Теория невербального интеллекта М. Айзенка и М. А. Холодной

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:37, контрольная работа

Описание работы

Интеллект - в переводе с латинского - разум. Не случайно по своему психологическому содержанию понятие «интеллект» относится к нечетко определяемым понятиям. Широко распространена точка зрения, согласно которой интеллект - это то, что можно измерить с помощью интеллектуальных тестов. Понятие «интеллект» сводят то к некоей общей биологической функции и общему фактору, то к мобильности формальных операций, то к речевому мышлению, значениям и личностным смыслам и, наконец, к предельно широко трактуемому «познанию» как атрибуту сознания и общей способности к рефлексии. В последнем случае интеллект отождествляется с категорией сознания.

Содержание

Введение
Глава I. Понятие интеллекта
1.1 Определение интеллекта
1.2 Структура интеллекта
1.3 Теории интеллекта
Глава II. Теория невербального интеллекта М.Айзенка и М. А. Холодной
2.1 Интеллектуальный потенциал личности
2.2 Оценка интеллекта
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Невербальный интеллект.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Государственно  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Самарский Государственный университет 
 
 
 
 

Контрольная работа

По дисциплине: «Курс общей и экспериментальной психологии»

На тему: «Теория невербального интеллекта М. Айзенка и М. А. Холодной» 
 
 
 
 
 
 
 

  Выполнил студент  группы 17.102.72 специальности психолого-педагогическое образование 

Лазарев Артем  Сергеевич

  Проверил преподаватель  дисциплины «Курс общей и экспериментальной психологии» к.пс.н

Феропонтова Ольга  Ивановна

 
 
 

Сызрань 2012 г.

Содержание:

Введение

Глава I. Понятие интеллекта

1.1 Определение  интеллекта

1.2 Структура  интеллекта

1.3 Теории  интеллекта

Глава II. Теория невербального интеллекта М.Айзенка и М. А. Холодной

2.1 Интеллектуальный потенциал личности

2.2 Оценка интеллекта

Заключение

Список  литературы 
 

    ВВЕДЕНИЕ

    Интеллект - в переводе с латинского - разум. Не случайно по своему психологическому содержанию понятие «интеллект»  относится к нечетко определяемым понятиям. Широко распространена точка  зрения, согласно которой интеллект - это то, что можно измерить с помощью интеллектуальных тестов. Понятие «интеллект» сводят то к некоей общей биологической функции и общему фактору, то к мобильности формальных операций, то к речевому мышлению, значениям и личностным смыслам и, наконец, к предельно широко трактуемому «познанию» как атрибуту сознания и общей способности к рефлексии. В последнем случае интеллект отождествляется с категорией сознания.

    Очевидность теоретической и практической значимости надежных знаний о природе интеллектуальных способностей человека контрастирует с реальным, весьма неудовлетворительным положением дел в психологии интеллекта, обнаруживающим себя, в частности, в нарастании критики самого понятия «интеллект».

    Таким образом, тему работы можно считать на сегодняшний день актуальной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА

    1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА

    Интеллект (от лат. - ум, рассудок, разум) зачастую отождествляется с мышлением  в определении: интеллект - это мыслительная способность человека. Однако еще французский психолог Ж. Пиаже разводил эти два понятия. Он предлагал трактовать интеллект как «психическую адаптацию к новым условиям»[1]. По Пиаже, «интеллект является состоянием равновесия, к которому тяготеют все последовательно расположенные адаптации сенсомоторного и когнитивного порядка так же, как и все взаимодействия организма со средой»[2]. Одна из основных особенностей человеческого интеллекта заключается в том, что не всякое содержание, получаемое из внешнего мира, может быть усвоено, а лишь то, которое хотя бы приблизительно соответствует внутренним структурам индивида. Усвоение (ассимиляция) и приспособление (аккомодация) находятся между собой в состоянии несбалансированного равновесия, и деятельность человека направлена к достижению равновесия между ассимиляцией и аккомодацией. Еще одним важным показателем интеллекта является его организованность, т.е. представление интеллектуальной активности субъекта в виде некоторой структуры с выделением в ней отдельных элементов.

    Пиаже говорил о стадиях развития интеллекта, иначе говоря, о стадиях развития некоторой структурной схемы  с разными выделяющимися в  ней компонентами. Выделяются 4 стадии развития интеллекта. Первая, названная стадией сенсомоторного интеллекта, продолжается от 0 до 2 лет. Вторая - дооперациональное мышление - занимает период от 2 до 7-8 лет. Третью стадию составляет период конкретных операций - от 7-8 до 11-12 лет. Последний, четвертый период развития интеллекта - это период формальных операций, он начинается от 12 лет и развивается на протяжении всей жизни. Если на первых этапах развития интеллекта операции как бы связаны с предметами, конкретны и зачастую недифференцированы между собой, то в процессе овладения различными способами замещения реальных объектов, обозначения их прежде всего словесными знаками возникает возможность более разнообразных связей с действительностью, иначе говоря, возникает развитой интеллект, который обеспечивает адаптацию человека к внешней среде. Стадии развития интеллекта привязаны к определенному возрасту, но обучение может ускорять их прохождение, а при отсутствии обучения по различным причинам может быть задержка развития. Например, в исследованиях П.Я. Гальперина было показано, что при целенаправленном обучении формальные операции появляются уже у старших дошкольников.

    Если  для Пиаже интеллект - это общий  регулятор поведения всех уровней, то для некоторых других исследователей (А. Бине, Л. Векслер) он - символ обучаемости человека и любого другого живого существа всему новому.

    Таким образом, в настоящее время существуют как минимум три трактовки  понятия интеллекта:

    1. Биологическая трактовка: «способность  сознательно приспосабливаться к новой ситуации».

    2.  Педагогическая трактовка: «способность  к обучению, обучаемость».

    3. Структурный подход, сформулированный  А. Бине: интеллект как «способность  адаптации средств к цели».  С точки зрения структурного  подхода, интеллект – это совокупность тех или иных способностей[3].

    Совокупность  познавательных процессов человека определяет его интеллект. «Интеллект – это глобальная способность  действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

    1.2 СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА

    Какова  структура интеллекта? Существуют различные концепции, пытавшиеся ответить на этот вопрос. Так, в начале века Спирмен (1904) выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.

    Терстоун  с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:

    1. счетную способность, т.е. способность  оперировать числами и выполнять  арифметические действия;

    2. вербальную (словесную) гибкость, т.е.  легкость, с которой человек может  объясняться, используя наиболее  подходящие слова; 

    3. вербальное восприятие, т.е. способность  понимать устную и письменную  речь;

    4. пространственную ориентацию, или  способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;

    5.  память;

    6.  способность к рассуждению; 

    7. быстроту восприятия сходств  или различий между предметами  и изображениями. 

    Американский  психолог Дж. Гилфорд представляет интеллект как кубическую модель. Он выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенченским). 

    У Бине и Векслера интеллект - это одноуровневая модель с двумя блоками показателей вербального и невербального (действенного и образного) характера.

    По  мнению Кэттела (1967), у каждого из нас уже с рождения имеется  потенциальный интеллект, который  лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета.

    Б.Г. Ананьев рассматривал интеллект  как многоуровневую организацию  познавательных сил, охватывающую процессы, состояния и свойства личности. В свою очередь, эта структура связана с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками. Они определяют меру интеллектуальной напряженности и степень ее полезности или вредности для здоровья человека. При таком подходе интеллект рассматривается как интегральное образование познавательных процессов и функций, сопровождаемое метаболическим обеспечением. Высокие показатели по интеллекту прогнозируют успешность человека в любом виде деятельности.

    Подструктурами  общего интеллекта являются образования невербального и вербального интеллекта. Вербальный интеллект показывает особенности вербально-логической формы общего интеллекта с преимущественной опорой на знания, которые, в свою очередь, зависят от образования, жизненного опыта, культуры, социальной среды каждого отдельного индивида. Невербальный интеллект зависит не столько от знаний, сколько от умений индивида и его психофизиологических особенностей, отражающихся в сенсомоторных показателях. Общая оценка интеллекта осуществляется после суммирования отдельных показателей успешности выполнения каждого из заданий, причем полученная сумма соотносится с возрастом испытуемого. Следует отметить, что если в заданиях по определению вербального интеллекта оцениваются способность к логическому обобщению, умение строить умозаключения, самостоятельность и социальная зрелость мышления, то в заданиях по определению невербального интеллекта оценивается развитие других психических процессов и свойств - внимания, восприятия, зрительно-моторной координации, скорости формирования навыков. В целом интеллект предстает как структура способностей, среди которых мыслительные играют самую важную роль, но не единственную, поскольку очень большое значение для общего интеллекта имеют свойства внимания, памяти, восприятия. Однако в современной психологической литературе достаточно часто два понятия - интеллект и мышление - рассматриваются как синонимичные, что вызывает терминологическую путаницу. 

    1.3 ТЕОРИИ ИНТЕЛЛЕКТА

    Интеллект традиционно исследовался в рамках двух основных направлений: тестологического и экспериментально-психологического.

    Разрабатываемые в рамках экспериментально-психологического направления теории интеллекта ориентировались  на выявление механизмов интеллектуальной активности. Остановимся лишь на некоторых из них. 

    В первую очередь следует выделить теории, отстаивающие идею генетического  объяснения интеллекта на основе учета  как закономерностей его онтогенетического  развития, связанных с освоением  систем логических операций (Ж. Пиаже), так и влияния социально-культурных факторов (Л. С. Выготский, М. Коул и С. Скрибнер и др.). 

    Широкое распространение в последние  годы получили неотестологические теории интеллекта X. Айзенка, Э. Ханта и  Р. Стернберга. Для теорий этого типа характерно признание IQ-концепции интеллекта, однако экспериментально-психологическому анализу подвергаются внутренние когнитивные процессы, которые стоят за IQ и позволяют объяснить индивидуальные различия в тестовом исполнении. Так, Айзенк настаивает на том, что базой и источником развития интеллекта являются проявления «ментальной скорости», которые, в свою очередь, обусловлены биологическими особенностями нервной системы, отвечающими за точность передачи нервных импульсов. Только при таком типе объяснения, по его мнению, проблема интеллекта будет выведена из «болота ментализма», и сам интеллект получит доказательства реальности своего существования[4].

    Хант  является сторонником когнитивного корреляционного подхода, суть которого заключается в исследовании того, как отдельные элементарные познавательные функции (например, скорость переработки лексической информации) соотносятся с успешностью исполнения определенного теста.

    Стернберг свои экспериментальные разработки проводит в рамках когнитивного компонентного подхода, ориентированного на тщательный анализ основных компонентов процесса выполнения какого-либо традиционного интеллектуального теста (например, теста аналогий) для решения вопроса о том, как различия в степени выраженности каждого компонента сказываются на итоговых индивидуальных оценках по этому же тесту. 

    В советской психологии в рамках теории деятельности О. К. Тихомировым и  его сотрудниками был предложен  свой вариант объяснения механизмов интеллектуальной активности, в качестве которых рассматривались личностные факторы, в частности изучалось влияние на развертывание интеллектуального процесса мотивов, эмоции, целеполагания и т. д. 

Информация о работе Теория невербального интеллекта М. Айзенка и М. А. Холодной