Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 21:38, реферат
Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека.
Помимо реальных и возможных содержательных границ толерантность имеет и качественные границы, которые педагогу важно знать. Диапазон этих границ широк: от полного приятия, согласия, в широком смысле дружественности в отношении того или иного объекта – до безразличия, равнодушия, так сказать, прямого или опосредованного контакта без отношения (когда глядят и не видят!) – до скрытого или явного неприятия людей, мнений, ситуаций, недопустимости мысли о возможном равенстве кого-то с собой, до нетерпимости, конфликта, в худшем случае – агрессии.
Нельзя не сказать и об этических, ценностных границах, требующих понимания и особенно четкой нравственной позиции, толерантности педагога в процессе воспитания этого качества у детей. Имеются в виду границы, за пределами которых то, что требует нетерпимости, что должно быть неприемлемо, с чем нельзя равнодушно сосуществовать: предательство, преступление, терроризм... Толерантность – не равнодушие, с труд души! Она должна подвигнуть растущего человеке на альтернативу толерантности – действенное неприятие, доступную возрасту и статусу реальную борьбу с тем, что антигуманно, а потому неприемлемо, будь те разрушение природы или издевательство над слабым неуважение старости или национальная вражда... Борьба со злом всегда есть утверждение добра, и такое утверждение неизменно выступает одним из подлинных и значимых результатов... толерантности.
Границы имеют не только внутреннюю, но и внешнюю сторону. Поэтому важно подчеркнуть, что толерантность – отношение, проявляемое к реально происходящему как в микросреде ребенка, детского сообщества, так и в макросреде, вне непосредственного с нею контакта, но могущему вызвать их реакцию и оценку.
В педагогическом плане ситуация осложняется тем, что у ребенка (группы, класса) и учителя (вое питателя, вожатого) могут быть разные точки зрения, т. е. разные, порой полярные, ценности, представления, а значит, и отношение к объектам толерантности. И круг таких объектов, а следовательно и противоречий в оценках и отношениях, может быть сколь угодно широк и многопланов – от молодежного сленга и взгляда на моду до жизненных ценностей и содержания перспектив.
Между тем, противоречивость, несовпадение, альтернативность позиций требует толерантности... от обеих сторон по отношению друг к другу. В достижении устойчивости, укреплении, обогащении таковой и состоит главная педагогическая задача. Ее решение в значительной мере обусловлено тщательным диагностированием ценностных оснований, процесса и динамики результатов воспитания толерантности. Это общее и естественное условие особенно актуально именно в данном случае.
О путях и средствах воспитания толерантности
Понимая толерантность как одно из проявлений отношений человека к другим людям, воспитание может и не менять этого отношения, даже если оно негативно: мы не можем, да и не имеем права вынудить ребенка изменить взгляды, заставить его мыслить и относиться иначе, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не признавал, полюбил то, чего прежде не любил: он имеет право на свое отношение. Дело в другом и более сложном: толерантность может и должна обеспечить ее субъекту и объекту ситуацию со-существования; воспитание же толерантности призвано помочь ребенку достойно прийти к этой ситуации.
Основа толерантности и возможное пространство ее динамики лежат и действуют, как уже говорилось, прежде всего в опыте личности. Поэтому и воспитание толерантности – это, с педагогической точки зрения, целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, т. е. целенаправленное создание условий, требующих взаимодействия с другими, какими бы в глазах субъекта они ни были.
Опыт толерантности, положительный (созданные нормальные отношения) или отрицательный (негативизм отношения), имеется у каждого человека, в том числе ребенка, даже самого маленького, у которого есть «любимые» и «нелюбимые» люди. Тем более такой опыт есть у школьников, обладающих разными характерами, темпераментами, представлениями, ожиданиями, манерой поведения, но вынужденных принимать (а то и терпеть!), скажем, школьные порядки, классного руководителя, того или иного учителя, кого-то в классе...
Принципиально важно
и другое: процесс воспитания толерантности
происходит эффективней, когда он обоюдный.
Конечно, создать такую ситуацию весьма
непросто, но в «контактных» условиях
вероятно. И при этом происходит взаимное
обогащение опыта толерантности, что создает эмоционально-интеллектуально-
И эта удача и развиваемая, и саморазвивающаяся. Организация жизнедеятельности ребят создает ситуации, побуждающие толерантность и отдельного ребенка, и сообщества (группы, коллектива), т. е. создается образ жизни, продуцирующий толерантность, снимающий саму в ней необходимость. Иначе говоря, происходит ее самопроявление, от которого, что называется, полшага до сформированного и устойчивого навыка толерантности, становящейся чертой личности, параметром сообщества, достаточно серьезным, чтобы выходить за пределы данного места и данного времени, в среду и в будущее.
Толерантность, в сущности, не столько качество, черта личности, сколько ее состояние, точнее – реализуемое состояние. Поэтому еще одной особенностью воспитания толерантности выступает теснейшее двуединство его задач: развитие готовности и подготовленности человека к со-существованию с другими людьми, сообществами, обстоятельствами и принятию их такими, каковы они есть. Готовность – это внутреннее состояние, мотивация, желание и способность положительного отношения к объекту; а подготовленность – практические умения коммуникации и понимания, умения разобраться, постараться понять другого и его обстоятельства, динамичную – обновляющуюся или новую – среду.
При этом важно, что толерантность актуальна и как качество, без которого невозможна полнота существования человека в полисубъектной среде: терпимость формируется прежде всего преодолением нетерпимости, как истинное добро – не в словах, а в действительном творении добра и непременном преодолении зла.
Именно поэтому многообразие пространства бытия ребенка открывает единственно реальную возможность успешности процесса воспитания толерантности: когда он включен в общую систему учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения. Сколь ни своеобразен этот процесс, сколь ни специфичны его задачи и содержание, факторы и технологии, – он органически включен в данную систему, испытывает ее влияния и сам на нее влияет. У них общие человеческий и социальный фон, общие ситуации и условия – школа.
Другое дело, что школой отнюдь не исчерпывается, в ней не замыкается сфера проявления толерантности: и сама школа погружена в более широкую социальную среду, факторы которой существенно менее доступны педагогическому влиянию. И в то же время они, пожалуй, не менее значимы для развития ребенка и его толерантности, чем школа.
Здесь важно отметить следующее: с одной стороны, эта среда «содержит» множество положительных примеров действительной толерантности (чаще всего в поликультурной, особенно в разно-этнической и многоконфессиональной среде), с другой стороны, гораздо больше разных по содержанию и характеру, по ценности и значимости, по силе «раздражителя» негативных объектов, требующих толерантности. И при этом всякая среда, каково бы ни было ее пространство, – всегда своя для каждого человека, именно «на него» лично ориентирована в своих – для него же – позитивных или негативных проявлениях.
К встрече с трудным
можно заранее –
Источники соответствующей информации – фольклорные или литературные персонажи и реальные люди, складывающиеся отношения часто совсем разных людей, идущие от настороженности, недоверия, даже враждебности – ко взаимному принятию. И здесь также ценен собственный опыт ребенка или сообщества, особенно – известные, а потому и убедительные примеры позитивного решения трудных ситуаций.
В связи с последним отметим организуемую педагогом рефлексию таких решений. Она обладает огромными воспитательными возможностями как совместно переживаемая оценка положительного (хотя и не только!) опыта, составляющего существенную основу дальнейших проявлений толерантности в ценностно и морально значимых границах.
О толерантности педагога
Толерантность – профессионально необходимое личное качество педагога, диктуемое задачами, содержанием и характером его деятельности. Проблема осложняется тем, что это качество связано с взаимоотношениями не только с детьми (они уже сами по себе весьма непросты!), но и со взрослыми.
Едва ли не самый трудный
для педагога «участок» – толерантность
в отношениях к родителям школьников.
Это действительно
Чтобы предупредить, избежать, преодолеть столкновение авторитетов, важно щадить родительское самолюбие при публичных индивидуальных характеристиках детей; сдерживать эмоции, общаясь с «трудными» для себя родителями; больше интересоваться домашними условиями ребят и полнее информировать о различных сторонах жизни детского коллектива (а не только «об успеваемости и посещаемости»); фиксировать внимание пусть на небольших, но успехах ребенка.
Толерантности родителей к самому себе педагог может достичь, лишь проявляя (во всяком случае -внешне) равно доброе, заботливое отношение ко всем детям, сколь это ни сложно в реальности. Именно так создается основание обоюдной толерантности не только на межличностном уровне, но и на уровне социальном – как средства и условия взаимной толерантности школы и семьи, без которого, с одной стороны, невозможно их разностороннее и плодотворное взаимодействие в интересах ребенка, а с другой – возможны драмы и его, и родителей, и... педагога.
Самая деликатная проблема – толерантность в отношениях между педагогами, прежде и острее всего – между учителями. Это проблема, которая касается специалистов, работающих в общих пространстве и атмосфере, формально – в едином статусе. Однако, будучи специалистами-педагогами, они являются при этом разными людьми, а известная замкнутость этого мира, постоянное нервное напряжение в нем, дефицит мужской сдержанности, стремительная, часто непредсказуемо развивающаяся череда ситуаций обостряют значимость толерантности.
В этих условиях чрезвычайно важны умение всех и каждого быть снисходительным, мириться с существованием иного мнения, осознанно стремиться к достижению согласия в решении педагогических вопросов, единства (но не одинаковости!) требований.
Человеческая стратегия проявления толерантности здесь реализуется вектором от познания, понимания другого человека к реальному взаимодействию, сотрудничеству с ним. Это и добрые, не исключающие критики слова после посещения уроков или организованных коллегой дел, и помощь молодым учителям, и способность признать собственные недостатки, и участие в совместном профессиональном творчестве – в рамках ли предметного методобъединения или создания авторской школы. Ведь, в конечном счете, даже худой мир лучше доброй ссоры.
Особая роль принадлежит усилиям учителя по самовоспитанию толерантности. Оно связано в первую очередь с осознанием своего профессионального достоинства, предполагающего, наряду с самоуважением, способность уважать других – иных людей, в том числе и детей. Такое для любого человека желательно, для педагога же – обязательно, как бы ни было сложно!
Не менее важны рефлексия, самоанализ своего реализуемого отношения к разным окружающим, честная, не вызванная эмоциональным возбуждением оценка своих мыслей, отношений, решений, поступков. Ведь каждый имеет право и на удачу, и на ошибку, но нельзя не видеть и последствия той или другой, чтобы развить первую и впредь уберечься от второй.
Наконец, не только самооценка, но (и это, конечно, самое трудное!) стремление владеть собой, сдерживая неприязнь, негативное отношение к кому-то (чему-то) из окружения. Очень непросто в нервной обстановке сдерживать свои нервы, но без толерантности педагог сам, проявляя нетерпимость, провоцирует обострение обстановки отношений. Значит, каждому педагогу важно воспитывать в себе толерантность – одну из существенных черт, характеризующих профессиональное достоинство и мастерство и проявляющихся в бесконечном многообразии школьной или внешкольной среды, ситуаций и условий ее существования.