одна из наиболее подверженных психоневрологическим расстройствам профессий. На наш взгляд, это связано, с одной стороны, с обилием фрустрирующих ситуаций в педагогической практике, с другой – с неумением самостоятельно им противостоять.

Уровень сформированности самосознания педагога оказывает непосредственное влияние на профессиональную деятельность. Недостаточная сформированность влечёт за собой неадекватное поведение по отношению к детям. Тенденция смотреть не на людей, а на своё отражение в их реакциях, являющаяся следствием непрофессионализма, порождает отсутствие понимания мотивов поведения детей и неадекватную реакцию на него (часто наказание представляет собой месть за то, что ребёнок задел чувство «Я»).

Помимо этого, профессиональное самосознание формирует толерантность  личности перед лицом агрессоров и фрустраторов, которыми особенно богата школьная практика и система дополнительного образования. В данном случае важнейшую роль играет такой её компонент как самоуважение: чем выше самоуважение личности, тем выше её толерантность. В процессе повышения самоуважения личности решающее значение имеет ощущение своей профессиональной компетентности: степень удовлетворённости профессиональной деятельностью прямо пропорциональна уровню самоуважения индивида. С этой точки зрения определяющее значение имеют профессиональная позиция педагога дополнительного образования и его коммуникативная компетентность. Первая связана с необходимостью принятия ребёнка как полноценного партнёра по общению и ориентацией, в первую очередь, на личностный рост своих воспитанников. Вторая достигается развитием соответствующих этой позиции коммуникативных навыков.

Таким образом, практика настоятельно требует активизации  работы с педагогическим коллективом, которая может быть организована по следующим направлениям: просветительская работа (пропаганда принципов гуманистической педагогики), тренинговая работа, направленная на коррекцию педагогической позиции, формирование соответствующих навыков общения и повышение уровня самосознания личности.

Психологическая помощь – особенная, она связывает общество в единое целое. Каждый человек помогает своим близким, знакомым. Чем же отличается психологическая помощь от других видов помощи? Она направлена на поддержку личности, сочувствие, сопереживание, из-за которых человеку становится легче. Цель психологической помощи – развитие и рост, развитие толерантности личности.

Информация о работе Толерантность