Толерантность

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 21:38, реферат

Описание работы

Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека.

Работа содержит 1 файл

толерантность.doc

— 2.34 Мб (Скачать)

Понятие «культура мира»  не сводится к общеупотребительным дефинициям «культура» как художественно-творческая область и «мир» как Вселенная. Речь идёт о создании цивилизации, ориентированной на мир и ненасилие. «Культура мира» – это сочетание ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образцов жизни» – так говорится в Декларации о культуре мира, принятой 53-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 ноября 1998г.

Ключевые  понятия: мир, ненасилие, толерантность, права человека, устойчивое развитие, демократия, свободный обмен информацией, равные права мужчин и женщин, солидарность.

В сентябре 2001 г. Правительство  Российской Федерации утвердило  федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)». Принятая в соответствии с декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995) программа направлена на «формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения». Удачное определение толерантности даёт А.Г. Асмолов: это «искусство жить в мире непохожих людей и идей».

Там, где речь идёт о  человеческом сознании, ценностных ориентациях, морали и поведении, безусловно, в числе решающих факторов выдвигается образование. Когда сегодняшние дети придут к власти, они должны быть вооружены пониманием ценностей ненасилия, толерантности, приоритетности уважения прав и свобод человека и т.д..

И в планетарной, и  в российской национальной программах построения культуры мира ключевая роль отводится образованию как незаменимому пути к культуре мира.

Концепция культуры мира выдвинула задачу кардинального  обновления:

а)содержания образования;

б) методов и технологий обучения;

в) сложившихся принципов  взаимоотношений «учитель–ученик»;

г) всей атмосферы школьной жизни.

В документах, принятых ЮНЕСКО и на их основе – российскими государственными структурами, отмечается, что изменения в духе культуры мира и толерантности должны коснуться всех звеньев образовательной системы – от детского сада до институтов повышения квалификации учителей. Рекомендуется использовать три основных пути:

а) в процессе изучения всех предметов;

б) через междисциплинарные  связи;

в) в виде специальных  курсов и занятий.

«Интеграция культуры мира во все учебные предметы требует  создания новых учебных программ, учебников и пособий, пронизанных идеями культуры мира и ненасилия, сотрудничества и партнёрства»,– прозвучало на Всероссийской научно-практической конференции «Культура мира и ненасилия в воспитании учащихся: опыт регионов России» в октябре 1999 г. Аналогичная позиция содержится в федеральной целевой программе. Эта задача не на один её претворение в жизнь равносильно революционным изменениям в образовании. Не менее серьёзные изменения предстоят в сфере отношений «учитель–ученик», да и во всей атмосфере школьной жизни.

Известно высказывание Уинстона Черчилля: «Учителя обладают такой властью, о которой премьер-министр  может мечтать». Это образное сравнение  хорошо передаёт смысл выдающегося  значения учителя для человека и  общества.

В России есть множество педагогов, которые исповедуют и практикуют гуманный, уважительный стиль общения с учениками, действуют на принципах субъективно-объективных отношений. Вместе с тем крайне остро стоит проблема авторитарной педагогики.

Авторитаризм педагога – очевидное препятствие на пути к демократии и гражданскому обществу в России. Поэтому так важно для педагогов уметь выстраивать доверительные, равноправные отношения с учениками.

Созданный в 1997 г. в Москве центр «Образование и культура» (негосударственное некоммерческое учреждение дополнительного образования) в работе с педагогами стремится:

– ознакомить их с богатейшим наследием и современным опытом венной и зарубежной педагогики, отражающим отношение к ученику как к  активному субъекту в процессе обучения и воспитания;

– сосредоточить внимание на технологиях воспитания в духе культуры мира, прав человека, толерантности;

– включить педагогов  и их воспитанников в конкретные миротворческие акции: помощь чеченским  беженцам, находящимся в лагерях  Ингушетии, и др.

Цели воспитания культуры мира закономерно связываются со всеми учебными предметами. Важную роль здесь призвано сыграть изучение иностранных языков как средства коммуникации между людьми, представляющими разные страны и народы.

Лидируюшее место среди иностранных языков принадлежит английскому. По данным Британского Совета, на английском говорят 800 миллионов человек, на нём осуществляется 75% международных почтовых отправлений, телексов, факсов. Система Интернет также работает в основном на английском языке. Он же – ведущий язык бизнеса, финансов, дипломатии, один из шести рабочих языков ООН.

В Российской Федерации о внимании к изучению иностранных языков, к  преподаванию  на качественно новом  уровне свидетельствует разработанная  Минобразования России концепция «Иностранные языки в 12-летней школе».

Языковая культура – неотъемлемая часть культуры человека в целом. А одной из важнейших целей  обучения иностранным языкам названо  формирование у детей уважения к  другим культурам и народам, готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем.

Согласно науке о мире, активно  развивающейся с середины XX века, «образы врага», сопровождавшие, а  нередко и вызывавшие войны, формировались  либо под воздействием целенаправленно  искажённой информации, либо в результате незнания народов друг о друге. Как справедливо заметил русский просветитель В.Ф. Малиновский, ненависть есть «обильнейший источник предубеждения народов, а между тем, чтобы более уважать себя взаимно, народы должны только больше знать друг друга». То есть широкая, всесторонняя и правдивая информация о народах и странах земного шара – принцип воспитания культуры мира. А иностранный язык наряду с географией, историей, литературой и другими предметами школьного курса позволяет успешно решать эту задачу.

Для содержания и стиля английского  языка характерно особое уважение к  собеседнику, желание не нанести ему обиды, не подчеркнуть превосходства говорящего. В английском языке отсутствует местоимение «ты», это предполагает, что люди обращаются друг к другу только на «вы». Правило построения английского предложения требует, чтобы в случае упоминания в нём нескольких лиц местоимение «я» ставилось на последнее место. В этом языке предусмотрены все случаи обращения к частным лицам, включая ситуацию, когда известен или неизвестен пол адресата, а также к официальным лицам различных занятий и социального статуса: к полицейскому, врачу, учителю, профессору и др. Множество языковых и речевых единиц, грамматических и лексических оборотов гарантируют вежливость, мирную, спокойную манеру начала, ведения и окончания беседы, извинение в том или ином случае, благодарность за приглашение, угощение, услугу и т.п.

Многие английские слова и выражения  характеризуют бережное отношение  к индивидуальной, частной жизни человека. Специальный термин «privacy» (личная, частная жизнь), пословица «Мой дом – моя крепость» отражают уважение к частной, семейной жизни.

Всё это даёт учителю английского  языка возможность в процессе преподавания воспитывать у учащихся уважение к людям, к английской культуре и традициям, а также хорошие манеры, по крайней мере, обращать на это внимание.

Именно в Великобритании возникла одна из самых первых миротворческих организаций – в 1816 году в Лондоне было создано «Общество для установления всеобщего и прочного мира». Это дало импульс для развития миротворческой лексики. Такие международные миротворческие термины, как «consensus» (согласие), «human rights» (права человека), «tolerance» (терпимость), «holocaust» (холокост), «peace education» (воспитание в духе мира), «peace conflict resolution» (мирное разрешение конфликтов), широко используются в мировой практике, связанной с правами человека, предотвращением конфликтов, культурой мира и пр.

Новаторские учебно-воспитательные программы, составленные в духе культуры мира и ненасилия, появились с некоторых пор и в различных областях России. В качестве центров опыта следует прежде всего назвать 70 ассоциированных школ ЮНЕСКО, расположенных в 20 регионах.  

 

В содержание

 

Воспитание  толерантности: сущность и средства

Вульфов Б.З., д.п.н., профессор Университета РАО, г. Москва 

 

Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантности все более остро требующую практического решения, а потому и его научного обоснования.

Воспитание толерантности – общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду, на педагогов – учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов, вожатых и др.

Им в этом труднейшем деле остро необходимы:

– во-первых, информация о сущности воспитания толерантности, ее содержании и проявлениях;

– во-вторых, представление  о возможных средствах – технологиях  такого воспитания, предназначенное для выбора и творческого использования таковых в тех или иных конкретных условиях;

– в-третьих (и здесь  особая и немалая проблема!), толерантность  необходима и самому педагогу –  во всей неразрывности личностного и профессионального.

О педагогической сущности толерантности

Известно, что толерантность  понимается как способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни. Эта способность формируется у каждого человека как существа социального, у каждой общности, неизменно «соприкасающейся» с другими общностями.

Естественно, не составляют исключения дети и их сообщества (класс, кружок, компания и т. д.). Особенность толерантности детей связана с тем, что она складывается с рано появляющейся у детей способностью не только восприятия окружающего, но и своеобразной ценностной селекцией «социальных» впечатлений, оценкой различных факторов окружающего. Толерантность – объективно динамичный феномен, за которым -ценностные основания, нравственно-психологические ориентиры, которые тоже динамичны. Так создаются объективные возможности и пространство воспитания, т. е. целенаправленного создания социально-педагогических условий изменения личности.

Названные и другие особенности  в существенной мере определяются источниками, прямо или опосредованно формирующими и питающими толерантность ребенка. Среди них на первом месте, разумеется, семья, т. е. живой пример семейных приоритетов: отношений взрослых, их мнений, суждений, поступков. Едва ли не столь же существенны влияния образовательной среды ребенка, несущей свои ценности, особую систему отношений, актуальные виды обязательной и свободной деятельности. Весьма действенны и такие источники, как личные впечатления от отдельных людей (память ума и сердца), читаемых книг, потока «образцов», навязчиво транслируемых СМИ... Все эти и другие источники и создают, формируют разноплановый и противоречивый жизненный опыт детей, а в нем и их опыт толерантности. Тот и другой, естественно, есть и у педагогов, но среди его источников – профессиональное образование и профессиональный опыт.

Опыт толерантности  и есть не что иное, как реализованное отношение: множество источников стихийно влияет на формирование толерантности как качества личности и развитие толерантности как своеобразного состояния человека, его действительного отношения к тем или иным явлениям жизни. Стихийность не исключает направленности. Любой опыт можно специально обогащать, пополнять, насыщать. В этом, собственно, и состоят суть и содержание воспитания толерантности – целенаправленной организации позитивного (преодоления негативного) опыта толерантности, т. е. создания пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими – иными по взглядам или поведению – людьми, их сообществами, иначе говоря – со-сушествования разного. Каким бы это разное ни было, в любом случае педагогу приходится быть готовым к нему, а для этого в наибольшей мере знать не только источники, но и факторы, зоны, содержащие саму возможность того, что вызывает необходимость толерантности.

Всякого рода зон, сложных  для ребенка, для сообщества детей, а значит и для педагога, немало: религиозная, этническая, психологическая, ценностная, коммуникативная, поведенческая... Каждая из них может оказаться реальной сферой возникновения негативизма, отторжения, кажущейся (а то и реальной) несовместимости.

Так, в зоне религиозной  наиболее вероятны, по крайней мере, две опасности: сугубо личностная – внутреннее или внешнее неприятие верующих, веры в Бога; социально окрашенная – неприятие представителей иных конфессий. Еще больший негативный потенциал может быть в зоне этнической: обострившиеся, особенно в последние годы, межнациональные отношения – на уровне какотдельныхдетей, групп, таки этносов в целом, будь то отношение к беженцам, вынужденным переселенцам, людям «кавказской национальности» или с иным цветом кожи.

Психологическая зона сложна тем, что является самой тонкой, деликатной, по-своему труднодоступной педагогу, ибо связана с порой трудно объяснимым душевным приятием или неприятием ребенком личностных параметров того или иного человека – сверстника или взрослого.

Зона ценностная –  приемлемость или осуждение значимых смыслов, установок, образцов, исповедуемых сверстниками (взрослыми), группами сверстников, общественными объединениями; это – сфера мировоззрения, если допустима такая характеристика детства.

Известные трудности  связаны и с зоной коммуникативной, когда кто-то не приемлет тот или иной круг общения, особенно вынужденного (в одном классе, кружке и пр.) или чью-то манеру общения, его содержание, интонацию, стиль.

Наконец все эти зоны будто пересекаются, воплощаются в пространстве зоны поведенческой – в реальном проявлении остальных: взаимоотношениях субъекта толерантности и различных ее объектов. Поведение, образ жизни, жизненный опыт, его организация – основное поле деятельности педагогов, на котором только они и могут практически реализовать свои задачи, обогащая опыт толерантности своих питомцев и, добавим, свой собственный.

Информация о работе Толерантность