Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 22:38, реферат
М. Вебер (1864-1920) принадлежит к числу тех универсально образованных умов, которых, к сожалению, становится все меньше по мере роста дифференциации социальных наук. Вебер был крупнейшим специалистом в области политической экономии, права, социологии, философии. Он выступал как историк хозяйства, политических институтов и политических теорий, религии и науки и, что особенно важно, как логик и методолог, который разрабатывал принципы познания социальных наук.
ВВЕДЕНИЕ
М. Вебер (1864-1920) принадлежит к числу тех универсально образованных умов, которых, к сожалению, становится все меньше по мере роста дифференциации социальных наук. Вебер был крупнейшим специалистом в области политической экономии, права, социологии, философии. Он выступал как историк хозяйства, политических институтов и политических теорий, религии и науки и, что особенно важно, как логик и методолог, который разрабатывал принципы познания социальных наук.
М. Вебер испытал на себе влияние ряда мыслителей, определивших во многом, как его методологические установки, так и его мировоззрение. В методологическом плане, в сфере теории познания огромное воздействие на него оказали идеи неокантианства, и, прежде всего Г. Риккерта.
По собственному признанию Вебера, большое значение в формировании его мышления имели работы К. Маркса, побудившие его к исследованию проблем возникновения и развития капитализма. Вообще, он относил Маркса к тем мыслителям, которые наиболее сильно воздействовали на социально-историческую мысль XIX-XX веков.
Что касается
общефилософского, мировоззренческого
плана, то Вебер испытал на себе два
различных, а во многих отношениях и
взаимоисключающих влияния: с одной
стороны, философии И. Канта, особенно
в юности; с другой, почти в тот же период,
он находился под влиянием и был большим
почитателем Н. Макиавелли, Т. Гоббса и
Ф. Ницше.
«ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ» М. ВЕБЕРА
В термин «понимание» Вебер вкладывает свой особый смысл. Это – рациональная процедура изучения действий социальных субъектов (микроуровень), а через них – изучение культуры конкретного общества (макроуровень). Вебер был сторонником социального номинализма.
Номинализм – теоретическая и методологическая ориентация, предполагающая, что характер индивидов, их действий, в конечном счете, определяет суть общества. Одним из центральных пунктов теории Вебера явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе – социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два принципиальных момента:
1 субъективная мотивация индивида, который вкладывает в свой акт
определенный смысл;
2 ориентация на поведение других людей.
Вебер отмечает: «Действием мы называем действие человека (независимо от того, носит оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому принятию), если действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него». Из определения следует, что действие, о котором человек не задумывается, социальным действием не является. Так, к социальному действию нельзя отнести непреднамеренное падение человека или же непроизвольный крик от боли, ибо в них просто отсутствует мыслительный процесс. Действие, в котором человек просто не видит реальной цели, не является социальным действием. Так, к социальному действию нельзя отнести непреднамеренное или неосознанное участие человека в той или иной сходке, кампании, политической акции, ибо в этом случае отсутствует мыслительный процесс и осознанно целенаправленная активность.
Действие не является социальным и в том случае, если оно никак не затрагивает интересы других людей, остается для них незамеченным.
Еще одно
важное замечание, которое делает Вебер:
предметом его концепции
Ориентируясь на возможное реальное поведение людей в жизни, Вебер выделяет следующие типы действия:
1 целерациональное,
2 ценностно-рациональное,
3 аффективное,
4 традиционное.
Обратимся к самому Веберу: «Социальное действие, подобно любому другому поведению, может быть:
1) целерациональным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели;
2) ценностно-рациональным, основанным на вере в безусловную –
эстетическую, религиозную или любую другую – самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет;
3) аффективным,
прежде всего эмоциональным,
4) традиционным,
то есть основанным на
Особое
внимание Вебер уделяет проблеме
понимания социального
Второй
тип интерпретации социального
действия – объяснительное понимание.
Оно предполагает выяснение мотивов
конкретного социального
Третий
тип – причинное объяснение. Оно
предполагает выяснение того, что
инициировало сами мотивы, которые
привели к соответствующим