Толерантность

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 21:38, реферат

Описание работы

Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека.

Работа содержит 1 файл

толерантность.doc

— 2.34 Мб (Скачать)

Часто даже в официальных  средствах массовой информации практикуется обсуждение материалов экстремистской прессы, что усиливает ее продуманную  тактику психологической войны. В этом плане достаточно вспомнить  термин «лицо кавказской национальности».

Повторяемые в СМИ  подобные клише, а также постоянное, где надо и не надо, подчеркивание  исламского экстремизма и терроризма, всемирного жидомассонского заговора и т. п. только играют на руку экстремистам и фундаменталистам, так как усиливают политическую, национальную и религиозную нетерпимость Тем самым при всей кажущейся абсурдности вывода можно заключить, что социально ориентированная пресса, нередко сама того не сознавая (или сознавая), поддерживает и рекламирует экстремистов.

Реальной основой для  разработки эффективной программы  формирования установок толерантного массового сознания, в том числе и у подрастающего поколения, могут служить социология, психология личности и социальная психология, история семиотики, этнопсихология, культурология и педагогика, концепция метода диагностики, коммуникационные поведенческие технологии, в том числе такие, как ролевые, имитационные методы и т.д.

Основные задачи Программы:

– разработка научно-обоснованных технологий и методов борьбы с экстремизмом как угрозой национальной безопасности, как с барьером на пути развития толерантного сознания и становления гражданского демократического общества;

– использование приемов  диагностики, мониторинга, экспертизы, в том числе современной психолингвистической экспертизы в коммуникационной сфере для выявления экстремизма в массовом сознании, в средствах информации и образования, а также разработка и адаптация коммуникативных и поведенческих технологий, нацеленных на формирование толерантного сознания подрастающего поколения,  включая образовательные программы и учебные материалы; создание и внедрение   образовательных   программ   по   толерантности, веротерпимости и межкультурному пониманию в образовательные учреждения общего, высшего, дополнительного образования и системы подготовки и переподготовки преподавателей, в том числе в области средств массовых коммуникации.

Программа, которая носит  не только национальный, но и международный  характер. Она реализуется в полном согласии с программой ЮНЕСКО «Культура мира». К ее разработке подключены ведущие специалисты не только России, но и зарубежных стран. 

 

В содержание

 

Принципы, нормы и правила успешного  воспитания

Владимир Лизинский  

 

Принцип толерантности

Толерантность – это терпимое, уважительное отношение к людям, признание права каждого человека и индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом. Культура и философия толерантности базируются на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свои национальные и религиозные воззрения, своё отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру. Задача педагога в том, чтобы изучить особенности поведения школьника и оказать ему необходимую педагогическую поддержку.

Педагогическая толерантность  требует соблюдения некоторых основных принципов:

– все работники образовательного учреждения и родители в общении  с детьми должны проявлять к ним  доброжелательность, терпение, уважение;

– педагоги должны относиться к ученикам с одинаковым уважением, не возвышая одних за счёт унижения других;

–оценки должны способствовать развитию ребёнка, стимулировать получение  знаний и умений, а не быть кнутом в руках педагога;

– процесс обучения невозможен без продуктивного позитивного  общения, в ходе которого  закладываются  нормы и правила поведения, формируется  отношение к людям и к жизни.

Демократизация воспитательного  процесса предполагает:

– учёт интересов всех участников воспитания;

– поощрение и поддержку  самодеятельности и самоуправления;

– формирование паритетных отношений вместо административно-командных;

– принятие педагогическим сообществом норм и правил, которые  должны осознанно и неукоснительно выполняться;

– готовность педагогов и администрации к равноправному партнёрству со всеми участниками педагогического процесса;

– готовность к защите интересов меньшинства, способность  к переговорам, соглашениям и  договорам в интересах дела;

– переход от субъект-объектных отношений к субъект-объект-субъектным.  

 

В содержание

 

Проблемы  толерантности при обучении взрослых

Шкатова Л. А., Челябинский  государственный университет 

 

Толерантность как необходимое качество демократического мышления в современной России требует разработки методов и приёмов формирования установок толерантного сознания у российских граждан.

Специфика социальных условий  развития и ментальных установок многих взрослых людей определяет отсутствие терпимости к чужому, иным мнениям или верованиям, тенденцию к черно-белому мышлению (кто не с нами – тот против нас) и оценку как проявления беспринципности (и нашим, и вашим). Нетерпимость, ориентированность на отпор угнетателям формировала у русских биполярное сознание, в котором чужие всегда отождествлялись с опасностью, враждебными намерениями, вызывали насторожённость и недоверие. Христианская религия проповедовала идею толерантности (возлюби ближнего своего, прощай врагов своих, подставь щёку ударившему), почти забытый теперь ритуал Прощёного воскресенья включал систему поступков, в том числе речевых, снимающих с души тяжесть осуждения и неприятия. Однако* при советской власти государственной идеологией стало осуждение вероисповедания, установка на восхваление своего (Слава советскому народу, народу-победителю/), отрицание инакомыслия, воспитание агрессивно-защитительной позиции (При каждой неудаче сдавать умейте сдачи, иначе вам удачи не видать) и стремления приписать другому отрицательные качества (Лепить чучело противника).

Поэтому при работе в  Университете пожилого человека, на семинарах  и мастер-классах учебного центра Челябинской областной организации общества «Знание» мы используем специальные методы модерации, позволяющие корректировать ментальную установку людей, чьё мировоззрение сложилось в советское время и активно проявляется в негативизме, стремлении поучать всех, ригидности, неприемлемости чужого мнения.

Коммуникативный аспект толерантности нам видится как способность к бесконфликтному, гармонизирующему общению, деятельностный её аспект находит воплощение в умении выслушивать и уважать мнение собеседника, сохранять спокойствие в споре и конфликте, корректно вести межличностный спор и дискуссию.

Толерантное отношение признаёт амбивалентность при восприятии любого предмета и явления действительности, ценит разнообразие и многовариантность выходов из сложившейся ситуации, ищет решение конфликта в тех или иных способах сосуществования с «противостоящей стороной», непохожесть которой рассматривается как вещь необходимая и даже неизбежная; разнообразие позиций квалифицирует как явление в целом (в тенденции) позитивное.

Для российского общества XXI века особенно важно осознание  взрослыми, а особенно пожилыми, поливариантности, альтернативности современной культуры. Принимая определение культуры как совокупности текстов, мы учим своих слушателей выстраивать дискурс толерантности, который стремится избегать, во-первых, излишней гиперболизации (как хорошего у своих, так и плохого у чужих), а во-вторых – чрезмерного преуменьшения (признание возможности плохого у своих и хорошего у чужих как проявления установки на искренность).

В процессе работы со взрослыми  применяется авторский СЭП-подход (Смыслы – Эмоции – Поведение), включающий следующие основные положения:

1. Смыслы

– Человеческая жизнь, в  отличие от жизни других существ, осмысленна, то есть в ней есть со-мыслие с другими людьми, осознание ценности своего существования.

– Смысл нашей жизни – реализация заложенных в нас талантов – природных задатков, комбинация которых индивидуальна, неповторима.

– Смысл занятий – выработка приёмов и способов бесконф;шктного взаимодействия взрослого человека в семье и в обществе в целом.

– Смысл посещения данных занятий – удовлетворение своих потребностей в полноценной и самодостаточной жизни людей, особенно достигших третьего возраста.

Смыслы познаются обучаемыми в процессе использования следующих активных методов обучения.

«Работа с  терминами». Цель: отработать общие концепты языкового сознания, выработать общее видение проблемы, формировать терпимость к чужому мнению, творческий подход крещению проблем.

Новая эпоха развития человечества, именуемая глобализацией, характеризуется прежде всего информационной революцией, предполагающей такие масштабные и многообразные последствия, что необходимость их разностороннего осмысления становится насущной необходимостью. Коммуникации получили новое осмысление в связи с тем, что человечество в целом приобрело информационное измерение. Ключевое слово эпохи информационных технологий – творчество. Человечество меняется, используя технический прогресс как инструмент этих изменений. Теория эволюции учит: рост числа вариаций – признак достаточно серьёзных изменений уже в близком будущем. Грядущий качественный скачок развития, определяемый ростом числа направлений изменений вида, определяет его переход в новую плоскость, новое измерение. В частности, учёные предсказывают эволюцию массового и индивидуального сознания. Законы эволюции – законы приспособления изменчивых целостных структур к внешней среде ради своего сохранения и продолжения – несмотря на значительные отличия, оказываются едиными практически для всех эволюционирующих явлений.

Группе сообщается задача: определить, что означает термин глобализация. Вырабатывается общее понимание глобализации как совокупности процессов, затрагивающих интересы всех, живущих на земле настоящее время. Предлагается определить своё отношение к этим процессам, собравшись в группы. Представители групп обмениваются своими доводами в пользу или против глобализации, при этом участники группы с неопределившимся мнением, переходят к тем, чьё мнение кажется им более обоснованным. В результате взрослые люди осознают амбивалентность, то есть возможность двоякого осмысления глобализации, и совместно вырабатывают основы экологичного поведения человека в условиях глобализации.

2. Эмоции

– Эмоции – это приятные, неприятные и более сложные по своей окраске внутренние переживания, которые проявляются в настроениях, чувствах, страстях, стрессах.

– Основой положительных  эмоций обучаемых является ощущение того, что они получают значимую образовательную услугу, способствующую повышению качества жизни.

– Потребители данной образовательной услуги могут рассчитывать не только на дальний эффект, но и хорошее настроение «здесь и сейчас».

– Эмоциональное состояние  всех участников занятий взаимосвязано.

– Взрослый человек в роли участника модерации стремится сознательно сдерживать свои негативные эмоции, испытывает эмпатию, то есть вчувствование в состояние другого.

– Оценка «хороший партнёр» – основа положительных эмоций.

«Свой среди  чужих». Цель: научиться слушать рассказчика и накапливать варианты толерантного поведения в чужой среде.

Один из играющих садится в середину круга и рассказывает, демонстрируя экзотические предметы (открытки, сувениры, фотографии), о своём друге другой национальной, профессиональной, конфессиональной или возрастной принадлежности. Его задача – привести как можно больше вариантов поведения и как можно полнее описать «словесный портрет», чтобы по его рассказу слушатели нарисовали и рассказали, как они представляют себе этого человека, отметив, чем он им особенно понравился. Обсуждаются одобряемые варианты поведения самого рассказчика, его друга и присутствующих на занятии (как стать своим среди чужих). Завершение игры – выбор наиболее соответствующих, по мнению рассказчика, рисунка (рисунков) и характеристик. Рефлексия на тему «Свой – чужой».

«Чужой среди своих». Цель: научиться толерантному поведению в условиях неприятия и конфликта.

Один из присутствующих высказывает обиды на человека, которого он считает своим (родным, другом, коллегой). Слушатели стараются понять и правильно записать основания для обиды, задавая вопрос: «Правильно ли я Вас понял(а), что...?». После уточнения записей рассказчик письменно фиксирует свои переживания при описании ситуации, в то время как слушатели делятся на две команды, каждая из которых обсуждает услышанное и предлагает свой выход из создавшегося положения. Рассказчик выступает арбитром. Игра заканчивается рефлексией на тему «Счастье – это когда тебя понимают».

Трёхлетний опыт работы со взрослыми людьми убеждает в том, что использование методических и имитационных игр в какой-то мере снимает ряд проблем конфликтности как внутри обучающейся группы, так и во внешней среде обучаемых. 

 

В содержание

 

Образование – путь к культуре мира и  толерантности

Соколова Э., директор центра «Образование и культура мира» 

 

Человечество устало от войн и насилия. Сейчас, после  ряда особо страшных трагедий в мире, ко многим пришло осознание: если мы хотим  выжить, то должны не просто перестать  объявлять войны, но и изменить образ мышления и жизни, характер отношений между людьми, народами и государствами. Иными словами, нам надо перейти в другое культурное состояние. И в противовес псевдокультуре насилия и милитаризма определить глобальную идею построения культуры мира и ненасилия.

По предложению ЮНЕСКО, поддержанному Генеральной Ассамблеей ООН, 2000-й год прошёл под знаком Культуры мира, а первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты.

Информация о работе Толерантность