Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:37, контрольная работа
Интеллект - в переводе с латинского - разум. Не случайно по своему психологическому содержанию понятие «интеллект» относится к нечетко определяемым понятиям. Широко распространена точка зрения, согласно которой интеллект - это то, что можно измерить с помощью интеллектуальных тестов. Понятие «интеллект» сводят то к некоей общей биологической функции и общему фактору, то к мобильности формальных операций, то к речевому мышлению, значениям и личностным смыслам и, наконец, к предельно широко трактуемому «познанию» как атрибуту сознания и общей способности к рефлексии. В последнем случае интеллект отождествляется с категорией сознания.
Введение
Глава I. Понятие интеллекта
1.1 Определение интеллекта
1.2 Структура интеллекта
1.3 Теории интеллекта
Глава II. Теория невербального интеллекта М.Айзенка и М. А. Холодной
2.1 Интеллектуальный потенциал личности
2.2 Оценка интеллекта
Заключение
Список литературы
Государственно образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Самарский
Государственный университет
Контрольная работа
По дисциплине: «Курс общей и экспериментальной психологии»
На тему:
«Теория невербального интеллекта М. Айзенка
и М. А. Холодной»
Выполнил студент
группы 17.102.72 специальности психолого- Лазарев Артем Сергеевич | |
Проверил преподаватель
дисциплины «Курс общей и экспериментальной
психологии» к.пс.н
Феропонтова Ольга Ивановна |
Сызрань 2012 г.
Содержание:
Введение
Глава I. Понятие интеллекта
1.1 Определение интеллекта
1.2 Структура интеллекта
1.3 Теории интеллекта
Глава II. Теория невербального интеллекта М.Айзенка и М. А. Холодной
2.1 Интеллектуальный потенциал личности
2.2 Оценка интеллекта
Заключение
Список
литературы
ВВЕДЕНИЕ
Интеллект
- в переводе с латинского - разум.
Не случайно по своему психологическому
содержанию понятие «интеллект»
относится к нечетко
Очевидность теоретической и практической значимости надежных знаний о природе интеллектуальных способностей человека контрастирует с реальным, весьма неудовлетворительным положением дел в психологии интеллекта, обнаруживающим себя, в частности, в нарастании критики самого понятия «интеллект».
Таким
образом, тему работы можно считать
на сегодняшний день актуальной.
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА
Интеллект (от лат. - ум, рассудок, разум) зачастую отождествляется с мышлением в определении: интеллект - это мыслительная способность человека. Однако еще французский психолог Ж. Пиаже разводил эти два понятия. Он предлагал трактовать интеллект как «психическую адаптацию к новым условиям»[1]. По Пиаже, «интеллект является состоянием равновесия, к которому тяготеют все последовательно расположенные адаптации сенсомоторного и когнитивного порядка так же, как и все взаимодействия организма со средой»[2]. Одна из основных особенностей человеческого интеллекта заключается в том, что не всякое содержание, получаемое из внешнего мира, может быть усвоено, а лишь то, которое хотя бы приблизительно соответствует внутренним структурам индивида. Усвоение (ассимиляция) и приспособление (аккомодация) находятся между собой в состоянии несбалансированного равновесия, и деятельность человека направлена к достижению равновесия между ассимиляцией и аккомодацией. Еще одним важным показателем интеллекта является его организованность, т.е. представление интеллектуальной активности субъекта в виде некоторой структуры с выделением в ней отдельных элементов.
Пиаже говорил о стадиях развития интеллекта, иначе говоря, о стадиях развития некоторой структурной схемы с разными выделяющимися в ней компонентами. Выделяются 4 стадии развития интеллекта. Первая, названная стадией сенсомоторного интеллекта, продолжается от 0 до 2 лет. Вторая - дооперациональное мышление - занимает период от 2 до 7-8 лет. Третью стадию составляет период конкретных операций - от 7-8 до 11-12 лет. Последний, четвертый период развития интеллекта - это период формальных операций, он начинается от 12 лет и развивается на протяжении всей жизни. Если на первых этапах развития интеллекта операции как бы связаны с предметами, конкретны и зачастую недифференцированы между собой, то в процессе овладения различными способами замещения реальных объектов, обозначения их прежде всего словесными знаками возникает возможность более разнообразных связей с действительностью, иначе говоря, возникает развитой интеллект, который обеспечивает адаптацию человека к внешней среде. Стадии развития интеллекта привязаны к определенному возрасту, но обучение может ускорять их прохождение, а при отсутствии обучения по различным причинам может быть задержка развития. Например, в исследованиях П.Я. Гальперина было показано, что при целенаправленном обучении формальные операции появляются уже у старших дошкольников.
Если для Пиаже интеллект - это общий регулятор поведения всех уровней, то для некоторых других исследователей (А. Бине, Л. Векслер) он - символ обучаемости человека и любого другого живого существа всему новому.
Таким образом, в настоящее время существуют как минимум три трактовки понятия интеллекта:
1.
Биологическая трактовка: «
2.
Педагогическая трактовка: «
3. Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как «способность адаптации средств к цели». С точки зрения структурного подхода, интеллект – это совокупность тех или иных способностей[3].
Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. «Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.
1.2 СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА
Какова структура интеллекта? Существуют различные концепции, пытавшиеся ответить на этот вопрос. Так, в начале века Спирмен (1904) выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.
Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:
1.
счетную способность, т.е.
2.
вербальную (словесную) гибкость, т.е.
легкость, с которой человек может
объясняться, используя
3. вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь;
4. пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;
5. память;
6. способность к рассуждению;
7. быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.
Американский психолог Дж. Гилфорд представляет интеллект как кубическую модель. Он выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенченским).
У Бине и Векслера интеллект - это одноуровневая модель с двумя блоками показателей вербального и невербального (действенного и образного) характера.
По мнению Кэттела (1967), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета.
Б.Г. Ананьев рассматривал интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую процессы, состояния и свойства личности. В свою очередь, эта структура связана с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками. Они определяют меру интеллектуальной напряженности и степень ее полезности или вредности для здоровья человека. При таком подходе интеллект рассматривается как интегральное образование познавательных процессов и функций, сопровождаемое метаболическим обеспечением. Высокие показатели по интеллекту прогнозируют успешность человека в любом виде деятельности.
Подструктурами
общего интеллекта являются образования
невербального и вербального интеллекта.
Вербальный интеллект показывает особенности
вербально-логической формы общего интеллекта
с преимущественной опорой на знания,
которые, в свою очередь, зависят от образования,
жизненного опыта, культуры, социальной
среды каждого отдельного индивида. Невербальный
интеллект зависит не столько от знаний,
сколько от умений индивида и его психофизиологических
особенностей, отражающихся в сенсомоторных
показателях. Общая оценка интеллекта
осуществляется после суммирования отдельных
показателей успешности выполнения каждого
из заданий, причем полученная сумма соотносится
с возрастом испытуемого. Следует отметить,
что если в заданиях по определению вербального
интеллекта оцениваются способность к
логическому обобщению, умение строить
умозаключения, самостоятельность и социальная
зрелость мышления, то в заданиях по определению
невербального интеллекта оценивается
развитие других психических процессов
и свойств - внимания, восприятия, зрительно-моторной
координации, скорости формирования навыков.
В целом интеллект предстает как структура
способностей, среди которых мыслительные
играют самую важную роль, но не единственную,
поскольку очень большое значение для
общего интеллекта имеют свойства внимания,
памяти, восприятия. Однако в современной
психологической литературе достаточно
часто два понятия - интеллект и мышление
- рассматриваются как синонимичные, что
вызывает терминологическую путаницу.
1.3 ТЕОРИИ ИНТЕЛЛЕКТА
Интеллект
традиционно исследовался в рамках
двух основных направлений: тестологического
и экспериментально-
Разрабатываемые
в рамках экспериментально-
В
первую очередь следует выделить
теории, отстаивающие идею генетического
объяснения интеллекта на основе учета
как закономерностей его
Широкое
распространение в последние
годы получили неотестологические теории
интеллекта X. Айзенка, Э. Ханта и
Р. Стернберга. Для теорий этого типа
характерно признание IQ-концепции интеллекта,
однако экспериментально-
Хант является сторонником когнитивного корреляционного подхода, суть которого заключается в исследовании того, как отдельные элементарные познавательные функции (например, скорость переработки лексической информации) соотносятся с успешностью исполнения определенного теста.
Стернберг свои экспериментальные разработки проводит в рамках когнитивного компонентного подхода, ориентированного на тщательный анализ основных компонентов процесса выполнения какого-либо традиционного интеллектуального теста (например, теста аналогий) для решения вопроса о том, как различия в степени выраженности каждого компонента сказываются на итоговых индивидуальных оценках по этому же тесту.
В советской психологии в рамках теории деятельности О. К. Тихомировым и его сотрудниками был предложен свой вариант объяснения механизмов интеллектуальной активности, в качестве которых рассматривались личностные факторы, в частности изучалось влияние на развертывание интеллектуального процесса мотивов, эмоции, целеполагания и т. д.
Информация о работе Теория невербального интеллекта М. Айзенка и М. А. Холодной