Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:37, контрольная работа
Интеллект - в переводе с латинского - разум. Не случайно по своему психологическому содержанию понятие «интеллект» относится к нечетко определяемым понятиям. Широко распространена точка зрения, согласно которой интеллект - это то, что можно измерить с помощью интеллектуальных тестов. Понятие «интеллект» сводят то к некоей общей биологической функции и общему фактору, то к мобильности формальных операций, то к речевому мышлению, значениям и личностным смыслам и, наконец, к предельно широко трактуемому «познанию» как атрибуту сознания и общей способности к рефлексии. В последнем случае интеллект отождествляется с категорией сознания.
Введение
Глава I. Понятие интеллекта
1.1 Определение интеллекта
1.2 Структура интеллекта
1.3 Теории интеллекта
Глава II. Теория невербального интеллекта М.Айзенка и М. А. Холодной
2.1 Интеллектуальный потенциал личности
2.2 Оценка интеллекта
Заключение
Список литературы
Перечисленные
выше экспериментально-
Тем
не менее существуют, видимо, границы
этой пристрастности, и задаются они
в первую очередь уровнем
Вопрос
о природе интеллекта требует
принципиальной переформулировки. Отвечать
нужно не на вопрос: «Что такое интеллект?»
(с последующим перечислением
его свойств), а на вопрос: «Что представляет
собой интеллект как носитель
своих свойств?» В итоге закономерным
представляется обращение к анализу структурной
организации интеллекта, которая, в свою
очередь, определяется особенностями
состава и строения когнитивных психических
структур, обеспечивающих специфический
тип репрезентации происходящего в индивидуальном
сознании и в конечном счете предопределяющих
эмпирически констатируемые интеллектуальные
свойства.
Глава II.
Теория невербального интеллекта М.Айзенка и М. А. Холодной
Психофизиологический подход основан на предположении, что некоторые особенности работы головного мозга определяют свойства психических процессов и составляют физиологическую основу психических способностей.
Наиболее ярким представителем психофизиологического редукционизма является Г. Айзенк, полагавший, что интеллект определяется скоростью переработки информации нервной системой. Скорость же переработки информации связана с уровнем активированности нервной системы.
Точка зрения Г. Айзенка получает поддержку многих исследователей. В частности, В. Вайс, исследуя в Германии три поколения родственников математически одаренных детей, выдвинул предположение: «Гипотетический аутосомный рецессивный аллель в гомозиготном состоянии является предпосылкой высокого уровня развития математических и технических способностей, а также высокого значения IQ (более 130). Предполагается, что обнаруженные наследственные различия объясняются различиями в "скорости переработки информации" мозгом, а та, в свою очередь, может быть связана с наследственным полиморфизмом некоего фермента, ограничивающего скорость синаптической передачи» [I].
Главный аргумент против психофизиологического подхода содержится в данных самих психогенетических близнецовых исследований: коэффициент наследуемости индивидуальных различий параметров ЭЭГ, ВП (вызванных потенциалов) и пр. всегда меньше, чем коэффициенты наследуемости свойств интеллекта.
Однако Айзенк последовательно отстаивал точку зрения на интеллект как на свойство нейрофизиологическое по своей природе. Какие же аргументы он использовал для обоснования своей позиции?
Айзенк
считал интеллект проявлением скорости
переработки информации нервной
системой индивида. И соответственно
главным аргументом для него были
высокие положительные
Цитируя обзор исследований по физиологии интеллекта Т. Гаслера с соавторами, он делает следующие выводы:
1)
существует небольшая
2) она особенно выражена для детей с пограничными случаями умственной отсталости и задержки развития;
3)
дети более зрелые по
4)
с IQ в большей степени коррелирует
распределение частот ЭЭГ,
Кроме того, было обнаружено, что амплитуды усредненных вызванных потенциалов (УВП) положительно коррелируют с IQ, а латентный период и дисперсия ВП — отрицательно: корреляции варьировали в пределах от 0,20 до 0,40.
В исследованиях А. и Д. Хендриксон была выявлена устойчивая зависимость между результатом выполнения теста Векслера и параметрами УВП: сложностью, изменчивостью и комплексным показателем «сложность минус изменчивость». Коэффициент корреляции между отдельными субтестами и тремя этими показателями оказался очень велик, причем интенсивность УП положительно коррелировала с показателями интеллекта, изменчивость — отрицательно, а комплексный показатель — положительно (см. табл. 14). Особо высокие показатели были получены для субтестов вербальной шкалы: «Осведомленность», «Арифметический». «Словарный», «Сходство» и значительно меньшие — для субтестов невербальной шкалы, что в очередной раз опровергает взгляды Векслера на природу и детерминацию развития вербального и невербального интеллектов.
Эти данные (табл. 14) были воспроизведены в ряде работ и послужили обоснованием теории Д. Хендриксона. При обработке информации нервная система допускает ошибки. Измеряя интеллект, мы фиксируем меру влияния задания на ошибочность работы нервной системы. Ошибки при переработке информации нервной системой проявляются в большей изменчивости усредненных вызванных потенциалов и меньшей их сложности.
Другая модель, объясняющая уровень IQ особенностями переработки информации в центральной нервной системе, предложена Е. Шафер. Эффективно функционирующий мозг нуждается в меньшем числе нейронов для обработки известного стимула и в большем — для неизвестного. Поэтому у индивида с высокой адаптивностью нервной системы будет небольшая амплитуда УВП на неизвестный стимул и большая — на новый неожиданный стимул, что будет сопровождаться высоким значением IQ. У индивидов с низкой адаптивностью
Таблица
14. Корреляция между характеристиками
усредненных вызванных
Субтесты шкалы Векслера | Изменчивость | Сложность | Сложность минус изменчивость |
1 | -0,64 | 0,55 | 0,68 |
2 | -0,50 | 0,53 | 0,59 |
3 | -0,57 | 0,56 | 0,65 |
4 | -0,69 | 0,54 | 0,71 |
5 | -0,54 | 0,49 | 0,59 |
6 | -0,57 | 0,62 | 0,68 |
7 | -0,69 | 0,68 | 0.78 |
8 | -0,28 | 0,32 | 0,35 |
9 | -0,47 | 0,52 | 0,57 |
10 | -0,50 | 0,45 | 0,54 |
11 | -0,36 | 0,45 | 0,46 |
12 | -0,32 | 0,45 | 0,44 |
13 | -0,56 | 0,53 | 0,60 |
Шкала Векслера в целом | -0,72 | 0,72 | 0,83 |
при предъявлении нового и известного сигналов величины амплитуд УВП будут мало различаться.
В экспериментах эта гипотеза нашла подтверждение.
Г. Айзенк считал, что большой интерес вызывает результат исследования Д. и В. Молфезе. Они рассматривали ВП на предъявление сигнала у детей через 36 часов после рождения, а через три года измеряли уровень их умственного развития. Оказалось, что существуют значимые корреляции амплитуды ВП и показателей вербального интеллекта. Это лишний раз свидетельствует о том, что вербальный интеллект контролируется генетически как видоспецифическая общая способность человека, что и выражается в величинах коэффициентов корреляций психометрических и многих физиологических параметров.
Айзенк приводит немало аргументов в пользу значения биохимических процессов в детерминации интеллекта: в них он видит источник «психической энергии» (Ч. Спирмен), которая определяет уровень интеллекта.
Сам
Айзенк не создал завершенной
2. Интеллектуальный потенциал личности
Интеллект и интеллектуальный потенциал образуют единство, но не тождество. Интеллектуальный потенциал – это, прежде всего, связь потенций и тенденций, ресурсов и резервов субъекта с движущими силами интеллекта, с мотавационно-потребностной сферой и общими способностями человека и, наконец, с энергетическим обеспечением творческой продуктивности человека в процессе деятельности.
Безусловно, интеллектуальный потенциал - это системное свойство, имеющее множественную и разноуровневую детерминацию. Раскрыть интеллектуальный потенциал человека можно на основе анализа взаимосвязей: интеллект - процессы жизнедеятельности; интеллект - личность.
Формируется и накапливается он в ходе развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности.
Интеллектуальный
потенциал - это своеобразное «опережающее»
отражение действительности, качественно
новые элементы и запасы функций,
необходимые для перехода системы
интеллекта на новый уровень
Для оценки наличного состояния системы интеллекта, продуктивности интеллектуальной деятельности в данный период жизни человека используется понятие интеллектуального статуса.
Информация о работе Теория невербального интеллекта М. Айзенка и М. А. Холодной