Толерантность

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 21:38, реферат

Описание работы

Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека.

Работа содержит 1 файл

толерантность.doc

— 2.34 Мб (Скачать)

Педагогика, основанная на философии диалога – суть базисной программы «Истоки», разработанной  Центром «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. 

 

В содержание

 

Воспитание  детей в духе толерантности

П.В. Степанов, науч. сотруд. Института

теории образования  и педагогики РАО 

 

 Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, непохожих на тебя, людей.

Гуманистическая педагогика приходит к пониманию невозможности таких изменений без усилий самой личности, связанных с процессами самопознания, самоопределения, самостроительства. Однако существуют и факторы, препятствующие этому.

Во-первых, это отсутствие в обществе устоявшихся традиций плюрализма.

Во-вторых, это развившееся  у людей в последнее время  чувство «национального унижения», связанного с распадом СССР, нарастающей  финансовой зависимостью от других стран. Следствием этого является рост националистических настроений и популярность экстремистских идей, которые передаются и молодежи, и детям.

В-третьих, это свойственные многим сегодняшним школьникам эгоцентричные  установки сознания. Эгоцентризм  – это видение мира через призму только своих интересов, с точки  зрения наивно оцениваемой как исключительно правильной. Дети часто испытывают трудности, связанные с неумением. А отсюда и нежеланием принять и понять Другого именно как Другого. В большинстве своем они не могут даже представить себе, что перед ними другая культура – с иной, своей собственной, особой логикой мышления и поведения. И зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества.

Что же такое толерантность? Словарь иностранных слов трактует ее как терпение к чужим мнениям  и верованиям. Однако в последнее  время все чаще уходят от понимания  толерантности как снисходительно-равнодушного отношения к Другому. Мы предлагаем рассматривать толерантность в контексте таких понятий как: признание, принятие, понимание. Признание – это способность видеть в Другом именно Другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличаться от меня. Принятие – это умение видеть Другого изнутри, способность взглянуть на мир его одновременно с двух точек зрения: своей собственной и Другого.

Какие конкретные шаги необходимо предпринять педагогам, чтобы воспитать толерантную личность? Весьма распространено мнение о том, что для развития у школьников межкультурной толерантности необходимо их ознакомление с разнообразными культурами, их углубленное изучение. Однако, нет смысла погружаться в культуру (тем более, что всего разнообразия культур не познать), чтобы получить представление об ее инаковости, самооценки и равных с другими правах на существование и уважение. На первое место должна выходить работа педагога не столько над проблемой расширения и углубления знаний школьника о других культурах, сколько над проблемой отношения ребенка к другим культурам вообще.

Решающим фактором воспитания в школьнике толерантности могут  являться встречи подростка с  иными культурами в специально, педагогически организованной для этого среде, привлекательной и ценной для него. Процесс формирования толерантной позиции детей с наибольшей эффективностью будет проходить в рамках гуманистической воспитательной системы образовательного учреждения с ее открытостью внешней социокультурной среде, с ее направленность на освоение этой среды, с предлагаемыми ею вариантами общения и деятельности в среде: с ее ценностными ориентирами, которые задают отношения, возникающие в процессе межкультурного диалога.

Наиболее плодотворным будет использование в практике ситуаций непосредственных встреч ребенка с представителями иных культур, организуемых во внешкольной среде, во время туристско-краеведческих экспедиций.

Организовать встречи  школьников с иными культурами можно и заочно, опосредовав их соответствующими текстами, содержащими информацию о других культурах, отражающими ценностные приоритеты других культур, иную логику мышления и поведения людей.

Но сама по себе встреча  с иной культурой вовсе не обязательно приводит к положительным изменениям в сознании подростка. Очень важно, чтобы ребенок шел от знакомства с иной культурой и попыток понять иную культуру к осознанию проблематичности собственного понимания иных культур. Педагогу необходимо пробудить его сомнение в адекватности своего понимания. Данный шаг очень важен. Он заставляет его впервые взглянуть на собственное восприятие других культур, выявить социальные стереотипы, которыми он до сих пор пользовался. Он заставляет школьника» осознать и источник этого непонимания – иную логику мышления.

Осознание школьниками  проблематичности своего понимания  других культур является предпосылкой следующего шага педагога -организации  групповой коммуникации по поводу иной культуры. Здесь важно, чтобы ребята были сосредоточены на поиске сходств разнообразных культур, а не их отличий; чтобы выявлялись их положительные аспекты, а не отрицательные; чтобы понимание и оправдание превалировало над оценкой и осуждением.

Наконец, педагог организует осмысление школьниками своих действий в процессе межкультурного диалога, своих ощущений, своей позиции, помогает выразить их в словесной форме, в ответах на вопросы анкет, в сочинениях-размышлениях.

Параллельно с основной деятельностью, связанной с пошаговым разворачиванием межкультурного диалога и превращением его во внутренний диалог ребенка, педагог совершает и дополнительную, вспомогательную. Она направлена на помощь ребенку в овладении им навыками групповой коммуникации, умениями критически мыслить, знаниями в области культуры, политики, прав человека, национальных отношений. Важно, чтобы ребенок понимал, что стоит за словами «расизм», «национализм», «фашизм», «этнические чистки», «политические репрессии», «религиозные преследования».  

 

В содержание

 

О толерантности

Зинина Г.И., главный  специалист Управления

воспитания и  дополнительного образования

детей и молодежи Минобразования России 

 

В период социальных преобразований в современном российском обществе особую актуальность приобретает формирование ценностных мировоззренческих основ и обеспечение преемственности между поколениями россиян на основе общественного согласия в духе формирования культуры мира и ненасилия.

В целях разработки эффективной государственной политики в области формирования основ толерантного сознания, профилактики экстремизма, снижения социально-экономической напряженности в обществе, реализации системы мер и механизмов внедрения в социальную практику норм взаимопонимания, совершенствования межкультурных, межнациональных, межкофессиональных отношений 25 августа 2001 года Правительством Российской Федерации утверждена федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)».

Программа призвана способствовать совершенствованию государственной политики в укреплении основ гражданского согласия, разработки системы мер по внедрению методов противодействия экстремизму во всех его проявлениях, созданию методической, нормативной, правовой базы в области профилактики экстремизма.

Программа рассчитана на 5 лет и будет реализовываться  в три этапа. Первый этап предполагает проведение научных и социологических исследований, второй – их внедрение на экспериментальной основе в отдельных образовательных учреждениях и массовое внедрение в период заключительного этапа.

В качестве конечных результатов  реализации Программа предполагает создание научной, организационно-методической, информационной и нормативной правовой базы, эффективной системы мониторинга и механизмов выработки мер по своевременному оказанию противодействия экстремизму в обществе, особенно в среде учащейся и студенческой молодежи, внедрению учебных программ во все типы образовательных учреждений, методик по оказанию помощи семье в формировании установок толерантного сознания.

Программа включает в  себя пять разделов: «Личность». «Семья», «Общество, «Государство», «Организационное и информационное обеспечение».

Россия – многонациональная страна, и проблемы межкультурного, межконфессионального взаимопонимания остро нуждаются в научном осмыслении, создании конкретных рекомендаций для различных регионов с учетом социально-культурных, экономических условий, миграции, психологической напряженности в обществе.

Государственным заказчиком Программы является Министерство образования Российской Федерации, в систему которого входят все типы образовательных учреждений – от детского сада до высшей школы, она охватывает огромную армию педагогов и более 25 млн. детей. То, что основа благополучия общества закладывается именно в этой сфере, накладывает особую ответственность на каждого в отдельности и на всю систему в целом.

Программа призвана систематизировать  усилия различных ведомств, выработать критерии для анализа результативности осуществляемой государственной политики органами исполнительной власти, общественными организациями, средствами массовой информации, способствовать обеспечению социальных гарантий гражданам России. 

 

В содержание

 

Игра  «Проявляешь ли ты толерантность?»

По материалам газеты «ДОГ» 

 

Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее. 

 

Выбери тот  ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько «б» получилось.  

 

1. Для  того, чтобы не было войны...

а) Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!

б) Нужно понимать, почему они происходят. 

 

2. В  школе говорят о героях, проявивших  толерантность...

а) Это тебя не интересует.

б) Ты хочешь узнать об этих героях.  

 

3. Ты  противостоишь насилию...

а) Насилием.

б) Ты присоединяешься  к другим людям, чтобы сказать  НЕТ. 

 

4. Один  товарищ тебя предал...

а) Ты мстишь ему.

б) Ты пытаешься объясниться  с ним. 

 

5. Когда  говорят о детях, пострадавших  от войны...

а) Ты об этом услышал  и забыл.

б) Ты ищешь возможность  для того, чтобы проявить с ними солидарность.  

 

6. Ты  не согласен с кем-то...

а) Ты не даешь ему говорить.

б) Ты все-таки слушаешь его.  

 

7. В  классе ты уже ответил...

а) Тебе хочется отвечать еще.

б) Ты предоставляешь возможность  другим ответить.  

 

8. Тебе  предлагают переписываться с  каким-нибудь иностранцем...

а) Ты не испытываешь ни потребности переписываться, ни потребности делиться мечтами.

б) Ты хочешь переписываться, чтобы поделиться с ним своими мечтами. 

 

Если  у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.

Если  у тебя от 3 до 7 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью.

Если  у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий. 

 

В содержание

Глава 6. Государственная  власть и государственное управление: соотношение и механизм взаимодействия  

 

Править людьми – значит осуществлять по отношению к ним власть, принадлежащую обществу, с тем чтобы заставить их жить согласно его целям. П. Гольбах

§ 1. Понятие государственной власти

Власть — это средство для

охранения жизни, спокойствия  и

порядка; поэтому, осуждая  всемерно

произвол и самовластие, нельзя

не считать опасным  безвластие.

П.А. Столыпин

Методологические  подходы к изучению государственной  власти - государственная власть - система  государственной власти - первичные  субъекты государственной власти - вторичные субъекты государственной  власти - учредительная государственная власть - принцип разделения государственной власти -власть главы государства - законодательная власть - исполнительная власть - судебная власть - контрольная власть

В научной  литературе существует множество определений  понятия государственной власти. Их анализ позволяет обратить внимание на ряд особенностей методологических подходов к изучению государственной власти, бесспорно влияющих на адекватность отражения в них реальной ее сущности. К числу таких особенностей можно отнести:

1) выведение  определения государственной власти  из числа весьма абстрактных  общих определений власти вообще, имеющих своим источником не  анализ действительно осуществляемой  власти, а сопоставление разных  определений понятия власти, в  силу чего рассмотрение вопроса об определении власти давно перестало иметь в качестве предмета изучения реальную власть. При этом каждый исследователь стремится свести многообразные определения власти к одной единственно верной точке зрения и на основе полученного таким образом абстрактного определения понятия власти дает определение понятия государственной власти. Представляется, что такой подход к определению последнего допустим лишь в качестве одного из моментов анализа, но не может быть абсолютизирован, поскольку в данном случае понятие государственной власти выводится из понятия власти без должного учета многочисленных ее действительных свойств;

Информация о работе Толерантность