Теория невербального интеллекта М. Айзенка и М. А. Холодной

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:37, контрольная работа

Описание работы

Интеллект - в переводе с латинского - разум. Не случайно по своему психологическому содержанию понятие «интеллект» относится к нечетко определяемым понятиям. Широко распространена точка зрения, согласно которой интеллект - это то, что можно измерить с помощью интеллектуальных тестов. Понятие «интеллект» сводят то к некоей общей биологической функции и общему фактору, то к мобильности формальных операций, то к речевому мышлению, значениям и личностным смыслам и, наконец, к предельно широко трактуемому «познанию» как атрибуту сознания и общей способности к рефлексии. В последнем случае интеллект отождествляется с категорией сознания.

Содержание

Введение
Глава I. Понятие интеллекта
1.1 Определение интеллекта
1.2 Структура интеллекта
1.3 Теории интеллекта
Глава II. Теория невербального интеллекта М.Айзенка и М. А. Холодной
2.1 Интеллектуальный потенциал личности
2.2 Оценка интеллекта
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Невербальный интеллект.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

    Понятие интеллектуального потенциала в  определенной степени перекрывает  понятие статуса, оно обозначает реальные интеллектуальные возможности человека, его готовность действовать, а также нереализуемые интеллектуальные свойства, интеллектуальные резервы. Кроме того, понятие интеллектуального потенциала отражает разные классы психических свойств и механизмов, которые определяют прогрессивные изменения интеллекта, движущие силы интеллектуального развития.

    Функциональные  механизмы интеллекта (сенсорно-перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные, психомоторные, речедвигательные и  др.) составляют филонтогенетический фонд интеллекта. Потенциалы и уровни достижения в тренировке этих механизмов определяются природными свойствами человека, особенно возрастными и нейродинамическими. Они включают регуляторные системы, отвечающие за энергообеспечение интеллектуальных процессов, за стабильность, устойчивость достигнутых уровней интеллектуальных операций, в значительной степени выполняют функции сохранения видовых системных качеств интеллекта человека[5].

    К операциональным интеллектуальным механизмам относятся интеллектуальные операции, алгоритмы, которые складываются в ходе развития человека как субъекта деятельности, в процессах обучения, воспитания, в многообразных формах человеческой активности и самореализации личности. Операциональные механизмы (системы наблюдений, рациональных операций, мыслительных процедур, абстрактно-символических представлений и пр.) являются полифункциональными.

     
3. Оценка интеллекта

    Наибольшей  популярностью пользуется так называемый «коэффициент интеллектуальности», сокращенно обозначаемый IQ, который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной группы. Можно сравнивать умственное развитие ребенка с возможностями его ровесников. Например, календарный возраст – 8 лет, а умственные способности ближе к шестилетней группе, таков, следовательно, и его «умственный» возраст. В дальнейшем на основе расчетов соотношения умственного и хронологического возраста и был выведен показатель, названный коэффициентом интеллектуальности (IQ).

    Среднее значение IQ соответствует 100 баллам, самые  низкие могут приближаться к 0, а  самые высокие – 200. Стандартное (т.е. среднее для всех групп) отклонение – 16 баллов в каждую сторону. У каждого третьего человека IQ находится между 84 и 100 баллами, и такова же доля лиц (34%) с показателями от 100 до 116 баллов. Таким образом, эта основная масса (68%) и считается людьми со средним интеллектом. Две другие группы (по 16% в каждой), результаты которых соответствуют крайним показателям шкалы, рассматриваются или как умственно отсталые (люди со сниженным интеллектом IQ от 10 до 84), или как обладающие высокими (выше среднего) интеллектуальными способностями (IQ от 116 до 180).

    Психологи и психиатры используют термин «олигофрения» («малоумие»), под которым обозначают врожденную или приобретенную в  раннем детстве (до 3-летнего возраста) недоразвитость интеллекта. Врожденное слабоумие (олигофрению) следует отличать от приобретенного, которое называют деменцией.

    Врожденное  слабоумие затрудняет возможность  больным детям нормально адаптироваться в обществе, что приводит к очевидной  для всех интеллектуальной неполноценности. Олигофрены отличаются недоразвитостью  самых сложных, филогенетически молодых функций психики, мышления и речи, при сохранности эволюционно более древних функций и инстинктов. Олигофрения прежде всего проявляется в слабости абстрактного мышления, неспособности к обобщению, к отвлеченным ассоциациям. У олигофренов в интеллекте преобладают сугубо конкретные связи, поэтому его критические возможности снижены, ассоциативно-логическая память остается малоразвитой.

    Этиология (причина) олигофрении во многом остается неясной, в 90% случаев умственной отсталости ее объяснить не удается. Во многих странах используется термин «умственная отсталость», сокращенно УО. В качестве основного диагностического показателя умственной отсталости и используется коэффициент интеллектуальности. По международным стандартам (они сейчас носят «щадящий» характер) при IQ<50-70 имеет место легкая умственная отсталость, при IQ<50 – средней тяжести; при IQ<35 – резко выраженная.

    Самая тяжелая форма слабоумия –  идиотия, характеризуется IQ=20, речь и  мышление практически не формируются, преобладают эмоциональные реакции. Средняя степень называется имбецильностью (IQ=20-50). Словарный запас имбецилов до 300 слов, они обучаемы, неплохо ориентируются в привычной житейской обстановке. У них большая внушаемость, склонность к слепому подражанию. Имбецилы нуждаются в опеке, хотя многие стремятся к самостоятельной жизни, любят жениться, выходить замуж, находя партнеров среди себе подобных.

    Дебильностью  называют легкую степень слабоумия (IQ<75%), которую трудно отличить от психики на нижней границе нормы. Поведение дебилов достаточно адекватно и самостоятельно, речь развита. Поэтому дебильность замечается не сразу, а обычно в процессе начального обучения. В подростковом возрасте, когда дебилизм особенно проявляется, обнаруживаются дефекты в абстрактном мышлении. Дебилами все понимается буквально, переносный смысл пословиц, метафор не улавливается. Лица, страдающие дебильностью, овладевают преимущественно конкретными знаниями, усвоение теоретических им не дается.

    Степень дебилизации нигде официально не превышает 3,5%. Но многие сомневаются в этой цифре, так как ни одна страна не заинтересована в ее точности. По многим регионам нет вообще никаких данных, а специализированные исследования (в школах, армии, службах занятости) дают данные на порядок выше. Поэтому в ряде стран (только в Восточной Азии этой проблемы нет) решено вслед за США, где дебилизм является национальной трагедией, признать его легкие формы нормой и максимально сократить в общедоступных школах долю обязательного учебного материала, требующего способностей к абстрактному мышлению[6].

    М.А. Холодная определяет феноменологию  интеллекта, исходя из иерархии трех его  психических носителей: ментальных структур, ментального пространства и ментальных репрезентаций. Другими словами, «интеллект по своему онтологическому статусу – это особая форма организации индивидуального умственного опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего» [9].

М.А. Холодная предложила четырехкомпонентную модель интеллекта с точки зрения состава  и строения ментального опыта  субъекта. Она включает когнитивный, метакогнитивный и интенциональный опыт, а также интеллектуальные способности (конвергентные и дивергентные способности, обучаемость и познавательные стили).

Предложенная  модель во многом ломает сложившиеся  в отечественной психологической  науке стереотипы. Ментальный опыт (точнее, иерархия его структур) предшествует способностям, позволяет их наблюдать и измерить. В результате в каждом конкретном случае функционирует интеллект человека познающего. Интеллектуальная деятельность отражает реальный когитогенез человека, а не гипотетическую совокупность онтогенеза и филогенеза. Способности (биологический и социальный интеллект Д. Хебба, текучий и кристаллизированный интеллект Р. Кеттелла) проявляются и развиваются в опыте и на основе опыта. В тоже время в структуре эксплицитной модели интеллекта М.А. Холодной явно просматриваются две имплицитных субтеории: ментального опыта и интеллектуальных способностей. При этом компоненты субтеории способностей представлены в одной горизонтальной плоскости на уровне внутрипонятийных связей. Теоретико-эмпирическая разработанность интеллекта как совокупности трех общих способностей (общий интеллект, креативность, обучаемость) и его стилевых параметров позволяет сконструировать модель «3 + 1» и избежать конкретизации вертикальных межпонятийных связей.

С точки  зрения теории и методологии нашего исследования особого внимания заслуживают  следующие положения о феноменологии  интеллекта в парадигме ментальных репрезентаций и ментального  опыта М.А. Холодной:

1) назначение  интеллекта заключается в построении объективных репрезентаций как инвариантного воспроизведения реального мира;

2) структурная  ориентация в изучении интеллекта  возвращает ему статус психической  реальности;

3) любая  репрезентация – это порождение  ментальной модели на основе  внешнего (презентации) и внутреннего  (фиксированной в долговременной  памяти субъекта информации) контекста  за счет включения механизмов  конструирования опыта: реконструирования,  категоризации, перевода информации с одного «языка» репрезентации на другой;

4) категориальная  схема изучения интеллекта предполагает  исследование понятийных психических  структур, особенностей структурной  организации развернутого ими  когнитивного пространства, специфического типа репрезентации и свойств интеллектуальной деятельности, проявляющихся в конкретной ситуации [9].

Н.И. Чуприкова  полагает, что центральной проблемой  умственного развития является выделение  его субстрата, определение того, что развивается с возрастом и в процессе обучения. В качестве такого субстрата она предлагает рассматривать внутренние когнитивные структуры: системы извлечения и анализа текущей информации и репрезентации знаний [10]. По ее мнению, онтогенетическое развитие когнитивных структур осуществляется по линии прогрессивного усложнения и системной иерархии, подчиняясь закону (или принципу) системной дифференциации. Согласно этого принципа более развитые, сложные, высоко расчлененные и иерархически упорядоченные когнитивные структуры развиваются из более простых, диффузных, глобальных или плохо расчлененных структур.

Ментальная  репрезентация как любая система  характеризуется динамическими  процессами и склонна к структурализации, результатом которой является ментальная структура. Другими словами, ментальные репрезентации и ментальные структуры – это не разные феномены, а два состояния одной системы (как поверхностные и глубинные структуры). Такой подход позволяет рассматривать ментальную репрезентацию как субстрат интеллекта в совокупности его вариантов и инвариантов. Например, в потенциальном интеллекте как в эмбрионе одновременно представлен здравый смысл и рассудок, и разум. Ошибочно полагать, что разум возникает согласно закону отрицания отрицания (по аналогии «кокон – гусеница – бабочка»): здравый смысл – рассудок – разум. Все представляется более сложным и системным, здравый смысл продолжает инициировать развитие разума и через рассудок, и в рассудке и, минуя его, во всем многообразии обратных связей.  

Заключение 

    Таким образом, в истории исследования генезиса интеллекта человека можно выделить два главных подхода, взаимно обогащающих друг друга. Первый связан с именем Ж.Пиаже. В его исследованиях было показано, каким огромным природным потенциалом развития обладает интеллект (операторный механизм уравновешивания субъекта с окружающим миром). Источник развития интеллекта - в нем самом, развитие представляет собой развертывание стадий операторных механизмов по сформированным природой алгоритмам. Источником развития является также актуальная жизнь субъекта, которая ставит проблемы, создает сложности и противоречия, которые необходимо преодолеть субъекту. Выход из противоречий позволяет формировать функциональные механизмы ассимиляции предметной реальности, иначе, интеллектуальные операции разных уровней (от сенсорно-моторных до формально-логических - понятийного мышления).

    Другой  подход отражен в работах А. Баляона, Л.С. Выготского, Дж. Брунера и др. Ключевым для этих исследований был  вопрос об опосредованиях общением интеллектуального  развития человека. Интеллектуальное развитие рассматривалось как эффект общей социализации человека. Так, Дж. Брунер писал, что «нельзя достичь объяснения развития, не привлекая для этого особенности культуры, природу языка, внутреннюю логику детского мышления и характер эволюционной истории человечества»[7].

    Совершенно  оригинальный подход к пониманию  интеллекта был предложен Б.Г. Ананьевым, который отводил интеллекту особое место в общей совокупности потенциалов человеческого развития. Интеллект он рассматривал как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую психофизиологические процессы, состояния и свойства личности. Эта организация, в свою очередь, связана с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками человека. Они являются своеобразными эквивалентами интеллекта и определяют меру умственной работоспособности и цену интеллектуального напряжения, степень их полезности и вредности для здоровья человека.

    Сегодня в ряде стран, например в Америке, показатель общего интеллекта - коэффициент  умственного развития IQ служит основанием для определения готовности к  продолжению образования, получения  престижной работы, продвижения по службе и даже при выборе рода войск во время службы в армии.

    Проблемы  интеллекта, участия в его структуре  мышления разных видов, особенности  искусственного интеллекта и его  использования в качестве катализатора человеческого интеллекта - все эти  вопросы далеки от своего окончательного разрешения и требуют новых теоретических и экспериментальных доказательств.

Информация о работе Теория невербального интеллекта М. Айзенка и М. А. Холодной