Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 21:38, реферат
Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека.
Педагогика, основанная на философии диалога – суть базисной программы «Истоки», разработанной Центром «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца.
В содержание
Воспитание детей в духе толерантности
П.В. Степанов, науч. сотруд. Института
теории образования и педагогики РАО
Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, непохожих на тебя, людей.
Гуманистическая педагогика приходит к пониманию невозможности таких изменений без усилий самой личности, связанных с процессами самопознания, самоопределения, самостроительства. Однако существуют и факторы, препятствующие этому.
Во-первых, это отсутствие в обществе устоявшихся традиций плюрализма.
Во-вторых, это развившееся у людей в последнее время чувство «национального унижения», связанного с распадом СССР, нарастающей финансовой зависимостью от других стран. Следствием этого является рост националистических настроений и популярность экстремистских идей, которые передаются и молодежи, и детям.
В-третьих, это свойственные многим сегодняшним школьникам эгоцентричные установки сознания. Эгоцентризм – это видение мира через призму только своих интересов, с точки зрения наивно оцениваемой как исключительно правильной. Дети часто испытывают трудности, связанные с неумением. А отсюда и нежеланием принять и понять Другого именно как Другого. В большинстве своем они не могут даже представить себе, что перед ними другая культура – с иной, своей собственной, особой логикой мышления и поведения. И зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества.
Что же такое толерантность?
Словарь иностранных слов трактует
ее как терпение к чужим мнениям
и верованиям. Однако в последнее
время все чаще уходят от понимания
толерантности как снисходитель
Какие конкретные шаги необходимо предпринять педагогам, чтобы воспитать толерантную личность? Весьма распространено мнение о том, что для развития у школьников межкультурной толерантности необходимо их ознакомление с разнообразными культурами, их углубленное изучение. Однако, нет смысла погружаться в культуру (тем более, что всего разнообразия культур не познать), чтобы получить представление об ее инаковости, самооценки и равных с другими правах на существование и уважение. На первое место должна выходить работа педагога не столько над проблемой расширения и углубления знаний школьника о других культурах, сколько над проблемой отношения ребенка к другим культурам вообще.
Решающим фактором воспитания
в школьнике толерантности
Наиболее плодотворным будет использование в практике ситуаций непосредственных встреч ребенка с представителями иных культур, организуемых во внешкольной среде, во время туристско-краеведческих экспедиций.
Организовать встречи школьников с иными культурами можно и заочно, опосредовав их соответствующими текстами, содержащими информацию о других культурах, отражающими ценностные приоритеты других культур, иную логику мышления и поведения людей.
Но сама по себе встреча с иной культурой вовсе не обязательно приводит к положительным изменениям в сознании подростка. Очень важно, чтобы ребенок шел от знакомства с иной культурой и попыток понять иную культуру к осознанию проблематичности собственного понимания иных культур. Педагогу необходимо пробудить его сомнение в адекватности своего понимания. Данный шаг очень важен. Он заставляет его впервые взглянуть на собственное восприятие других культур, выявить социальные стереотипы, которыми он до сих пор пользовался. Он заставляет школьника» осознать и источник этого непонимания – иную логику мышления.
Осознание школьниками проблематичности своего понимания других культур является предпосылкой следующего шага педагога -организации групповой коммуникации по поводу иной культуры. Здесь важно, чтобы ребята были сосредоточены на поиске сходств разнообразных культур, а не их отличий; чтобы выявлялись их положительные аспекты, а не отрицательные; чтобы понимание и оправдание превалировало над оценкой и осуждением.
Наконец, педагог организует осмысление школьниками своих действий в процессе межкультурного диалога, своих ощущений, своей позиции, помогает выразить их в словесной форме, в ответах на вопросы анкет, в сочинениях-размышлениях.
Параллельно с основной деятельностью, связанной с пошаговым разворачиванием межкультурного диалога и превращением его во внутренний диалог ребенка, педагог совершает и дополнительную, вспомогательную. Она направлена на помощь ребенку в овладении им навыками групповой коммуникации, умениями критически мыслить, знаниями в области культуры, политики, прав человека, национальных отношений. Важно, чтобы ребенок понимал, что стоит за словами «расизм», «национализм», «фашизм», «этнические чистки», «политические репрессии», «религиозные преследования».
В содержание
О толерантности
Зинина Г.И., главный специалист Управления
воспитания и дополнительного образования
детей и молодежи Минобразования России
В период социальных преобразований в современном российском обществе особую актуальность приобретает формирование ценностных мировоззренческих основ и обеспечение преемственности между поколениями россиян на основе общественного согласия в духе формирования культуры мира и ненасилия.
В целях разработки эффективной государственной политики в области формирования основ толерантного сознания, профилактики экстремизма, снижения социально-экономической напряженности в обществе, реализации системы мер и механизмов внедрения в социальную практику норм взаимопонимания, совершенствования межкультурных, межнациональных, межкофессиональных отношений 25 августа 2001 года Правительством Российской Федерации утверждена федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)».
Программа призвана способствовать
совершенствованию
Программа рассчитана на 5 лет и будет реализовываться в три этапа. Первый этап предполагает проведение научных и социологических исследований, второй – их внедрение на экспериментальной основе в отдельных образовательных учреждениях и массовое внедрение в период заключительного этапа.
В качестве конечных результатов реализации Программа предполагает создание научной, организационно-методической, информационной и нормативной правовой базы, эффективной системы мониторинга и механизмов выработки мер по своевременному оказанию противодействия экстремизму в обществе, особенно в среде учащейся и студенческой молодежи, внедрению учебных программ во все типы образовательных учреждений, методик по оказанию помощи семье в формировании установок толерантного сознания.
Программа включает в себя пять разделов: «Личность». «Семья», «Общество, «Государство», «Организационное и информационное обеспечение».
Россия – многонациональная страна, и проблемы межкультурного, межконфессионального взаимопонимания остро нуждаются в научном осмыслении, создании конкретных рекомендаций для различных регионов с учетом социально-культурных, экономических условий, миграции, психологической напряженности в обществе.
Государственным заказчиком Программы является Министерство образования Российской Федерации, в систему которого входят все типы образовательных учреждений – от детского сада до высшей школы, она охватывает огромную армию педагогов и более 25 млн. детей. То, что основа благополучия общества закладывается именно в этой сфере, накладывает особую ответственность на каждого в отдельности и на всю систему в целом.
Программа призвана систематизировать усилия различных ведомств, выработать критерии для анализа результативности осуществляемой государственной политики органами исполнительной власти, общественными организациями, средствами массовой информации, способствовать обеспечению социальных гарантий гражданам России.
В содержание
Игра «Проявляешь ли ты толерантность?»
По материалам газеты «ДОГ»
Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.
Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько «б» получилось.
1. Для того, чтобы не было войны...
а) Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!
б) Нужно понимать, почему они происходят.
2. В школе говорят о героях, проявивших толерантность...
а) Это тебя не интересует.
б) Ты хочешь узнать об этих героях.
3. Ты противостоишь насилию...
а) Насилием.
б) Ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать НЕТ.
4. Один товарищ тебя предал...
а) Ты мстишь ему.
б) Ты пытаешься объясниться с ним.
5. Когда говорят о детях, пострадавших от войны...
а) Ты об этом услышал и забыл.
б) Ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними солидарность.
6. Ты не согласен с кем-то...
а) Ты не даешь ему говорить.
б) Ты все-таки слушаешь его.
7. В классе ты уже ответил...
а) Тебе хочется отвечать еще.
б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.
8. Тебе предлагают переписываться с каким-нибудь иностранцем...
а) Ты не испытываешь ни потребности переписываться, ни потребности делиться мечтами.
б) Ты хочешь переписываться, чтобы поделиться с ним своими мечтами.
Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.
Если у тебя от 3 до 7 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью.
Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.
В содержание
Глава 6. Государственная власть и государственное управление: соотношение и механизм взаимодействия
Править людьми – значит осуществлять по отношению к ним власть, принадлежащую обществу, с тем чтобы заставить их жить согласно его целям. П. Гольбах
§ 1. Понятие государственной власти
Власть — это средство для
охранения жизни, спокойствия и
порядка; поэтому, осуждая всемерно
произвол и самовластие, нельзя
не считать опасным безвластие.
П.А. Столыпин
Методологические подходы к изучению государственной власти - государственная власть - система государственной власти - первичные субъекты государственной власти - вторичные субъекты государственной власти - учредительная государственная власть - принцип разделения государственной власти -власть главы государства - законодательная власть - исполнительная власть - судебная власть - контрольная власть
В научной литературе существует множество определений понятия государственной власти. Их анализ позволяет обратить внимание на ряд особенностей методологических подходов к изучению государственной власти, бесспорно влияющих на адекватность отражения в них реальной ее сущности. К числу таких особенностей можно отнести:
1) выведение
определения государственной